Методический потенциал урока математики в реализации идей фгос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический потенциал урока математики в реализации идей фгос



Бавыкина М.А., методист ИМЦ Кронштадтского района,

Ботякова В.М., преподаватель математики Нахимовского ВМУ,

Иванова Н.К., методист ИМЦ Колпинского района,

Каженцева И.М., учитель математики ГБОУ СОШ № 588,

Кайсина Н.А., методист ИМЦ Кронштадтского района,

Корнилова И.Ф., преподаватель математики СПбКК,

Лошак В.С., преподаватель математики Суворовского ВУ,

Лукичева Е.Ю., зав. кафедрой ФМО СПб АППО,

Михалева Н.Г., методист ИМЦ Московского района,

Нарыжная Л.Н., методист ИМЦ Курортного района,

 Орлова И.Е., учитель математики ГБОУ СОШ № 340,

Сергеева О.В., методист ИМЦ Петроградского района,

Цыбра Н.А., преподаватель математики КМКК

Аннотация: в работе представлен проект коллектива методистов, учителей и преподавателей математики по исследованию возможностей урока математики в формировании УУД учащихся, реализации развивающей и воспитательной составляющих обучения математике.

 

Любой учитель, желающий получить реальные и положительные результаты своего труда, занят анализом, поиском и воплощением в жизнь интересных находок и инноваций (необязательно исключительно новых элементов, но «новых» с точки зрения их применения в новых условиях).

А каковы эти новые условия для учителя математики? Так получается, что внешних сложностей и противоречий можно обнаружить достаточно: значительное увеличение объема содержания обучения, сокращение учебного времени на его усвоение учащимися, обязательная итоговая аттестация по математике, чрезвычайное переполнение образовательного пространства информацией, подчас избыточной, и многое другое. И только осмысленный подход и качественный анализ методического потенциала обучения математике позволяют учителю выделить те элементы образовательного процесса, которые несомненно и немедленно будут способствовать эффективному обучению.

Отметим, что законом «Об образовании» с учетом возможностей и потребностей личности допускается выбор и сочетание различных форм получения образования: в образовательном учреждении, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, причем образовательные стандарты второго поколения расширяют формы получения образования в рамках образовательного учреждения, предусматривая наряду с традиционными занятиями на уроках также внеурочную деятельность. Однако классно-урочная система, в течение нескольких столетий являющаяся самой распространенной формой обучения получения образования, сохраняет свои позиции и в настоящее время, главным образом, вследствие простой организационной структуры и экономичности. Таким образом, основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе остается урок. Урок – логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок – это не самоцель, это инструмент воспитания и развития личности. Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все методические возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ [1].

Проанализируем, какие основания для конструирования современного урока дает нам ФГОС второго поколения?

Основание сравнения

 Инновационные изменения в обучении

ФГОС I поколения ФГОС II поколения
Цель обучения Преподнесение (передача) учителем обучающимся знаний Выработка определенных решений в ходе активного (совместного) обсуждения проблем
Содержание обучения Освоение отдельных учебных предметов Полидисциплинарное (межпредметное) изучение сложных (жизненных) ситуаций
Роль участников образовательного процесса Руководящая роль учителя в организации обучения Сотрудничество учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями
Целостность процесса обучения Отсутствие целостности организации учебной деятельности учащегося в урочное и внеурочное время, в рамках различных предметов Целенаправленная организация учебной деятельности учащегося в школе в урочное и внеурочное время
Вариативность обучения Жестко установленные методы, технологии и содержание обучения Активное участие учителя и обучающихся в выборе содержания (в рамках образовательных стандартов), методов и технологий обучения
Основная формула результата образования «Знаю что» «Знаю как»
Доминирующий компонент процесса Контроль   Практика и самостоятельная деятельность
Характер контроля Статистические методы оценки учебных достижений Комплексная отметка учебных достижений

 

Урок математики в силу его особенностей, таких как преемственность, неразрывная связь теории и практики, вариативное обучение, обеспечение гигиенических условий урока, имидж учителя, деятельность на результат и др., обладает существенным потенциалом в реализации идей ФГОС (см. схему). Для достижения целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся в свете новых образовательных стандартов основного общего образования большое значение имеют содержание обучения, образовательные технологии, используемые учителем, и формы организации урока математики.

В данной работе рассмотрены некоторые примеры использования элементов урока математики как инструмента реализации идей ФГОС.

· Элементы истории математики

Использование элементов истории математики позволяет включить учащихся в поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций изучаемого математического материала, увидеть значения изучаемых понятий, увидеть данное понятие в связи с другими, научить школьников быть толерантными к иному мнению, адекватно принимать различные способы рассуждений, что создает условия для обогащения различных форм умственного опыта учащихся. На первый взгляд кажется трудным найти на уроке время, необходимое для ознакомления с историческим материалом. Однако вопрос о формах использования элементов истории математики на уроках почти полностью подчинен главному вопросу – связи изучаемой в школе математики с историей. Какая бы ни была форма сообщения исторических фактов: краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка, – использованное время нельзя считать потерянным напрасно, если учитель сумел преподнести исторический факт в тесной связи с изучаемым на уроке теоретическим материалом.

Вот пример задачи [2]:

В XV в. суммарная площадь Пскова, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода была 940 га, из которых 11/47 составляла площадь Пскова. Вычислите площадь каждого из этих трех городов, если известно, что Нижний имел площадь на 100 га меньше, чем Новгород Великий (задача на нахождение числа по величине его процента).

· Работа с информацией

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. ФГОС делает попытку выйти из ловушки «специализации», в которой оказалось математическое образование. Чем лучше учитель учит детей решать конкретные уравнения, чем больше дает им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Умение работать с информацией становится одним из ведущих в свете достижения метапредметных результатов.

Приведем примеры задач, решение которых основано на умении считывать информацию с диаграмм, графиков и таблиц.

Задача 1. На диаграмме показано количество sms, присланных слушателями за каждый час 4-часового эфира программы по заявкам на радио. Определите, на сколько больше сообщений было прислано за последние два часа программы по сравнению с первыми двумя часами этой программы

Другой пример работы с информацией – выдержки из текстов популярной литературы. Они представлены в таблице:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.006 с.)