Самоанализ и анализ урока в конкисте фгос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоанализ и анализ урока в конкисте фгос



Аристова Е.А., заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 456,

Круподерова Л.А., учитель биологии

ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района

Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте ФГОС, важным инструментом совершенствования урока может стать разработка и реализация современных подходов к анализу и самоанализу урока.

 

«Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский

 

Наша школа является экспериментальной площадкой по введению ФГОС ООО с 1 сентября 2013 г. За этот короткий период мы сделали первые шаги по внедрению в профессиональную деятельность наших учителей требований нового федерального стандарта. Так, в настоящее время в школе проходит «Фестиваль открытых уроков» в 5-х классах. В ходе фестиваля организовано взаимное посещение уроков педагогами основной и начальной школы, была разработана схема анализа и самоанализа проводимых в 5-х классах уроков.

Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

1) правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

2) развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

3) формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

4) формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

· Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

· Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

· Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

· Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

· На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

· Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

· Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

· Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

· Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

· Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

· На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

При планировании урока любого типа, как и при его анализе по окончании, учитель может и должен ответить на следующие вопросы:

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2. Какие особенности учащихся нужно учесть преподавателю при планировании и организации урока (в этом случае существенную помощь может оказать краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся)?

3. Какое сочетание методов обучения надо выбрать для объяснения нового материала?

4. Какие именно УУД формируются в процессе урока?

Пример: «В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать следующие УУД:

Личностные: …

Познавательные: …

Регулятивные: ….

Коммуникативные: …»

5.  Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности?

6. В чем выражается метапредметность, межпредметность урока?

7. За счет чего и в каком направлении происходит развитие учеников?

Важный этап подготовки урока – отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.

При планировании урока важно определить, какой этап урока оказался ключевым. «Считаю, что главный этап урока – это …».

К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся следующие:

1. Рационально ли распределено время, отведенное на все этапы урока?

2.  Логичны ли «связки» между этими этапами?

3. Отобраны ли дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия в соответствии с обозначенными целями урока?

Если при подготовке к уроку вы четко можете ответить на большинство перечисленных вопросов, то можно сказать, что первый этап подготовки урока завершен.

При взаимном посещении и анализе уроков творческая группа во главе с директором школы разработала следующие критерии оценивания урока.

Схема анализа урока по ФГОС

Класс___________

Предмет_________

Учитель___________________________________________________________

Тема урока_________________________________________________________

  Этапы анализа Баллы
1  Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.  
2. Соответствие урока требованиям ФГОС  
2.1 Ориентация на новые образовательные стандарты  
2.2 Нацеленность деятельности на формирование УУД  
2.3 Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.  
3 Содержание урока:  
3.1 Научная правильность освещения материала на уроке  
3.2 Соответствие возрастным особенностям  
3.3 Соответствие содержания урока требованиям программы  
3.4 Связь теории с практикой  
3.5 Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности  
3.6 Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом  
3.7 Межпредметные связи  
4 Определение темы урока. Постановка целей и задач  
4.1 Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует  
4.2 В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся  
5 Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности  
5.1 Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач  
5.2 Работа ведется по плану, предложенному учителем  
5.3 Учебные действия осуществляются по намеченному плану  
6 Форма взаимодействия в ходе урока  
6.1 Применение диалоговых форм общения  
6.2 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся  
6.3 Осуществление обратной связи: ученик – учитель  
6.4 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы  
6.5 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности  
6.6 Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию  
6.7 Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач  
6.8 Формирование навыков самоконтроля и самооценки  
7 Психологические основы урока  
7.1 Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи  
7.2 Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности  
7.3 Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока  
7.4 Наличие физкультминутки  
8 Домашнее задание  
8.1 Оптимальный объем  
8.2 Доступность инструктажа  
8.3 Дифференциация, представление права выбора  
9 Подведение итогов деятельности  
9.1 Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде  
9.2 Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили  
9.3 Учитель организует рефлексию  
10 Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)  
     

Итого:

 

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме.

 

Конечно, не все этапы оценивания универсальны для всех предметов, но, учитывая их, каждый педагог может самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать вывод о его возможной эффективности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.011 с.)