Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей.



Эмоциональный интеллект — это комплекс способностей, который объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, а также управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоция­ми своих партнеров по общению: это «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний, а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуаль­ному росту» личности. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает именно в младшем школь­ном возрасте, поскольку в этот период идет активное эмоциональ­ное становление детей, совершенствование их самосознания, спо­собности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Кроме того, раз­витый эмоциональный интеллект является противоположностью алекситимии, являющейся предпосылкой к развитию многих пси­хосоматических заболеваний. Поэтому так важно формировать «эмоциональные» способности ребенка с детства.

Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей, направлены в первую очередь на знакомство с базовыми, фундамен­тальными эмоциями (по теории К. Изарда), осознание и выражение их, а также приобретение простейших навыков управления ими. Для этого используются различные приемы: проигрывание, арттерапевтические методы (рисование, лепка и др.), групповые обсуждения, сочинение и чтение сказок, визуализация, релаксация и др.

6. Когнитивные методы. Возникновение когнитивных методов психологической работы связано с представлением, что когнитив­ные факторы являются первопричиной возникновения эмоцио­нальных расстройств. Поэтому когнитивный подход направлен прежде всего на избавление от «умственного мусора», приносяще­го эмоциональные переживания, от категоричности и абсолютичности мышления, внедряющего в сознание идеи долженствования («Ты должен....», «я должен...»). Когнитивные методы развивают у детей представление о многогранности и неоднозначности окру­жающего мира: они учат во всем видеть разные аспекты, восприни­мать многоликость явлений. Примером такого метода может быть поиск позитивных сторон в каком-либо, традиционно восприни­маемом, негативном событии («Найди плюсы в том, что получил двойку» или «Напиши плюсы и минусы конфликта» и т.д.), эмоции («Что хорошего может принести гнев, как может помочь человеку?» и т.д.). К когнитивным методам относится также игра «Мусорное ведро», в которое дети выкидывают свои записки со злыми мысля­ми, страхами, тревогами, обидами, огорчениями, тем самым очи­щаясь и расставаясь с ними навсегда.

7. Групповые дискуссии. Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с детьми и позво­ляет учащимся проявить и принять различные точки зрения на какой-либо предмет. Считается, что младшие школьники еще не слишком способны к ведению дискуссии, поскольку для них более привычно следовать мнению взрослого. Однако мы позволим себе не согласиться с общепринятым мнением, так как в нашей практи­ке дети показали высокие способности к выработке и отстаиванию собственного мнения. Но, конечно, подобные способности возни­кают не сразу, для этого необходимо систематическое стимулиро­вание психологом и учителями свободных размышлений и выска­зываний учащихся. В таком случае уже ко 2-му классу дети овладе­вают первичными навыками ведения групповой дискуссии, не говоря уже о 3-м и 4-м классах. Групповые дискуссии на уроках психологии могут проводиться, например, при обсуждении прочи­танной сказки, тех или иных причин поведения героев и просто в беседе на какую-либо значимую для детей или заданную ведущим тему. Интересной формой проведения групповой дискуссии явля­ется импровизированная конференция по какой-то проблеме.

8. Арттерапевтические методы. Отечественное арттерапевтиче-ское направление представлено работами А.И. Копытина, Л.Д. Ле­бедевой и др. Арттерапия предполагает занятия разнообразными видами искусства и творчества: рисованием, изготовлением поде­лок, мозаики, резьбой по дереву, лепкой, работой со стеклом, фольгой и др. Арттерапевтические методы снимают психологиче­ское напряжение, тревогу, повышают творческие способности ре­бенка, содействует его самовыражению. Важнейший принцип арт-терапии — безусловное принятие и одобрение всех продуктов твор­ческой деятельности ребенка независимо  от их содержания и качества. В нашей программе психологических занятий активно применяются рисование, лепка (создание образов из пластилина), работа со стеклом, фольгой (создание кукол) и др.

9. Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность де­тей. Эти методы заключаются в том, что дети проводят самостоятельные исследования на выбранные ими или заданные взрослым темы. Известно, что исследовательское обучение развивает познава­тельную активность и креативность, творческие способности ребен­ка. В нашей программе эти приемы чаше всего встречаются в форме специфических домашних заданий: например, в уроке на тему друж­бы дается задание — провести за неделю мини-исследование самого себя (подумать, что ты готов сделать для друга такого, чего не делал раньше, и сделать это) или побывать у себя дома в роли журналиста и расспросить своих близких об их друзьях детства, записав сведения в специальную анкету. Исследовательские методы обычно очень нравятся детям, поскольку возбуждают их природный интерес, лю­бопытство и стимулируют свободные, активные действия.

10. Методы релаксации. Релаксация — это достижение общего состояния покоя, отдыха, расслабленности, которое характеризует­ся уменьшением нервного напряжения. Релаксация необходима ре­бенку периодически, чередуясь с напряжением. Обычно состояние релаксации достигается серией повторяющихся упражнений (в том числе и дыхательных), направленных на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц. Поскольку детям младшего школьного возраста зачастую бывает сложно сидеть спокойно и на­правленно заниматься расслаблением, мы полагаем, что с ними бо­лее эффективно использовать релаксацию в сочетании с активной визуализацией каких-либо приятных картин, образов. Вообще, с детьми нужно использовать «легкую» релаксацию, не уходя на ее глубинные уровни. На уроке релаксация может применяться как в начале с целью визуализации какого-то образа, связанного с основ­ным содержанием занятия, так и в заключение, чтобы снять воз­буждение и напряжение детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы психопрофилактических занятий по психологии «Четыре путешествия» является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соот­ветствии с его трехкомпонентной структурой, описанной выше, а также выполнение возрастных задач развития.

Соответственно можно выделить следующие задачи программы:

1) формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и не­достатки;

2) развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоиии, чувства, причины своих и чужих поступков;

3) формирование потребности в саморазвитии и самоизмене­нии у ребенка;

4) развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;.

5) расширение пассивного и активного психологического сло­варя детей.

Помимо общих задач, характеризующих всю программу в це­лом, мы выделили также специфические задачи для каждого кон­кретного класса и возраста. Таким образом, мы учитывали не толь­ко универсальные возрастные особенности младших школьников, но и те возрастные задачи и проблемы, которые по научным дан­ным и нашим собственным наблюдениям характерны для учеников каждого класса начальной школы. Ниже в таблице представлены выделенные нами приоритеты в психопрофилактической группо­вой работе с учениками разных классов начальной школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.008 с.)