I. Вагонный парк железных дорог, классификация пассажирских вагонов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Вагонный парк железных дорог, классификация пассажирских вагонов



I.    ВАГОННЫЙ ПАРК ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Вагонный парк железных дорог

На железнодорожном транспорте существуют два парка железнодорожных вагонов:

1.    Пассажирский – вагоны предназначены для перевозки людей:

a.    общие;

b.    плацкартные;

c.    купированные:

d.    мягкие;

E.    мягко-жесткие

F.    жесткие

Так же к пассажирскому парку относятся вагоны: почтовые; багажные; вагоны-рестораны; вагоны-клубы; всевозможные лаборатории (путеизмерительные, тормозоиспытательные…), медицинские (флюорографические…), «заки», и т.д.

Грузовой – вагоны, предназначенные для перевозки грузов: крытые четырехосные; полувагоны; платформы; цистерны; зерновозы; цементовозы; вагоны-дозаторы; изотермические (рефрижераторы).

 

2. По видам сообщения поезда делятся на:

1. Дальнего следования – > 700 км. Формируются в основном из вагонов со спальными местами, может быть и вагон с общими местами;

2. Местного сообщения – от 150 км. до 700 км. включительно. Формируются из вагонов со спальными местами, но будет больше вагонов с общими местами;

3. Пригородного сообщения – до 150 км. Формируются из вагонов с общими местами, рассчитанными на максимальную вместимость пассажиров, но может быть и вагон со спальными местами

Как сформирован состав поезда можно узнать из книги «Расписание движения поездов» утвержденной МПС.

I. Основные части и характеристики пассажирских вагонов

1. Кузов с рамой – для размещения людей, рабочего места проводника, технических средств вагона;

2. Ходовые части (тележки) – для перемещения вагона по тягловому пути;

3. Ударно тяговые приборы:

3.1 Автосцепка – для сцепления между собой вагонов в составе поезда на равном расстоянии друг от друга;

3.2 Буферные комплекты – для смягчения толчков и ударов во время движения;

3.3 Рама суфле – для безопасного перехода из вагона в вагон пассажиров и обслуживающего персонала; шумоизоляция; меньше пыли и грязи попадает в вагон во время движения поезда; несколько смягчает толчки и удары в составе поезда.

4. Тормоза – для снижения скорости движения поезда, остановки и удержания вагонов в парке отстоя. Пассажирские вагоны оборудованы:

4.1 ручными тормозами;

4.2 пневматическими тормозами;

4.3 электропневматическими тормозами.

III. Техническое обслуживание и ремонт вагонов

Для того чтобы вагоны были всегда в технически исправном состоянии проводится техническое обслуживание и ремонт вагонов.

1. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ:

ТО - 1 – проводится в пункте формирования и оборота поезда, перед отправкой в рейс, а так же на промежуточных станциях – ежедневно – доскональный осмотр состава по техническим характеристикам;

ТО - 2 – проводится до 15 мая (подготовка вагонов к работе в летний период) и до 15 октября (подготовка вагонов к работе в зимних условиях) – замывка;

ТО - 3 (ЕТР) – проводится каждые 6 месяцев после заводского или деповского ремонта.

2. ВИДЫ РЕМОНТА:

Деповской –проводится ежегодно;

Заводской или Капитальный бывает двух объемов:

I – через 4 года после изготовления вагона;

II – все последующие через 16 лет, если не понадобится внеочередной.

С просроченным ремонтом вагоны запрещено допускать к эксплуатации.

Если вагоны после ремонта стояли (не эксплуатировались), то следующий срок ремонта может быть ПО ПРОБЕГУ или ОТСРОЧКА (3 месяца), если вагоны в хорошем состоянии и нет замены.

 

УСТРОЙСТВО ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

 

I. Ходовые части вагонов

Кузов вагона опирается на две тележки расположенные по его концам на равном расстоянии от середины кузова.

По числу осей тележки бывают: двухосные; трехосные – применяются на некоторых вагонах специального назначения.

1. Тележки

Тележка является основной частью вагона, от ее устройства и исправности зависит плавность хода вагона, скорость и безопасность движения.

Различают три типа тележек:

1. ЦМВ (на цельнометаллические вагоны) – практически не применяется. Год выпуска с 1950 по 1960 гг. Скорость движения до 120 км/ч. База тележки (по центрам осей колесных пар) – 2700 мм. Диаметр колеса – 1050 мм.

2. КВЗ - 5 (киевский вагоностроительный завод). Год выпуска с 1960 по 1962 гг. Скорость движения до 140 км/ч. База тележки (по центрам осей колесных пар) – 2400 мм. Диаметр колеса – 950 мм. Отличительные особенности: Кузов вагона опирается на подпятник, между скользунами имеется зазор.

3. КВЗ - ЦНИИ или ТВЗ - ЦНИИ типа I. Год выпуска с 1962 по 1990гг. Скорость движения до 160 км/ч. База тележки (по центрам осей колесных пар) – 2400 мм. Диаметр колеса – 950 мм. Подкатывают под вагоны (некупейные, купейные без кондиционирования воздуха, межобластного, межгосударственного и международного сообщения) с массой тары в экипировочном состоянии до 51±1,5т. Отличительные особенности: Увеличение скорости движения достигается за счет того, что кузов опирается на горизонтальные скользуны (две точки опоры у каждой тележки), между пятником и подпятником имеется зазор до 9 мм. Под надбуксовыми пружинами установлены амортизаторы (прессованная резина), установлен поводок удерживающий надрессорную балку от раскачивания во время движения поезда и при вписывании в кривые участки пути, и за счет поводка регулируются зазоры между вертикальными скользунами.

4. КВЗ - ЦНИИ или ТВЗ - ЦНИИ типа II. Подкатывают под вагоны (купейные с кондиционированием воздуха, вагоны-рестораны, почтовые и багажные вагоны) с массой тары в экипировочном состоянии до 72т. Отличается от предыдущей – наличием двух гидравлических гасителей колебаний с каждой стороны и увеличенным диаметром пружин центрального подвешивания.

5. КВЗ - ЦНИИ - М. Вагоны с конца 1980-х годов выпускаются на этих тележках. Усовершенствованная тележка с удлиненными серьгами, с улучшенным коэффициентом плавности хода. Двухосная, бесчелюстная, с двойным рессорным подвешиванием люлечного типа, с буксами на подшипниках качения, с гидравлическими гасителями колебаний в центральном подвешивании. Взаимозаменяема с типовыми тележками, отвечает требованиям стандарта и может подкатываться под пассажирские, почтовые, багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны, эксплуатируемые на колее 1520 мм, массой тары в экипировочном состоянии до 72т.

2. Устройство тележек:

КВЗ-ЦНИИ типа I. (смотри рисунок)

1. Рама тележки – из мощных продольных и поперечных балок и брусьев сваренных в единое целое;

2. Пара колесная с буксами в буксах размещены подшипники;

3. Подвешивание буксовое

4. К раме тележки крепится тормозная рычажная передача;

5. Поводок;

6. Надрессорная балка на ней крепятся:

а. подпятник;

б. горизонтальные скользуны (7);

в. вертикальные скользуны.

8. Гидроамортизатор (гаситель колебаний) – гасит боковые колебания вагона. В зависимости от нагрузки кузова вагона устанавливаются: до 60 т – 1 гидроамортизатор; 70 и > тонн – 2 гидроамотизатора;

9. Центральное подвешивание;

10. Установка термодатчиков;

11. Шкворневое устройство, состоит из: пятника, подпятника; шкворня. Позволяет тележке свободно поворачиваться, относительно кузова вагона, при вписывании в кривые участки пути.


II. Колесные пары.

1. Назначение и устройство колесных пар.

Колесная пара предназначена для направления и передвижения вагона по рельсовому пути. (I– буксовый узел)

Ось колесной пары состоит из (см. рисунок):

1. хвостовик с резьбой;

2. шейка оси колесной пары;

3. предподступичной части колесной пары;

4. подступичной части колесной пары, где напрессовано колесо;

Колесо состоит из: а) ступица; б) диск; в) обод; г) гребень; д) круг катания.

Расстояние между внутренними гранями колес должно быть: при скорости движения до 120 км/ч 1440±3 мм; при скорости движения от 120 км/ч до 140 км/ч 1440 (+3-1)мм.

2. Неисправности колесных пар.

Запрещается допускать в эксплуатацию колесные пары у которых имеется одна из следующих неисправностей:

Трещина в любой части оси или ступицы колесной пары;

Протертость оси колесной пары;

Касание электрода электросварки – меняется структура металла;

Ослабление ступицы – проворачивается колесо.

Неисправности, на которые имеются допуски:

Наименование и схематическое изображение неисправности Характеристика неисправностей Способ выявления Нормы отбраковки (Допускается к эксплуатации)
Выщербина (раковина) на круге катания колеса  

Внешний осмотр, измерение абсолютным шаблоном, измерение специальным шаблоном.

длиной до 25 мм, глубиной до 10 мм.
Откол края обода   если оставшаяся часть ≥120мм
Навар смещение металла на круге катания – неправильная работа тормозов высота < 0,5 мм
Кольцевые выработки (углубления) > допускаемых размеров Износ от воздействия неметалли­ческих тормозных колодок глу­биной < 1 мм у основания гребня коле­са и <2 мм на уклоне 1:7 или шириной < 15 мм. Нормы браковки кольцевых выработок на других участках поверхности катания такие же, как для выработок уоснования гребня
Равномерный прокат более допускаемого Изменение геометрии (формы) поверхности катания колеса в результате деформации и износа при взаимодействии колеса с рельсом, а также истирания от воздействия на колесо тормозных колодок (Естественный износ колеса по всему кругу катания) Измерение абсолютным шаблоном   у ва­гонов, обращающихся со скоростью 120-160 км/ч, не > 5 мм, у колесных пар с приводом генератора не > 5 мм; с редуктором от торца не > 4 мм; у ваго­нов, обращающихся со скоростью до 120 км/ч включительно, в поездах дальнего следования не > 7 мм; местного и пригородного сообщения - не > 8 мм
Ползун на поверхности катания глубиной болеедопускаемой Появление ползуна (плоского места на поверхности катания колеса) в результате скольжения (юза) колеса по рельсу в случае заклинивания ко­лесных пар при неисправных тормозных приборах, неправильной регулировке рычажной передачи, недостаточно умелом управлении тормоза­ми со стороны машиниста. Опасен ползун тем, что ударами о рельсы может поколоть их, отрицательно влияет на работу подшипников в буксе (могут рассыпаться), а так же на надбуксовую пружину (может лопнуть). То же не допускается глубиной > 1 мм для колесных пар с подшипниками качения (роликовыми), колесная пара с редукторно-карданным приводом не > 0,5 мм. Разрешается следование пассажирского поезда с ва­гонами на роликовых подшипниках до бли­жайшего ПТО при ползуне от 1 до 2 мм со скоростью не выше 100 км/ч; от 2 до 6 мм – со скоростью 13 км/ч; от 6 до 12 мм — со скоростью 10 км/ч; свыше 12 мм - со скоростью также 10 км/ч при условии исключения вращения колесной пары

Для общего образования:

Тонкий гребень (толщина гребня менее допускаемой) Уменьшение толщины гребня вследствие интенсивного взаимодей­ствия гребня с боковой гранью рельса в результате: неправильной установки колесной пары в тележке, перекоса рамы тележки, значитель­ной разницы диаметров колес на одной оси, неправильной посадки колес на ось изгиба оси То же К эксплуатации не допускаются колес­ные пары при толщине гребня, измеренной на расстоянии 18 мм от вершины: < 25 мм у пассажирских вагонов, включаемых в поезда, обращающиеся со скоростью до 120 км/ч; < 28 мм - со скоростью 120-140 км/м, и < 30 мм - со скоростью 140-160 км/ч
Вертикальный подрез греб­ня более допустимого Неравномерный по поперечному профилю круговой износ, при кото­ром угол наклона профиля боковой поверхности гребня приближается к 90°, который образуется из-за непра­вильной установки колесной пары в тележке; значительной разницы диа­метров колес на одной оси; непра­вильной посадки колес на ось; изги­ба оси; перекоса рамы тележки Внешний осмотр, измерение специальным шаблоном   К эксплуатации не допускаются колес­ные пары, у которых при проверке верти­кальная грань движка шаблона соприкаса­ется с подрезанной поверхностью гребня на высоте 18 мм
Остроконечный накат гребня (выступ на сопряже­нии подрезанной части греб­ня с вершиной) Образование выступа по круговому периметру гребня в зоне перехода от изношенной боковой поверхности к вершине. Причины образования те же, что и при образовании повышен­ного износа и подреза гребня Внешний осмотр Колесная пара подлежит выкатке

III. Буксы и подшипники.

Буксовые узлы оборудованы буксами (2 см. рисунок), роликовыми подшипниками (1 см. рисунок) с горячей посадкой внутренних колес на шейку оси.

Букса предназначена для соединения колесной пары с рамой тележки, для размещения в ней подшипников и шейки оси колесной пары, для удержания колесной пары в строго определенном положении.

Букса состоит из:

1. Корпуса – металлическая отливка, внутри имеет сферическую поверхность;

2. Смотровой и крепежной крышек – крепятся при помощи болтов;

3. Резиновых прокладок;

4. Уплотнительных колец.

Подшипники применяются двух видов: с цилиндрическими или сферическими роликами. Подшипники состоят из: наружного кольца; внутреннего кольца; роликов и сепаратора (разъемный (сферические ролики), неразъемный (цилиндрические ролики)).

Когда подшипники напрессовывают на шейку оси колесной пары, устанавливают между ними лабиринтовое кольцо, перед предподступичной частью оси колесной пары ставится уплотнительное кольцо – чтобы не вытекала смазка, на хвостовик с резьбой наворачивается специальная корончатая гайка М-110 удерживающая подшипники, а чтобы гайка не слетела, устанавливается стопорная планка.

Посадка подшипников бывает:

1. Горячая – когда внутреннее кольцо нагревают до определенной температуры и на специальных станках напрессовывают на шейку оси колесной пары.

2. Втулочная – когда на специальных станках запрессовывают разрезную втулку между внутренним кольцом подшипника и шейкой оси колесной пары.

На шейку оси колесной пары устанавливают два подшипника, они могут быть:

1. со сферическими роликами;

2. один со сферическими другой с цилиндрическими роликами;

3. с цилиндрическими роликами.

В последнее время преимущественно используются подшипники с цилиндрическими роликами – лучше в эксплуатации, меньше изнашиваются.

Причины нагревания роликовых букс:

1. Неправильная подборка и напрессовка подшипников на шейку оси колесной пары;

2. Излом или разрушение одного из элементов подшипника (ролик, сепаратор);

3. Недостаточное или излишнее количество смазки в буксе;

4. Попадание в буксу песка, влаги, металлической стружки (по халатности рабочих).

При сдаче вагона

Температура воздуха должна соответствовать норме, в топке топлива в небольшом количестве, в зольнике не должно быть золы, в котельном отделении чистота и порядок.

I.    ВАГОННЫЙ ПАРК ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Вагонный парк железных дорог

На железнодорожном транспорте существуют два парка железнодорожных вагонов:

1.    Пассажирский – вагоны предназначены для перевозки людей:

a.    общие;

b.    плацкартные;

c.    купированные:

d.    мягкие;

E.    мягко-жесткие

F.    жесткие

Так же к пассажирскому парку относятся вагоны: почтовые; багажные; вагоны-рестораны; вагоны-клубы; всевозможные лаборатории (путеизмерительные, тормозоиспытательные…), медицинские (флюорографические…), «заки», и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.99.5 (0.04 с.)