ТОП 10:

Расчет поправки в курс по расстоянию и боковому уклонению.



Задача решается по формуле (рис. 27):

где ЛБУ— линейное боковое уклонение в км;

S— пройденное или оставшееся расстояние в км.

Порядок решения (шкалы 4 и 5):

—передвигая движок, установить индекс  против — деления шкалы 5, соответствующего пройденному расстоянию (рис, 2.8, а);

— установить визирку по шкале 5 на деление, соответствующее боковому уклонению в км;

—отсчитать по визирке на шкале 4 первую поправку в курс (для выхода параллельно линии заданного пути);

— передвигая движок, установить индекс против деления шкалы 5, соответствующего оставшемуся расстоянию (рис. 28, б);

— отсчитать по визирке на шкале 4 вторую поправку в курс;

— сложить первую и вторую поправки; сумма будет полной поправкой в курс.

 

Пример. Дано: Sпр = 65 км ; ЛБУ = 8 км ; SOCT = 90 км .]

ОпределяемПK1 = 7°; ПК2 = 5°; ПК полн = 12°.

 

Примечание. Если известно боковое уклонение в градусах и не известно боковое уклонение в километрах, то задача определения дополнительной поправки в курс для выхода на цель или ППМ решается так же, как показано на рис. 28, с той лишь разницей, что вначале против визирки (рис. 28, а) читаем искомое значение не БУ°, а ЛБУ в км и по нему уже рассчитываем дополнительную поправку в курс, как показано на рис. 28, б.

 

Пример. Дано: Snp = 73 км ; БУ° = ПК° = 10°, Soci = 125 км

 Находим: ЛБУ = 13 км ; ПКДОП = ПК2 = 6°;

 ПКПОЛН  =БУ° + ПКдоп = 16°.

Знак поправки в курс определяется отклонением самолета от линии пути; если самолет отклонился влево, то знак поправки плюс (+), если вправо, то знак по­правки минус (—).

Расчет исправленной высоты полета по показанию барометрического высотомера

а) Пересчет приборной высоты до 12000 м

Задача решается по формуле (7).

 

Порядок решения (шкалы 7, 8 и 9):

— передвигая движок, установить индекс  против значения суммы температур воздуха у земли и на высоте полета t0 + tН (рис. 29);

Примечания :

1. Значение температуры воздуха на высоте полета, снятое с термометра, при всех расчетах высоты и скорости необходимо исправлять по шкале 16 на нагрев чувствительного элемента термометра и вычислять по формуле, помещенной справа шкалы 16

tИСПР.=tпр – Δt

 

где tиспр — исправленное значение температуры;

tпр— значение температуры, снятое с термометра;

Δt — поправка в показание термометра, определенная по шкале 16.

2. В условии задач для определения высоты и скорости дано исправленное значение температуры. Кроме того, значения показаний приборов даны с учетом инструментальных и аэродинамических поправок приборов.

 

— установить визирку по шкале 9 на деление, соответствующее значению

высоты по прибору Нпр;

— отсчитать по визирке на шкале 8 искомое значение исправленной

высоты полета Ниспр.

 

Пример. Дано: Нпр = 7800 м; t0= +22°; tnp = —30°.

 

Определяем: t0 + tH= + 22° — 30° = — 8°; Hиспр = 8000 м.

 

б) Пересчет приборной высоты больше 12000 м

Порядок решения (шкалы 10, 14 и 15):

 

—передвигая движок, установить деление шкалы 10, соответствующее значению температуры на высоте, против индекса  (рис. 30);

 

— установить визирку на деление шкалы 15, соответствующее значению высоты по прибору Нпр (использовать внешнюю оцифровку шкалы — 12, 13 и т. д., которая соответствует высоте в тысячах метров);

 

— отсчитать по визирке искомую исправленную высоту Нпр.

Пример. Дано: Нпр = 15 500 м; tН  = —70°; t0  = —10°.

 

Определяем: Н'испр = 15 220 м;

                  Ниспр = Н'испр + ΔН = 15220 — 850 = 14370 м.

 

Примечания:

1. Отсчет показаний барометрического высотомера снимается при установке давления, равного 760 мм рт. ст.

2. Для более точного пересчета высоты больше 12000м рекомендуется к исправленному значению высоты, снятому со шкалы 14, прибавить со своим знаком поправку, которая определяется либо по формуле:

 

ΔН = 900 + 20 (t0 +tН),

либо (более точное значение этой поправки) по линейке на шкалах 7, 8, 9, как показано на рис. 31, и по формуле

 

ΔН = Ниспр — 11 000.

 

Для условий приведенного выше примера эта поправка, определенная по формуле, равна ΔН = 900 + 20(—10 —70)= —700 м, а определенная по линейке равна ΔН = 10150 — 11000 = —850 м.

 

РАСЧЕТ ИСПРАВЛЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ ПО ПОКАЗАНИЮ УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ.

 

а ) Пересчет показаний аэродинамических указателей скорости типа УС.

Порядок решения (шкалы 11, 12, 14 и 15):

— установить визирку по шкале 12 на деление, соответствующее высоте

полета Нпр в км (рис. 32);

— передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 11, соответствующее температуре воздуха на высоте tН;

* Высотомер при этом для большей точности расчета должен быть установлен на начальное давление 760 мм рт. ст.

— установить визирку по шкале 15 на деление, соответствующее показанию указателя скорости Vпр;

— отсчитать по визирке на шкале 14 искомую исправленную воздушную скорость Vиспр.

Пример:        Дано: Нпр = 2700 м; tН25°; Vnp = 240 км/час.

 

Определяем:             Vиспр = 262 км/час .

 

Примечания:

 

1. Пересчет скорости на указанных шкалах производится без учета сжимаемости воздуха. При скоростях полета больше 350—400 км/час по прибору и на высоте полёта больше 4000—5000 м в приборную скорость необходимо вводить поправку на сжимаемость воздуха, которая определяется по графику (рис. 33).

 

      2. Порядок пересчета в этом случае остается тем же, за исключением того, что отсчет исправленной скорости на шкале 14 производится по визирке, установленной по шкале 14 на деление, соответствующее показанию указателя скорости с учетом поправки на сжимаемость воздуха.

 

Пример. Дано: Нпр = 9 км; tН = — 50°; Vnp = = 420 км/ час.

 

Находим: по графику: ΔVсж = 13 км/час; Vцр — ΔVсж = 407 км/час; по линейке: Vиспр. = 650 км/час.

 

б) Пересчет показаний комбинированных указателей скорости

Типа КУС-1200

Порядок решения (шкалы 11, 13, 14 и 15):

 

— установить визирку по шкале 13 (рис. 34) на деление, соответствующее высоте полета Нпр в км (при высоте более 11 000 м визирку устанавливать на значение высоты, равное 11 000 м; для более точного расчета скорости высотомер должен быть установлен на начальное давление 760 мм рт. ст.);

 

 

— передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 11, соответствующее температуре воздуха на высоте tН',

— установить визирку на деление шкалы 15, соответствующее показанию указателя скорости V*кус.;

— отсчитать по визирке на шкале 14 искомую исправленную воздушную скорость Vиспр.

 

Пример:   1) Дано: Нпр = 7500 м; tН = — 15°; VKУС = 700 км/час.

Определяем: V ИСПр = 728 км/час.

 

 

 РАСЧЕТ УГЛА СНОСА И ПУТЕВОЙ СКОРОСТИ ПО ИЗВЕСТНОМУ ВЕКТОРУ ВЕТРА

 

Задача решается по формулам (рис. 35)

 

где УС — угол сноса;

U — скорость ветра в км/час;

V — воздушная скорость в км/час;

У В — угол ветра в град.;

W — путевая скорость в км/час.

 

Порядок решения (шкалы 3 и 5):

 

— установить визирку по шкале 5 на деление, соответствующее воздушной скорости V(рис. 36);

— передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 3, соответствующее углу ветра УВ*, если УВзаключен в пределах 5—90° или 90—175°; или деление шкалы 4, если УВзаключен в пределах 0—5° или 175—180°;

_________________________________________________________________________

* При скорости больше 1200 км/час значение показаний можно уменьшить в 10 раз.

 

 

 

· Угол ветра определяется по формуле, помещенной справа шкалы 3:

· УВ = НВ ПУ (направление ветра минус путевой угол).

· Его надо считать всегда меньше 180°; если он получится больше 180°, следует взять дополнение до 360°.

·

Не следует смешивать УВ с КУВ (курсовой угол ветра есть угол между направлением продольной оси самолета и направлением ветра).

 

— установить визирку на деление шкалы 5, соответствующее скорости ветра U ;

— отсчитать по визирке на шкале 3 (если угол сноса меньше 5°, то по шкале 4) искомый угол сноса УС;

— сложить арифметически угол ветра и угол сноса (при углах ветра меньше 90°) или получить их разность (при углах ветра больше 90°);

— установить визирку по шкале 3 на деление, соответствующее сумме УВ + УС или разности УВ — УС;

— отсчитать по визирке на шкале 5 искомую путевую скорость W.

 

Примеры: 1) Дано: V = 620 км/час; U = 120 км/час; НВ = 152°; МПУ = 120°.

 

                          Находим: УВ = 32°; УС = +6; W = 720 км/час

2) Дано: V = 280 км/час; U = 45 км/час; УВ = 155°.

                          Находим: УС = 4°; W = 237 км/час.

 

Примечания: 1. В тех случаях, когда УС получится малым (меньше 0,5°), его нужно считать равным 0, a Wрассчитывать по формуле: W = V ± U .







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.013 с.)