Доклад для итоговой конференции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доклад для итоговой конференции



 

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от уровня художественного развития.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает в числе ряда основных задач и задачу улучшения художественного и эстетического воспитания детей.

В детском саду эта задача во многом решается через обучение изобразительной деятельности. Рисование, лепка и аппликация способствуют развитию таких качеств, важных для обучения в школе, как восприятие, мышление, воображение, художественный вкус.

Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется, прежде всего, тем, что эта деятельность (как и любая другая) основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Ее донесло до нас, и понесет грядущим поколениям знание, закодированное в художественных образах.

Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни, или из прочитанных ими книг. Без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины у детей уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.

На занятиях по изобразительной деятельности воспитатели используют различные средства и методы, в том числе игровые методы. К сожалению, многие воспитатели применяют игровые методы только при обучении и воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста и недооценивают их роль в работе со старшими детьми.

Эффективность игровых методов и приемов в обучении изобразительной деятельности дошкольников, в развитии их художественного творчества показали крупнейшие советские педагоги (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и другие). Комарова Т.С. считает игровые приемы средством повышения активности детей в поисках изобразительных средств, создания у детей интереса, творческой атмосферы. Их использование в обучении рисованию логически вытекает из взаимосвязи изобразительной деятельности с игрой.

Игровые приемы, обеспечивая живость и занимательность обучения, не только не снижают интереса к учебной деятельности, но и способствуют проявлению у детей желания и умения учиться.

Таким образом, имеются большие возможности использовать взаимосвязь изобразительной деятельности с использованием игровых приемов в условиях детского сада для развития художественного творчества и успешной подготовки детей к обучению в школе.

В практике воспитателей детских садов подготовки детей к обучению в школе связывается с изобразительной деятельностью детей. Программа воспитания в детском саду определяет подготовку детей к обучению в школе в работе с детьми 4—6 лет.

Задача воспитателя — поддержать интерес ребенка и тактично направлять его деятельность на выполнение задания. Воспитатель должен способствовать развитию у детей самостоятельности в выборе цвета и использовании нескольких красок (5—6). Выполнение рисунков с опорой на зрительные образы положительно влияет на развитие у детей умения оценивать свои работы и работы товарищей, умения замечать несоответствие по величине между деталями рисунка, высказывать свое мнение, на формирование активности, стойкого интереса к изобразительной деятельности.

Более интересной и разнообразной может быть работа воспитателя со старшими дошкольниками.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка. Дети узнают орудия человеческой деятельности - карандаш, кисть, ножницы и усваивают способы действия с ними, а, следовательно, овеществленный в них общественно-исторический опыт человечества, что, как известно, является важным для интеллектуального развития детей.

По сходству формы предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы, которые в рисунку можно передать разнообразными линиями и их сочетанием, округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе этого сходства выделяются общность способов изображения в рисунке, лепке предметов и их частей одинаковой формы. Дети усваивают обобщенные способы изображения (например, предметы округлой формы - ягодки, орешки, шарики и др. лепятся путем раскатывания глины между ладонями кругообразными движениями), что способствует их умственному развитию.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается мелкая моторика рук, укрепляются мышцы кисти руки, пальцев, развивается координация движений рук и глаз.

В процессе подготовки и при проведении занятий, уроков создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Важное значение для умственного и эстетического воспитания имеет формирование активного восприятия у детей, умения активизировать жизненный опыт. Качества самостоятельности, активности лежат в основе детского изобразительного и любого творчества.

Вывод: имеются большие возможности использовать взаимосвязь изобразительной деятельности с использованием игровых приемов в условиях детского сада для развития художественного творчества и успешной подготовки детей к обучению в школе.

Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Характеризуя детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность, один из видных педагогов в области дошкольного воспитания. Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью), поэтому эти стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

В процессе практики я овладела следующими профессиональными умениями:

• планировать работу по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста;

• диагностировать психолого-художественные особенности изобразительного творчества детей конкретной возрастной группы (творческой деятельности, творческого процесса, продуктов детского творчества, индивидуальных личностных качеств творческой личности ребенка);

• анализировать и оценивать художественную выразительность детского рисунка по специализированной методике;

• проводить индивидуальные и групповые занятия по всем видам изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста;

• составлять план-график работы кружка;

• осуществлять активное взаимодействие с педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями по вопросам развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста;

• внедрять в практику работы дошкольного учреждения новые технологии развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста;

• формировать у себя стремление к повышению профессионального мастерства, потребность в профессиональном самосовершенствовании, самообразовании и самовоспитании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.02 с.)