ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Проверка усвоения ранее изученных знаний.



Ребята, предлагаю вам выполнить маленькую самостоятельную работу.

-Что нужно сделать в этом задании?

(написать падежные окончания имён существительных)

На доске написано:

ИГРАТЬ НА ПЛОЩАДК. –

НА КРАЮ ДЕРЕВН. -

О РОДНОМ ГОРОД. -

ОКОЛО ОПУШК. -

ЛЮБИМОЙ МАМ. -

ЖИЛ В ГОРОДЕ КАЗАН. – +

Чтобы правильно написать падежное окончание - вам поможет таблица - помощница. (На каждой парте лежит вот такая таблица, а на доске такая же таблица в увеличенном виде).

I скл. II скл. III скл.
м.р.                 ж.р.      -а,    -я гора, Маша, дядя Р.п. –ы, -и Д.п. –е П.п. -е м.р.               ср.р.    -о,     -е шалаш, гость, поле, село Р.п. - а, -я Д.п. –у, -ю П.п. -е ж.р.     -ь   степь, мышь Р.п. –и Д.п. –и П.п. -и

 

Когда выполнено задание, ученики проверяют по листочку «Проверь себя» (См. приложение).

-Давайте проверим это задание.

-Кто выполнил без ошибок?

-Кто допустил 1 ошибку,

                    2 ошибки,

                    3 ошибки.

V . Итог урока.

Посчитайте плюсы. У кого 4 плюса, встаньте. Вы сегодня отлично потрудились. Молодцы! Я хочу вручить вам «пятёрочку». У кого 3 плюса - получите «четвёрочку». Ребята, у кого были ошибки, не огорчайтесь, я верю, завтра у вас всё получится.

-Вам понравился урок?

-Что было главным, важным на уроке?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

VI . Домашнее задание. Просклонять по падежам слова «друг», «помощь», «поддержка».

 

 

 

 

Приложение 1

I скл. II скл III скл.
м.р.                         ж.р.         -а, -я гора, Маша, дядя     Р.п. –ы, -и Д.п. –е П.п. -е м.р.                    ср.р.            -о, -е шалаш, гость, село, поле   Р.п. –а, -я Д.п. –у. –ю П.п. –е ж.р.               -ь степь, мышь     Р.п. –и Д.п. –и П.п. -и

НЕ ОГОРЧАЙСЯ,

ЗАВТРА У ТЕБЯ

 ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ

И.п. Кто? Что? В.п. Кого? Что?
Р.п. Кого? Чего? Т.п. Кем? Чем?
Д.п. Кому? Чему? П.п. О ком? О чём?
В огород… В огороде – П.п., 2 скл.
У дорожк… У дорожки – Р.П., 1 скл.
К деревн… К деревне – Д.П., 1 скл.
На рябин… На рябине – П.П., 1 скл.
От яблон… От яблони – Р.П., 1 скл.
До земл… До земли – Р.П., 1 скл.
В ракет… В ракете –П.п., 1 скл.
На скрипк… На скрипке –П.п., 1 скл.
С площад… С площади –Р.п., 3 скл.
От усталост… От усталости –Р.П., 3 скл.
По Волг… По Волге –Д.п., 1 скл.
По очеред… По очереди – Д.п., 3 скл
П…НАЛ П…ТУХ ЗА..Ц Г…ЗЕТА Б…ЛЕТ     ПЕНАЛ ПЕТУХ ЗААЦ ГАЗЕТА БИЛЕТ  
П…ЛЬТО М…Л…КО С…БАКА С…ЛОМА Л…ДОНЬ     ПАЛЬТО МОЛОКО СОБАКА СОЛОМА ЛАДОНЬ      
ИЗ ЧАШК.
В САРА.
В РОЩ.
К ОСЕН.
К ЯБЛОН.
ВО ДВОР.
У ДОРОЖК.
НА РЕЧК. К ЛОСИХ.
ПО ШОСС.
ОБ ОТЧИЗН.
НА СВОБОД.
ДО СТАРОСТ.
ОТ ЯРОСТ.
К ПРОРУБ.
ОКОЛО СИРЕН.
В ДРЕВНОСТ.
У ДЕДУШК.
НА НОЖК.

           

 

Кузнецова Елизавета  Владимировна     Баркова Марина Юрьевна

учитель географии                    учитель физики

 

 

Интегрированный урок физика-география

«Атмосферные фронты.

Циркуляция воздушных масс»

 

Цели урока

• Сформировать знания об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах, их воздействиях на погоду

• Повторить тему «Тепловые явления, давление, атмосферное давление».

Тип урока: интегрированный урок-беседа изучения нового материала.

Оборудование

По географии: климатическая карта России, синоптическая карта, таблица «Образование циклонов и антициклонов», карта «Постоянные и переменные центры атмосферного давления», тесты и задания для закрепления нового материала, раздаточный материал:

1. карточки, на которых записаны новые понятия: атмосферный фронт(теплый, холодный, окклюзии, циклон, антициклон)

2. схема «Факторы, влияющие на климат России»;

по физике: электрическая плитка, колба с водой, металлическая пластина, спиртовка, прибор для демонстрации конвекции жидкости, марганцовка, спички.

Особенность урока

По сути - это урок применения физических знаний, занятие по предмету «География», на котором рассматриваемые природные процессы объясняют физическими явлениями и закономерностями, изученными в 8 классе

Содержание урока

Циркуляция воздуха в умеренных широтах. Атмосферные фронты и их типы. Изменение погоды под действием воздушных фронтов. Фронтальная облачность, циклоны и антициклоны. Влияние циклонов и антициклонов на погоду и климат России. Физические причины рассмотренных природных явлений.

 

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос ведет учитель географии (УГ) Вопросы:

• В каких климатических поясах находится Россия?

• Почему страна охватывает столько климатических поясов?

• Какой важный климатообразующий фактор зависит от географического положения?

УГ -Посмотрите на схему и прокомментируйте её.

Учитель физики (УФ)- Выделите из этих факторов те, что связаны с физикой.

3. Изучение нового материала

УГ. Сегодняшний урок посвящен движению воздуха над Россией, т.е. циркуляция атмосферы. Мы будем рассматривать материал с точки зрения географии и точки зрения физики.

План изучения материала представлен на карточках, лежащих на ваших столах, в виде названий новых понятий. По ходу объяснения вам необходимо записать определения этих понятий на карточках.

Понятия такие:

Атмосферный фронт

Теплый фронт

Холодный фронт

Окклюзии

Циклон

Антициклон

Ученик делает сообщение и показывает на географической карте основные области средних положительных и отрицательных температур над территорией России. Он говорит, что средние отрицательные температуры относятся к побережью ледовитого океана. Юг Европейской части, Черноморское побережье имеют положительную среднюю температуру.

УГ. Над территорией России встречаются теплые, тропические и умеренные воздушные массы с холодными арктическими. Прошу дать определение , что такое воздушная масса.

(Ответ ученика) Это большой объем воздуха, сформированный над определенной территорией, обладающий одинаковой температурой, влажностью и давлением.

Воздушные массы отличаются по температуре. Известно, что свойства теплого и холодного воздуха неодинаковы.

УФ. Выясним, чем именно они отличаются.

Сравним плотности холодного и теплого воздуха и попробуем объяснить различие между ними на основе молекулярных представлений о строении вещества.(Ответ: плотность холодного воздуха больше плотности теплого, скорость движения молекул холодного воздуха меньше, чем скорость движения молекул теплого воздуха, молекулы холодного воздуха занимают меньший объем в пространстве, чем молекулы теплого воздуха той же массы )

Как поведут себя объемы воздуха, имеющие разные плотности, и чем объяснить это поведение? (Ответ. Теплый воздух будет всплывать в холодном воздухе, так как ,будет действовать сила Архимеда.)

Сравним теперь давление воздуха на поверхность Земли в тех местах, где температура высокая, и в тех местах, где температура воздуха низкая.(Ответ. Там, где на Земле температура высокая, теплый воздух будет подниматься вверх и, следовательно, в этом месте будет область низкого давления атмосферы, а над местом, где температура на Земле низкая, расположится область высокого атмосферного давления)

УГ. Граница между теплой и холодной воздушными массами называется атмосферным фронтом. (Записываем в карточки)

УФ. Обратимся к эксперименту и выясним, что произойдет, если встретятся холодная и теплая воздушные массы (Эксперимент) Наблюдаем процесс конденсации теплого воздуха (на поверхности пластины образуются капельки воды).

УГ. Рассмотрим происхождение теплых и холодных фронтов(показываем с помощью карт перемещение холодного воздуха и образование слоистых облаков, сплошную облачность, моросящие осадки. Холодный воздух клином внедряется в зону скопления теплого воздуха, который от этого начинает быстро поднимается вверх, образуя кучевые облака, сильные ливневые осадки, при порывистом ветре наступает гроза, устанавливается холодная погода). В природе возможны встречи не только двух воздушных масс, но и четырех. Тогда очень сложно определить, какая установится погода, потому что встречаются воздушные массы с разными свойствами. Погода меняется по минутам. Чтобы разобраться в этом обратимся к физике.

УФ. Проведем эксперимент-аналгию. Воспользуемся прибором для демонстрации конвекции в жидкости. Четыре сообщающихся между собой трубки заполнены водой. Одну из трубок нагреваем. Каждая изображает воздушный фронт. В левую и правую трубку опустим кристаллики марганцовки, она поможет нам наблюдать перемещение холодных и теплых масс воды. Предсказать перемещение окрашенных масс воды сложно, можно только сказать что в конце концов вся вода будет окрашена полностью. Но когда? Аналогичные процессы происходят с воздушными массами при встрече нескольких атмосферных фронтов. УГ. Это называется фронтом окклюзии.

Итоги занятия

 

географические физические
Узнали: 1 2 3 Смогли объяснить: 1 2 Использовали понятия и факты 1 2

 

Учащиеся вносят в таблицу новые понятия по географии и объяснение явлений с помощью физики. В результате учащиеся поняли, как важно владеть физическими знаниями для объяснения природного географического факта, как необходимо объединение наук.

 

        

 

 

Глушкова Светлана Петровна

учитель математики

Преобразование тригонометрических выражений

Урок математики в 10 классе

Цели и задачи:

· Повторить тригонометрические формулы;

· Совершенствовать навыки их применения, выполняя тригонометрические преобразования;

· Показать многообразие применения тригонометрических формул к решению уравнений.

Ход урока

Мы занимаемся решением тригонометрических уравнений и рассмотрели 2 основных метода их решения:

· введение новой переменной;

· разложение на множители.

На следующем этапе мы должны рассмотреть, как эти методы используются при решении более сложных тригонометрических уравнений, выделив общую идею решения:

· приведение уравнения к виду, содержащему лишь одну тригонометрическую функцию одного аргумента с последующей заменой переменной, или разложение на множители. Данные приведения основываются на использовании тригонометрических формул и преобразовании тригонометрических выражений.

· Вспоминаем все изученные формулы тригонометрии по учебному пособию на странице 40.

· Последовательно решая карточку за карточкой с проверкой у любого присутствующего здесь учителя математики и отмечая в листе учета свою работу.

· Время выполнения 15 карточек – 2 урока и один урок – отработка ошибок, допущенных при решении.

После вышеназванной работы переходим к блоку уравнений


Лист учёта

Ф. И. ученика(- цы)______________________

 

Номер задания Выполнено самостоятельно Выполнено с помощью Результат
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      
9      
10      

 

Примеры заданий

А10 С1-16 Упростите cos(α+ß)+ sinα sinß cosα = – 0,6; А10 С1-17 Вычислите sin2α, cos2α, tg2α, если сosα = – 0,6;
А10 С1-18 Вычислите: sin 135°, cos , tg 405° А10 С1-1 9 Вычислите: 2sin22,5°;
А10 С1-20 Вычислите: sin2α, cos2α, если cosα = 0,8 и α – в четвертой четверти  А10 С1- 21 Вычислите:
А10 С1- 22 Вычислите: А10 С1-23 Упростите: 2sin1,5α; cos1,5α,
А10 С1- 24 Докажите тождество: А10 С1-25 Вычислите: cos15° – cos75°,
А10 С1-26 Преобразуйте в сумму: 2cos35°·cos5°, cos α ·cos7 α А10 С1-27 Преобразуйте в сумму: sin (α + 45°)·cos (α - 45°)
А10 С1- 2 8 Найдите: А10 С1- 2 9 Упростите:
А10 С1-30 Докажите тождество:

 


Иванова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Головина Ольга Яковлевна,

учитель музыки и МХК

 

Интегрированный урок музыки и литературы

 «Русская зима в искусстве»

 Цель урока: Формирование эстетического восприятия окружающего мира средствами литературы, музыки и изобразительного искусства.

 Задачи:

- умение выразить впечатление о произведениях искусства в форме высказывания;

-усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами музыки, литературы и живописи;

-эстетическое воспитание, формирование любви и уважения к природе.

Используемые методы:

презентация с репродукциями картин;

стихи Ф.И. Тютчева, И.З. Сурикова, И.С. Никитина

музыка “Времена года” П.Чайковского, А. Бородин Квартет №2.                                                       Мультимедийная презентация.

Оформление: выставка книг великих русских писателей и поэтов.

 

Ход урока

Ход урока                                                                                                                                                                                              1. Определение темы урока через загадку: 

Учитель литературы: Сегодня совершим увлекательное путешествие. Мы идем в гости. А куда, догадайтесь сами!  

Слайд 1 Тройка и музыка к слайду « На тройке»                                                                                                                                            Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.                                                                                                               учащиеся отвечают на загадку. (Зима)

Слайд 2тема урока                      

Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины. А после нашей встречи попробуем описать, какой мы увидели, услышали и почувствовали зиму?     

Слайд 3 - снежинки+ музыка «Святки»

Учитель литературы: С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю одна красивее другой!

1 чтец    Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

А под утро снегом

Поле забелело, прочно пеленою

Все его одело.             

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала….

Учитель литературы: Так просто, красиво сумел передать начало зимы русский поэт Иван Захарович Суриков. Иван Захарович много стихотворений написал для детей, стои вспомнить всем известное стихотворение «Детство»:

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках по горе крутой.

Слайд 4 – портрет Сурикова.           

Учитель музыки: Музыка, которая сейчас прозвучала, была написана П.И.Чайковскимв 1876 году.

 Слайд 5 Портрет Чайковского

В Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский, издавался журнал, который назывался «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных П. И.Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года».

Слайд 6 Титульный лист

А мы сегодня с вами открыли этот альбом на зимней страничке, и услышали пьесу «декабрь»- «святки». Что такое святки? С каким праздником это связано?

Слайд 7 , М.Абакумов «Рождество»

2 чтец:  Весело сияет

        Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Месяца лучами

Божий храм облит;

Крест под облаками,

Как свеча горит.

Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

Тишина немая

В улицах пустых,

И не слышно лая

Псов сторожевых…  

 Учитель литературы: Так описывал зимнюю ночь в деревне И.С. Никитин. Поэт, который глубоко чувствовал родную природу и лчень любил ее. «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душою», - писал он. Слайд 8 портрет Ивана Савича Никитина

Учитель музыки:  И вот наступает месяцянварь. В старину на Руси январь называли «сечень», так как он рассекает и делит зиму на 2 половины. Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме.

Слайд 9.

 Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки. Слушаем музыку.

Учитель музыки:  Какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке?                                             Какой характер у этого произведения? Что вы представляете, слушая эту музыку? (ответы детей)

 У П.И. Чайковского пьеса Январь имеет второе название «У Камелька»

Слайд 9 + музыка                                                                                                                                                               Камелек - это специфически русское название камина в доме или какого-либо очага в жилище. В долгие зимние вечера у очага собиралась вся семья.                                                                                   В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические.                                                                                                                                               В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

О таком эмоциональном состоянии Чайковский писал в своих письмах так: "Это то чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, …..Приятно отдохнуть и оглядеться.<...> И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое".                                     

Слайд 10 - Соколов «Снежная зима»,

Учитель литературы: Леса, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд.А вот гордо стоят ели. Они стали еще пышнее и наряднее.

Ребята, обратите внимание на картину художника С.Соколова «Снежная зима». Вы видите лес, заколдованный чародейкою зимой. Он стоит неподвижно. Но, глядя на эту картину, мы можем представить, что там есть жизнь. Попробуйте оживить лес. (словесное рисование) Например, вот сейчас пробежит заяц и скроется в чаще леса, или белка, перепрыгивая с ветки на ветку создаст снежный дождь.

3 чтец.    Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой..

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Слайд 11 Портрет Тютчева

 Учитель литературы : Это замечательное стихотворение написал Ф.И. Тютчев. Поэт как истинный знаток красоты природы не мог пройти мимо этого зимнего чуда. Дивный пейзаж, окрашенный в ликующие краски ясного зимнего дня, всегда поднимает настроение.

Учитель музыки: Приходит февраль. Название этого месяца имеет латинское происхождение. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник. У нас это время совпадает с празднованием Масленицы.

Слайд 12 Кустодиев «Масленица»

Это веселый народный праздник, ярмарка, народные традиции с сжиганием чучела Зимы , надежда на скорый приход теплой весны. Праздник на котором звучат шутки, народные песни . И мы на нашем уроке обратимся к народной песне- шуточной и задорной . А помогут нам в этом девочки которые получили задание приготовить нам такой сюрприз

Исполнение народной песни: «Как на тоненький ледок».

Учитель музыки: Сегодня на уроке мне бы хотелось вас познакомить с еще одним примером чудесной музыки, которая вызывает зимние ассоциации. Это струнный квартет №2 Александра Порфирьевича Бородина

Слайд 13 Портрет Бородина

А. Бородин - русский композитор и ученый-химик. Его творческое наследие сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», а также симфонические произведения. С одним из них мы сегодня и познакомимся – Струнный квартет № 2

Слайд 14 квартет

Квартет это произведение которое исполняют четыре музыканта от итальянского слова КВАРТА - четыре, струнный потому что состав инструментов струнный -скрипка, альт виолончель и контрабас .

Слайд 15 узор на окне и музыка

Мне бы очень хотелось обратить ваше внимание на то, как композитор сумел музыкой передать, то чудо, которое мы с вами наблюдаем зимой на своих окнах

- слушая музыку можно увидеть Великого мастера-Мороза за своим творчеством, а инструменты помогают услышать даже скрип, который исходит от кисти сказочного художника.

Учитель литературы: Ребята, в первой половине урока мы погрузились в прекрасный мир зимы, проследили, как это время года прославлялось в творчестве поэтов, художников, композиторов. А сейчас мы приглашаем вас воплотить свои чувства, эмоции в творчестве.





Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.034 с.)