Тема: Наука в системе культуры. История развития естествознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Наука в системе культуры. История развития естествознания.



Планы семинаров для Ю-200, БкЮ-200.

Уч.г.

Семинарское занятие №1.

Тема: Наука в системе культуры. История развития естествознания.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Наука в системе культуры.

2. Модели развития науки.

3. История естествознания: характеристика стадий и периодов развития.

4. Математизация естествознания и кибернетизация естественнонаучного знания.

Рекомендуемая литература:

 

  1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.
  2. Рыбалов Л. Б. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  3. Романов В. П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.
  4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2009.
  5. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.
  6. Большая российская энциклопедия: в 30 т. – /отв.ред. С.Л. Кравец.-М., 2011.
  7. Новая российская энциклопедия: в 12 т. - /гл. ред. А. Д. Некипелов. - М., 2012.
  8. Наука и ее место в культуре. – Новосибирск, 1996.
  9. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. 3-е изд. Фрязино: Век 2», 2004.
  10. Кун Т. Структура научных революций /Пер. с англ. - М., 1975.
  11. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ //Вопросы философии. – 1995. - № 4.
  12. Современное естествознание в системе наук и практики. – Минск, 1990.
  13. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики (с начала IXX до середины XX века). – М., 1979.
  14. Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. – М., 1985.

 

Темы докладов и рефератов.

  1. Восточная преднаука: великие энциклопедисты.

 

Письменные домашние задания:

1. Письменно в тетради осветить вопросы:

1.1. Этика науки: нравственные основы научной деятельности современных ученых. (Письменно!)

1.2. Панорама современного естествознания: новые горизонты и открытия (обзор открытий в фундаментальных естественных науках за последние 5 лет. По материалам статей журналов «Наука и жизни», «Техника молодежи», «Химия и жизнь», «Знание – сила» и др. за последние 5 лет. (Письменно!)

 

2. Работа с тестами: выбрать правильный ответ:

Наука – это высшая форма человеческих знаний и

 

а) важнейшая составляющая жизни общества;

б) важнейший элемент материального благополучия людей;

в) важнейший элемент духовной культуры.

 

Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры

 

а) Культура – раздел науки

б) Культура и наука связаны друг с другом

в) Наука – раздел культуры

г) Культура и наука – понятия равнозначные

 

Естественнонаучные знания от гуманитарных отличаются по признаку

 

а) Эмпирической проверяемости;

б) Однозначности и строгости языка;

в) Математичности.

 

Наука – это

 

а) Отрасль культуры

б) Определенная система организованности (академии, институты, лаборатории)

в) Способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности

     

2.5. Укажите положение, которое верно отражает соотношение между естественнонаучной и  гуманитарной культурой:

 

а) Только естественнонаучная культура представляет истинную ценность в освоении окружающего мира;

б) Естественнонаучная и гуманитарная культуры дополняют друг друга, создавая целостную картину восприятия мира;

в) Естественнонаучная и гуманитарная культуры противостоят друг другу

г) Гуманитарная культура более значима для существования человека и общества.

    

2.6. Признаки научных знаний:

 

а) проверяемость;

б) опровержимость;

в) универсальность;

г) субъективность;

д) согласованность.

 

Эксперимент как метод естествознания был развит в

а) Древнем Египте;

б) Древней Греции;

в) XVIII веке в Европе;

г) XIX веке в Европе;

д) XX веке в Европе.

 

К теоретическим методам познания не относится

 

а) Формализация.

б) Идеализация.

в) Абстрагирование.

г) Наблюдение.

 

Естествознание – совокупность наук

 

а) о природе

б) о животных

в) о человеке.

 

Кибернетика – это

 а) искусство пользования компьютером;

 б) искусство создания управляющих программ;

 в) наука об общих принципах управления в машинах, живых организмах и обществе.

 

Практические задания для самопроверки.

 

1. Свяжите понятие “культура” с другими родственными понятиями. Дайте определение культуре.

2. Выберите правильный ответ.

Настоящая наука возникла: а) в Древней Греции; б) в XVI — XVII вв. в) в XX в.

3. Назовите а) автора модели развития науки, в которой формируются парадигмы, сменяемые научными революциями; б) автора модели развития науки, в которой конкурируют научно-исследовательские программы.

4. Вставьте в предложение нужное по смыслу слово: “Наука выполняет роль …, благодаря высокому уровню развития естествознания, которое лежит в фундаменте научного знания”.

5. Выберите правильный ответ.

Смена парадигм в науке происходит в результате: а) научных революций; б) постепенного вытеснения старых знаний новыми; в) формулирования новых теорий и открытие новых законов.

6. Закончите предложение.

а) Современные синтагмы - это…б) Дискурс – это …

7. Выберите правильный ответ.

Наука — это … а) взаимосвязанные элементы культуры; б) особый способ познания мира; в) систематизированные знания о мире, основанные на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

    8.Изобразите в виде таблицы связь технических достижений с естественными науками.

Технические достижения: создание атомной бомбы и атомных электростанций; выход в космос, исследование Луны; создание полимерных материалов и синтетических волокон; “зеленая революция”, клонирование; видеотехника; селекция новых видов растений и животных.

Науки: генетика; химия; ядерная физика; радиоэлектроника; космонавтика.

 

Связь технических достижений с естественными науками:

 

Естественные науки Технические достижения
Ядерная физика Создание атомной бомбы и атомных электростанций
??? ???
??? ???
??? ???
???  

 

9. Изобразите в виде схемы классификацию методов, которые используются в естествознании.

10. Укажите причины тесной связи науки с техникой: а) наличие единой методологии научных исследований и теоретических разработок; б) разработка принципов научной организации труда; в) становление науки как производительной силы общества.

11. Изобразите схематически структуру естествознания.

 

Естествознание

???? естественные науки

Физика

???

???

??? естественные науки

Физическая химия

???

???

???

???

Естественные науки??? характера

Геология

???

???

???

           

 

12. Добавьте по смыслу:

Предмет естествознания …. Цель естествознания …. Задачи естествознания ….

Семинарское занятие № 2.

Темы докладов и рефератов.

  1. Естественнонаучные взгляды, открытия и методология Леонардо да Винчи.

 

Письменные домашние задания:

1. Письменно в тетради осветить вопросы:

2.1. Развитие естественнонаучных знаний на Руси XVI в.. (Письменно!)

2.2. Развитие естественнонаучных знаний в России XIXв.. (Письменно!)

     

2. Работа с тестами: выбрать правильный ответ:

2.1. В истории естествознания научные представления об устройстве мироздания отражены в:

 

а) механистической картине мира Ньютона, современной квантово-механической теории строения атома, космологических мифах;

б) геоцентрической системе Птолемея-Аристотеля, религиозных учениях, легендах различных народов;

в) геоцентрической системе Птолемея-Аристотеля, гелиоцентрической системе Коперника, механистической картине мира Ньютона, теории относительности Эйнштейна.

 

2.2. Механистическая картина мира была построена на основе:

 

 а). Статистических законов.

 б). Динамических законов.

 в). Юридических законов.

 

Семинарское занятие № 3.

Адроны - это

 

а) карликовые звезды определенной яркости.

б) жители одной из областей древней Греции.

в) элементарные частицы, участвующие в сильных взаимодействиях.

 

Бозоны - это

 

а) порода вымирающих животных, занесенных в “Красную книгу”;

б) возбудители инфекционной болезни;

в) элементарные частицы, участвующие в слабых взаимодействиях.

 

Иерархия - это

 

а) равновесное состояние земной коры и мантии;

б) расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему;

в) процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды.

 

Кварк - это

 

а) звук, издаваемый американскими воронами;

б) астероид малых размеров;

в) теоретически вычисленная элементарная частица с дробным электрическим зарядом.

 

Лептоны - это

 

а) группа органических веществ, входящих в состав всех живых клеток;

б) частицы верхней твердой оболочки Земли, располагающейся на мантии;

в) наиболее легкие элементарные частицы.

 

Нейтрон - это

 

а) отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома;

б) положительно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома;

в) нейтральная частица, входящая в состав ядра атома.

 

Протон - это

 

а) отрицательно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома;

б) положительно заряженная частица, входящая в состав ядра атома;

в) нейтральная частица, входящая в состав атома.

 

Электрон - это

 

а) отрицательно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома;

б) положительно заряженная частица, вращающаяся вокруг ядра атома;

в) нейтральная частица, входящая в состав ядра атома

Семинарское занятие № 4.

Выберите правильный ответ.

Семинарское занятие № 5.

Семинарское занятие № 6.

Семинарское занятие № 7.

Выберите правильный ответ.

2.1.С точки зрения синергетики эволюция биосферы прошла через три фундаментальные точки бифуркации 1) появление живого из неживого 2)появление Разума. Третья точка бифуркации – это…

 

· Зарождение эукариотов

· Возникновение развитой нервной системы

· Появление гетеротрофов

· Зарождение техногенной цивилизации

 

2.2. Укажите правильную последовательность в структурной иерархии биологического уровня организации материи (от более низкого к более высокому):

А) Биосфера

Б) Клетка

В) Биогеоценоз

Г) Популяция

 

· А – В – Б – Г

· В – Г – А – Б

· Б – Г – В – А

· Г – А – Б- В

 

2.3. Область распределения активной жизни на Земле, включающая атмосферу, гидросферу и литосферу, которые заселены живыми организмами, называется …

· Биогеоценозом

· Биоценозом

· Биогенезом

· Биосферой

 

2.4. Компоненты окружающей среды, необходимые для существования живой природы – атмосфера, почва, солнечная энергия, воздействие радиации, электромагнитных и тепловых полей – называются компонентами …

· Экологическими

· Биогенными

· Абиотическими

· Биокосными

 

2.5.Универсальный субстрат жизни характеризующийся структурным и функциональным разнообразием -...

· белки

· липиды

· углеводы

· нуклеиновые кислоты

· органические кислоты

 

2.6. Способность живых организмов передавать свои свойства и особенности из поколения в поколение -...

· наследственность

· изменчивость

· размножение

· раздражимость

· самосохранение

 

2.7. Способность организмов приобретать новые признаки и свойства -...

· изменчивость

· наследственность

· раздражимость

· самосохранение

 

2.8. Известные концепции возникновения жизни на Земле:

¨ самопроизвольного зарождения

¨ креационизма

¨ стационарного состояния

¨ панспермии

¨ биохимической эволюции

¨ стасигенеза

¨ катастрофизма

 

2.9. Отечественный биолог А.И.Опарин в своей работе "Происхождение жизни" (1924) стремился доказать возможность первичного образования органических веществ:

¨ абиогенно

¨ без участия живых организмов

¨ биогенно

¨ актом божественного творения

¨ стасигенеза

¨ катастрофизма

 

2.10. Пробионты были:

¨ анаэробы

¨ хемотрофы

¨ гетеротрофы

¨ аэробы

¨ фототрофы

 

2.11. Основные идеи теории эволюции Ч. Дарвина: наследственность, естественный отбор и …

· Самовоспроизведение

· Конвариантная редупликация

· Популяционные волны

· Изменчивость

 

2.12. Эволюцию, которую прошли химические соединения на нашей планете, можно разделить на стадии:

¨ неорганическую

¨ органическую

¨ биохимическую

¨ биологическую

¨ антропогенную

 

2.13. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) возникла как синтез теории эволюции Ч. Дарвина и …

· Тектологии

· Экологии

· Генетики

· Статистики

 

2.14. Синтетическая теория эволюции структурно состоит из теорий микро и макроэволюции. Теория макроэволюции изучает …

· Эволюцию популяции

· Проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды

· Эволюционные преобразования за длительный исторический период, основные направления развития жизни на Земле в целом

· Наследственность и изменчивость

 

2.15. Фактор эволюции, который, нарушая свободное скрещивание, приводит к возникновению независимых генофондов двух популяций, это - …

· Естественный отбор

· Мутация

· Изоляция

· Волны жизни

 

2.16. Идеи эволюции живой природы первым изложил …

· К. Линней

· Ж. Л. Кювье

· Ч. Дарвин

· Ж. Б. Ламарк

 

217. Синтетическая теория эволюции структурно состоит из теорий микро- и макроэволюции. Теория микроэволюции изучает …

· Возникновение жизни на Земле

· Эволюционные изменения, происходящие в генофондах популяции за сравнительно небольшой период времени

· Происхождение человека

· Эволюцию семейств

2.18. Популяция:

¨ реально существует в природе

¨ выступает во времени и в пространстве как определенное единство

¨ способна изменяться в течение поколений

¨ не способна изменяться в течение поколений

¨ реально не существует в природе

 

2.19. Генетическая сущность естественного отбора заключается в:

¨ неслучайном (избирательном) выживании отдельных генотипов

¨ неслучайном (избирательном) участии отдельных генотипов в размножении

¨ неслучайной изменчивости отдельных генотипов

¨ случайном выживании отдельных генотипов

¨ случайном участии отдельных генотипов в размножении

 

2.20. Биологическапя эволюция - это процесс...

¨ исторического развития органического мира

¨ исторического изменения живого

¨ индивидуального развития организмов

¨ роста и развития особей

¨ размножения клеток

 

2.21. Основные положения синтетической теории эволюции:

¨ материалом для эволюции служат мутации

¨ ведущим движущим фактором эволюции является естественный отбор

¨ наименьшая эволюционная единица - вид

¨ эволюция в основном носит конвергентный характер

¨ микроэволюция идет лишь путем макроэволюции

 

2.22. Основные положения синтетической теории эволюции:

¨ наименьшая эволюционная единица - популяция

¨ эволюция в основном носит дивергентный характер

¨ всякое обусловленное средой изменение включается в арсенал наследственности и служит материалом для эволюции

¨ основная закономерность эволюции - изначальная целесообразность

¨ эволюция - развитие на основе конечных целей

 

2.23. Основные положения синтетической теории эволюции:

¨ макроэволюция идет лишь путем микроэволюции

¨ эволюция носит постепенный и длительный характер

¨ ведущими движущими факторами эволюции являются изоляция и мутационный процесс

¨ наименьшая эволюционная единица - особь

¨ популяция генетически целостная и замкнутая система

 

 

Практические задания для самопроверки

1. Перечислите концепции о возникновении жизни. 

 

Название Сущность концепции
Религиозная концепция ???
??? ???
??? ???
??? ???
??? ???

 

2. Назовите фамилии ученых, опыты которых в XVII и в XIX вв. опровергли самозарождение жизни. Опишите эти опыты.

3. Объясните, чем биогенез отличается от абиогенеза.

4. Поясните: “ Витализм – это …”

5. Выберите правильный ответ.

Чем завершился первый этап абиогенеза?

а) образованием простейших углеводородов; б) выделением углекислого газа; в) выделением кислорода.

6. Выберите правильное определение:

а) Эволюция — это скачкообразный процесс появления новых организмов.

б) Эволюция — это постепенный, закономерный переход из одного состояния в другое.

в) Эволюция — это появление и исчезновение веществ.

7. Назовите фамилии ученых.

а) Создатель “лестницы природы”.

б) В эпоху Возрождения этот ученый утверждал непрерывность развития живой природы, постоянное совершенствование ее от монад до человека.

в) Автором труда «Философия зоологии является ….

г) Знаменитое сочинение «Новый органон» написал в 1620 году ….

д) Кому принадлежит известное выражение «Природа не делает скачков»?

е) В историю биологии этот ученых вошел как первый систематизатор природы. 

8. Дайте определение а) микроэволюции; б) макроэволюции. Поясните, в чем заключается сходство и отличие этих процессов.

9. Укажите, что является а) материалом для естественного отбора; б) элементарной единицей эволюции; в) движущей силой эволюции.

10. Перечислите основные термины и понятия генетики. Раскройте их смысл.

11. Дайте определение а) изменчивости; б) наследственности.

12. Выберите правильный ответ.

Ген — это … а) элемент клеточного ядра, возникающий в процессе деления клеток; б) наследственность; в) участок хромосомы, определяющий возможность развития отдельного признака или свойства организма.

13. Расшифруйте понятие ДНК. Поясните, как называется способность удвоения молекул ДНК.

14. Назовите формы естественного отбора, которые выделяются в современной эволюционной теории.

15. Если у какого – либо животного отрезать ногу, можно ли назвать это мутацией? Почему?

16. Закончите предложение: “ В изолированных популяциях начинается …”

 

Семинарское занятие № 8.

Вопросы к зачету для Ю-200, БкЮ-200, 11-12 уч.г.

1.Наука как феномен культуры.

2.Общие модели развития науки.

3.Краткая характеристика современной науки; отличительные черты постмодернистской науки.

4.Наука и научное творчество: этика науки, личность ученого, формы научных коммуникаций.

5.Наука и религия, наука и философия; их соотношение.

6.Сциентизм и антисциентизм.

7.Возникновение естествознания, стадии и периоды его развития.

8.Панорама современного естествознания.

9.Математизация и кибернетизация современного естествознания.

10.Естествознание: предмет, цели, задачи, структура.

11.Структура и методы естественнонаучного познания.

12.Развитие естественнонаучных представлений в Древней Руси X - XVI вв. и в России XIX в.  

13.Понятие о картинах мира.

14.Картины мира античности.

15.Средневековая картина мира.

16.Механистическая картина мира.

17.Электромагнитная картина мира.

18.Развитие представлений о физической материи от античности до наших дней.

19.Современная квантово-релятивистская картина мира: строение материи в неживой природе.

20.Системность и структурность физической материи. Краткая характеристика структурных 21.уровней организации физической материи.

22.Понятие о микро —, макро — и Мегамирах, их характеристика.

23.Кварковая модель структуры адронов; проблемы и перспективы современной квантовой хромодинамики.

24.Элементарные частицы как фундамент физической материи.

25.Физический вакуум и виртуальные частицы.

26.Фундаментальные принципы современной физики и законы сохранения.

27.Представления о взаимодействии и движении в современной физике.

28.Концепция детерминизма и статистические законы.

29.Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

30.Развитие представлений о пространстве и времени от античности до наших дней.

31.Концепция пространства и времени в современной науке: СТО и ОТО.

32.Качественное многообразие форм пространства и времени.

33.Космологические модели развития Вселенной.

34.Гипотеза Большого взрыва и модель расширяющейся Вселенной.

35.Общая характеристика строения и происхождения Солнечной системы.

36.Современные представления о строении и развитии Земли.

37.Основные концепции современной химии.

38.Концепция самоорганизации в современном естествознании.

39.Происхождение порядка из хаоса.

40.Понятие о синергетике, неравновесной термодинамике, теории катастроф и критичности.

41.Биология: предмет, цели, задачи и фундаментальные проблемы.

42.Сущность жизни и специфика живого.

43.Понятие живого в концепции В.И. Вернадского.

44.Особенности организации живой материи, краткая характеристика биологических уровней организации.

45.Структура, функции, эволюция биосферы. Многообразие организмов - основа организации и устойчивости биосферы.

46.Учение В.И. Вернадского о биосфере. Современное обоснование вечности жизни.

47.Концепции биосферы в современной науке.

48.Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.

49.Концепция абиогенеза А.И. Опарина.

50.Развитие представлений об эволюции органического мира.

51.Доказательства эволюции и методы ее изучения.

52.Ламаркизм, дарвинизм и синтетическая теория эволюции.

53.Генетика и механизмы эволюционного процесса.

54.Концепции антропогенеза в современной науке.

55.Понятие о биоэтике, её актуальные проблемы.

 

Планы семинаров для Ю-200, БкЮ-200.

Уч.г.

Семинарское занятие №1.

Тема: Наука в системе культуры. История развития естествознания.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Наука в системе культуры.

2. Модели развития науки.

3. История естествознания: характеристика стадий и периодов развития.

4. Математизация естествознания и кибернетизация естественнонаучного знания.

Рекомендуемая литература:

 

  1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.
  2. Рыбалов Л. Б. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  3. Романов В. П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.
  4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2009.
  5. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.
  6. Большая российская энциклопедия: в 30 т. – /отв.ред. С.Л. Кравец.-М., 2011.
  7. Новая российская энциклопедия: в 12 т. - /гл. ред. А. Д. Некипелов. - М., 2012.
  8. Наука и ее место в культуре. – Новосибирск, 1996.
  9. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. 3-е изд. Фрязино: Век 2», 2004.
  10. Кун Т. Структура научных революций /Пер. с англ. - М., 1975.
  11. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ //Вопросы философии. – 1995. - № 4.
  12. Современное естествознание в системе наук и практики. – Минск, 1990.
  13. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики (с начала IXX до середины XX века). – М., 1979.
  14. Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. – М., 1985.

 

Темы докладов и рефератов.

  1. Восточная преднаука: великие энциклопедисты.

 

Письменные домашние задания:

1. Письменно в тетради осветить вопросы:

1.1. Этика науки: нравственные основы научной деятельности современных ученых. (Письменно!)

1.2. Панорама современного естествознания: новые горизонты и открытия (обзор открытий в фундаментальных естественных науках за последние 5 лет. По материалам статей журналов «Наука и жизни», «Техника молодежи», «Химия и жизнь», «Знание – сила» и др. за последние 5 лет. (Письменно!)

 

2. Работа с тестами: выбрать правильный ответ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.215 с.)