Что же игра открывает в детях? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что же игра открывает в детях?



· Дети охотно преодолевают значительные трудности.

· Тренируют свои силы.

· Развивают способности иумения.

 

ИГРА:

· помогает сделать любой учебный материал увлекательным;

· вызывает у учеников глубокое удовлетворение;

· создаёт радостное, рабочее настроение;

· облегчает процесс усвоения знаний.

 

Ещё В.А. Сухомлинский, высоко оценивая процесс игры, писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умствен­ного развития ребёнка. Игра - это огромное светлое окно, че­рез которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительнос­ти. Игра - есть искра, зажигающий огонёк пытливости и любо­знательности».

Система игр должна включать следующие виды:

по назначению:

· обучающие (с помощью этих игр дети приобретают новые навыки и знания);

· контролирующие (цель состоит в закреплении ранее полученных знаний, в контроле);

· качественные» (важными являются игры на качество, так как они помогают решить основную задачу – пробудить мыслительную деятельность, заставить думать над задачей);

· универсальные (к ним относятся игры, которые могут быть разнообразны по широкому кругу вопросов школьной программы, по любой теме, разделу).

по массовости:

· групповые (всем детям свойственно чувство коллективизма, стремление участвовать с товарищами в совместной деятельности);

· индивидуальные (детям характерно стремление к самостоятельности, самооценке, а значит, потребность к проверке своих индивидуальных возможностей);

· одиночные (к ним относятся те правила, которые не дают возможности менять содержание игры), (большинство настольных игр).

по темпу:

· «скоростные» (некоторые игры должны принимать форму состязаний, соревнований за личное первенство, первенство ряда, класса):

· тихие (младший школьный возраст известен как возраст познания, а поэтому и число интеллектуальных игр вызывает большой интерес. Большинство из них относятся к тихим).

Такая классификация игр, проведенная по разным основа­ниям, не является строгой, так как каждую из игр, можно отнести к нескольким видам.

Игровой урок - это азарт, творчество, риск, полет фанта­зии, освобождение от комплексов, штампов, скованности; это поиск, «езда в незнаемое»; это познание окружающего мира, себя и других. Да и что еще может быть увлекательнее игры!

Требований к игровому уроку три:

1) помнить о том, что содержание урока рождает его фор­му, а не наоборот: нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание - форма может не выдержать, и урок разрушится;

2) для каждой игры необходимо создавать соответствую­щий антураж;

3) верить в истинность происходящего и «играть» на пол­ном серьёзе.

 

Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать в общее дело.

Задача каждого учителя состоит в том, чтобы сформиро­вать познавательную деятельность у всех учащихся. Каждый, кто берётся учить, должен уметь научить.

Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.

Целенаправленные решения этих задач возможны только в том случае, когда учитель будет знать:

· какова природа и происхождение познавательной дея­тельности;

· из чего она состоит;

· какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантиро­вать формирование намеченной познавательной деятельности у всех учащихся.

Познавательная деятельность формируется в процессе жиз­ни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ученика вполне определённых познавательных средств. Чело­век не родится с готовым логическим мышлением, с готовы­ми знаниями о мире. Но он и не открывает заново ни логи­ческих законов мышления, ни известных обществу законов природы. Человек не родится с готовыми сформированными математическими или музыкальными способностями; он их может развивать только путём приобщения к миру математи­ки, к миру музыки.

Так как же сформировать у ребёнка познавательную дея­тельность, как сделать, чтобы школа детей всегда привлекала, а не наоборот?

А это легко сделать через игровую деятельность. С по­мощью неё можно обеспечить мотивацию учебной деятель­ности, открыть личностный смысл в усвоении различных зна­ний и умений.

В этом Вам помогут педагогические игры, разделённые на группы:

- по области деятельности;

- по характеру педагогического процесса;

- по предметной;

- по игровой среде.

На обычном уроке учитель основное внимание обращает на обучающие цели урока, а реализации воспитательных задач остаётся мизерный процент всей учебной деятельности.

Поэтому, проведение уроков в игровой форме, необходимо для детей. Через игру у ребенка развивается творческое начало, как способность создавать своё, новое, оригинальное, лучшее, формируется наиболее активно, когда творческая деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением «Я».

Важно, чтобы в творческой деятельности учащийся «выплёс­кивал», (а это можно сделать через игру) своё состояние, субъек­тивно «проживал» своё настроение, а не выполнял техническое задание учителя.

Игровые сюжеты...

Их можно вообразить сколько угодно - фантазия беспредельна! Сколько игр - столько и сюжетов. А игрой может быть абсолютно всё, что нас окружает. Помните «Что наша жизнь? Игра!» (слова Германа из оперы «Пиковая дама). Действительно, сколько нам каждый день приходится играть ролей! С утра мы папы или мамы, потом работники производства, служащие, пассажиры общественного транспорта, любящие и любимые... Да мало ли, кто мы? И от того, как мы играем эти роли, зависит вся жизнь.

Так и с уроками: хорошая игра - хороший урок и наоборот. Можно разработать их множество. Это и урок – путешествие, урок - прогноз, урок - фантазия, урок - гипотеза, это и звуковой, юбилейный, музыкальный, гастрономический, живописный, урок - иллюзион, милосердия, урок ошибок, «Поле чудес», «Умники и умницы», «Брейн - ринг», урок - перевёртыш, детективный, медицинский, урок - суд и т.д.

Где же брать сюжеты для уроков? В окружающей действи­тельности. Это ещё не конец списка игровых сюжетов, их мож­но увеличить вдвое, втрое, стоит только захотеть. Значит, сюже­ты уроков можно брать из окружающей действительности. Ви­дим, например, сбербанк. Прекрасно!

Почему бы, например, урок математики не назвать «Детский банк». И вот, как по мгновению волшебной палочки, начинается ролевая игра, (а дети, заметьте, играть очень любят): вокруг уже не девочки и мальчики, а кас­сиры, вкладчики; и в руках у них не простые тетради по мате­матике, а чековые книжки, лицевые счета и т.д. И озабочены юные бизнесмены увеличением капитала, банковскими операция­ми и прочими финансовыми премудростями. На таком уроке и деньги могут иметь вращение, валюта (местного изготовления). Вот идея! Осталось только выстроить ход урока.   

Также можно провести урок - кроссворд по русскому языку и литературному чтению, а потом, провести таким образом зачёт. А дальше можно создавать урок - лабиринт, во время которого можно заставить учеников поплутать в дебрях информации, формул и других научных премудростей, до тех пор, пока они сами не отыщут верный путь.

Сколько ещё можно вообразить сюжетов? Не счесть! Я предлагаю Вам игровые технологии уроков, может быть пока немного, но и они пригодятся Вам когда-нибудь, они обязательно дождутся своего часа, ибо для каждой идеи - своё время! А идей может оказаться столько, сколько всего вокруг!

И последнее. Предлагаемые сюжеты игровых уроков могут показаться кому-то спорными и более того - неприемлемыми. Что ж, пусть они тогда станут импульсом к дальнейшему твор­честву, темой для размышлений...

Удачи Вам в этом увлекательном поиске - поиске не столько игровых идей, сколько своего «Я»! Ищите, творите и оставляйте всё это на полях специального блокнота, где в скором времени окажется, может быть, не только 20, не только 50, а во много раз больше игровых идей!

 

 

ИГРОВЫЕ СЮЖЕТЫ

 

 

№ 1. УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ.

Путешествовать можно куда угодно, на чём угодно и по какому угодно поводу. А куда? «Из Костаная в Астану», «За три моря», «По городам Казахстана», в «страну не­выученных уроков» и т. д., при этом остроумно описывая их содержимое. А путешествие в Зазеркалье, где всё наобо­рот? А путешествие в будущее, при помощи машины времени? Но ведь странствовать можно и в собственном воображении, не выходя из своей комнаты и даже не сходя с дивана...

На чём? Здесь тоже все средства хороши: от поезда до пушечного ядра барона Мюнхаузена.

По какому поводу? Судите сами: один остроумный человек насчитал 506 поводов для странствий. А, в сущ­ности, путешествовать можно и без повода. Просто так. Из интереса! А остальное ваша фантазия, ибо путешест­вие - жанр, не знающий границ, свободный, живой, измен­чивый. Например, у вас урок литературного чтения? Но ведь литературное чтение - это тоже путешествие, только в компании с героями произведения. Поставьте себя рядом с ними, пройдите с персонажами все их жизненные пе­рипетии, выскажите своё мнение, а как бы вы поступили на их месте?

Урок русского языка? Пожалуйте в страну Морфологию или в Объединённое Королевство Синтаксиса и Пунктуации, в гости к Существительному... Такие путешествия могут сопровождаться путевыми заметками (записками), в кото­рых излагаются правила, определения и прочие подробнос­ти и премудрости. В начальной школе в такой форме можно преподносить изучение частей речи, тем более, что для младшеклассников эти темы и есть «езда в незнаемое». Причём фантазийно можно описывать всё, что встретится на пути.

В гости к Существительному? Поехали! На чём? (Идёт перечисление существительных - на автобусе, на воздушном шаре, на поезде, в межгалактическом метро). Что возьмём с собой?

А кто такой Существительное? Или кто такая? Или кто такое? Где живёт? Как выглядит? Как одевается (вернее, во что)? С кем дружит? (Опять разговор только на уровне существительных). Любимое блюдо? Цветок? Есть ли друзья? Конечно, есть! Род, Число, Падежи! Съездим и к ним в гости?

Следующая остановка у Чисел.

Единственное Число - одиноко живёт в домике, где всё в единственном экземпляре - одна ложка, одна вилка, один стул, поэтому оно (он или она) гостей не любит и пребы­вает в гордом одиночестве. А прямо напротив, роскошные апартаменты Множественного Числа, у которого наоборот, всегда множество гостей, много угощения, и в доме полно (назвать существительные, употребляемые только во мно­жественном числе). Одно плохо: Множественное Число никогда не бывает одно, некогда подумать, отдохнуть.

И так дальше. Путешествие продолжается с многочис­ленными остановками, во время которых в лёгкой, игро­вой форме выясняется суть каждой категории.

На уроках математики - то же самое. Путешествие, например, в города Минус и Плюс. В первом живут про­тивоположные, разные герои (числа), которые всё крити­куют, ничему не верят, ничего не хотят... А во втором, наоборот, - оптимисты, позитивисты, не умеющие гово­рить «нет».

Где бы вы остались жить? Почему?

На уроках рисования - путешествия по залам, выстав­кам, галереям (разумеется, заочные).

 

№ 2. УРОК - ГИПОТЕЗА.

 

Урок по формуле: «Что было бы, если...».

У немецкого романтика Новалиса есть фраза: «Гипоте­за подобна сети: забрось её - рано или поздно что-нибудь да выловишь...».

Что было бы, если... из русского языка исчезли бы все знаки препинания?

Что было бы, если... на всей планете внезапно пропали бы деньги?

Таких ситуаций на любую тему можно смоделировать великое множество. Гипотеза даёт простор фантазии, свободу выбора, мысли.

Джанни Родари, замечательный итальянский сказочник в своей чудесной книге «Грамматика фантазии» приводит гипотетическую ситуацию под названием «Если дедушка вдруг обернётся котом». Это грустная история об одном старичке, на которого никто не обращал внимания. И тогда он решает уйти жить к кошкам. Сказано - сделано. И вот, подлезши под железный брус, дедушка становится роскош­ным котом. Но, намыкавшись бродяжьей жизнью, он реша­ется в новом своём обличье вернуться домой. Ему оказы­вают самый радушный приём, уступают самое лучшее кресло, холят, лелеют, поят молоком. Пока он был дедушкой, он был никто. Став котом, оказался в центре внимания. Так что же ему делать? Оставаться котом или снова ста­новится дедушкой? Вот такую нравственную задачку для младшеклассников таит гипотеза, возможность предположе­ния. Интересно, как разрешат её дети? А вдруг задумаются, что теперь уже их собственное невнимание к бабушкам, дедушкам приведёт к аналогичной ситуации?

Ещё один вариант гипотетического урока - по формуле «А что было потом?» (любимый детский вопрос). А действи­тельно, что? Так можно продолжить жизнь литературных персонажей, придумывая их дальнейшие приключения, поступки, переносить их из привычного контекста в необычный... И появится возможность дописать свою страницу, эпилог, поставить вместо точки задумчивое многоточие... и выйти за рамки, унестись в заоблачные дали, где всё, по-твоему...

 

 

№ 3. УРОК - ПРОГНОЗ.

Подобный урок - разновидность гипотезы, но особенность его в том, что в отличие от гипотезы (в которой всё возможно), прогноз, более прагматичный, более логичный. Это то, что ожидается. То, что вероятно, а может быть, и очевидно (в гипотезе может иметь место и неожиданное, невозможное, невероятное). Как метеопрогноз: то ли сбудется, то ли нет? Так и здесь.

Урок возможности, вероятности. Например, прогноз пи­сательской манеры. О чём будут петь песни и как? Школа будущего. А будет ли учитель? Или его заменит компьютер? А будет ли любовь? И так далее... И провести урок лите­ратурного чтения будущего, какой он будет, интересно?

 

 

№ 4. УРОК - ФАНТАЗИЯ.

 

Урок, которому методика не писана.

Урок-экспромт. Урок чувств и ощущений. Эскиз. Видение. Сновидение. Откровение. Урок-зарисовка.

    Фантазия под музыку и без.

    На тему и без.

    Вслух и про себя.

О себе и о других. О жизни и смерти, о любви и ненависти

    О зиме и лете.

    О том, о сём...

    Ещё одна разновидность фантазийного урока - импрови­зация. Она может быть коллективной: даётся тема или первая фраза, а затем, каждому представляется возможность, продолжить. Предсказать, чем окончится урок, абсолютно нельзя. В этом его загадочность, потаенная прелесть. Импровизация может быть и индивидуальной, когда тема обрастает вариациями, как снежный ком, но вариации суть творения кого-то одного. В отличие от коллективной, где каждый должен продолжать другого, здесь всё наоборот: можно не только не продолжать, но и противоречить, идти обратным путём.

 

№5. ЮБИЛЕЙНЫЙ УРОК.

 

    Справлять юбилеи мы очень любим. Осталось только перенести их на школьную почву и сделать урок - юбилей. Во-первых, он может быть решён в пародийном ключе по отношению к нашим недавним юбилейным традициям.

    Всё делается по традиции. Создаётся юбилейная комиссия, распределяются задания: кому-то - составление поздрави­тельных адресов от различных организаций, кому-то - приглашения, доклад о жизненном пути, тексты тостов и поздравлений, ещё не забыть позаботиться и о наградах долгожителю и о льготах и т.д. А потом все вместе составля­ют характеристику героя в лучших застойных традициях. Получается забавный урок, в котором звучат вполне социальные нотки. Сыплются поздравления от различных надуманных организаций, типа Рыбтрест, Рыбпром, Рыбнад­зор, Консервкооптоварищество, вручаются награды - знак «Золотые жабры» (а может, именные?), орден «Зелёной тины», звание «Ветерана-подводника» и т.д. Звучит характеристика, в которой - юбиляр «заслуженный, скромный в быту, морально устойчивый, ведёт честный образ жизни, чрез­вычайно премудрый, имеет большой жизненный опыт». Звучат тосты, здравицы. Оглашается чётко продуманная система льгот этакому герою-долгожителю. Вот такие милые шалости можно совершать ни на йоту, не отступая от первоисточника. Такое задание оживит обстановку в классе, даст возможность по-иному взглянуть на сказки, рассказы и т. д.

    Во-вторых, можно проводить юбилейные уроки в букваль­ном смысле этого слова. Отметить, допустим, 25 или 50 урок литературного чтения! Как отметить? Чем ознамено­вать? Кого пригласить? Может поэта, писателя, просто интересного человека, а может, священника? А может быть, зажечь свечи и поговорить о литературе? Или просто почитать? Или издать к юбилею рукописный журнал, в котором будут собственные сочинения, мысли, монологи диалоги... А юбилеи писателей? Почему бы, не отметить? И сделать литературный праздник: с научным докладом, литературными прениями, вовлечь всех в праздник, который завершить карнавальным шествием литературных масок... И отдать под праздник не урок и не два, а целый день! А почему забыты турниры за лидерство на поэтическом Парнасе?! Пусть всё это будет: и праздник книги, и празд­ник читателя, и научная конференция, и литературный ринг, куда будут вызываться не только ученики, но и педагоги, и просто праздник, который так необходим в вечной «суете сует...».

 

 

6. ЗВУКОВОЙ УРОК.

 

    Слышать надо учиться, ибо, слушая, мы познаём мир. А мир состоит из звуков. Из звуков может состоять и урок. Такой урок уместен, например, при изучении фонетики. Необходимо только озвучить звуки, придать им характер, «лицо». Как? Вариантов множество. Можно использовать упражнения на звукоподражание, но не примитивные (типа, как квакает лягушка), а более художественные, творческие.

    - Какими звуками изобразить голос ветра? Дождя? Вьюги? Моря?

    - Какому животному (предмету, явлению) соответствует каждый звук?

      (щ), (ш) - змея или кошка шипят

    (с) - свист хлыста

    (з), (ж) - жужжание мух, жуков ит. д.

    Задание можно иусложнить: придумать звукоподражатель­ную фразу. Наподобие фразы из басни Сумарокова, под­ражающей тому же кваканью лягушек:

    «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить!» Или поиграть в игру «Озвучиваем фильм», попробовать себя в роли звукорежиссера. Но озвучивать не слова, а делать звуковой фон к чему-нибудь (литературному произ­ведению ).

Урок литературы в этом смысле - благодатная почва. Здесь можно заняться звукозаписью (инструментовкой, фонетическим составом фразы) стиха. Найти в поэзии ещё и «звукосмысл» (или «смыслозвук»). Это может оказаться очень увлекательным занятием для учащихся, а главное даст им возможность приблизиться к великому таинству поэзии.

    Иногда на уроках литературы можно практиковать звуковые характеристики. Допустим, какого-нибудь персона­жа. Хотя бы на уровне фамилии. Называется какая-нибудь черта человека (болтун, хохотун, молчун ит.д.). Какая может быть у него фамилия? Но характерность необходимо пока­зать только на звуковом уровне.

    В качестве звуковых разминок можно использовать ско­роговорки - кладезь звуков иотзвуков.

    И ещё одно задание, написать звуковое мини-сочинение: о грохоте и тишине. И чтобы тема прослеживалась и на звуковом уровне.

 

 

7. МУЗЫКАЛЬНЫЙ УРОК.

 

       Один из возможных вариантов звукового урока, только теперь в центре - музыкальные звуки. Может выглядеть трояко.

    1. Урок под музыку. Дело в том, что иногда музыка способствует лучшему восприятию материала, особенно на уроках литературы, при изучении поэзии. Как не почитать «под музыку Вивальди». Музыка может органично вплестись в ткань урока и стать необходимой составной его частью.

    2. Музыкальные задания.

    К примеру, следующие.

    - Какими музыкальными средствами можно донести основную идею произведения?

    -Подобрать музыкальное сопровождение к определённому фрагменту литературного произведения.

    Подобные задания дадут возможность не только проявить свои музыкальные, скорее, музыковедческие, способности, но и степень проникновения в текст, его настроения, мелодику.

    3. Урок в форме музыкального произведения. Этот вариант, разумеется, самый сложный, и, прежде всего для учителя. Но, в конце концов, есть же учителя с музыкальным образо­ванием! А для учащихся - ещё одно знакомство с искус­ством. Все жанры хороши, следует только соблюдать чистоту жанра.

    Урок - симфония или полифония - многоголосный урок.

    Этюд - урок (разминочный, в центре которого несколько тем, развивающий определённую технику).

    Урок - соната (две контрастные темы получают развитие и сливаются в финале).

    Урок - прелюдия (носит импровизационный характер).

    Можно делать уроки - пиано (камерные, лирические) и форте (когда необходимо говорить на громкой ноте, с пафосом). Минорный и мажорный уроки. Урок - канон (имитационный).

    Конечно, не забывать и соответствующей терминологии: пассаж, тональность, такт, ритм, мелодия, аккорд, гамма и др. А перед началом урока настройка на нужную тональность и увертюра (вступление). Урок, требующий техники «высшего пилотажа» в исполнении. Но может произвести впечатление и ненавязчиво дать музыкальный «ликбез».

 

 

8. ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ УРОК.

 

    Говорят, о вкусах не спорят. Но воспитывать их можно, даже нужно. Поэтому появилась идея «вкусного урока», или гастрономического. Что это такое? С чем его едят? Для начала «попробуйте» одно замечательное стихотворение француза Раймона Рено «Искусство поэзии»:

Возьмите слово за основу

И на огонь поставьте снова.

Возьмите мудрости щепоть,

Наивности большой ломоть,

Немного звёзд, немного перца,

Кусок трепещущего сердца

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз, и два,

И много-много раз всё это.

Теперь пишите. Но сперва,

Родитесь всё-таки поэтом».

    Перед нами - рецепт «как стать поэтом». Но «кулинарная» направленность здесь великолепно обыграна, ибо нельзя «приготовить» вдохновение, нельзя «выпечь» талант, им надо просто родиться.

    Итак, гастрономия как форма урока, на котором надо что-то «приготовить». Например, салат из сказок. Как? Очень просто. Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика с братьями, приключения их переплетаются и устремляются по новому руслу; Буратино очутился в домике семи гномов и стал восьмым питомцем Белоснежки; Золушка вышла замуж за Синюю Бороду и т.п. Дело в том, что у гибрида есть своё очарование. А если «приготовить» винегрет из сказок?

    Урок - ассорти.

    Капустник (урок начинается, как пирог).

    Урок с изюминкой.

    Урок - развесистая клюква. (Ох! Сколько здесь можно нагородить!).

    Литературно-кулинарные блюда. Кто приготовит (или при­думает) фирменное?

    Этим можно заниматься и на уроках русского языка. Спрашивать не просто правила, а, допустим, рецепт приго­товления распространённого предложения и т.д.

    Такой урок может оказаться необычно притягательным своей новизной и к тому же потребует блестящего знания (попробуйте приготовить салат из сказок, не зная их содер­жания). Так что отведайте!

 

 

№ 9. УРОК ОШИБОК.

 

    Фразу «на ошибках учимся» мы понимаем скорее, сим­волически, нежели буквально. А что, если, в самом деле, учиться на... ошибках!? Ведь и ошибка может быть творческой, а иногда даже симпатичной. К примеру, свои хрустальные туфельки Золушка получила благодаря ошибке в написании слова. Но какая чудесная ошибка, да и туфельки из хрусталя ей подошли куда больше, меховых. Так и урок можно (хотя бы иногда!) построить на ошибочных положе­ниях, из ляпсусов и прочих неожиданностей. Ученики, разумеется, должны их обнаружить и исправить. Как это можно сделать? Как угодно: с юмором или на полном серьёзе - зависит, скорее, от индивидуальности учителя. Это могут быть ошибки в выведении правила, расчётов, ошибки в изложении сюжета произведения, ошибки в деталях и т.д.

- Жила-была Жёлтая Шапочка...

- Да не Жёлтая, а Красная!

- Ах, да, Красная. Позвал Красную Шапочку папа  и говорит...

- Да не папа, а мама!

    И так далее. Эта игра в перевирании сюжета сказки на поверку оказывается куда серьёзней. Она помогает избавиться от «хрестоматийного глянца», штампа, навязчивых идей и т.д. А почему бы в классе не создать «Книгу ошибок» (наподобие «Книги рекордов Гиннеса), куда заносить рекордсменов по ошибкам, чествовать их, награждать переходным знаменем, вручать именные медали и т.д. Столь заметные почести наверняка дадут соответствующий результат: кому захочется, чтобы его фамилия и имя были занесены в такую книгу! Да и работу над ошибками надо вести нетрадиционно. Ведь на ошибках ещё можно учиться, фантазировать! Орфографические ошибки могут стать поводом для множества забавных и поучительных историй, не лишённых и идейной подоплёки. Попробуйте исследовать описки, очитки, ошибки, просто ляпсусы, может быть, они окажутся чем-то иным самостоятельным творчеством, с помощью которого можно выявить скрытые истины. И переменить отношение к ошибкам с негативного на творческое. Например, можно показать, что даёт в таком богатом языке, как русский, перемена (замена) хотя бы одной буквы в слове. Вместо слова «стол» получим «стул», «щёлку» - «чёлку», слово «цапля» в «каплю».

    Упражнение на замену буквы:

Гайка - майка - чайка - зайка - шайка и т.д.

Дом - ром - сом - ком - лом...

Масть - пасть...

Пост - рост - тост...

    Одна пунктуационная ошибка может повлечь ещё более серьёзные результаты. Помните, в мультфильме «В стране невыученных уроков» жизнь героя зависела от одной запятой. «Казнить нельзя помиловать». Придумайте и заселите воображаемую Страну Ошибок, в которой будут все ошибки учащихся класса, пускай разбираются в смысле этой путаницы. Пускай помучаются! Возможно, перемены в отношении к правописанию не за горами!

 

 

10. УРОК - ПЕРЕВЁРТЫШ.

 

    Перевёртыш - один из фольклорных жанров, пародия, небылица, в которой поётся «про серебряны калоши, пилой собираются копать картофель». Затея такого урока показалась небезынтересной.

    Во-первых, это может быть урок - наоборот, в котором учитель и ученики меняются местами. В каком-то амери­канском фильме из-за неполадки в машине времени взаимный обмен произошёл у отца с сыном. В итоге - отцу пришлось высиживать на уроках, слушать нотации учителей, а сыну  разбираться с делами, руководимой его отцом, фирмы. Закончилось это происшествие замечатель­но: по возвращении на «круги своя» между ними воцарилось полное взаимопонимание и уважение. И никаких конфлик­тов. Думается, что и в школьной ситуации такой эксперимент даст положительные плоды: позволит ученикам вкусить учительский хлеб.

    Во-вторых, в полном соответствии с жанром перевёртыша и урок-небылица, урок-байка, урок-пародия.

Можно, для примера, вывернуть «наизнанку» сказочные темы: Красная Шапочка злая, волк добрый...

    Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у сводных сестёр жениха...

    Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов...

    Это не издёвка над классикой, а наоборот, стремление найти новые краски, неожиданные повороты, намётка контуров нового рисунка.

    Пусть огорошивание, но огорошивание творческое.

    В таком подходе к исходному материалу можно нащупать не только пародию, но и точку отсчета для вольного рассказа (как в случае с выворачиванием сказки «наизнанку»), вольной трактовки, ибо никто не знает, что там, за горизонтом... В этом случае урок получается с парадоксальным оттенком. Акробатический урок, урок стояния на голове вверх ногами, урок, когда белое – чёрное и наоборот. Такой урок может быть просто оригинальным, что само по себе тоже неплохо, а может перерасти в нечто большое, способное дать возможность посмотреть на избитый материал новыми глазами, переоценить, переосмыслить.

    И так далее. А сколько таких «перевёртышей» может появиться ещё? Каждая парадоксальная ситуация пробуждает к анализу произведения, к отстаиванию своей точки зрения, будь она хоть самая-самая парадоксальная...

 

№ 11. ЖИВОПИСНЫЙ УРОК.

Ещё один «чувственный» урок, но уже из серии словесного видования. Урок - видение, когда воображаемая кисть набрасывает штрихи будущей картины. Тема, жанр, стиль, манера - по выбору. Урок, естественно, для сведущих в искусстве.

    Это может быть урок - эскиз. Эскиз пейзажа литературного произведения. Эскиз к портрету персонажа. Набросок к большому полотну, на котором мозаично представлены фрагменты литературных произведений, исторических событий, лиц и т. д.

    Говоря о литературе в искусствоведческом ракурсе, можно включить задания такого рода. Например, какие зрительные ассоциации возникают при чтении того или иного произведения. В этом случае есть возможность гармоничного включения в ткань урока литературы произведений искусства, выбор которых может оказаться чрезвычайно интересным.

    А можно попытаться найти эстетическую подоплёку изучаемого текста.

    Так можно выстроить урок эстетических аналогий. Научить видеть, воображать, ассоциативно мыслить, находить аналогичные образы в живописи, скульптуре, графике. Причём такой подход уместен в начальной школе, ведь изучение букв должно проходить исключительно на уровне зрительных ассоциаций!

    А если искусствоведческий уровень класса позволяет, уроки можно давать в различной манере - импрессионистской (мазками, штрихами воссоздавая изменчивость бытия), кубической (схематизм, геометризм), классической... Каждая манера рождает новые, неповторимые образы, повороты. Например, урок - иллюстративный. На уроке необходимо сделать иллюстрации к заданному тексту. Таким образом, можно отбирать материал к сочинению. Плюс творческий поиск разного рода: что и как изобразить? Как расположить? На каком фоне (причём фон может быть воображаемым)? И так можно сделать серию иллюстраций, а можно даже целый альбом - это даёт возможность видеть за каждой строкой что-то неповторимое.

 

№ 12. УРОК МИЛОСЕРДИЯ.

 

       Говорить о милосердии - бесполезно. Не говорить вообще - результаты не замедлят сказаться в злобе, жестокости, равнодушии. Как преподносить уроки милосердия, как воспитывать это почти атрофированное чувство? Только игрой, в игре, через игру. И не иначе.

    А для начала хотя бы выяснить, какие «милосердные» слова известны учащимся? Ведь дефицит чувств, как в зеркале, отразился и в языке. И пусть будет как откровение мысль, что милосердие - это милое сердце, т.е. доброе, «золотое» сердце, способное «болеть». А отсюда, уже - сердобольность, жалость, сожаление, сочувствие, сострадание отзывчивость, чуткость, душевность, благость, милость благодеяние... Какие забытые слова! Какие забытые чувства. Более, пожалуй, поэтические, нежели прозаические. Ну, так и поискать их для начала надо в поэзии, у Пушкина, например,

              «... Что чувства добрые я лирой пробуждал,

               Что в мой жестокий век восславил я Свободу,

               И милость, к падшим, призывал».

    А как их пробудить? Вот в чём секрет. Уже упоминалось о ситуации, предложенной Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии», - «Если дедушка вдруг обернётся котом». Ситуация игровая и вместе с тем серьёзная, способная «разбудить» эти нежные, милые чувства.

 

 

№ 13. ДЕТЕКТИВНЫЙ УРОК.

 

    Как известно, «кто ищет, тот всегда найдёт». Этот урок подразумевается как урок-поиск, в котором будут гармо­нично сочетаться интрига, азарт и чисто аналитическое упражнение. Урок-тайна, поэтому должен держать в напряжении (разумеется, интеллектуальном) до самого конца сюжетным потрясением.

Искать можно всё подряд: пропавший математический или пунктуационный знак, исчезнувшего со страниц произведения, героя. В ход пойдут любые методы сыска: словесный портрет (создание устного фоторабота), экспертиза (можно организовать работу целого союза экспертов), психологический и философский анализ, опрос свидетелей и т.д. Не следует забывать и о дедуктивном методе Шерлока Холмса.

    Хочется отметить, что игра способствует более внима­тельному прочтению текста, отыскиванию мельчайших деталей, способных создать более полное впечатление.

    Эта форма урока поможет в развитии наблюдательности, интуиции, логического мышления, аналитических способнос­тей. В конце урока можно каким-то образом поощрять лучших сыщиков, детективов. Результаты непременно скажутся: поиск персонажа сопряжён с великолепным знанием текста, поиск пропавших знаков - со знанием законов пунктуации, математических формул.

 

 

№ 14. «ВОКРУГ СМЕХА» ЗА ОДИН УРОК.

    Чувство юмора уже давно поселилось в ряду других человеческих чувств. Говорят, «шестое чувство». Это о юморе. Если можно научить видеть, слышать, осязать, воспитать эстетический тонкий вкус (такие попытки предпринимались в соответствующих уроках - звуковой, гастрономический, например), то почему бы не обучать юмору, острословию?! Ведь человек, не обладающий этим чувством, просто невыносим и скучен. Разумеется, сделать человека, не обладающего гибким умом, в мгновение ока остроумным невозможно. Не об этом речь. А о том, что с помощью определённых упражнений можно воспитать умение обнаруживать смешную чёрточку там, где, казалось бы, нет ничего смешного, умение выходить из сложностей играючи, с юмором. Смех - это радость. А высшая радость -работа мысли. Осталось только совместить эти две радости в одном уроке.

    Начать, наверное, лучше с теста. Суть его в том, что в определённую анкету проставляются оценки человеческим качествам. Допустим, «ум» - 5, «остроумие» - 3, «обаяние» - 4 и т. д. Такую же анкету уносит с собой и тот, на кого её заполняют оставшиеся. Он её тоже обязан заполнить и поставить отметки по своему усмотрению. Весь эффект этой игры-теста не в каких-нибудь отгадках, а в степени несовпадения общего мнения с самомнением того, кто вышел. Жестокая игра! Но зато отражающая степень остроумия. «Король юмора» уходит за дверь заполнять листки анкеты, а между тем ему готовится сюрприз. «Королю юмора» общественное мнение выставляет по «чувству юмора» четвёрку. Проверка, дойдёт ли до него юмор этого положения? Не доходит! «Король» обижается! Не хватило, чувства юмора на самоиронию четвёрка, оказывается заслуженной!

    Итак, попытаемся предложить некоторые упражнения на этот счёт. Можно, например, организовать «Неделю смеха», в структуре которой все уроки так или иначе должны затрагивать эту область, либо по-смешному строиться, либо о смешном говорить. На русском языке, например, можно заняться сатирической обработкой слова по типу БЭС (бестолковый этимологический словарь). Попробуйте в слове увидеть другой смысл, смешной! Каламбуры! Почему бы не покаламбурить на уроке!

    Смешные игры со словами могут дать интересные повороты урока. Изучаете части слова? Но ведь и в них бездна смешного, стоит только это заметить! Приставки, например. Что здесь смешного, скажите Вы? А если поискать в словаре смешные приставки, которые могут давать забавные образования. Ну не смешная ли приставка «вице-»? А «анти-», «полу-», «мини-», «макси-», «микро-»? Можно поиграть следующим образом, пишутся в два столбика - приставки и существительные, потом как попало комбинируются. Что получится? Ну, например, «макси-одеяло», которым можно укрыться всем в зимнюю стужу. «Мини-небоскрёб», «вице-пёс» и «замкот», «суперспичка», которой можно зажечь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.155 с.)