Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты апробирования развивающей программы
«Уроки психологического развития» в начальной школе Апробирование данной развивающей программы началось в 1995/1996 учебном году. За прошедшие годы экспериментом было охвачено 99 начальных классов в разных регионах России с общим числом учащихся 1618. Приведем результаты психодиагностических обследований школьников 26 экспериментальных классов (452 ученика), в которых осуществлен полный экспериментальный цикл, в сравнении с соответствующими результатами школьников контрольных классов (29 классов, 564 ученика). Мы использовали прямые и косвенные показатели эффективности развивающей работы. Прямыми показателями явились показатели развития познавательной сферы школьников (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления). В качестве косвенных показателей выступили показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости). Психодиагностические обследования одних и тех же учащихся проводились в начале I класса, в конце I класса, в конце II класса, в конце III класса и в конце IV класса. Рассмотрение полученных результатов показало, что прирост в познавательном и мотивационно-личностном развитии больше у школьников экспериментальных классов. В развитии познавательной сферы ученики этих классов заметно опережают своих сверстников из контрольных классов уже в конце I класса. Во II классе преимущество учащихся экспериментальных классов еще более увеличивается. Прирост от I класса и Ш у них составил 34,8%. В контрольных классах прирост от I класса к Ш - 18,89%, а к IV классу - 34,56%. Та же динамика проявилась и в результатах изучения мотивационно-личностной сферы. От I класса к IV в результате развивающих когнитивных воздействий неуклонно увеличивается число школьников, характеризующихся позитивными сдвигами (их прирост составил 15,2%). В контрольных же классах учеников с позитивными характеристиками мотивационно-личностной сферы через три года от начала школьного обучения не только не становится больше, но их число к концу IV класса даже уменьшается на 7,81%.
Что касается учащихся, не справившихся с диагностическими за'даниями, т.е. с исходно низкими показателями когнитивного развития, то в результате развивающей работы по данной программе их количество в экспериментальных классах резко уменьшилось (в 3,6 раза) с 78,85% в начале I класса до 21,89% к концу III класса и до 6,53% к концу IV класса (в 12,07 раза). В контрольных классах число таких школьников с I по III классы уменьшилось лишь в 1,92 раза (с 72,78% до 37,99%), а к IV классу - до 22,0% (в 3,31 раза). Число школьников в экспериментальных классах с негативными проявлениями в мотивационно-личностной сфере сократилось с 23,75% до 11,41% (в 2,08 раза) с I по III класс и к IV классу до 5,40% (в 4,4 раза), а в контрольных классах - с 28,93% до 23,62% (в 1,22 раза) к III классу и до 19% (в 1,52 раза) к IV классу. На основании имеющихся у нас данных можно с уверенностью говорить о высокой эффективности подобной развивающей работы также и с учащимися, наиболее нуждающимися в психологической помощи, - учащимися коррекционных классов. Даже за один год работы по развивающей программе «Уроки психологического развития» школьники классов коррекции существенно продвинулись в своем когнитивно - личностном развитии и в конце учебного года показали результаты, превышающие соответствующие данные школьников даже из обычных классов. Так, если в начале учебного года количество третьеклассников, успешно справившихся с диагностическими заданиями на когнитивное развитие, в коррекционных и обычных классах существенно не различалось (соответственно 16,8% и 14,76%), то после года развивающей работы «успешных» учащихся в классах коррекции стало значительно больше (51,13%, в контрольных классах - 28,32%). Следует отметить и больший прирост в числе учащихся с позитивными изменениями в мотивационно-личностной сфере в экспериментальных классах (+9,81%), чем в контрольных классах (+2,49%).
По количеству третьеклассников, характеризующихся низкими показателями когнитивного развития, в коррекционных и обычных классах в начале экспериментального периода существенных различий не было (57,07% школьников в экспериментальных классах и 54,8% - в контрольных классах). Но в конце учебного года школьников, не справившихся с заданиями на когнитивное развитие, в экспериментальных классах стало значительно меньше (27,76% против 37,99% в обычных классах). В конце учебного года в экспериментальных классах (III класс коррекции) и контрольных классах число учащихся, у которых отсутствует учебная мотивация, оказалось примерно одинаковым (22,8% в экспериментальных классах и 23,62% в контрольных классах), но в начале учебного года в экспериментальных классах было 39,32% школьников с низкой учебной мотивацией, а в контрольных классах - 24,05%. Под влиянием развивающей работы позитивные сдвиги в мотивационно-личностной сфере произошли у 16,52% «неуспешных» учащихся коррекционных классов и имели место лишь у 0,43% «неуспешных» школьников обычных классов в условиях традиционного обучения. Существенное повышение уровня психологического развития учащихся не могло не сказаться положительно на их школьной успеваемости. Так, у школьников III класса коррекции, в которых проводились уроки психологического развития, успеваемость повысилась с 3,72 балла в начале учебного года до 4,18 балла в конце учебного года, в то время как у их сверстников из коррекционного класса, в которых уроки психологического развития не проводились, она не изменилась и осталась на том же достаточно низком уровне -3,84 балла.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.006 с.) |