Основные периоды и события Великой отечественной Войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные периоды и события Великой отечественной Войны.



В истории Великой Отечественной войны выделяется три основных периода: 22 июня 19 41 года - 18 ноября 1942 года - начальный период войны. Стратегическая инициатива, т.е. возможность планировать и проводить крупномасштабные наступательные операции, принадлежала вермахту. Советские войска оставили Белоруссию, Прибалтику, Украину и вели оборонительные сражения за Смоленск. Киев. Ленинград. Именно в ходе Смоленского сражения был нанесен первый крупный контрудар под Ельней, что вынудило группу армий "Центр" на время перейти к обороне. Именно эти оборонительные сражения сорвали осуществление первоначального варианта плана "Барбаросса". 30 сентября 19 41 года - 7 января 1942 года происходит битва за Москву, срыв плана "Тайфун" и возможности молниеносного удара. Война принимает затяжной характер. Именно в этот период происходит создание антигитлеровской коалиции.

19 ноября 19 42 года - конец 1943 года - второй этап Великой Отечественной войны. Это период коренного перелома, т.е. окончательный переход стратегической инициативы к СССР: разгром немцев под Сталинградом (2 февраля 1943 года), капитуляция 6-й армии генерал-фельдмаршала Паулюса. сражение на Курской дуге (июль 1943 года). Происходит крушение наступательной стратегии вермахта. Битва за Днепр - крушение оборонной стратегии вермахта, освобождение Левобережной Украины. К концу 1943 года происходит укрепление военной экономики.

Происходит формирование крупных партизанских соединений. В тылу врага появляются освобожденные территории. Проходит Тегеранская конференция 1943 года, на которой было решено в течение мая 1943 года открыть второй фронт в Европе.

1944 год - 9 мая 1945 года -завершающий период. Освобождены все территории СССР, а также Польша. Чехословакия. Венгрия и др. страны. Проходят конференции в Ялте н Потсдаме, на которых были подняты н решены вопросы о послевоенных границах Германии и Польши; о сохранении Германии как единого государства

Завершение войны. В 1944—1945 гг. Советский Союз достиг экономического, военно-стратегического и политического превосходства над противником. Труд советских людей устойчиво обеспечивал нужды фронта. Стратегическая инициатива полностью перешла к Красной Армии. Возрос уровень планирования и осуществления крупнейших боевых операций.б июня 1 944 г. Великобритания и США высадили свои войска в Нормандии под командованием генерала д. Эйзенхауэра. С момента открытия Второго фронта в Европе союзнические отношения приобрели новое качество.

Усилилось сопротивление народов в оккупированных Германией странах. Оно вылилось в широкое партизанское движение, восстания, диверсии и саботаж. В целом сопротивление народов Европы, в котором участвовали и советские люди, бежавшие из германского плене, стало существенным вкладом в борьбу против фашизма.

Ослабевало политическое единство германского блока, Япония так к не выступила против СССР. В правительственных кругах союзников Германии (Венгрии, Болгарии, Румынии) зрела идея разрыва е нею. Была свергнута фашистская диктатура Б. Муссолини. Италия капитулировала и затем объявила войну Германии.

В 1944 г.. опираясь на достигнутые ранее успехи. Красная Армия осуществила ряд крупных операций, завершивших освобождение территории нашей Родины. В январе была окончательно снята блокада Ленинграда, продолжавшаяся 900 дней. Северо-западная часть территории СССР была освобождена.

В апреле 1945 г. советские войска начали Берлинскую операцию. Она была нацелена на взятие столицы Германии и окончательный разгром фашизма.

фашистское руководство было полностью деморализовано, А. Гитлер покончил жизнь самоубийством. Утром 1 мая было завершено взятие Берлина и над рейхстагом (германский парламент) водружено Красное Знамя — символ Победы советского народа.

8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте наспех созданное новое правительство Германии подписало Акт о безоговорочной капитуляции. 9 мая были разгромлены остатки немецких войск в районе Праги, столицы Чехословакии. Поэтому 9 мая стало днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

40 Значение и цена победы советского народа в борьбе с фашизмом.

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и впредвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общества партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.

Победа досталась дорогой ценой. По приблизительным оценкам война унесла жизни 27 млн. чел. из них 10 млн. воинов. Остальные погибли при воздушных бомбардировках, в период блокады, массового террора. Только в гитлеровских лагерях смерти было уничтожено 11 млн. граждан СССР. Разгром Германии способствовал росту симпатии к Советскому Союзу у народов всех стран. СССР превратился в мировую державу. Победа в войне объективно укрепила сталинский политический режим.

 

42 восстановление и развитие народного хозяйства в СССР (1945 -1953 гг.)

Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн. человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального режима труда на предприятиях и в учреждениях. Отменились обязательные сверхурочные работы, восстанавливались 8-часовоЙ рабочий день и ежегодные •оплачиваемые отпуска, увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Основная задача заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны.

Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс., промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели к росту численности рабочего класса. Только за годы четвертой пятилетки ряды рабочих увеличились на 11 млн. человек.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Велись работы по электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. На рубеже 40—50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов — военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов.

 

 

43 Укрепление тоталитанного режима в стпанс а конис 40-х - начале 50-х гг. Новая волна

Победа в войне объективно укрепила сталинский политический режим.

Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край. Административно-карательные меры по отношению к колхозникам, не выработавшим обязательного минимума трудодней, и к городским «тунеядцам» не могли улучшить положения дел в экономике Продолжалась фабрикация дел «врагов народа». В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы (ленинградское дело). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники

Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. Они обвинялись в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках.

На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан. Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централизация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от отдельных граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей, с предложениями об улучшении дел в сельском хозяйстве. Делались попытки противодействия внутриполитическому курсу. Так, в Воронеже была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники, обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к выводу о необходимости изменения хозяйственной политики. Организация, насчитывавшая несколько десятков человек, была раскрыта, ее руководители преданы суду. В условиях административно-командной системы возникало глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально- политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения. Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно- политической жизни, усиление. международной напряженности—таковы были результаты развития общества в Первые послевоенные годы, В этот период еще более окреп режим личной власти И. В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен вобществе. Смерть И. В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной Жизни

 

44 Либерализация административно-командной системы 50-х - начале 60-х годов- «Хрущевская оттепель»

1953—1964 годы вошли в историю как время хрущевской оттепели. В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание исопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности по преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реорганизация правоохранительных органов. Не все перестройки в административной системе управления были достаточно продуманны. Недовольство вызвало проведенное в 1962 г. разделение местных Советов по производственному принципу — на промышленные и сельские. Эта реорганизация нарушила единство власти, смещала функции органов местного самоуправления. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой было создана специальная комиссия под председательством П. 1-1. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные 1ю процессам 30-х годов.

Причины массовых репрессий связывались с культом личности 14. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. Публичное осуждение культа И. В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись права союзных республик в области законодательства, в конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам

 

 

46 Экономические реформы середины 60-х гг.

После смещения Хрущева в экономике еще некоторое время продолжались реформы. Активную роль в их проведении сыграл Костин, председатель совета министров СССР.

Реформа в промышленности (сентябрь 1965)

Суть: - сократилось число плановых показателей по которым должны отчитываться предприятия, но вводились новые: объем реализованной продукции, объем фонда з/п. это должно было заставить предприятия сократить выпуск невостребованной продукции, уменьшить количество, расширить ассортимент.

- чтобы стимулировать инициативу предприятия часть прибыли оставалась в распоряжении самого предприятия. Создали 3 фонда: фонд материального поощрения; соцкультбыта, т.е. жилье для рабочих и т.д.; самофинансирование

- предприятия получили кредит для строительства новых корпусов (цехов)

- не допускали изменения планов без соглашения с предприятиями

В начале эта реформа имела «+» результат, благодаря ей удалось выполнить задания.

Причины неудач реформы:

- новые показатели выполнялись с трудом, поощрительные фонды были не велики, фонды самофинансирования исполнялись слабо, т.к. требовалось 6-8 лет чтобы какая-нибудь новинка была внесена в предприятие

- большинство министерств не желали отказываться от привычных методов управления. Решение всех вопросов по-прежнему замыкалось на Москве, предприятия не получали самостоятельности.

Вывод реформа была заранее обречена на провал т.к. производилась при одновременном свертывании реформ в политической сфере.

Реформа в сельском хозяйстве (март 1965)

Суть: - увеличить закупочные цены на сельхоз продукцию

- оплата колхозников по трудодням заменялась ежемесячной зарплатой

- были приняты меры по укреплению связей колхозников с предприятиями пищевой промышленности

- были приняты меры по развитию личного подсобного хозяйства

- поощрялось создание бригад, которые работали на коллективном договоре

В результате оживилась хозяйственная деятельность деревни, улучшилось продовольственное снабжение населения, но с/хоз-во продолжало оставаться слабой отраслью в экономике страны:

- рост закупочных цен оказался недостаточным чтобы обеспечить самофин-ние колхозов, т.к. цены на с/х машины и удобрения росли еще быстрее

- местные власти продолжали чинить препятствия развитию индивидуальных подсобных хозяйств

- бригадный метод вызывал опасение в возрождении кулачества

- выделенные средства использовались нерационально

49 Кризис пепестройки и поиск новых моделей общественного развития.

Первые годы «перестройки» мало затронули существующую экономическую систему.

Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытаний турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков АЭС.

Катастрофа на АЭС ускорила принятие экономической реформы (1987 г.). Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством.

Упразднялись некоторые министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий.

Усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений

На рубеже 80—90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия.

Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия. Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989—1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции Антикризисные

программы.

Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за тем несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получивших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них «Программа 500 дней» была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение 500 дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе над программой принимал глава правительства Н. И. Рыжков. Программа Рыжкова—. Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором. Увеличивались размеры дефицита госбюджета. Росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн. человек. Политика реформирования экономики имела значительные социально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х годов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна.

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами (банкиры).

 

 

50 Движение к рыночной экономике. Распад СССР.

На пути к рыночной экономике. На рубеже 80—90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.). На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйственной продукции. Негосударственный сектор — в коллективах и частных формах получал вес более широкое распространение в экономию.

Возникли социальные группы, владеющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами (банкиры).

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне». В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана. Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР.

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем Компартии Казахстана. С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на б месяцев, запрещались митинги и забастовки. События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-атинское соглашение). Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Её главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества, В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководи гелей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.051 с.)