ТОП 10:

ВОПРОС 52: Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 60х – середина 80х гг. Реформы, их противоречивый характер и незавершенность. Нарастание кризисных явлений



Социально-экономическое развитие страны: тенденции и противоречия

Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя".

Первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарём стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин.

Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны ещё тяготело к реформам.

Экономическая реформа 1965 г. Ещё в конце 50-х гг. советская экономика стала терять эффективность. Об этом свидетельствовало падение производительности труда, низкое качество продукции, убытки. Тогда же крупными учёными - экономистами началось обсуждение экономической реформы. К середине 60-х гг. необходимость экономической реформы стала очевидной. Спланировал экономическую реформу, активно способствовал проведению её в жизнь А.Н. Косыгин.

В 1965 г. сентябрьский пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе. Вводились изменения в систему управления производством. Совнархозы - децентрализованное управление народным хозяйством на региональном уровне - ликвидировались и восстанавливались министерства - отраслевое управление производством. Основные принципы советской экономики остались прежними: всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование, строгий контроль за основными показателями развития. Главное заключалось в том, что советским предприятиям предоставлялась относительная автономия. Одним из главных показателей работы предприятия становился объём реализованной продукции. Реализация продукции сверх плана позволяла создавать на предприятиях специальные фонды за счёт отчислений от прибыли. Полученные доходы предприятия пускали либо на развитие производства, либо на стимулирование труда персонала.

Таким образом, реформа повышала роль экономических методов управления. Предложенную реформу А.Н. Косыгин предлагал рассматривать как начало процесса дальнейших реформ.

Экономика 70-х и первой половины 80-х годов развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:

в погоне за увеличением объемов. В 70-е годы нам удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;

экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;

экономика страны была монополизированной, в которой не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);

наличие гигантомании, т.е. строительств огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых (например, БАМ);

в сверхцентрализации экономики.

Ресурсы страны все больше истощались. Небольшую часть экономики страны составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые работали на военные заказы.

Социальная политика. В правительственных документах определялась цель социалистического строительства: "Всё во имя человека и для его блага!". Общество было переориентировано на решение проблем потребления. В течение восьмой пятилетки реальные доходы трудящихся увеличились на 33%. Минимальная заработная плата рабочих и служащих возросла с 40-45 до 60-70 рублей. Главным достижением социальной политики в этот период стало государственное бесплатное жилищное строительство. 55 млн. чел. получили бесплатное или по льготным кредитам жильё. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском в 15 дней.

Конституция СССР 1977 г. 7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию. В новой Конституции отмечалось, что в "СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растёт благосостояние народа… в котором на основе сближения всех классов и социальных слоёв, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ".

Политической основой государства оставались Советы. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Составные элементы политической системы - КПСС, Советы, профсоюзы, комсомол, общественные организации. Ядром политической системы общества "развитого социализма" была КПСС. Статья шестая Конституции закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы советского общества.

Нарастание застойных явлений в экономике и социально-политической сфере. С середины 70-х гг. наблюдается появление застойных явлений в экономике. Но с 1970 по 1984 гг. страна получила 174 млрд. долл. Аппарат смог наладить только распределение потока получаемых из-за границы средств и товаров. Дефицит товаров и услуг дополнялся угрозой дефицита продовольствия.

Причины замедления социального развития коренятся в противоречиях "социализма". Сохранилась жёстко централизованная система власти. Костяк этой власти составили аппаратчики. К власти пришло "третье поколение" советских правителей - типичных аппаратчиков - исполнителей. Они выросли в недрах сталинской кадровой политики. Но в отличие от "сталинских кадров" (В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв и др.) среди них, за редким исключением (А.А. Громыко, Ю.В. Андропов ), не было ярких личностей, они были лишены дара стратегического предвидения, способности ставить большие цели и принимать ответственность на себя. Когда в конце 80-х гг. общество оказалось, и настала пора ответить на зов времени, принять адекватные меры, - они оказались не готовы к этому.

В последние годы жизни И.В. Сталина и в период правления Н.С. Хрущёва формирование властных структур обрело новые черты и качество. В моменты ослабления центрального руководства "незаметные" исполнители почувствовали мощь власти и те блага, которые можно приобрести с её помощью. У них возникло желание и впредь сохранить такое положение вещей, оградить себя от "чисток", "перетряхиваний", столь характерных для правления И.В. Сталина. Так возник "принцип коллегиального руководства", характерный для аппарата управления.

Поскольку система имела иерархический характер, то сохранилось значение первого лица в составе высшего лица администрации. На ХХIII съезде КПСС (1966 г.) Л.И. Брежнев был избран Генеральным секретарём КПСС. В 1977 г. он занимает пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

 В эпоху Л.И. Брежнева произошло окончательное оформление бюрократических структур, старые методы руководства экономикой стали неэффективны, а новые вошли в противоречие в политической системой, государственной формой собственности, уравниловкой в зарплате, отсутствием рынка и т.д.

Поэтому экономический подъём в 60-70-е гг. приобрёл преимущественно экстенсивный характер и свёлся к механическому вовлечению в производство дополнительных человеческих и природных ресурсов, отставание сельского хозяйства, сферы обслуживания, культуры, быта приобрело стабильность.

Негативные явления в политической жизни. Принимаемые в центре решения на местах не выполнялись. Руководство утратило представление о реальном положении дел в обществе. Особенностью партийно-государственного руководства страной стал фактор личной преданности, землячества, родственных отношений, а не демократическая выборность и деловые качества руководителя. Всё это концентрировало власть, укрепляло единовластие, порождало новый культ личности.

Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного решения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма. Между тем в стране вызревало недовольство, формировалась оппозиция. Одной из форм оппозиции стало движение диссидентства.

53. Внешняя политика СССР после второй мировой войны (1945-середина 60х гг)

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

На Дальнем Востоке на основе договоренностей, достигнутых на Крымской конференции (январь 1945 г.), Советскому Союзу была возвращена южная часть Сахалина и переданы все Курильские острова. Кроме мирных договоров, со странами Восточной Европы СССР подписывал также договоры о дружбе и взаимной помощи. Последние были подписаны также с Китайской Народной Республикой (КНР) и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР).

Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Одним из важных вопросов международной политики стал вопрос о послевоенном устройстве мира. В 1946 г. по нему разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками. В странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма». Одновременно в Западной Европе, оккупированной войсками Соединенных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу «западных демократий». До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых бывшие союзники пытались найти компромисс. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе аналогичные процессы происходили в Китае и Корее. В разделенной по 38-й параллели Корее на севере укрепились силы, ориентированные на «советский социализм», а на юге - на «американский капитализм». Заявления представителей СССР и США различных рангов о желательности создания мирной и единой Кореи преследовали чисто пропагандистские цели, так как каждая из сторон соглашалась на объединение государства только при установлении в другой части своего политического режима. В результате борьба между СССР и США за влияние в Корее переросла в открытую войну (1950 - 1953 гг.). Начав войну, войска поддерживаемого СССР северокорейского правительства Ким Ир Сена в течение нескольких недель разгромили армию Южной Кореи и заняли почти весь Корейский полуостров. США направляют в Корею свои войска, действующие под флагом ООН, которая осудила агрессию Северной Кореи.

Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, во внешней политике характеризовался непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советскими и западными лидерами (Берлинское совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции в 1954 г.; Женевские совещания в 1954 и 1955 гг.) по ряду кардинальных вопросов, в том числе по вопросам сокращения вооружений (хотя и неудачные по вине обеих сторон), нормализацией отношений с некоторыми странами, включая Югославию, во внешней политике СССР в значительной степени сохранялись сталинские установки. Наиболее ярким примером тому явилось вооруженное подавление силами Советской Армии антиправительственных и антисоциалистических выступлений в ГДР в июле 1953 г.

В июле 1955 г., десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции. В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение. Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.008 с.)