Следует подробно охарактеризовать каждую из указанных реформ, назвать реформируемую сферу и изменения в результате реформирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следует подробно охарактеризовать каждую из указанных реформ, назвать реформируемую сферу и изменения в результате реформирования.



Вопрос об отмене крепостного права, рассмотрите по следующему плану:

· подготовка реформы;

· основные положения реформы: личное освобождение, надел, выкуп, повинности крестьян;

· ликвидация крепостного права в удельной и государственной деревне.

Свой ответ подкрепляйте анализом документов из Хрестоматии по истории России

Подводя итоги реформаторскому процессу в 60-70 гг., необходимо указать на то, что он отвечал основным тенденциям развития ведущих мировых держав того времени. Реформы значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по–прежнему оставалась самодержавной монархией. Общество не имело никаких рычагов реального влияния на политику правительства.

Преобразования носили компромиссный характер. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, ставших на путь террора и устроивших настоящую охоту на царя-реформатора, так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких-либо преобразований.

Историки полагают, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается практически исчерпанным.

Более объективной, по мнению большинства современных исследователей, представляется точка зрения, согласно которой политику Александра II не следует однозначно подразделять на реформаторский и консервативный периоды, так как механизм ее формирования был достаточно сложным. Характер тех или иных преобразований, конкретные решения зависели от целого ряда факторов объективного и субъективного свойства: мнения ближайшего окружения императора, соотношения сил в стане «реформаторов» и «консерваторов», позиции революционного лагеря.

При подготовке к ответу не забудьте рассмотреть круг реформаторов, т.е. тех, кто стал разрабатывать и проводить в жизнь новую политику. Его составили чиновники «второго эшелона»: братья Н.А. и Д.А. Милютины, С.И. Зарудный, П.А. Валуев, А.В. Головнин, - а также высшие сановники государства: председатель Государственного совета Д.Н. Блудов, министр внутренних дел С.С. Ланской, начальник военно-учебных заведений Я.И. Ростовцев. Важную роль в «партии реформаторов» играли брат царя великий князь Константин Николаевич, возглавлявший Морское министерство, и великая княгиня Елена Павловна.

 

Вопрос № 4.

Планом для ответа по данному вопросу могут быть следующие положения:

· Александр III: личные и деловые качества, оценки историков;

· основные направления внутренней и внешней  политики; причины изменения предшествующего внутриполитического курса;

· экономическая политика: проявление консервативной тенденции;

· государственные деятели периода правления Александра III.

 

При ответе следует учесть, что царствование Александра III (1881-1894) вошло в историю как время «контрреформ». Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков.

Суть курса заключалась в следующих положениях:

1. Новые идеологи, окружавшие вступившего на престол царя, считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, так реформирование и европеизация России были гибельны для нее;

2. Была сформулирована цель новой внутренней политики – укрепление самодержавия, его пошатнувшегося авторитета и престижа;

3. Новый курс предполагал подавление и искоренение «крамолы», пересмотр и улучшение законов и учреждений, появившихся в «эпоху реформ».

· Покажите практическую реализацию нового курса внешней и внутренней политики  периода правления Александра III, раскрывая сущность и содержание проводимых им преобразований.

· Приведите примеры различных оценок и суждений о личности и правлении Александра III из исторической литературы и мемуаров современников, используя хрестоматийный материал.

· Определите, в чем уникальность этого исторического периода.

Одна из точек зрения на личность и правление Александра III представлена в книге О. Барковец и А. Крылова-Толстикович «Неизвестный император Александр III. Очерки о жизни, любви и смерти». – М., 2002. В своей работе,   написанной на основе архивных документов, воспоминаний, писем, дневников, авторы показали, что за 13 лет царствования императора Александра III Россия смогла в кратчайший срок совершить стремительный экономический рывок, создать мощную промышленность, перевооружить русскую армию и флот, стать крупнейшим в мире экспортером сельскохозяйственной продукции. Все годы царствования Россия не знала страшного слова «война». Александр III впервые за многие годы сумел убедить своих соседей, что политическое решение споров между державами – наиболее рациональный и разумный способ, помогающий избежать кровопролитий.

Годы его правления связаны с расцветом русской национальной культуры – искусства, музыки, театра, литературы. В это время творили Толстой, чехов, Чайковский, художники-передвижники. Он проявил себя щедрым меценатом и мудрым коллекционером. Его личное собрание произведений живописи легло в основу коллекции всемирно известного Русского музея.

Литература:

1. Барковец О., Крылов – Толстикович А. Неизвестный император Александр III:Очерки о жизни, любви и смерти. М., 2002.

2. Великие государственные деятели России \ Под ред. А.Ф. Киселева – М., 1996.

3. Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России 1861-1874 гг. // Великие реформы в России, 1856-1874: Сборник \ Под ред. Л.Г. Захаровой и др. М., 1992.

4. История России с начала XVIII  до конца  XIX. Ответственный редактор А.Н. Сахаров. – М., 1997.

5. Литвак В.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.

6. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель. М., 1994.

7. Мироненко С.В. Николай I. Российские самодержцы: 1801 – 1917. М., 1994.

8.  Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. М.: Знание, 1992.

9. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993

10. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1989.

11. История России (IX-XX вв.): Учебное пособие / Отв. Редактор. Перехов Я.А. – М.: Гардарики; МарТ, 2002.

12. Татищев С.С. Император Александр Второй, его жизнь и царствование. М., 1996.

13. Толмачев В.П. Александр II и его время. М., 1998

14. Хрестоматия по истории России. Учебное.пособие /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2003.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Исторический спор: консерваторы и либералы, славянофилы и западники.

2. Три течения в народничестве: сходства и различия в целях и тактике.

3. Нечаевщина как явление в общественном движении

4. Террор как метод борьбы; ваша политическая и нравственная оценка этого явления.

5. Российский либерализм и его становление.

6. Петрашевцы и их взгляды.

7. Зарождение социал- демократии в России.

 

Семинар № 8

«Российские реформы на современном этапе»

Цели:

 

1. Конкретизация и осмысление сложных и противоречивых процессов новейшей эпохи Отечественной истории с учетом современных научных подходов по структуризации учебного материала, выделения стержневых фактов, событий, идей.

2. Формирование навыков работы с разнообразными источниками информации по современному периоду развития России.

3. Осознание собственной роли в процессах будущего переустройства страны.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Горбачевская перестройка 80-х гг.: предпосылки, смысл, содержание, итоги
  2. Социально-экономическое и политическое развитие России в период руководства Б. Ельцина.

3. Политический и экономический курс президента В.В. Путина.

 

 

Вопрос № 1.

 Изучение новейшего периода истории России, началом которого можно считать 1985 г., вызывает определенные трудности, так как он еще недостаточно исследован; осмысление его носит по преимуществу идеологизированный, а не научный характер. Изданные за последнее десятилетие учебные пособия дают различные оценки рассматриваемым событиям.

При подготовке ответа необходимо раскрыть предпосылки и объективную неизбежность реформирования в СССР, замысел и результаты, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов.

С 1985 г. в истории Советского государства начался новый, заключительный этап, получивший название «перестройка», который завершился в 1991 г.  и связан с именем М.С. Гобачева.

Можно выделить две кардинально противоположные точки зрения на причины перестройки:

1. перестройку нам навязал Запад. Это результат «заговора» секретных спецслужб западных стран с целью ослабления и развала «великой державы». План крушения КПСС и СССР был разработан ЦРУ и осуществлен через «агентов влияния» - М. Горбачева, А. Яковлева и др. 

2.  перестройка была вызвана внутренними причинами, важнейшими из которых являются следующие:

· к середине 80-х гг. были исчерпаны резервы административно-командной экономики («колонизация» деревни, принудительный труд, энтузиазм масс, свободные трудовые ресурсы), возникла необходимость ее модернизации;

· разочарование народа в социализме, кризис его идей;

· приход в руководство страны представителей нового поколения, осознавших необходимость перемен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.012 с.)