Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детейСтр 1 из 4Следующая ⇒
Т. А. ТКАЧЕНКО КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей Е полугодие Старшая группа
Данные о логопеде группы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (ФИО учителя-логопеда, педагогический стаж, стаж логопедической работы, время окончания высшего учебного заведения (его наименование), дата последнего повышения квалификации)
"КНИГОЛЮБ"
Москва2006 5БК74.3 Т48 Рецензенты: Чевелёва Нина Алексеевна - доцент, кандидат педагогических наук Воронова Ганна Георгиевна - кандидат педагогических наук Ткаченко Т.А. '48 Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. 1-е полугодие. Старшая группа. - М.: Книголюб, 2006. - 80 с. (Серия «Учебно-методический комплект «ОБНОВЛЕНИЕ».) ISBN 5-93927-178-2 Календарный план, составленный опытным логопедом-практиком, заслуженным учителем России, автором 50 печатных работ, представляет собой учебно-методическое пособие, а также отчетный документ, необходимые логопедам дошкольных учреждений для ежедневной коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (2 и 3 уровни). Содержит нормативную, методическую и организационную информацию о работе логопеда дошкольного учреждения в старшей возрастной группе, а также перечень 136 фронтально-групповых занятий с описанием их тематики, основных целей и этапов обучения, программного содержания и необходимого оборудования. Специальное оформление пособия делает его «планом открытого типа», то есть дает возможность практикам пополнять содержание каждого занятия собственными приемами, заданиями, дидактическими играми и упражнениями. Рекомендуется логопедам детских образовательных учреждений массового, компенсирующего и комбинированного видов, работающим как в группах для детей с общим недоразвитием речи, так и в группах для детей с задержкой психического развития, нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и пр. ББК 74.3 ISBN 5-93927-178-2 © Т.А. Ткаченко, 2006 © Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2006
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 1. Предельная наполняемость групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с косоглазием и амблиопией - до 10 человек, с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 8 человек (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.04.1994 г. №110). 2. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разработанными исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением самостоятельно. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным (календарным) планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно (Типовое положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288).
3. Логопед имеет право самостоятельного выбора образовательной программы (Инструктивное письмо от 02. 07.1998 г. № 89/ 34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»). 4. При построении образовательного процесса в ДОУ (для первой половины дня) максимально допустимое количество учебных занятий в старшей и подготовительной группах не должно превышать трех. Их продолжительность - 20-25 минут. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку (динамическую паузу). Перерывы между занятиями не менее 10 минут (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16). 5. В целях преодоления отклонений в развитии проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Логопед ежедневно с 9 до 13 часов проводит занятия с детьми фронтально, подгруппами и индивидуально (Типовое положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12. 03. 1997 г. № 288).
Предлагаемый календарный план составлен логопедом высшей квалификации, заслуженным учителем Российской Федерации, отличником просвещения Т.А. Тка-ченко на основе авторской системы коррекции общего недоразвития речи, подробно изложенной в 30-ти учебно-методических пособиях, выпущенных в 1997-2006 гг. издательствами «Книголюб», «Гном и Д», «Детство-Пресс», «ЭГСИ», «Владос», «Аркти», «Юнвес», «ЭКСМО». Пособия Т.А. Ткаченко включены в федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. 1 Организационная база для проведения логопедических занятий - см. «Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. 2-е полугодие. Старшая группа». МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Общее недоразвитие речи - сложный, системный, трудно устранимый речевой дефект, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы, относящиеся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам: фонетика, фонематическое восприятие, лексика, грамматика и, как следствие, связная речь. 2. Цели, задачи и содержание логопедических занятий определяются: · характером и структурой речевого нарушения; · сохранными и компенсаторными возможностями ребенка; · программными требованиями общеобразовательной школы. 3. Целями логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи являются: · коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи); · коррекция неречевых процессов, сопутствующих дефектам речи (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной моторики, пальцевой моторики); · подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе (психологическая и личностная готовность, запас знаний и сведений, звуко-слоговой анализ и синтез, навыки чтения и письма, тренинг в публичных ответах и выступлениях). Таким образом, на логопедических занятиях в тесном единстве осуществляются коррекционно-развивающие, общеобразовательные и воспитательные цели. Всесторонняя, системная, комплексная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте приобретает особую значимость, так как сохранившиеся к началу школьного обучения дефекты звукопроизношения, аграмматизмы, искажения слоговой структуры слов и недостатки связной речи непременно ведут к трудностям в усвоении школьной программы, нарушениям письма и чтения, отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, общение со сверстниками, на формирование личностных черт. 4. Виды и количество логопедических занятий. С учетом коррекционных целей и Фронтально-групповые занятия (с учетом структуры дефекта) подразделяются на три типа:
Индивидуально-групповые занятия по своей структуре являются комплексными, комбинированными. Проводятся ежедневно по окончании фронтально -групповой работы. Их количество - 7—8 занятий.
5. Задачи, содержание и принципы планирования логопедических занятий различных видов (типов): КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Число: первые две недели учебного года с_______________ по ________________. СВОДНАЯ РЕЧЕВАЯ ТАБЛИЦА
Условные обозначения: (К) высокий уровень сформированности («сильная» подгруппа); 0 средний уровень сформированности («средняя» подгруппа); (у) низкий уровень сформированности («слабая» подгруппа). Число Месяц _____________________________________________
|
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
Тип - ФС (формирование фонетических средств языка)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программные задачи:
Оборудование:
Ход занятия Организационный этап Садится тот из детей, кто хлопками воспроизведет заданный логопедом ритм звучания «волшебного бубна».
Динамическая пауза Детям предлагается хлопать в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое. Уточняется, что дети будут слушать СЛОВА. Логопед произносит: булавка, комната, жук, шкаф, таракан и пр. Материале У каждого ребенка - картинка, в названии которой содержатся толь- ко легко произносимые звуки (веник, венок, гамак, мак, каток, моток и пр.). Дети слушают правильные и неправильные названия картинок (дамат, бенок, таток, тмак и пр.). Называние СЛОВ происходит от имени Незнайки. Если картинка названа неправильно, ребенок, у которого она находится, громко и четко произносит правильное название. | И.Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия (для дополнительной индивидуальной работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
11
5. Итог, оценка деятельности детей Логопед напоминает, что на занятии дети слушали разные ЗВУКИ и СЛОВА. Дается объяснение: ВСЕ, ЧТО МЫ СЛЫШИМ, НАЗЫВАЕТСЯ ЗВУКАМИ. РАЗНЫЕ ЗВУКИ СОЕДИНЯЮТСЯ В СЛОВА. Поощряются дети, которые старались, поднимали руку, внимательно слушали логопеда и друг друга. | ||||||||||
Число месяц _____________________
|
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей | Программное содержание | |||||||
1 | 9.30-10.00 |
| ||||||||
2 | 10.00-10.30 |
| ||||||||
3 | 10.30-11.00 |
| ||||||||
4 | 11.00-11.30 |
| ||||||||
5 | 11.30-12.00 |
| ||||||||
6 | 12.00-12.30 |
| ||||||||
7 | 12.30- 13.00 |
| ||||||||
13
Число месяц _____________________ |
Тип-Л-Г (формирование лексико-грамматических средств языка)
| ||||
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей | Программное содержание | |||
1 | 9.30-10.00 |
| |||
2 | 10.00-10.30 |
| |||
3 | 10.30-11.00 |
| |||
4 | 11.00-11.30 |
| |||
5 | 11.30-12.00 |
| |||
6 | 12.00-12.30 |
| |||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||
Число месяц ______________ |
Тип
Л-Г
| ||||
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей | Программное содержание
| |||
1 | 9.30-10.00 |
| |||
2 | 10.00-10.30 |
| |||
3 | 10.30-11.00 |
| |||
4 | 11.00-11.30 |
| |||
5 | 11.30-12.00 |
| |||
6 | 12.00-12.30 |
| |||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||
15
Число месяц _____________________ |
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Тема: Звук А
| ||||||
Программные задачи: · уточнять понятие «звук»; · познакомить с гласным звуком А, особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогами звучания (так показывают горло врачу, · так плачет девочка, так качают малыша ипр.,); . · учить выделять звук А (на слух и произносительно) в потоке звуков и в начале слов; · совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
· формировать навыки звукового анализа; пополнять словарный запас Оборудование: · зрительный символ звука А; · картинки, в названиях которых первый звук А (аптека, антенна, автомобиль, Айболит, авокадо, айва и пр.,). Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Тип
Л-г
| |||||||
Тема: Предметы и действия
| |||||||
Программные задачи: формировать понятия «предмет», «действие», «одинаковые действия», «разные действия»; расширять и активизировать словарь путем подбора к одному действию нескольких различных объектов (что можно есть? надевать? рисовать? и np.j; уточнить понимание вопросов: кто? что? что делает? Оборудование: игрушки для демонстрации различных действий (кого можно катать? кормить? что можно строить? и пр.,); картинки с изображением различных животных (кто может плавать? летать? ползать? прыгать?). Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей | Программное содержание | |||||
1 | 9.30-10.00 |
| |||||
2 | 10.00-10.30 |
| |||||
3 | 10.30-11.00 |
| |||||
4 | 11.00-11.30 |
| |||||
5 | 11.30-12.00 |
| |||||
6 | 12.00-12.30 |
| |||||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||||
Число месяц _____________________ |
Л-г
| ||||||
Тема: Предметы и действия (2-е занятие по теме)
| |||||||
Программные задачи: продолжать формирование понятий «предмет», «действие», «разные действия»; активизировать словарь путем подбора к одному объекту нескольких различных действий (собака может лаять, охранять, охотиться и пр.,); закрепить понимание вопросов: кто? что? что делает? Оборудование: собачка (игрушка-бибабо); бумажная бабочка на нитке; демонстрационные и раздаточные картинки с изображением людей и животных. Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Тема: Звук А (2-е занятие по теме)
| |||||||
Программные задачи: учить воспринимать и выделять (утрированно произносить) звук А в составе звукокомплексов и слов, определять количество произнесенных звуков А в звукокомплексе (АУАИ и пр. ), наличие/отсутствие звука А в словах; формировать навыки звукового анализа; развивать фонематическое восприятие, внимание и память. Оборудование: картинки, в названиях которых отсутствует звук А (дом, индюк и пр.,); картинки, в названиях которых первый звук А (антенна, альбом и пр.,). Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Тема: Звук У | |||||||
Программные задачи: познакомить с гласным звуком У, особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогами звучания (так гудит корабль, так играет дудочка ипр.^; учить выделять звук У (на слух и произносительно) в потоке и сочетании звуков (ИАУО), в начале слов; совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память; формировать навыки звукового анализа; пополнять словарный запас. Оборудование: зрительный символ звука У; предметы и картинки, в названиях которых первый звук У (ухо, ухват, умывальник, утка, удав, улитка, утюг и пр.,). Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Число месяц _____________________
|
Тип- Л-Т
| ||||||
Тема: Словообразование. Уменьшительно- ласкательные формы существительных (собственных и нарицательных) | |||||||
Программные задачи:
Оборудование: · куклы, предметы игрушечной мебели, посуды, одежды, транспорта и пр; · демонстрационные и раздаточные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей | Программное содержание | |||||
1 | 9.30-10.00 |
| |||||
2 | 10.00-10.30 |
| |||||
3 | 10.30-11.00 |
| |||||
4 | 11.00-11.30 |
| |||||
5 | 11.30-12.00 |
| |||||
6 | 12.00-12.30 |
| |||||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||||
Число Месяц ________ _________ ________ |
Тип- Л-г
| ||||||
Тема: Согласование существительных с глаголамимужского и женского рода в прошедшем времени | |||||||
Программные задачи:
Оборудование: · демонстрационные и раздаточные картинки с изображением людей и животных (зверей, птиц, рыб, насекомых).
Ход занятия 1.Организационный этап _____________________________________ ___________________________________________________________ 2.Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3,Динамическая пауза _______________________________________ ___________________________________________________________ 4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале __________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ 5 Итог, оценка деятельности детей__________________________________ | И.Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия (для дополнительной индивидуальной работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||||||
Время | И.Ф. детей | Программное содержание | |||||
1 | 9.30-10.00 |
| |||||
2 | 10.00-10.30 |
| |||||
3 | 10.30-11.00 |
| |||||
4 | 11.00-11.30 |
| |||||
5 | 11.30-12.00 |
| |||||
6 | 12.00-12.30 |
| |||||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||||
23
Число Месяц _____________________________________________ |
Тип- ФС
| ||||||
Тема: Звук У (2-е занятие по теме) | |||||||
Программные задачи: · учить воспринимать и выделять (утрированно произносить) звук У в составе · звукокомплексов и слов, определять количество произнесенных звуков У в · звукокомплексе (УАОУи пр.), наличие/отсутствие звука У в словах; · формировать навыки звукового анализа; · развивать фонематическое восприятие, внимание и память. Оборудование:
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей | Программное содержание | |||||
1 | 9.30-10.00 |
| |||||
2 | 10.00-10.30 |
| |||||
3 | 10.30-11.00 |
| |||||
4 | 11.00-11.30 |
| |||||
5 | 11.30-12.00 |
| |||||
6 | 12.00-12.30 |
| |||||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||||
Число Месяц __________________________________________
|
Тема: Звуки А-У | |||||
Программные задачи:
Оборудование: · зрительные символы звуков А, У; · картинки, в названиях которых эти звуки начальные. Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Тип Л-г
| ||||||
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей |
Программное содержа | ||||
1 | 9.30-10.00 |
| ||||
2 | 10.00-10.30 |
| ||||
3 | 10.30-11.00 |
| ||||
4 | 11.00-11.30 |
| ||||
5 | 11.30-12.00 |
| ||||
6 | 12.00-12.30 |
| ||||
7 | 12.30- 13.00 |
| ||||
26
Число Месяц _____________________________________________ |
Тип- Л-г
| ||||
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей | Программное содержание | |||
1 | 9.30-10.00 |
| |||
2 | 10.00-10.30 |
| |||
3 | 10.30-11.00 |
| |||
4 | 11.00-11.30 |
| |||
5 | 11.30-12.00 |
| |||
6 | 12.00-12.30 |
| |||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||
Число месяц _____________________________________________ |
Тип ФС
| ||||||
Тема: Звук И | |||||||
Программные задачи:
Оборудование: · зрительный символ звука И; · предметы и картинки, в названиях которых первый звук И (иголка, ива, · индюк, изюм, иней и пр.,). Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей |
Программное содержа | |||||
1 | 9.30-10.00 |
| |||||
2 | 10.00-10.30 |
| |||||
3 | 10.30-11.00 |
| |||||
4 | 11.00-11.30 |
| |||||
5 | 11.30-12.00 |
| |||||
6 | 12.00-12.30 |
| |||||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||||
Число месяц ___________________________________________ |
Тип
ФС | ||||||
Тема: Звуки А - У - И | |||||||
Программные задачи:
Оборудование:
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей | Программное содержание | |||||
1 | 9.30-10.00 |
| |||||
2 | 10.00-10.30 |
| |||||
3 | 10.30-11.00 |
| |||||
4 | 11.00-11.30 |
| |||||
5 | 11.30-12.00 |
| |||||
6 | 12.00-12.30 |
| |||||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||||
29
Число месяц _____________________________________________ |
Л-Г | ||||||
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Тип Л-г | |||||||
И глагола в числе | |||||||
Программные задачи: · учить воспринимать разницу между глаголами единственного и множественного числа (летит - летят, поет - поют и пр. j; · учить заканчивать словосочетание (предложение) существительным в · единственном или множественном числе, в зависимости от формы глагола · (громко рычит...; громко рычат...); · обогащать и активизировать словарный запас. Оборудование: · парные картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (объектов). Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время | И.Ф. детей | Программное содержание | |||||
1 | 9.30-10.00 |
| |||||
2 | 10.00-10.30 |
| |||||
3 | 10.30-11.00 |
| |||||
4 | 11.00-11.30 |
| |||||
5 | 11.30-12.00 |
| |||||
6 | 12.00-12.30 |
| |||||
7 | 12.30- 13.00 |
| |||||
Число Месяц _____________________________________________ |
Тема: Звуки А - У - И
(2-е занятие по теме)
| ||||||
Программные задачи: · учить находить лишнюю среди других картинок, с учетом начального звука в их названиях (ива - утка - иголка - индюк); · учить определять первый и последний гласные звуки в словах (улитка, · иголка, аптеки); · продолжать учить анализу и синтезу сочетаний из трех гласных звуков · ИАУ, АИУ; · продолжать учить подбору слов с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее. - Оборудование:
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Число месяц ____________________________________________ |
Тип- ФС
| ||||||
Тема: Звук О
| |||||||
Программные задачи:
Оборудование:
Ход занятия 1. Организационный этап______________________________________________________ Время
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (2.183 с.) |