Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: кн. Для логопеда. —м. : просвещение, 1984. — 112 Е. , ил. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: кн. Для логопеда. —м. : просвещение, 1984. — 112 Е. , ил.



Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. —М.: Просвещение, 1984. — 112 е., ил.

Оглавление

Введение. 1

Анатомо-физиологические особенности голосового аппарата. 4

Функциональные и органические нарушения голоса в детском возрасте. 18

Методика коррекционно-логопедической работы по развитию голоса и речи у детей с органическими заболеваниями гортани. 22

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани, хронических ларингитах и функциональных нарушениях. 31

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. 31

Восстановление голоса при хронических ларингитах. 45

Функциональные нарушения голоса. 49

Расстройства голоса при ринофонии и их коррекция. 53

Расстройства голоса при врожденных незаращениях нёба. 54

Расстройства голоса при приобретенной нёбно-глоточной недостаточности и периферическом парезе нёбной занавески. 71

Профилактика голосовых расстройств. 78

Восстановление голоса после полного удаления и частичной резекции гортани. Восстановление звучной речи после полного удаления гортани. 79

Восстановление голоса после частичных резекций гортани. 91

Механизм голосообразования после частичных резекций гортани. 91

Приложение 1. Комплекс физических упражнений для детей. 99

Приложение 2. Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для ларингэктомированных больных. 100

Приложение 3. Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для лиц с нарушениями голоса. 102

Словарь употребляемых терминов. 104

ВВЕДЕНИЕ

С развитием общественных форм отношений, народного образования, культуры, искусства постоянно увеличивается число людей речевых и голосовых профессий. Особо важное значение приобретает становление и развитие голоса у детей, увеличивается роль дошкольного воспитания, появляется необходимость всесторонней подготовки детей к обучению в школе.

Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к голосовому аппарату, что заставляет вырабатывать профилактические меры для сохранения здорового голоса и искать пути восстановления в случаях его нарушений. Заболевания голосового аппарата снижают трудоспособность у практически здоровых людей, а для некоторых создают угрозу профессиональной непригодности. Восстановление голоса возвращает людей к нормальной трудовой деятельности, поэтому задачи специализированной помощи при этих заболеваниях приобретают социальное значение.

С развитием оториноларингологии связано выделение самостоятельной науки — фониатрии, изучающей лечение и предупреждение заболеваний голосового аппарата, а педагогические приемы восстановления голоса выделились в раздел логопедии — фонопедию.

Различные авторы дают свои названия этому методу: фоническая, ортофоническая или фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Все эти понятия подразумевают одно — восстановление голоса специальными упражнениями.

Изучение механизмов голосообразования дало физиологическое обоснование фонопедическим приемам, подтвердило их роль в функциональных тренировках голосового аппарата.

Фонопедия—это воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке. Это педагогический процесс, который должен быть подчинен дидактическим принципам и физиологии голосообразования.

Уже в начале XX в. оториноларингологи В. Н. Никитин и А. Ф. Иванов, фониатр Е. Н. Малютин в своих работах указывают на необходимость педагогическими методами проводить коррекцию голоса, а также предлагают некоторые приемы для нормализации голосовой функции. После Великой Октябрьской социалистической революции выходят работы Е. Н. Малютина и Ф. Ф. Заседателева, в которых широко освещаются различные упражнения, предлагаемые для постановки голоса.

Применение фонопедии является основой восстановления при нарушениях голоса различной этиологии. В 1930—1940 гг. в работах Е. М. Ворониной, К. Л. Гари-Пшеничниковой, Ф. Ф. Заседателева появляются четкие указания на дифференцированное применение фонопедических упражнений при различных заболеваниях голосового аппарата, а также даются на* учные основы постановки голоса.

В период Великой Отечественной войны перед врачами и логопедами ставится первостепенная задача восстановления голоса в связи с ранениями голосового аппарата (М. И. Фомичев и М. П. Блескина; М. И. Фомичев, А. Ф. Сысоева, М. М. Антонова, А. В. Шокина и др.). Вышедшей в 1942 г. монографии М. И. Фомичева «Основы фониатрии» уделяется достаточно много внимания фонопедическим упражнениям, применяемым для постановки голоса в норме и при патологии.

В 50-х годах в трудах отечественных оториноларингологов отмечается роль восстановления голосовой функции для социальной реабилитации больных, перенесших хирургические вмешательства по поводу новообразования в гортани (И. Я. Сендульский, Ф. С. Бокштейн, Д. И. Зимонт, М. И. Светлаков).

В этот же период публикуются работы, исследовавшие акустическую структуру звуков русского языка (JI. А. Варшавский, Л. А. Литвак; JI. А. Варшавский, Л. А. Чистович), а также работы по экспериментальной фонетике (Р. Л. Зиндер). В 1962 г. была завершена методика восстановления звучной речи у больных после полного удаления гортани (С. Л. Таптапова), применяемая в учреждениях Советского Союза и за рубежом. В вышедшей в 1964 г. монографии А. Т. Рябченко приводятся фонопедические упражнения, рекомендуемые при функциональных нарушениях голоса. В работах М. М. Блескиной, Т. О. Малиной, И. Ж. Рулле даются практические указания по восстановлению голоса путем фонопедических упражнений при различных нарушениях. Г. Г. Бекбулатов определяет круг фонопедических упражнений, необходимых для постановки голоса при парезах голосовых складок. Интересные исследования по акустической структуре вокальной речи были проведены В. П. Морозовым, которые впервые позволили на уровне современных научных знаний говорить о биофизических основах певческого голоса. Голосообразованию после частичных резекций гортани посвящена работа X. А. Аллоярова. Определение акустической структуры псевдоголоса и его механизмов принадлежит С. Л. Таптаповой. Ею также разработана методика восстановления голоса после частичных резекций гортани.Изучение механизмов голосообразования, определение акустических параметров голоса, применение электронной-ларингостробоскопии и глоттографии позволили логопедам и врачам дифференцированно применять и разрабатывать фонопедические методики. Так, проведенные глоттографические исследования Г. Ф. Назаровой, Е. В. Лавровой определили эффективность предложенной Е. В. Лавровой методики восстановления голоса при некоторых нарушениях голосового аппарата. Данные электроглоттографии и электростробоскопии, полученные А. Г. Рахмилевичем и И. И. Ермаковой, позволили выявить расстройства двигательной функции гортани при врожденных незаращениях нёба и усовершенствовать методику исправления ринолалии и ринофонии.

Физиологичность методов фонопедической терапии отмечалась в работах С. С. Герасимовой, Ю. С. Василенко, Т. Е. Шамшиевой.

Целью данного пособия является предложить логопедампрактикам, работающим по восстановлению голоса у детей и взрослых, внедренные в практику методики восстановления голоса при заболеваниях голосового аппарата различного генеза.

Литература по общему вопросу

1. Василенко Ю. С. Функциональные афонии и их лечение.— Вестник оториноларингологии, 1978, № 4, с. 83.

2. Лаврова Е. В., Самолюбовер Э. Г. Восстановление голоса при функциональных дисфопиих у больных с невротическими состояниями. — Вестник оториноларингологии, 1979, № 1, с. 17—21.

3. Малина Т. О. Методические указания по восстановлению голоса при различных его нарушениях. Л., 1968.

4. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., 1967.

5. Назарова Г. Ф., Лаврова Е. В. Глоттографическое исследование больных с нарушениями голосовой функции.— Вестник оториноларингологии, 1975, № 2, с. 60—62.

МЕХАНИЗМ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ ЧАСТИЧНЫХ РЕЗЕКЦИЙ ГОРТАНИ

Механизм голосообразования у лиц, перенесших диагональную гемиларингэктомию, следующий: голосовая функция осуществляется за счет вибрации голосовой складки здоровой стороны при ее смыкании с уже рубцовой тканью оперированной половины гортани, а в ряде случаев при вибрации вестибулярной складки здоровой половины гортани при ее смыкании с рубцовой тканью оперированной стороны гортани и одновременной вибрации голосовой и вестибулярной складок здоровой стороны при их смыкании с рубцами оперированной стороны гортани.

У лиц после горизонтальной резекции гортани голосообразование может осуществляться голосовыми складками и рубцами, образовавшимися на месте удаленной вестибулярной складки; одновременно голосовыми и вестибулярными складками, а также сохраненными голосовыми складками.

При односторонней хордэктомии на месте голосовой складки образуется рубцовая ткань, часто напоминающая по форме голосовую складку. На оперированной стороне вестибулярная складка гипертрофируется, и происходит смыкание за счет вибрации здоровой голосовой и вестибулярной складок, т. е. замыкается голосовая щель.

В послеоперационном периоде пациенты говорят хорошо артикулированным шепотом, но их шепот слышен только в тишине на расстоянии не более 1,5 м. Эти люди особенно тяжело переживают отсутствие голоса. Большинство жалуются также на затрудненное дыхание.

Как известно, голосовой аппарат человека обладает большими компенсаторными возможностями. Поэтому с помощью оставшейся после операции части гортани может быть выработан голос, достаточный для свободного общения с окружающими, бесед по телефону, а также выступлений.

У лиц, перенесших частичные резекции гортани, не отмечается каких-либо нарушений артикуляции. Имеющиеся в дооперационном периоде артикуляционные навыки остаются в послеоперационном периоде, однако дыхание претерпевает определенные изменения. Поэтому, предлагая методику восстановления голоса, прежде всего рекомендуем приступить к курсу дыхательных упражнений, крайне необходимых для этой группы больных. Дыхательный комплекс разработан специально для этой группы лиц врачом Э. Я. Золотаревой (см. комплекс лечебной физкультуры, с. 105).

Проведенные спирографические исследования объективно показали, что у данной группы больных резко укорачиваются вдох и выдох, изменяется частота дыхания, а в ряде случаев ЖЕЛ и другие параметры, столь необходимые для голосои речеобразования. Приступающие к дыхательным упражнениям лица должны быть обязательно осмотрены врачом и только тогда начинают заниматься дыхательной гимнастикой.

После систематических занятий дыхательной гимнастикой, рекомендуется начинать коррекционные логопедические упражнения.

Упражнение 1. «Дутье в губную гармошку». Оно активизирует оставшиеся части гортани. Рекомендуется дуть в губную гармошку сидя, спокойно, слегка приопустив голову, на одной ноте в течение 1 минуты 8-12 раз в день (интервалы не менее 20 минут).

Упражнение 2. Произнесение сонорных звуков. Нужно слегка опустить голову, произнести звуки м и н. Вначале появится грубый, немодулированный звук голоса. Логопеду следует объяснить, что путем специальных упражнений можно его корректировать, расширять диапазон, тогда появится модуляция.

Упражнение 3. Слова с глухими звуками т, к, п.

Упражнение 4. Произнесение отдельных слов, особенно часто употребляемых в быту: да, нет, дайте, привет, возьмите, а также фраз: пойдем домой, дай газету, где живешь? и т. д. Для тренировок можно взять отдельные строчки из хорошо знакомых стихотворных текстов: «Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели» (Н. А. Некрасов).

Упражнение 5. После этих упражнений можно переходить на речь восстановленным голосом в быту.

Первое время голос истощается быстро: поговорив 2—3 минуты, обучающиеся переходят на шепот. Поэтому начинать надо с йотированных и гласных звуков: ай-яй, ой-ей. При произнесении этих звуковых сочетаний наблюдается наибольшее включение нервно-мышечного аппарата гортани, что особенно важно на данном этапе восстановления голоса. Указанное упражнение может вначале вызывать некоторые трудности, но после 3—4 дней самостоятельных тренировок оно становится доступным.

Рекомендуется систематически включать в тренировки следующие упражнения: дутье в губную гармошку—1 минута, упражнение с йотированным и гласным звуком — ай-яй: ой-ей; произнесение знакомых обучающемуся стихотворных текстов («Бородино» М. Ю. Лермонтова, «Поздняя осень» Н. А. Некрасова).

Весь этот комплекс упражнений рекомендуется повторять 6—8 раз в день с интервалами, а также 2 раза в день упражнения дыхательной гимнастики (с. 105).

Далее следует более усложнять упражнения с йотированными и гласными звуками. Предлагается произнесение сочетаний ай-яй-яй, ой-ей-ей (плавно и мелодично), а также сочетаний гласных звуков у-о, о-у, у-о-а, а-о-у, о-а, о-а-з, о-з-а. Эти упражнения следует продолжать не менее 2 недель, и только после того как они не будут вызывать утомления и станут доступными для повторения с естественными модуляциями (а в этот период занятий обучающийся полностью перешел на речь голосом в быту), следует приступать к вокальным упражнениям.

Задачами завершающего этапа являются расширение диапазона голоса, приближение его тембра к обычной норме, а также увеличение количества модуляций.

Вокальные упражнения разработаны с учетом современных акустических данных о речевом звуке. Предлагаемые нами вокальные упражнения следует проводить всем больным на 5— 6-й неделе восстановительных занятий. Приводим ряд упражнений для мужского и женского голоса.

ля малой октавы ) до первой октавы)
до первой октавы )тециия ми первой октавы)терция
ля малой октавы ) ре первой октавы)
ре первой октавы ) ля малой октавы)

В указанных диапазонах рекомендуется пение гласных звуков. Для тренировок можно рекомендовать знакомые популярные мелодии: «Милая мама» (муз. А. Аверкина, сл. И. Лашнова), «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. М. Maту совского).

Все люди, перенесшие частичные резекции гортани по по воду злокачественных новообразований, боятся рецидива болезни. Иногда их опасения носят даже сверхценный характер. У них встречаются частые расстройства настроения, а в ряде случаев тревога по поводу возможного рецидива опухоли сочетается с элементами ухода от травмирующей действительности со своеобразным вытеснением тревожных переживаний. Это выражается в высказывании близким им лицам, врачам и родным утверждений о доброкачественности удаленной опухоли, а также неправомерности проведенной операции.

После первой психотерапевтической беседы, целью которой является убедить больного в возможности восстановления голоса и возвращения к трудовой деятельности, следует направлять этих обучающихся на консультацию к врачу-психоневрологу. Иногда психотерапевтические беседы может проводить и логопед, так как многие больные не желают посещать врачапсихоневролога.

Следует отметить, что после появления в самом начале грубого голоса, а также в период работы над вокальными упражнениями, т. е. уже при завершении восстановительного обучения, мы во всех случаях наблюдали веру в возможность вернуться к трудовой деятельности и, самое главное, уменьшение страха возможных рецидивов опухоли.

Огромную роль в деле социальной реабилитации этой группы лиц играет сознание своей социальной значимости, своего положения в трудовом коллективе. Роль и положение на работе, мысли об отношении к нему коллектива, как правило, становятся доминантой в период восстановления голоса.

Выписка из логопедической карты.

Больной К. Р. С., 47 лет, перенес полное удаление гортани. Лучевая терапия и химиотерапия не проводились. Через месяц после операции направлен на обучение звучной речи.

При обращении больной был деканюлирован, общался шепотом. На передней поверхности шеи имелись два точечных свища.

После первой психотерапевтической беседы больной приступил к упражнениям лечебной физкультуры для коррекции трахеального дыхания и через неделю к упражнениям подготовительного этапа методики восстановления звучной речи.

24/1V—80 г. закрылся один точечный свищ, и больной приступил к упражнениям подготовительного этапа: дутье в губную гармошку по 0,5 мин, а затем до 1 мин—10—12 раз в день. На занятиях больной напряжен, суетлив, быстро утомляется.

28/IV—80 г. правильно выполняет рекомендованные упражнения. По заключению хирурга оставшийся точечный свищ не является противопоказанием для продолжения занятий по восстановлению звучной речи. Рекомендовано приступить к упражнениям для вызывания звука псевдоголоса стоя и лежа.

6/V—80 г. систематически выполнял рекомендованные упражнения самостоятельно и два раза в неделю посещал логопеда. Звук псевдоголоса образован, имеет возможность произнесения псевдоголосом упражнений 1—2.

13/V—80 г. псевдоголосом выполняет упражнения 1—2. IIo-прежнему быстро утомляется, старается казаться спокойным, однако часто появляются слезы на глазах, которые он всячески скрывает. Сам пациент отмечает в послеоперационном периоде повышенную раздражительность, колебания настроения, боязнь, что не овладеет звучной речью и не сможет продолжать работу.

19/V—80 г. псевдоголосом выполняет упражнения 1—4. Однако общая астения, быстрое утомление затрудняют амбулаторные занятия.

21/V—80 г. госпитализирован в стационар для завершения курса восстановления звучной речи.

В стационаре был осмотрен психиатром и диагносцирован: астенический синдром с раздражительной слабостью, неустойчивым настроением, эпизодическая тревога за исход болезни.

Больному в период пребывания в стационаре проводилась рациональная психотерапия и медикаментозное лечение, на этом фоне завершалось восстановление звучной речи.

Эпикриз в период пребывания в стационаре с 21/V—80 г. но 12/VI—80 г. больной на фоне медикаментозного лечения, назначенного врачом психиатром, занимался лечебной физкультурой для коррекции трахеального дыхания и по 2 раза в день с логопедом.

Полностью перешел на звучную речь в быту. Для расширения диапазона псевдоголоса и увеличения количества модуляций был проведен курс вокальных упражнений параллельно с упражнениями с йотированными и гласными звуками, а затем упражнениями для улучшения плавности речи.

При выписке настроение стало более ровным, однако к вечеру больной испытывал постоянное чувство усталости. При общении и разговорах по телефону не отмечает затруднений. Возвращается на прежнюю работу.

5/IX—83 г. работает на прежней работе. Затруднений при общении по работе и в микросреде не испытывает, выступает с докладами по 25—30 мин. Ухудшение голоса отмечается только

в очень жаркие и душные дни (+30 +33°C). С понижением

температуры воздуха общее состояние и псевдоголос улучшаются.

Б-ой К. В. Б., 49 лет, инженер. 24/VII—78 г. перенес полное удаление гортани и операцию по типу Крайля на лимфоузлах шеи с резекцией корня языка. Лучевая терапия в послеоперационном периоде 7 тысяч рад, деканюлирован.

При обращении 7/Х—78 г. отмечается резкое ограничение подвижности языка вправо и влево, невозможность подъема языка вверх, укорочение языка. Шепотная речь отсутствует, доступно только письменное общение.

8/Х—78 г. больной приступил к занятиям по восстановлению звучной речи в условиях стационара: артикуляционные упражнения перед зеркалом 2 раза в день с логопедом и самостоятельно 8—10 раз в день: 1) высовывание языка; 2) движение языка вправо, влево. После троекратного повторения каждого артикуляционного упражнения трех - пятиминутная пауза, так как больной ослаблен и быстро утомляется. Занятия ЛФК 1 раз в день индивидуально с врачом Э. Я. Золотаревой.

Пациент был консультирован психиатром: настроение подавленное, лицо печальное; пишет, что больше всего его тяготит невозможность общения с окружающими; опасается рецидива болезни. Во время логопедических занятий быстро устает, жалуется на слабость, раздражительность, обостренную чувствительность к свету, звукам. Аппетит понижен, спит тревожно, плохо. Движения языка ограничены, язык укорочен. В остальном со стороны рефлекторной, чувствительной, двигательной и координаторной сфер патологических изменений не отмечается. Врачом психиатром назначено медикаментозное лечение, на фоне которого проводились логопедические занятия. Систематическое наблюдение врача психиатра продолжалось весь период пребывания в стационаре.

После двух недель медикаментозного лечения больной стал значительно меньше утомляться от артикуляционных упражнений, улучшились сон, настроение. Рекомендовано усложнить артикуляционные упражнения и добавить: 3) «пощелкивание» языком; 4) поднимание языка к верхнему переднему отделу альвеолярного отростка; 5) движения языком вверх, вниз; 6) легкое «покусывание» языка.

Перечисленные артикуляционные упражнения повторял самостоятельно до 8 раз в день и при занятиях с логопедом 2 раза в день.

В течение следующих двух недель подвижность языка увеличилась, возможными стали движения языком вправо, влево, вверх и вниз. Упражнение «пощелкивание» языком оставалось затруднительным. Больному рекомендуется приступить к следующему упражнению—дутью в губную гармошку по 0,25 мин 10—12 раз в день. (Артикуляционные упражнения продолжать, занятия ЛФК продолжать уже в группе.)

Упражнение дутье в губную гармошку через 5 дней не вызывает утомления и рекомендуется увеличить время дутья до 0,5 мин 12 раз в день.

24/X—78 г. Больной ознакомлен с упражнениями для вызывания звука псевдоголоса, которые рекомендованы для самостоятельных тренировок 3—4 раза в день.

На четвертый день после выполнения упражнений для вызывания звука псевдоголоса стоя больной произнес псевдоголосом упражнение 1: «как кот», «как ком» и т. д. Упражнение рекомендовано для самостоятельных тренировок.

За 10 дней больному стало доступно произнесение псевдоголосом фраз из двух-трех слов (упражнения 5—6), а также отдельных бытовых слов. Однако остающееся ограничение подвижности языка вызывает затруднения при произнесении стечений согласных звуков, что обусловливает необходимость продолжать артикуляционные упражнения.

С 3/XI по 18/XI — 78 г. больной перешел на общение звучной речью в быту, стало доступно произнесение изолированных гласных звуков. Продолжает тренироваться в произнесении стечения согласных звуков.

30/XI—78 г. больной выписан из стационара свободно вла-. деющим псевдоголосом, при общении не испытывает затруднений, внятность речи нормализовалась, говорит по телефону, приступает к работе инженера.

В январе 1979 г. амбулаторно были проведены вокальные упражнения, диапазон псевдоголоса расширен до 4,5 тонов — соль малой октавы — ми первой октавы.

Катамнестические наблюдения: больной в 1982 г. продолжал работу инженера, систематически выполнял упражнения ЛФК, свободно владел псевдоголосом, при общении не испытывал затруднений.

Рекомендуемая литература

1. Гранстрем М. П. и др. Дыхание и речь. — В кн.: Руководство по физиологии. Физиология дыхания. М., 1973, с. 295.

2. Шамшева Т. Е. Восстановление голосовой функции у больных с гиперфункцией ложных голосовых связок. Методические указания. Л., 1972.

3. Рулле И. Ж- Восстановительная фонопедия в социально-трудовой реабилитации больных после хирургического лечения стенозов гортани (Методические рекомендации). Л., 1976.

4. Таптапова С. Л., Рахмилевич и др. Исследование фоиаторной функции и некоторых параметров внешнего дыхания при восстановлении голоса после частичных резекций гортани. ЖУНГБ, 1981, № 6, с. 812.

5. Таптапова С. JI. и др. Исследование фонаторной функции и некоторых параметров внешнего дыхания при восстановлении голоса после частичных резекций гортани. — Журнал ушных, носовых и горловых болезней, 1982, № 1./

<…>зывает утомления и рекомендуется увеличить время дутья до 0,5 мин 12 раз в день.

24/Х—78 г. Больной ознакомлен с упражнениями для вызывания звука псевдоголоса, которые рекомендованы для самостоятельных тренировок 3—4 раза в день.

На четвертый день после выполнения упражнений для вызывания звука псевдоголоса стоя больной произнес псевдоголосом упражнение 1: «как кот», «как ком» и т. д. Упражнение рекомендовано для самостоятельных тренировок.

За 10 дней больному стало доступно произнесение псевдоголосом фраз из двух-трех слов (упражнения 5—6), а также отдельных бытовых слов. Однако остающееся ограничение подвижности языка вызывает затруднения при произнесении стечений согласных звуков, что обусловливает необходимость продолжать артикуляционные упражнения.

С 3/XI по 18/XI — 78 г. больной перешел на общение звучной речыо в быту, стало доступно произнесение изолированных гласных звуков. Продолжает тренироваться в произнесении стечения согласных звуков.

30/XI—78 г. больной выписан из стационара свободно вла-. деющим псевдоголосом, при общении не испытывает затруднений, внятность речи нормализовалась, говорит по телефону, приступает к работе инженера.

В январе 1979 г. амбулаторно были проведены вокальные упражнения, диапазон псевдоголоса расширен до 4,5 тонов — соль малой октавы — ми первой октавы.

Катамнестические наблюдения: больной в 1982 г. продолжал работу инженера, систематически выполнял упражнения ЛФК, свободно владел псевдоголосом, при общении не испытывал затруднений.

Рекомендуемая литература

1. Гран стрем М. П. и др. Дыхание и речь. — В кн.: Руководство по физиологии. Физиология дыхания. М., 1973, с. 295.

2. Шамшева Т. Е. Восстановление голосовой функции у больных с гиперфункцией ложных голосовых связок. Методические указания. Л., 1972.

3. Рулле И. Ж. Восстановительная фонопедия в социально-трудовой реабилитации больных после хирургического лечения стенозов гортани (Методические рекомендации). Л., 1976.

4. Таптапова С. Л., Рахмилевич и др. Исследование фоиаторной функции и некоторых параметров внешнего дыхания при восстановлении голоса после частичных резекций гортани. ЖУНГБ, 1981, № 6, с. 812.

5. Таптапова С. Л. и др. Исследование фонаторной функции и некоторых параметров внешнего дыхания при восстановлении голоса после частичных резекций гортани. — Журнал ушных, носовых и горловых болезней, 1982, № 1.ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Комплекс физических упражнений для детей

NS П/П Исходное положение Описание упражнения Дозировка Методические указания
1 Стоя, руки опущены вдоль туловища Ходьба обычная, на носочках, в полуприсяде. опять обычная, с постепенным замедлением 2 минуты по залу Корпус держать прямо. Дыхание свободное
2 Стоя Поднять руки через стороны вверх, потянуть ся — вдох, опустить руки — выдох 4 раза Темп медленный
3 Стоя Развести руки в стороны — вдох, наклонить туловище вниз — выдох выпрямиться 4—5 раз Вдох обычный, на выдохе произносить звук ш
4 Стоя, руки на поясе Повороты туловища в стороны 5—6 раз е каждую сторону Темп средний
5 Стоя, руки на поясе Подниматься на носки, на пятки "перекатываться" 8—<10 раз Корпус держать прямо
6 Стоя, руки опущены вдоль туловища На вдох — развести руки в стороны, на выдохе поднять прямую ногу и сделать «хлопок» под коленом 4—5 раз каждой ногой Темп средний
7 Стоя, руки опущены вдоль туловища Наклоны туловища в стороны — «насос» 5—6 раз в каждую сторону Темп средннй
8 Стоя, руки опущены вдоль туловища Спокойно вдохнуть, на выдохе произносить жжук 4—5 раз Медленно
9 Стоя, руки на поясе Спокойно вдохнуть, на выдохе приседать с вытянутыми руками вперед 5—6 раз Темп медленный. Выдох удлинен
10 Стоя, руки на поясе Ходьба на месте с высоким подниманием колена 1—2 минуты Следить за дыханием
11 Стоя, руки на поясе Прыжки на месте, ритмичные, легкие 10—15 раз Дыхание свободное. Темп средний
12 Стоя, руки опущены вдоль туловища Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох 5—6 раз Темп средний
13 Стоя, руки к плечам Круговые движения локтями По 4 раза в каждую сторону Дыхание свободное
14 Стоя, руки опущены вдоль туловища Ходьба с движением рук к плечам, в стороны, вниз; с подниманием рук вверх, опусканием и расслаблением 2—3 минуты Темп медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный

Приложение 2. Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для ларингэктомированных больных

№ п п Исходное положение Описание упражнения Дозировка Методические указания
1 Сидя на стуле, руки на поясе Отвести руку в сторону, с поворотом туловища — вдох, руку на пояс — выдох 3—4 раза в каждую сторону Темп медленный
2 Сидя на стуле, руки на коленях Развести руки в стороны— вдох, руки на колени — выдох 3—4 раза Выдох длинный, медленный
3 Сидя на стуле, пальцы рук сжать в кулак, стопы ног поставить на пятки На счет «раз» — пальцы рук разжать, стопы опустить; на счет «два» — пальцы рук сжать в кулак, стопы поставить на пятки 10—12 раз Дыхание произвольное. Темп средний
4 Сидя на стуле, руки на поясе Отведение локтей назад— вдох, локти вперед — выдох и в исходное положение 3—4 раза При выдохе втянуть мышцы живота. В исходном положении расслабить мышцы
5 Сидя на краю стула, облокотиться на спинку стула, держаться руками за сиденье В исходном положении сделать вдох. На выдох —поднимать и опускать прямую ногу, поочередно По 3 раза каждой но гой Темп медленный, выдох ровный, удлиненный
6 Сидя на стуле, пальцы рук сжать в кулак, стопы ног поставить на пятки Круговые движения кистями и стопами По 6 раз в каждую сторону Дыхание произвольное. Темп средний
7 Сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища Поднять плечи — вдох, медленно опустить плечи — выдох 3—4 раза Темп медленный, выдох удлиненный
8 Сидя на стуле, руки на коленях Развести руки в стороны — вдох, взять колено руками, подтянуть к груди —- выдох. В исходном положении расслабиться 3—4 раза При выдохе втягивать мышцы живота
9 Сидя на стуле, пальцы рук к плечам Круговые движения локтями. Локти вперед, вверх— вдох; назад, вниз — выдох и обратно По 3 раза Темп медленный, выдох удлиненный
10 Сидя на стуле, пальцы рук к плечам Отведение руки в сторону с одновременным поворотом головы в ту же сторону. То же в другую сторону 4—5 раз в каждую сторону Дыхание произвольное
11 Сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища Поднять руки через стороны вверх, над головой — вдох, опустить через стороны — выдох 3—4 раза Вдох не затягивать. Выдох медленный, удлиненный
12 Сидя, облокотившись на спинку стула, ноги выпрямить руки на колени Развести в стороны руки и ноги — вдох, соединить руки и ноги в исходное положение — выдох 3—4 раза При выполнении упражнения пятки скользят по полу. Выдох удлиненный
13 Сидя на стуле, руки на поясе Круговые движения головой под счет: 1, 2, 3, 4 По 3 раза в каждую сторону Дыхание произвольное. Делать в полном объеме
14 Сидя, облокотившись на спинку стула, ноги выпрямить, расслабиться, одна рука на груди, другая на животе Диафрагмальное дыхание. На вдох — брюшную стенку надуть. На выдох — втянуть мышцы живота, расслабиться 1 минута Выдох длиннее вдоха

Приложение 3. Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для лиц с нарушениями голоса

№ п п Исходное положение Описание упражнения Дозировка Методические указания
1 Сидя на стуле Вдох спокойный через нос, выдох через рот 4—5 раз Выдох удлинен
2 Сидя на стуле, руки на коленях Развести руки в стороны— вдох, руки на колени — выдох 4—5 раз Темп медленный, выдох через рот удлинен
3 Сидя на стуле, ноги на ширине плеч Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вниз, достать пальцами рук пола — выдох, выпрямиться 3—4 раза Выдох удлинен
4 Сидя на стуле, руки перед грудью согнуты ё локтевых суставах Два рывка локтями на зад, два рывка развести руки в стороны 5—6 раз Дыхание произвольное
5 Сидя на стуле Вдох спокойный через нос, на выдох — произнести звук ш 5—6 раз Выдох удлинен. Не напрягать мышцы шеи
6 Сидя на стуле, облокотившись на спинку, ноги выпрямить, руками держаться за сиденье В исходном положении— вдох, на выдох — ногу согнуть в коленном суставе, выпрямить, согнуть опять и опустить 3—4 раза каждой ногой Выдох удлинен. Темп медленный
7 Сидя настуле, пальцы рук на ребра На вдох расширить грудную клетку в стороны, на выдох сжать грудную клетку и выпрямиться 4—5 раз Выдох удлинен
8 Сидя на стуле. пальцы рук к плечам Правым коленом достать левый локоть и наоборот 5—6 раз Дыхание произвольное
9 Сидя на стуле, руки на поясе Отвести руку прямую в сторону — вдох, на выдох рука прямая над головой, с одновременным наклоном туловища в сторону и в исходное положение 3—4 раза в каждую сторону Выдох удлинен через рот
10 Сидя иа стуле, облокотившись на спинку, ноги выпрямить, руками держаться за сиденье В исходном положении— вдох, на выдох движение ногами «велосипед» 4—5 раз Выдох удлинен через рот
11 Сидя на стуле, руки на коленях На вдох развести руки в стороны, на выдох обнять себя и выпрямиться 4—5 раз Выдох удлинен через рот
12 Сидя на стуле, руки на поясе Круговые движения на 4 счета По 3 раза в каждую сторону Дыхание произвольное
13 Сидя на стуле Вдох спокойный через нос, на выдох произвести звук с 5—6 раз Выдох удли нен. Не напрягать мышцы шеи
14 Сидя на стуле, руки на поясе Отвести руку в сторону— вдох, на выдох наклонить туловище вниз, к противоположному носку ноги и возвратить руку в исходное положение 3—4 раза в каждую сторону Выдох удлинен через рот
15 Сидя, облокотившись на спинку стула, ноги выпрямить, расслабиться, одна рука на груди, другая на животе Диафрагмальное дыхание, мысленно произносить фразу: «Я — на вдохе, на выдохе: глубоко, ровно и плавно дышу» 1—2 минуты Выдох удлинен через рот

Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. —М.: Просвещение, 1984. — 112 е., ил.

Оглавление

Введение. 1

Анатомо-физиологические особенности голосового аппарата. 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.196.236 (0.065 с.)