Теоретические и методические основы программы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методические основы программы



 

Представленная нами программа психопрофилактических раз­вивающих занятий (уроков) по психологии в начальной школе в своей теоретической основе опирается на понятие психологическо­го здоровья, введенное И.В. Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой. Ввиду особой значимости концепции психологи­ческого здоровья для раскрытия содержания данной программы остановимся на ней подробнее.

Под психологическим здоровьем И.В. Дубровина понимает прежде всего психологические аспекты психического здоровья, вза­имосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Она подчер­кивает особое отношение психологического здоровья к духовно­сти — к полноте и богатству развития личности, ориентации чело­века на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким об­разом, если у личности нет этической базы, то нельзя говорить о ее психологическом здоровье. Кроме того, И.В. Дубровина полагает, что психологическое здоровье основано на полноценном и сохран­ном психическом здоровье.

По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье пред­ставляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями инди­вида и общества и являющихся предпосылкой ориентации лично­сти на выполнение своей жизненной задачи. Оно, с одной сторо­ны, является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой — обеспе­чивает личности возможность непрерывного развития на протяже­нии всей жизни. К тому же психологическое здоровье напрямую связано с физическим здоровьем: первое является предпосылкой второго. Об этом свидетельствуют данные и психологии здоровья, и психосоматической медицины.

В отличие от психического здоровья, подразумевающего отсут­ствие патологических симптомов у человека, психологическое здо­ровье, напротив, предполагает наличие определенных личностных характеристик. Примерный «портрет» психологически здорового человека выглядит как набор следующих качеств: креативность, спонтанность, жизнерадостность, открытость, стремление к позна­нию мира через разум и интуицию, принятие себя и окружающих людей, ответственность, доверие к миру, стрессоустоичивость, спо­собность приспосабливаться как к благоприятным, так и неблаго­приятным условиям среды. Одним словом, это человек, находя­щийся в гармонии с собой и окружающими.

О.В. Хухлаева выделяет также структуру психологического здоро­вья личности:

Аксиологический компонент — ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей. Развитый аксиологический компонент выражается у человека в принятии себя при относительно полном знании себя и принятии других людей. Этому способствуют умение ' принять «темные* стороны своей личности и личности другого, а также умение видеть «светлое» начало в каждом и взаимодейство­вать именно с ним.

Инструментальный компонент -- это владение рефлексией как способом самопознания. Рефлексия позволяет человеку пони­мать и определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто выражать чувства без причине­ния вреда другим (качества эмоционального интеллекта), а также осознавать причины и последствия своего поведения и поведения других.

Потребностно-мотивационный компонент — наличие у чело­века внутренней потребности в саморазвитии3.

Все эти три компонента динамически взаимодействуют и обу­словливают друг друга: например, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо положительное отношение к себе, а последнее способно изменяться под действием стремления личности к саморазвитию.

Если говорить о формировании психологического здоровья ре­бенка, то для этого важно не только удовлетворение его познавательных интересов, которое происходит в школе, но и насыщение его социальной потребности в общении и психологической потреб­ности в уважении к его достоинству, чувствам, способностям. Толь­ко в этом случае психологическое здоровье постепенно взращивает в личности самодостаточность и духовность, которые, однако, не появляются сами по себе, а воспитываются в постоянной заботе и внимании к внутреннему миру ребенка. К психолого-педагогиче­ским условиям формирования психологически здорового ребенка можно отнести также: наличие положительного фона настроения у ребенка; наличие в процессе его развития некоторого напряжения, побуждающего его к активным действиям, которое после сменяется состоянием расслабления; фиксация окружения на прогрессе ре­бенка.

О.В. Хухлаева описала соответствующие уровни развития психо­логического здоровья, применимые в том числе к младшим школь­никам:

Креативный уровень (высший) — к нему относятся дети с устой­чивой адаптацией к среде, наличием ресурса сил для преодоления стрессовых ситуаций и творческим отношением к действительно­сти. Такие дети не нуждаются в психологической помощи, но, к сожалению, на практике они встречаются редко, это скорее идеаль­ный образ ребенка-творца.

Адаптивный уровень — к нему относятся относительно «благо­получные» дети, которых большинство: они в целом адаптированы к среде, но имеют отдельные признаки дезадаптации (повышенную тревожность, например), что выявляется по результатам диагности­ческих методик. Именно такие дети относятся к «группе риска» и нуждаются в психопрофилактических групповых занятиях.

Дезадаптивный уровень, или ассимилятивно-аккомодативный (низший) — сюда относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующие для разрешения своих внутренних конфликтов либо первый, либо второй механизм. Дети с преобладанием ассимиляции стремятся приспособиться к внеш­ним обстоятельствам в ущерб собственным желаниям и потребно­стям. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее сложно зафиксировать, поскольку это «удобные» и тихие дети, роб­кие и прилежные. Но на самом деле у таких детей нередко присут­ствуют различные страхи. Дети с преобладанием аккомодации стре­мятся изменить окружающий мир и подчинить его своим нуждам. Они часто проявляют агрессивность, эпатаж в поведении, капризы. Ребенок дезадаптивного уровня нуждается в психологической кор-рекционной помощи.

Конечно, в процессе развития ребенка могут возникать различ­ные объективные (средовые факторы) и субъективные (индивидуаль­но-личностные особенности человека) факторы, нарушающие его психологическое здоровье. Но мы не будем подробно на них оста­навливаться, поскольку они детально описаны в литературе.

Перейдем к описанию методических средств, использованных в нашей программе психопрофилактических занятий в начальной школе. Поскольку все методы принадлежат к различным теорети­ческим подходам и имеют разные цели, рассмотрим каждую группу отдельно.

1. Ролевые игры. Одним из условий формирования и сохране­ния психологического здоровья детей является их полноценное ро­левое развитие. К основным нарушениям ролевого развития отно­сятся: ролевая ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевая аморфность — неумение принимать какую-либо роль, от­сутствие ролевой креативности — неумение создавать новые обра­зы или принятие на себя патологических ролей.

Ролевые игры предполагают «примеривание» на себя разноо­бразных по статусу и содержанию ролей, а также проигрывание гротескных или не характерных для ребенка ролей. Ролевые игры могут быть представлены в нескольких видах: в виде «ролевой раз­минки», ролевых ситуаций или психодрамы.

«Ролевая разминка» обычно используется для эмоционатьного разогрева детей, чаше всего в начале занятия. Разминка состоит в ис­пользовании разных образов: животных, персонажей сказок, социаль­ных и семейных ролей и даже неодушевленных предметов. Дети долж­ны изобразить полученный образ с помощью мимики и жестов, озву­чивание обычно запрещается, чтобы усложнить задачу «актеров».

В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с ситуациями, по­хожими по своему содержанию на те, которые присутствуют в их жизни и деятельности, и должны изменить в них свои установки и отношение. С помощью этого метода у детей можно сформировать новые, более продуктивные навыки взаимодействия.

Элементы психодрамы на уроках психологии в основном ис­пользуются в виде разыгрывания какого-либо сюжета: это может быть сюжет прочитанной с детьми сказки, сочиненной детьми истории и т.д. При этом роли могут назначаться как психологом, так и ребенком-протагонистом: это во многом зависит от подготов­ленности детей к такой форме работы, а также от содержания раз­ыгрываемого сюжета. К примеру, если проигрывается какая-то конкретная ситуация из жизни ребенка, рассказанная им, или его фантазия, сон и т.д., то лучше, чтобы он сам назначил детей на роли. Если же сюжет относительно «безличен» (например, «Суд над Дружбой»), то здесь психолог может взять на себя организаторскую роль. В любом случае процесс проигрывания направляется и кон­тролируется взрослым. Очень важно по окончании «спектакля» проводить процедуру снятия ролей! Важно отметить, что психодра­ма может проводить не только «вживую», но и на куклах (за шир­мой), пальчиковых игрушках, игрушках из киндер-сюрприза.

2. Коммуникативные и «командные» игры. Коммуникативные игры направлены на обучение детей навыкам эффективного взаимодей­ствия, сотрудничества (например, «Слепой и поводырь»), а также на формирование умения видеть достоинства в партнере по общению и поддерживать его вербально и невербально. Обычно эти игры пред­ставлены «командными» формами работы, когда дети в процессе вы­полнения какого-либо задания делятся на мини-группы, тройки, пары. Кроме того, к коммуникативным играм можно отнести упраж­нения, направленные на осознание детьми сферы общения (что та­кое общение, что значит сотрудничать, дружить и т.д.).

3. Методы, развивающие воображение. К методам, развивающим воображение, относятся визуализации, вербальные и невербальные игры. Визуализации «создаются» следующим образом: дети с закры­тыми глазами под спокойную музыку представляют какую-нибудь картинку или образ (заданный психологом или свободный), после чего они по желанию могут поделиться увиденным с группой. Уви­денную картинку можно и разыграть, как уже отмечалось выше.

Вербальные игры выражаются в придумывании детьми оконча­ния к какой-либо истории или абсурдной ситуации (например, что будет, если дети и взрослые поменяются в жизни местами), в кол­лективном сочинении сказок, индивидуальном или совместном придумывании ассоциаций к какому-нибудь слову, явлению. Не­вербальные игры — это изображение без слов чего-либо, но так, чтобы получилось необычно, не похоже на других (пересекаются с ролевыми играми).

4. Терапевтические метафоры. Использование психологических сказок, или терапевтических метафор, подробно описано в разделе, посвященном индивидуальной коррекции детей. В сказках обычно речь идет об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые попадают дети в реальной жизни, и герой находит силы для их преодоления в самом себе. Поэтому терапевтические сказки помо­гают в разрешении затруднительных для детей ситуаций, обеспечи­вая им доступ к внутренним ресурсам и актуализируя их. В этом и состоит основное достоинство терапевтической сказки: она воору­жает ребенка «механизмом самопомощи»: идеей, что в сложных об­стоятельствах нужно искать ресурсы внутри себя, и это непременноприведет к успеху. Сказки читаются на занятии или сочиняются вместе с детьми, обсуждаются, рисуются и, если это необходимо, проигрываются (драматизируются).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.075 с.)