Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоанализ и анализ урока в конкисте фгос
Аристова Е.А., заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 456, Круподерова Л.А., учитель биологии ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте ФГОС, важным инструментом совершенствования урока может стать разработка и реализация современных подходов к анализу и самоанализу урока.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К. Д. Ушинский
Наша школа является экспериментальной площадкой по введению ФГОС ООО с 1 сентября 2013 г. За этот короткий период мы сделали первые шаги по внедрению в профессиональную деятельность наших учителей требований нового федерального стандарта. Так, в настоящее время в школе проходит «Фестиваль открытых уроков» в 5-х классах. В ходе фестиваля организовано взаимное посещение уроков педагогами основной и начальной школы, была разработана схема анализа и самоанализа проводимых в 5-х классах уроков. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения. Самоанализ урока дает возможность: 1) правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; 2) развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
3) формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; 4) формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. · Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). · Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. · Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. · Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. · На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). · Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. · Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. · Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. · Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. · Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. · На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.). При планировании урока любого типа, как и при его анализе по окончании, учитель может и должен ответить на следующие вопросы: 1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Какие особенности учащихся нужно учесть преподавателю при планировании и организации урока (в этом случае существенную помощь может оказать краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся)? 3. Какое сочетание методов обучения надо выбрать для объяснения нового материала? 4. Какие именно УУД формируются в процессе урока? Пример: «В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать следующие УУД: Личностные: … Познавательные: … Регулятивные: …. Коммуникативные: …» 5. Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности? 6. В чем выражается метапредметность, межпредметность урока? 7. За счет чего и в каком направлении происходит развитие учеников? Важный этап подготовки урока – отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. При планировании урока важно определить, какой этап урока оказался ключевым. «Считаю, что главный этап урока – это …». К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся следующие: 1. Рационально ли распределено время, отведенное на все этапы урока? 2. Логичны ли «связки» между этими этапами? 3. Отобраны ли дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия в соответствии с обозначенными целями урока? Если при подготовке к уроку вы четко можете ответить на большинство перечисленных вопросов, то можно сказать, что первый этап подготовки урока завершен. При взаимном посещении и анализе уроков творческая группа во главе с директором школы разработала следующие критерии оценивания урока. Схема анализа урока по ФГОС Класс___________ Предмет_________ Учитель___________________________________________________________ Тема урока_________________________________________________________
Конечно, не все этапы оценивания универсальны для всех предметов, но, учитывая их, каждый педагог может самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать вывод о его возможной эффективности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.011 с.) |