Технико-экономические особенности основных видов транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технико-экономические особенности основных видов транспорта



Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным.

Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.

У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку крупных партий грузов на большие расстояния, оказывает ряд дополнительных услуг потребителям и продолжает занимать монопольное положение на транспортном рынке, хотя относительная доля в совокупном доходе транспорта и общем грузоо­бороте за последние 10—20 лет уменьшилась. В то же время, несмотря на то, что грузооборот железнодорожного транспорта сократился, его объем почти в 3 раза превышает грузооборот автомобильного транспорта и составляет 74% от общего грузооборота транспорта общего пользования.

К преимуществам железнодорожного транспорта следует отнести:

—большие объемы перевозок грузов;

—большая грузоподъёмность (3-4 тыс. т - один состав);

—универсальность перевозок грузов;

—относительно высокая скорость движения и как результат — сокраще­ние сроков поставок и быстрая доставка на большие расстояния;

—независимость поставок грузов от климатических условий и периодов года;

—относительно невысокая себестоимость перевозки грузов и сравнительно низкие тарифы;

—массовость номенклатуры грузов при единовременных перевозках;

—относительно высокая пропускная и провозная способность желез­
ных дорог;

—хорошо развитая сеть железных дорог;

—возможность прокладки железнодорожных путей практически по любой территории суши и частично водных преград и препятствий;

—возможность перевозки грузов контейнерами, в том числе больше­грузными;

—возможность перевозки грузов в любой упаковке;

—при наличии подъездных путей у грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможно организовать доставку "от двери до двери").

К недостаткам железнодорожного транспорта относятся такие как:

—нерациональность и неэффективность перевозки грузов на малые рас­стояния и небольшими объемами;

—относительно высокая себестоимость перевозки грузов на незначительные расстояния;

—неэффективность перевозки легковесных и мелкоштучных грузов,
требующих использования специальных устройств;

—наличие перевалки грузов (пересортировки вагонов);

—необходимость прочной упаковки;

—благоприятные условия для хищения;

—зависимость от географического расположения железнодорожных путей;

—необходимость переформирования составов в пути;

—высокие материальные затраты на строительство железных дорог, их эксплуатацию и содержание станционных сооружений.

Воздушный транспорт.   В общем объеме перевозки грузов воздушный транспорт занимает около 0,01%, а грузооборот его составляет 1,5%.

К преимуществам воздушного транспорта относятся:

—высокая скорость и быстрота доставки грузов;

—возможность доставки грузов в любых направлениях, где имеются аэропорты или площадки для посадки воздушного транспорта;

—возможность доставки грузов в случаях экстренных ситуаций;

возможность доставки скоропортящихся и дорогостоящих грузов в короткие сроки;

—спрямление пути;

—высокая сохранность груза в пути;

—самый высокий уровень сервиса;

—более простая упаковка;

—более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки).

Недостатками воздушного транспорта являются следующие:

—высокая стоимость перевозки грузов;

—необходимость наличия аэродромов или специальных площадок для воздушного транспорта;

—наличие особых условий и специального оборудования для погрузки, разгрузки и транспортировки грузов;

—наличие специальных условий и материально-технической базы по об­служиванию воздушного транспорта;

—наличие специального кадрового состава, в том числе по обслужива­нию и эксплуатации воздушного транспорта.

—зависимость от погодных условий;

—ограничения по размеру и весу;

—зависимость от наземных служб;

—удалённость аэропортов от предприятий.

Морской транспорт ориентирован на перевозку специфических и круп­ногабаритных грузов, в большей мере при реализации торговых или между­народных отношений между странами, имеющими между собой водные пространства, а также внутри отдельных стран, обладающих возможными морскими путями.

К преимуществам морского транспорта можно отнести:

—высокая конкурентоспособность сухопутному транспорту;

—морские пути не требуют затрат на их сооружение и содер­жание, исключая строительство портов, бухт, причалов и др.;

—относительно низкая себестоимость перевозок грузов и низкие грузовые тарифы;

—достаточно высокий уровень пропускной способности судов;

—универсальность при перевозке грузов, в том числе в случаях ком­плексной их поставки;

—высокая провозная способность;

—высокая производительность (за счёт большой грузоподъёмности судов);

—непрерывность работы (24 часа в сутки);

—незначительная зависимость от погодных условий;

—мобильность в зависимости от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира);

—практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения.

Недостатками морского транспорта являются:

— ограниченные функциональные возможности и небольшая скорость
при доставке грузов (для грузовых судов - 18 20 узлов);

— ограниченные возможности вследствие зависимости от мощностей
для погрузки-разгрузки и хранения грузов;

— зависимость в перевозках грузов от естественно-географических и климатических условий;

—высокие требования к упаковке и креплению грузов;

—малая частота отправок грузов.

Речной транспорт. Республика Беларусь располагает достаточно развет­вленными водными путями и связана ими практически со всеми гранича­щими государствами. Судоходными реками являются Днепр, Сож, Припять. Неман, Западная Двина, Днепро-Бугский канал и другие реки. Однако име­ющиеся возможности по перевозке грузов речными путями востребованы не в полной мере. Объем доставленных грузов водным транспортом составляет около 1 % от грузов перевезенных транспортном общего пользования, а его грузооборот — около 2 %.

К преимуществам водного транспорта относятся:

—относительно низкая себестоимость грузоперевозок;

—невысокий уровень затрат при организации перевозок грузов:

—возможный высокий уровень провозной способности водного транспорта в условиях доставки грузов по глубоководным рекам;

—возможность перевозить значительные партии грузов;

—возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть.

Недостатками водного транспорта являются следующие:

—низкая скорость при доставке грузов и, как результат, существенное
увеличение времени и сроков поставки;

—использование водного транспорта только в сезонные периоды года;

—обмеление рек и невозможность перевозки в отдельных случаях тяжелых грузов;

—заранее определенные направления доставки грузов в соответствии
с существующими водными магистралями.

—необходимость строительства гидротехнических сооружений;

—необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлениями грузопотоков.

Трубопроводный транспорт используется в основном для перекачки сы­рой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и других материалов и продуктов.

Общая протяженность магистральных трубопроводов составляет 11 830 км, из них 2989 км - нефтепроводы, 1523 км — нефтепродуктопроводы и 7318 км — газопроводы.

Преимуществами трубопроводного транспорта являются:

—относи­тельно низкая доля переменных издержек, так как эксплуатация трубо­проводной системы осуществляется в основном в автоматическом режиме при минимальном участии обслуживающего персонала;

—независимость от погоды;

—непрерывность подачи транспортируемого груза;

—высокий уровень автоматизации операций (залив, перекачка, слив).

К недостаткам трубопроводного транспорта относятся:

—до­статочно высокая доля постоянных издержек, в состав которых включают­ся расходы на прокладку трубопроводов, содержание полосы отчуждения, строительство насосных станций, создание системы управления;

—отсутствием гибкости при транспортировке грузов;

—ограни­ченная возможность транспортировки только жидких, газообразных, рас­творимых веществ или суспензий;

—односторонняя транспортировка;

—невозможность транспортировки другого рода грузов;

—высокая себестоимость сооружений.

На выбор транспорта большое влияние оказывает транспортная характеристика перевозимых грузов - совокупность их физических и химических свойств, определяющих условия и технику их перевозки, погрузки, выгрузки, перегрузки, хранения, складирования и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.034 с.)