Тренировочные тесты по чтению. 4 класс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренировочные тесты по чтению. 4 класс.



Рекомендации по разработке тестовых заданий на проверку уровня сформированности ОУУН к познавательному тексту,

подобранному учителем (тренировочных материалов).

1) Начните с формулировки идеи (главной мысли) текста. Если не можете чётко и доступно для понимания учащихся сформулировать её, отложите текст как негодный.

2) Продолжите работу составлением заданий групп В (с кратким ответом) и С (с развёрнутым ответом): нахождение двух причин упоминаемого в тексте факта, работа с таблицей, связанная с обобщением и систематизацией сведений из текста, группировка понятий и фактов, выражение отношения к прочитанному и т.п.

3) Поработайте над заданиями группы А (с выбором одного из 4 предложенных вариантов ответа), требующими осмысления фрагментов или массива прочитанного (на поиск информации, заданной в явном, неявном видах, систематизацию и обобщение содержания текста).

4) Сформулируйте варианты ответа на задание группы А, связанное с нахождением утверждения, соответствующего содержанию текста.

5) Сформулируйте варианты ответов на вопросы о теме текста и типе книги, из которой мог быть взят текст. Не забывайте, что дистракторы (неверные ответы) должны быть в какой-то мере похожи на правдоподобные ответы. Поэтому, давая варианты ответа на вопрос о теме, удобно использовать в качестве дистракторов  микротемы, не получившие в тексте особого развития; на вопрос о типе книги – сборники разных жанров на сходные темы.

6) Сформулируйте вопрос, связанный с составлением (С) или восстановлением (А или В, в зависимости от того, предлагаются ли варианты ответа или ученик должен сам восстановить правильную последовательность, дав краткий ответ) плана текста (этим заданием, как наиболее легко составляемым, лучше заканчивать разработку проверочного материала). Если предоставляете учащимся возможность самим составить простой план, не забудьте о составлении эталонных вариантов, с которыми при оценивании выполненного задания вы будете сравнивать ответы учащихся.

7) Рекомендую включить в тест последнее задание на рефлексию:

«Как ты думаешь, насколько тебе удалось справиться с выполнением заданий?

 

Что при выполнении заданий показалось тебе наиболее трудным? Почему?

Для ответа используй таблицу:

Самое трудное Почему трудно
   

В этом случае при анализе работ Вам будет легче сориентироваться в том, какие пробелы в умениях и навыках затрудняют работу Ваших учеников и должны быть устранены в дальнейшей урочной деятельности.

8) Разработайте чёткие критерии оценивания заданий групп В и С, если вы считаете возможным оценить их выполнение более чем 1 баллом (критерии должны содержать сформулированные Вами верные элементы ответа и баллы, начисляемые за воспроизведение каждого из верных элементов, соблюдение каждого из запланированных Вами требований к содержанию и оформлению ответа).

9) Помните, что, в соответствии с требованиями к тестовым заданиям группы А, созданным в формате ЕГЭ, длина вариантов ответа должна быть приблизительно одинаковой. Если Вам не удаётся сформулировать все 4 варианта ответа примерно одной длины, сделайте так, чтобы по 2 варианта ответа (первый и третий, второй и четвёртый и т.п.) были равными по длине. Правильный ответ не должен быть сформулированным намного подробнее и длиннее других вариантов (не должен бросаться в глаза).

10) НЕ ЗАБУДЬТЕ, что задания не должны быть связаны друг с другом: не должны дублировать друг друга по смыслу и фрагментам текста, к которым нужно обращаться для формулировки правильного ответа; ответ на один вопрос не должен быть подсказкой для ответа на другой – т.е. задания по смыслу должны быть независимы друг от друга. Если это условие оказалось несоблюдённым, измените (замените) одно из двух связанных друг с другом заданий.

 

Желаю успеха!

 

 

Разработчик контрольно-диагностических тестов

ОМиД МЦКО                                                                   О.В.Долгова

Тест № 1.

Прочитай текст и выполни задания к нему:

В лесу стороны света можно определять по растениям. И тут на помощь придут народные приметы.

Вас выручит кора деревьев: с северной стороны она всегда темнее и грубее, чем с южной. Это хорошо заметно на берёзах. С южной стороны у них кора белая и чистая, а с северной обычны трещины, наросты, пятна. Однако одному дереву доверять нельзя – мало ли какие случайности могут быть! Поэтому следует осмотреть несколько деревьев.

Ну, а если вы попали в хвойный лес? Посмотрите, почти на всех стволах сверкают жёлтые капельки смолы. Однако не со всех сторон дерева сгустки и натёки смолы одинаковые. Больше всего натёков с той стороны, которая больше освещена солнцем, - с южной.

А как быть, если стоит пасмурная, дождливая погода и натёков не так-то много на стволах? Да, натёков смолы немного, но зато с одной стороны ствола, особенно у сосны, от земли и чуть ли не до самой вершины тянется тёмная полоса. Она образуется от застоя влаги. Находится она с северной стороны. Кора деревьев намокает вся. Но с других сторон она быстро высохла, а с северной, где меньше всего солнца, держится долго.

Определить стороны света поможет и трава. Весной она растёт на полянке неодинаково: с одной стороны – гуще, с другой – реже. При случае посмотрите и запомните: весной трава гуще с северной стороны полянки.

Очутившись на полянке летом, можно воспользоваться другой приметой: в первой половине лета трава, растущая вокруг одинокого дерева или большого пня, будет выше с южной стороны и ниже с северной. Так по траве определяется север и юг в первой половине лета.

Во второй половине лета и в начале осени поможет другая примета: там, где трава пожухла, пожелтела, - там юг, там, где она ещё свежая, - север.

Все эти приметы надёжные и не подведут вас. Постарайтесь их запомнить и при случае проверить. И даже если вам никогда не придётся воспользоваться ими – вы не пожалеете о затраченном времени. Ведь проверять народные приметы – это значит наблюдать природу, постигать смысл и причины различных явлений, проникать в тайны растений, делать свои, хотя и маленькие, открытия. А это всегда интересно.

                                                                                                                    (По Ю.Дмитриеву)

 

1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том, что

1) с южной стороны сосен смоляных натёков больше.

2) кора деревьев намокает от дождевой влаги.

3) трава помогает ориентироваться на местности.

4) существует много полезных народных примет.

Теперь ты знаешь, что

1) с северной стороны кора деревьев высыхает быстрее.

2) в лесу стороны света можно определять по растениям.

3) с южной стороны кора берёз темнее и грубее.

4) одного дерева достаточно, чтобы сориентироваться.

 

С2.

Постарайся дать чёткий ответ на первую часть вопроса: не следует в верхней строке писать «ВСЁ», нужно выделить то, что тебе наиболее интересно;

в нижней строке недостаточно ответа: «Я об этом не знал», надо аргументировать ответ на вторую часть вопроса, то есть указать достаточно серьёзную причину своего интереса, например:

Самое интересное То, как можно по растениям определять стороны света, ИЛИ То, как по траве можно определить север и юг,
потому что знание таких народных примет может пригодиться в жизни. ИЛИ я никогда об этом не слышал, а это знать полезно и интересно.

 

Тест № 2.

Прочитай текст и выполни задания к нему:

Туризм – это, коротко говоря, путешествия. Если вы хотите познакомиться со своеобразием жизни различных народов, увидеть новые для себя края, памятники старины или новостройки, места, связанные с именами выдающихся людей или со знаменательными событиями, - вы отправляетесь в путь, становитесь туристами.

Настоящие туристы в походах не только отдыхают, но и стараются как можно больше узнать о районе путешествия, занимаются изучением его истории и географии.

Туристы – активные защитники природы. Они не рубят деревьев, не разводят больших костров, угрожающих лесными пожарами, не уничтожают зелёные насаждения и всячески борются с теми, кто наносит ущерб природе.

Вовсе не обязательно отправляться за тридевять земель в поисках нового, неизведанного. Часто это новое находится рядом – в вашем же районе или области. Надо только уметь находить его.

Неутомимый путешественник и замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин говорил о том, как важно учиться наблюдать.

Взять хотя бы небольшую речку или ручей. Где их истоки? Пройдите вверх по течению, наблюдая, как изменяется рельеф местности, растительность. Попробуйте дать объяснение этим изменениям. А по дороге собирайте гербарии растений, коллекции насекомых.

Узнайте, чем занимаются люди в этих местах. И тогда вы убедитесь, как много интересного вокруг и как мало вы знаете о своём родном крае.

Не менее увлекательно изучать в походах историю своего края, узнавать о замечательных делах и подвигах ваших земляков. Недаром многие школьники отправляются в походы по местам боевой славы нашего народа.

В туристском походе приобретаются многие ценные навыки и умения: разжечь огонь в сырую или ветреную погоду, надёжно поставить палатку, приготовить на костре пищу и т.д. Походы закаляют физически, учат преодолевать трудности, быть смелым, находчивым, готовым в любую минуту прийти на помощь товарищу.

Туристы идут в колонне по одному. Направляющий (то есть идущий впереди колонны) предупреждает о препятствиях и регулирует скорость движения, ориентируясь на самых слабых, идущих сразу за ним. Замыкают колонну более сильные.

Чтобы не переутомляться, через 40-50 минут нужно делать 10 - 15-минутный привал, а большой обеденный привал – на 2-3 часа.

Ученики третьих-четвёртых классов ходят только в однодневные походы, не более 15 км и всегда со своими учителями или вожатыми.

1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) какие навыки приобретаются в походе

2) что история края может быть интересна

3) кем был Михаил Михайлович Пришвин

4)  что и как могут делать в походе туристы

Тест № 3.

Прочитай текст и выполни задания к нему:

Вы, наверное, замечали, что летом вода в пруду иногда становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде пруда стали очень быстро размножаться водоросли. Водоросли – это особые растения без корней, стеблей, листьев и цветков. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне водоёмов.

Различных водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты длиной до 40 м – они живут в океанах, есть крошечные водоросли, собирающиеся в колонии-шарики и плавающие у поверхности воды, окрашивая её в разные цвета: сине-зелёный, зелёный, красный, бурый. Мелкие водоросли – пища рачков и других мелких морских животных, которыми, в свою очередь, питаются многие рыбы. Вот почему рыбный промысел зависит зачастую от того, есть ли в этих местах водоросли. Но водоросли не только служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. А жители прибрежных районов с давних пор употребляли морские водоросли в пищу.

Самая известная из морских водорослей – ламинария, или морская капуста. Из неё готовят более 300 блюд, едят с мясом, рыбой, рисом, кладут в суп, добавляют в зефир, мармелад, пастилу, драже.

На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится. А кроме того, он обогащён йодом, который необходим для здоровья человека.

За нежный вкус ценятся водоросли ульва и порфира. Из них готовят салаты, а ирландцы делают даже пюре. Жители же Филиппинских островов свой завтрак не представляют без салата из багрянки эухеумы. Они её крошат в тарелку, как мы огурцы с помидорами. Все эти водоросли богаты витаминами.

У африканцев популярностью пользуется сине-зелёная водоросль спирулина. Её спирально свёрнутые «ниточки» мельче миллиметра. Но разрастается она так хорошо, что вода приобретает малахитовый оттенок. Местные жители приходят к водоёму с туго сплетёнными корзинами, черпают в них воду и процеживают. На дне корзины остаётся сизый налёт. Когда корзина доверху заполнится водорослью, её содержимое вываливают на песок. Вода впитывается в грунт, а солнце досушивает водоросль. Пища готова! Она очень питательна, потому что больше чем наполовину состоит из белка. Затем из спирулины делают соус, которым поливают лепёшки. Кроме белка, спирулина богата витаминами, калием, магнием, железом и йодом. А ещё минские учёные узнали, что она противодействует всасыванию в организм вредных радионуклидов. Вы же слышали о чернобыльской аварии и беде, которую принесла людям повышенная радиация?

Замечу, что из водорослей получают и особое вещество – агар. Его применяют при изготовлении пастилы, мороженого, сырков, суфле, консервированного молока, майонеза, шоколадных напитков, рыбных и мясных консервов и желе.

Отмирая, водоросли образуют на дне водоёмов мощные пласты ила – сапропеля. Ил этот годится в пищу домашним животным, а также считается прекрасным удобрением для почвы.

Теперь вы понимаете, как людям нужны водоросли?!

  1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) как выглядят водоросли

2) от чего зависит успех рыбного промысла

3) что такое ульва и порфира

4) сколько полезных свойств у водорослей

 

2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

1) вода «цветёт» при размножении водорослей

2) водоросли необходимы для человека

3) из некоторых водорослей делают салаты

4) среди водорослей есть малыши и гиганты

 

Теперь ты знаешь, что

1) жители Филиппин едят на завтрак огурцы с помидорами.

2) ламинарию добавляют в кефир.

3) морские водоросли издавна стали употреблять в пищу.

4) видов водорослей очень мало.

 

Тест № 4.

Прочитай текст и выполни задания к нему:

Бывают вороны чёрного цвета, похожие на молодых грачей, но наша обыкновенная ворона серая, голова, крылья и хвост у неё чёрные. А на острове Мадагаскар и в Африке водится даже… белая ворона. И у неё тоже голова и крылья чёрные. Совсем белые вороны тоже бывают – только это альбиносы, у них нет чёрного пигмента, как у белых мышей.

Шумными стаями собираются вороны везде, где живёт человек: и в Европе, и в Азии, и в Америке. Эта птица не избегает людей, как другие, а пользуется свалками, отбросами, которые возникают возле жилья человека. Не пропускают ничего, что под клюв подвернётся, а уж для мелких птичек и даже крупных птиц вроде уток это враг номер один. Яйца таких редких птиц, как дрофа и стрепет, тоже разбивает вездесущая разбойница. Ворон называют «крылатыми крысами». Общие у них не только привычки, но и острый ум.

В охотничьих хозяйствах, где дичь охраняют, вороне давно объявлена вечная война. Но в народе издавна принято: прежде, чем истреблять, попробовать перехитрить, отпугнуть, поэтому на огородах стоит знакомое вам по книгам «воронье пугало» - похоже на человека, и ладно. Только ворон провести нелегко: они не подпускают человека с ружьём на выстрел, а палка, похожая на ружьё, их не пугает. Один старый егерь так охранял утиные гнёзда от ворон: развешивал около гнезда кусочки серебряной фольги, запутывал как попало простую белую нитку. Таких гнёзд вороны не трогали: ветер шевелит фольгу, нитка поблёскивает, и всё по-разному. Это страшнее, чем неподвижное чучело.

Люди по-разному относятся к этой птице. Для одних – вороны всегда хитрые, коварные, сплетницы даже! А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почтения. Значит, разглядели в ней что-то хорошее? Есть и русская пословица: «Нет певчего для вороны, супротив родного воронёнка». Конечно, в ней высмеивают слепую любовь к своему ребёнку, но ведь вороны и вправду защищают своих родных воронят, не жалея жизни. Они бесстрашно нападают на всякого, кто приближается к выпавшему из гнезда воронёнку: и люди, и кошки, и даже крупные собаки обходят такое место сторонкой. А как дружно, всей стаей, дают вороны отпор крупной хищной птице! Можно с них пример брать. Но вот беда: от ворон немало и напастей, особенно когда происходят, как говорят специалисты, «вспышки» их размножения. В этом нередко виноват сам человек: там, где нечем поживиться, ворон не будет. Надо зарывать отбросы, ничего не бросать из окон, следить за состоянием городских свалок. Бывало, люди объявляли некоторых птиц и животных «вне закона»: мол, бей, кому не лень, они вредные! Раньше не знали, что ни один «вредный» вид нельзя истреблять поголовно: в природе нужны такие санитары, как птицы-падальщики, то есть хищники, которым под силу взять только больное животное. И если перебьют одних – размножаются другие, зачастую не менее «вредные».

Гнёзда у ворон – округлая куча веток и сучьев (недаром про старые шляпы говорят, что они похожи на вороньи гнёзда). Но внутри они выстланы мягким пухом, иногда даже тряпочками или кусочками поролона: издавна ворона по-соседски пользуется «человеческими» материалами.

Ворону можно научить говорить. Конечно, это подражание, а не осмысленная речь. Некрасивый вороний голос способен выразить самые разнообразные оттенки: внезапный испуг, тревогу, предупреждение. А опытные люди по вороньему карканью угадывают близкую перемену погоды.

 

1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) на что похожи вороньи гнёзда.

2) как люди относятся к воронам.

3) как выглядят обыкновенные вороны.

4) каковы повадки и способности ворон.

Теперь ты знаешь, что

1) у африканских ворон белые крылья.

2) диким уткам вороны не страшны

3) вороны могут разбивать яйца редких птиц

4) вороны держатся вдали от жилья человека

 

 4. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что

1) вороны очень пугаются неподвижных предметов.

2) борьба с размножением ворон – это борьба с уличным мусором.

3) птиц-падальщиков необходимо поголовно истреблять.

4) говорящая ворона прекрасно понимает всё, что она говорит.

 

5. Подумай, почему с ворон можно брать пример. Выбери из перечня два верных предложения и обведи кружочком соответствующие буквы.

 А) вороны не пропускают ничего, что им под клюв подвернётся.

 Б) они отважно противостоят всякому, кто приблизится к выпавшему из гнезда воронёнку.

 В) они устилают свои гнёзда тряпочками и кусочками поролона, подбирая их за людьми.

 Г) они объединяются всей стаей, чтобы дать отпор общему врагу.

 

Укажи верный ответ:

 

1) АБ                   2) БГ                              3) ВГ                                  4) АВ

 

 

6. Если ты захочешь узнать побольше об этих птицах, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?

 

1) Сборник басен

2) «Сказки о животных»

3) Сборник познавательных статей

4) «Ребятам о зверятах»

 

 

В1. Чтобы пересказать текст о воронах своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.

 

А) Отношение людей к воронам.

Б) Места обитания и пища ворон.

В) Устройство вороньего гнезда.

Г) Как говорят вороны.

Д) Какие бывают вороны.

Е) Как перехитрить ворону.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1 2 3 4 5 6
           

 

В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Тест № 5.

Прочитай текст и выполни задания к нему:

 

В 332-331 годах до нашей эры Александр Македонский основал в Египте город Александрию. Здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека – один из главных научных и культурных центров Древнего Мира, в которой насчитывалось чуть ли не более 700 тысяч томов книг. Александрия была самым богатым городом своего времени. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи впадения Нила в море.

Использование маяков началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. Вначале это были костры, расположенные на высоких берегах, затем искусственные сооружения. Одно из семи чудес древнего мира – Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружён в 283 году до нашей эры. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего пять лет, что само по себе удивительно. Основным строительным материалом для него послужили известняк, мрамор, гранит. Строительством руководил Сострат Книдский – известный греческий архитектор.

Маяк состоял из трёх поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. Высота маяка была огромна – 120 метров. Основание нижней башни квадратное – размер стороны тридцать с половиной метров, высота этой башни – 60 метров, и была она сложена из каменных плит, украшенных изящными скульптурами. Средняя, восьмиугольная, башня высотой в 40 метров была облицована беломраморными плитами. Верхняя башня – фонарь – круглая, с куполом, установленным на гранитных колоннах и увенчанным 8-метровой бронзовой статуей Посейдона – бога-покровителя морей.

На верхушке третьей башни в большой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого при помощи сложной системы металлических зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами, доставляя горючее для маяка.

Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега. Здесь, в фонаре маяка, были также устроены флюгер, часы и астрономические приборы.

Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной системе отражателей света был единственным в своём роде сооружением.

Александрийский маяк простоял около полутора тысяч лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться мореплавателям. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из-за выветривания камня. Затем на развалинах построили средневековую крепость.

От одного из семи «чудес света», казалось, ничего не осталось, кроме руин да имени. Название острова превратилось в символ: «форос» стало означать «маяк». Отсюда современное слово «фара».

В 1962 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли на морском дне бронзовую статую Посейдона, а в 1980 году международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки Форосского маяка.

1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) как Александр Македонский основал Александрию

2) как археологи искали на дне Александрийский маяк

3) как был устроен маяк на Форосе и для чего нужен

4) как развивалось мореплавание в Древнем Египте

Тест № 6.

Прочитай текст и выполни задания к нему:

Хрухрумчик.

 

- А ест он что? – спросил Федя.

- Всё! – сказал Ваня.

- Да ладно…

- Правда, всё, что ни дашь: сыр, колбасу, печенье, конфеты…

- А живёт где?

- У меня в письменном столе, в коробке от гуаши.

- И как ты его назвал?

- Хрухрумчиком, - ответил Ваня.

- Это вы о ком? – спросила Маша.

Она позже других вышла из класса на перемену, потому что была дежурной.

- Мы о белом мышонке говорим, - пояснил Федя, – вон на подоконнике сидит. Смотри! Его Ваня из дома принёс.

Хрухрумчик сидел и грыз сухарик: хру-хрум, хру-хрум.

- Слушай, Вань, а что он больше всего любит?

- Больше всего сушки.

- Но их же без чая не раскусишь? – удивилась Маша.

- Это ты так думаешь. А он грызун. У него зубы как лобзик. Он всё схрумкает! Даже карандаш!

Тут прозвенел звонок. Все отправились на урок литературы.

Ваня сел за свою третью парту в среднем ряду. А белый мышонок с остатком сухаря очутился в кармане.

- Может, его лучше вытащить? – спросила Ваню соседка Света.

- Прямо на уроке?

- А чего? Ему же в кармане дышать небось нечем?!

Иван с опаской взглянул на Ольгу Петровну, которая записывала на доске тему урока, и вытащил из кармана Хрухрумчика. Мышонок поджал хвост, вытянул мордочку, принюхался и стал обследовать парту.

Когда он подполз к учебнику, Света сказала:

- Сейчас гранит науки грызть будет!

- Да нет! Он же не отличник! Он уже сухариком наелся!

Хрухрумчик и правда не увлёкся литературой, а вскарабкался на спинку стоящего впереди стула и стал ползать по Костиной спине.

- Костя, у тебя мышь на спине, не придави!

- Ладно. А что с ней делать, если дальше полезет?

- Пусть по парте у тебя погуляет!

Хрухрумчик тем временем добрался до Костиного плеча и обнюхивал его ухо. Тогда Костя незаметно снял мышонка с плеча и посадил на парту. Но Хрухрумчик не успокоился и тут же перебрался с парты на следующий стул.

- Вань, он вперёд к Дашке рвётся. Что делать?

- Пусти его. Видно, в разведку пошёл.

- Даша, к тебе Хрухрумчик в гости лезет.

Даша уже и сама почувствовала цепкие лапки на плече, взяла мышку и запихнула в пенал.

Когда Ольга Петровна снова отвернулась к доске, Слава, сидевший с Дашей на первой парте, сказал:

- Выпускай!

Мышонка вытрясли из пенала, и он отправился на учительский стол. За его похождениями наблюдал весь класс. Даже с последних парт привставали и пытались хоть что-то увидеть. А Ольге Петровне было приятно, что ученики с таким вниманием смотрят на доску. Мышонок тем временем добрался до сумки учительницы, нашёл удобное место и юркнул внутрь.

- Что же теперь будет?! – испугалась Света.

- Вам-то ничего! А нас с Хрухрумчиком точно из школы исключат, - ответил Ваня.

Но разведчик сидел в сумке и не высовывался, поэтому Ольга Петровна так ничего и не заметила.

И когда урок кончился, она сказала:

- Это большая перемена. В буфет сходите. А я пойду в учительскую чаю попью. Я как раз по дороге в школу сушек купила.

- Ну, всё! – испугался Ваня.- Значит, он там, в сумке, не просто так сидит, а её сушки лопает!

Но Ольга Петровна ведь этого не знала. Взяла сумку и ушла чайку попить. Все за ней пошли к учительской и стали ждать…

- А-а-а! – закричали за дверью.

- Ой, крыса! – визжал другой голос. – С красными глазами!

Дверь распахнулась, и в коридор просто вылетели Ольга Петровна и преподавательницы по физике, английскому и химии. А в учительской на столе в тарелке с сушками сидел Хрухрумчик.

- Это не крыса! – крикнул Ваня.

- А ты откуда знаешь? – удивилась Ольга Петровна.

- Так у меня пятёрка по зоологии! У вас в сушках белая мышь! Оставить её там или унести?

- Унеси, пожалуйста, подальше. Ты уж нас спаси!

- Ладно, - согласился Ваня, взял своего мышонка и вынес в коридор.

- Вот спасибо, Ванечка! А то я чуть со страха не померла, когда этот крысёныш из сушек вылез. Я с детства ужасно мышей всяких боюсь. И что бы мы без тебя делали?! Спасибо тебе.

- Да не за что, Ольга Петровна. В другой раз я от жабы вас спасу или от ужа… они тоже у меня дома живут.

                                                                                                                          (По И.Носову)

 

1) Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) как кричали, увидев  мышонка,  школьные  учителя.

2) что предпочитает есть Хрухрумчик

3) что вышло из Ваниной затеи принести в школу мышонка.

4) как Хрухрумчика посадили в пенал.

 

 

В3. «Грызёт гранит науки» - так говорят о человеке, который глубоко вникает в науку, усердно и серьёзно занимается. А что имела в виду Света, когда сказала о Хрухрумчике: «Сейчас гранит науки грызть будет»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

С1. Какими чертами характера, качествами  наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Черты характера, качества Примеры - подтверждения
1) 1)
2) 2)

 

 

В3. «Грызёт гранит науки» - так говорят о человеке, который глубоко вникает в науку, усердно и серьёзно занимается. А что имела в виду Света, когда сказала о Хрухрумчике: «Сейчас гранит науки грызть будет»?

Света сказала это, когда мышонок подполз к учебнику, то есть имела в виду, что Хрухрумчик может погрызть учебник (она употребила слово «грызть» не в переносном, как в выражении «грызть гранит науки», а в прямом смысле, получилась смешная игра слов)

С1. Какими чертами характера, качествами наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Черты характера, качества Примеры - подтверждения
1) несерьёзность, безответственность 1) принёс в школу мышонка, не думая о возможных последствиях
2) изворотливость, сообразительность 2) быстро сориентировался в ситуации, когда учителя испугались мышонка, превратившись из нарушителя порядка в «спасителя» учителей.

ИЛИ ЖЕ

Отношение к прочитанному тексту Этот текст мне не понравился,
Причина потому что рассказ о том, как мышонок ползал по классу во время урока, показался мне слишком длинным и скучным.

Тест № 7.

Прочитай текст и выполни задания к нему:

Премия.

Оригинальные мы сделали костюмы – ни у кого таких не будет! Я буду лошадью, а Вовка рыцарем. Только плохо, что он должен ездить на мне, а не я на нём. И всё потому, что я младше. Мы, правда, с ним договорились: он не будет на мне всё время ездить. Он немножко на мне поездит, а потом слезет и будет за собой водить, как лошадей за уздечку водят. И вот мы пошли на карнавал. Пришли в клуб в обычных костюмах, а потом переоделись и вышли в зал. То есть мы въехали. Я полз на четвереньках. А Вовка сидел на моей спине. Правда, Вовка мне помогал – по полу перебирал ногами. Но всё равно мне было нелегко.

Да ещё я ничего не видел. Я был в лошадиной маске. Я совершенно ничего не видел, хотя в маске и были дырки для глаз. Но они были где-то на лбу. Я полз в темноте. Натыкался на чьи-то ноги. Раза два налетел на колонну. Иногда тряс головой, тогда маска съезжала, и я видел свет. Но на какой-то миг. А потом снова темно. Не мог же я всё время трясти головой!

 Я хоть на миг видел свет. А Вовка совсем ничего не видел: забыл прорезать щели в забрале шлема. И всё время у меня спрашивал, что впереди. И просил ползти осторожнее. Я и так полз осторожно. Сам-то я ничего не видел. Откуда я мог знать, что там впереди! Кто-то ногой наступил мне на руку. Я сейчас же остановился. И отказался ползти дальше. Я сказал Вовке:

- Хватит. Слезай.

Вовке, наверное, понравилось ездить, и он не хотел слезать. Говорил, что ещё рано. Но всё же он слез, взял меня за уздечку, и я пополз дальше. Теперь мне уже было легче полти, хотя я всё равно ничего не видел.

Я предложил снять маски и посмотреть на карнавал, а потом надеть маски снова. Но Вовка сказал:

- Не, Санька, тогда нас узнают.

Я вздохнул и пополз дальше.

- Наверное, здесь весело, - сказал я. – Только мы ничего не видим…

Но Вовка шёл молча. Он твёрдо решил терпеть до конца. Получить первую премию.

Мне стало больно коленкам. Я сказал:

- Я сейчас сяду на пол.

- Разве лошади могут сидеть? – сказал Вовка. – Ты сошёл с ума! Ты же лошадь!

- Я не лошадь, - сказал я. – Ты сам лошадь.

- Нет, ты лошадь, - ответил Вовка. – А то мы не получим премии.

- Ну и пусть, - сказал я. – Мне надоело.

- Потерпи, - сказал Вовка.

Я подполз к стене, прислонился к ней и сел на пол.

- Ты сидишь? – спросил Вовка.

- Сижу, - сказал я.

- Ну, ладно, - согласился Вовка. – На полу сидеть ещё можно. Только не сядь на стул. Ты понял? Лошадь – и вдруг на стуле!..

Кругом гремела музыка, смеялись.

Я спросил:

- Скоро кончится?

- Потерпи, - сказал Вовка, - наверное, скоро…

Вовка тоже не вытерпел. Сел на диван. Я сел рядом с ним. Потом Вовка заснул на диване. И я заснул тоже.

Потом нас разбудили и дали премию.

                                                                                                          (По В.Голявкину)

 

1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) как ребятам дали премию

2) что было с ребятами на карнавале

3) как мальчики готовили костюмы

4) как Санька и Вовка заснули

Тест № 8.

Прочитай текст и выполни задания к нему:

После уроков.

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмот­реть за её сыном. Всё-таки первое сентября — пер­вый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами, ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

— Девочка,— говорю,— почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.
Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске ме­лом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух ба­бушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

— А мы с тобой,— говорю,— голодные. Не по­ра ли и нам домой?

— Нет,— отвечает.— Я домой не пойду,

— Что же, ночевать здесь будешь?

— Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.

Я оглянулся на свою картину, и в животе у ме­ня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты,— говорю,— если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши» — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

— Можешь ты сказать,— закричал я,— что у тебя случилось?

— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на ска­мейке сидел маленький мальчик.

— Ну и что же?

— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить,

— Сильна ты обещать,— сказал я.— В один день всю азбуку?! Может быть,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.194 с.)