Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подумайте, чем отличается бунт от революции. Свой ответ аргументируйте.
Религия на Востоке – явление особое. Различные вероучения, ориентированные на внутренний мир человека и его совершенствование, прекрасно уживались друг с другом (приведите примеры). Длительное сохранение общины и формирование деспотий взаимообусловливали друг друга и делали характерной закономерностью восточной цивилизации консерватизм во всех ее сферах. Поэтому для нее свойственны были такие явления, как: медленное формирование внутреннего рынка и товарно-денежных отношений, преобладание государственной собственности над частной, внеэкономическое стимулирование труда, агрессивная внешняя политика (характерная, кстати, для всех стран, развивающихся экстенсивным путем), мифологическое сознание и т.д. Для «западной цивилизации» характерны иные тенденции развития. Страны западной цивилизации ориентировались на развитие внутреннего рынка и, следовательно, на развитие товарно-денежных отношений, частной собственности, либеральные ценности. Им были свойственны революционные потрясения, постепенная демократизация политических структур и государственного управления, формирование правовой защиты гражданина от произвола власти. К тому, что мы сегодня называем правовым государством, Запад шел не одно столетие. Государство выполняет роль регулятора экономической и социально-политической жизни. Демократические традиции наложили отпечаток и на сознание западного человека, которому свойственны независимость, рационализм, научное мировоззрение, прагматизм. Кроме того, христианство также ориентировало человека на земную мораль. Все это определяло движение западной цивилизации по пути прогресса.
Вопрос № 3.
Рассматривая особенности и место российской цивилизации, следует начать с определения ее. Российская цивилизация – научное понятие, которым в рамках теории локальных цивилизаций характеризуется устойчивая социальная общность, сформировавшаяся: · на полиэтнической основе в результате интеграции больших и малых народов вокруг ствола великорусского народа; 6
· при исторически сложившейся многоконфессиональности; · как синтез культур Запада и Востока. Российская цивилизация возникла относительно поздно. Среди российских и зарубежных историков есть сторонники различной классификации цивилизационной принадлежности России: западный, восточный типы; евразийская цивилизация; уникальная и единственная российская (русская) цивилизация. Вызывают споры реальность и характер «советской цивилизации»
Рассматривая особенности российской истории, исследователи признают воздействие на ее ход неких мощных факторов (причин, условий), под влиянием которых российская цивилизация значительно отличается от западной. Обычно выделяют 4 фактора: 1.природно-климатический; 2.геополитический; 3.конфессиональный (религиозный); 4.социальной организации. Подробный анализ влияния этих факторов на развитие российской цивилизации и истории можно найти в следующих учебных пособиях: - Горинов М.М., Ляшенко Л.М. История России, часть I. От Древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.). – М., 1994. - Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. М.П. Мчедлова. – М.: Академический проект, 2003. - Платонов О.А. Русская цивилизация. М.,1995. - Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003.
Закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации можно отнести Россию? Дискуссии по этому вопросу не прекращаются на протяжении всей российской истории. Парадигмой исследования здесь является «Восток – Россия – Запад». Основная проблема: как соотносятся в истории России наследие восточной и западной цивилизации? В какой мере самобытна цивилизация России? Исторический аспект этой дискуссии можно найти в учебном пособии История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. Российское общество независимо от времени развивалось в контексте мировой истории и цивилизации. Как один человек не может жить вне общения с людьми, так и одна страна не может существовать вне воздействия на нее мировых цивилизаций и в свою очередь не воздействуя на них. Так, еще во времена князя Игоря (XII в.) (из «Слова о полку Игореве») русичи взаимодействовали с тюрками и другими народами Великой Степи, а XII – XV вв. – с монголо-татарами. Во времена Ивана III мастера из Италии
7 научили русских делать кирпич, построили кремлевские стены и палаты, величественные храмы. При Петре I Запад буквально хлынул в «прорубленное» им «окно в Европу», и т.д. Небесполезной для истории человечества была и Россия. Под ее влиянием ассимилировались (в культурном отношении) немало «инородцев» - татары, евреи, цыгане и т.д. Велико было и остается значение России как мировой научной и культурной державы и т.д.. Россия прошла в своем развитии те же этапы, что и страны западной цивилизации, однако наряду с этим в ней был создан чудовищный военно-бюрократический аппарат и система государственного управления вобрала в себя многие черты восточных деспотий. Общинно-замкнутый характер политической и экономической жизни также был элементом восточной цивилизации. Православный вариант христианства предопределил традиционализм российского общества. Однако Россию нельзя отнести ни к Западу, ни к Востоку. Она, несомненно, имеет свой, отличающийся от них путь развития, который является частью всемирной истории. Зная характерные черты западных и восточных цивилизаций, проследите их проявление в культуре и истории России. Покажите влияние стран Запада и Востока на формирование российского образа жизни, характера, традиций, менталитета (склада ума) русских людей, а также влияние российских ценностей на другие цивилизации. Приведите конкретные примеры.
Литература: 1. Формация или цивилизация? Материалы «круглого стола» /Вопросы философии. – 1989. - № 10. 2. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории. /Вопросы философии. – 1990 - № 11. 3. Горинов М.М., Ляшенко Л.М. История России, часть I. От Древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.). – М., 1994. 4. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. М.П. Мчедлова. – М.: Академический проект, 2003. 5. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001 6. Ионов И. Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IX – начало XX вв. М., 1994. 7. Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1995. 8 8. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003. 9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М., 2003.
Темы рефератов и докладов: 1. Россия как феномен цивилизационной пограничности. 2. «Запад» и «Восток» в истории России. 3. Природа как фактор истории и культуры России. 4. Общероссийский менталитет. 5. Цивилизация Древней Руси. 6. Русская цивилизация в средние века. 7. Российская цивилизация в эпоху нового времени. 8. Советская цивилизация. 9. Цивилизационные альтернативы после падения самодержавия в России.
Семинар № 4
«Великие реформы XIX века» Цели:
1. Обобщение знаний по теме в направлении проблематизации; научное осмысление и сопоставление исторических фактов и процессов изучаемого периода, деятельности персоналий. 2. Развитие навыков работы с учебной и научной литературой, умения составления конспектов, тезисов. 3. Формирование общей культуры студентов, умения строить умозаключения, аргументировать свою точку зрения.
Вопросы для обсуждения:
1. Замыслы и реальность реформ Александра I. 2. Консервативное реформаторство Николая I и кризис системы власти в середине XIX века. 3. Отмена крепостного права и либеральные реформы 60-70-х гг. Александра II - начало демократизации российского общества. 4. Контрреформы Александра III.
Вопрос № 1. При подготовке к данному вопросу следует учесть, что реформаторская деятельность в России всегда была обусловлена целом рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени, имели общие черты. 1. Реформы инициировались «сверху» - самодержцем. 2. Реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии». 3. Судьба реформ находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил. 4. Влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы не продуманные или не доведенные до конца – приближали их. В начале XIX века инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801 – 1825). Характерной чертой Александровского царствования становится борьба двух течений: либерального и консервативно-охранительного; лавирование императора между ними.
Большинство историков выделяют в царствовании Александра I два периода: до войны с Наполеоном 1812 – 1814 гг. (период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральнойнаправленности, «…дней Александровых прекрасное начало…») и после победы, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции. Главной целью внутренней политики в начале XIX в. являлось усиление России как великой державы. В связи с этим центральное место во внутренней политике занимали: · крестьянский вопрос; · структура государственного управления; · система образования. Во внешней политике определяющими задачами стали: · укрепление международного авторитета страны; · расширение границ империи; · прекращение французской экспансии в Европе. В своем ответе покажите, какие конкретные шаги были предприняты по каждому направлению, кто готовил законопроекты. Обратите внимание на то, что осуществление проекта, предложенного М.М. Сперанским могло бы способствовать началу конституционного процесса В России. Многие историки усматривают в действиях Александра I в первый период его царствования серьезные намерения модернизировать Россию. Согласны ли с этим мнением? Свою точку зрения аргументируйте.
Но в целом, царствование Александра I, вызывавшее вначале у многих определенные надежды, закончилось печально: ряд прогрессивных в своей основе проектов не был осуществлен; финансовая система страны пришла в полное расстройство; экономическое положение населения было плачевны. Против либеральной программы Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворянства, в числе которых были Н.М. Карамзин, А.А. Аракчеев. Аргументы противников реформ изложены Н.М. Карамзиным в записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (Хрестоматия по истории России. Учебное.пособие /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2003, стр. 243-244).
Подводя итоги по данному вопросу, попытайтесь ответить на следующие вопросы: · В чем была новизна правления первых лет Александра I в сравнении с его предшественниками? · Что было главной причиной того, что внутренняя политика Александра I по всем направлениям отличалась нерешительностью и непоследовательностью и повлекла за собой резкое обострение политического и социально-экономического кризиса в стране? · Как в правлении Александра I проявились его личные качества, особенности полученного воспитания?
Вопрос № 2. Годы царствования Николая I рассматриваются историками как «апогей самодержавия». Важнейший его лозунг «Революция на пороге России, но, клянусь. Она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни» При подготовке ответа на данный вопрос семинарского занятия следует обратить внимание на следующие аспекты:
Для ответа используйте материал указанной в списке литературы Хрестоматии по истории России Следует учесть, что в отечественной историографии не оспаривается тезис о глубоком влиянии на консервативную политику Николая I движения декабристов. Однако существуют различные оценки степени этого влияния. · русская историография (В.О. Ключевский, А.А, Киззеветтер, С.Ф. Платонов), не отрицая общей консервативно-охранительной направленности политики Николая I, тем не менее признает наличие в его деятельности определенных реформаторский устремлений, отмечая при этом концелярско-бюрократический характер подготовки и осуществления преобразований. · советская историография указывает главным образом на реакционность политики Николая I.
Николай I, будучи умным и расчетливым политиком, видел главную цель своего царствования в укреплении и охранении существующего строя, возведении самодержавного принципа в абсолют. Но он не мог не понимать необходимости определенной трансформации общества посредством снятия напряженности в важнейших его конструкциях. Рассмотрите сущность, цели и результаты преобразований Николая I в следующих направлениях внутренней и внешней политики политики: · крестьянский вопрос (сравните конкретные шаги Александра I и Николая I); · укрепление роли государственного аппарата; · систематизация и кодификация российских законов (1833); · финансовая реформа; · усиление политического сыска и цензуры; · укрепление и консервация дворянского сословия; · система образования; · разработка правительственной идеологии; · создание мощного чиновничье-бюрократического аппарата; · подавление национально-освободительного движения; · сочетание освободительных и завоевательных мотивов во внешней политике, значение поражения в Крымской войне.
Обратите внимание на роль ближайших сподвижников Николая I (М.М. Спиранский, П.Д. Киселев, Е.Ф. Канкрин). С их именами связаны главные достижения этой эпохи. В исторической науке есть мнение, что именно при Николае I просвещенная бюрократия, представленная в александровскую эпоху талантливыми одиночками вроде Сперанского, стала широким социальным явлением, что создало условия для реформаторской деятельности Александра II. Следует отметить, что не смотря на усиление цензуры и идеологических усилий режима в России в этот период происходит развитие общественного движения и распространение новых идей, что свидетельствует о невозможности воспрепятствовать идейному развитию общества. Рассмотрите либеральное и радикальное направления в общественно-политическом движении, назовите их представителей. Эпоха политической реакции стала «золотым веком» русской художественной культуры. Таким образом, мнения историков относительно правления Николая I расходятся: одни считают его правление «периодом кризиса и реакции», другие – периодом «консервативной модернизации» страны. Какую точку зрения склонны разделить вы? Свой ответ аргументируйте.
Вопрос № 3. Планом подготовки ответа на данный вопрос семинара могут быть следующие проблемы:
Интерес в историографии к личности Александра II и реформам 60-70-х гг. XIX в. всегда оставался высоким, а оценки - противоречивыми: · первый биограф царя – освободителя С.С. Татищев в своем двухтомном труде оставил нам возвышенно-идеализированный образ монарха; · видный общественный деятель, член ЦК кадетской партии, историк А.А. Корнилов писал, что император Александр II не был идейным реформатором. Он сделался сторонником реформ в силу убеждения в необходимости коренных преобразований ради сохранения и усиления мощи Русского государства; · революционная традиция в русской историографии, восходящая к Н.Г. Чернышевскому, концентрировала внимание только на недостатках крестьянского освобождения, оценивая царя-реформатора не за то, что он сделал, а за то, что он не сделал («не дал России конституцию»). В.И. Ленин с присущей ему классовой категоричностью писал, что 60-х гг. были проведены крепостниками в интересах самих крепостников; · современные российские историки Л. Г. Захарова, В.Г. Чернуха, Л.М. Ляшенко и др. стремятся воссоздать образ самодержавного монарха – человека противоречивого, трезвого ума и доброй воли, мягкого в личных отношениях, крупного политика, который, не будучи реформатором по призванию, стал им в ответ на вызов времени и сделал после долгих колебаний мучительный выбор в пользу общества.
В ответе необходимо показать, что 60-70-е гг. XIX в. стали временем коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, как общества, так и государства. Несмотря на их непоследовательность, они стал прогрессивным шагом на пути приобщения России к общеевропейским процессам и европейской социально-политической модели. В этот период был проведен ряд реформ в области экономики (ликвидация крепостного права и др.), политики (изменения в системе управления – судебная, земская, городская, военная реформы), преобразования в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная реформы). Толчком к преобразованиям послужила проигранная Крымская кампания. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I. Александр II (1855 – 1881) решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств, однако это не преуменьшает его роль в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он осознал необходимость преобразований и не стал сопротивляться реалиям времени. Рассмотрение реформ следует начать с указания на то, что результатом отмены крепостного права, стало предоставление личной свободы многомиллионному крестьянству. Появление огромного числа лично свободных людей изменило социальную структуру общества. Возникла необходимость привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой. Эту задачу были призваны решать земская, городская, судебная, военная и другие реформы 60-70-х гг. XIX в., которые явились естественным продолжением отмены крепостного права.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.039 с.) |