Системы обработки информации и управления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы обработки информации и управления»



Системы обработки информации и управления»

Очной и заочной форм обучения

 

Могилев 2017

 

УДК 004.65

ББК 32.81

Б 17

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Автоматизированные системы управления» «07» февраля 2017 г., протокол № 9

 

Составители: канд. техн. наук, доц. К. В. Захарченков;

канд. техн. наук, доц. Т. В. Мрочек

 

Рецензент

 

Изложены требования к содержанию и оформлению курсового проекта. Описаны основные процессы проектирования информационной модели системы с использованием CASE-средств BPwin r7 и Erwin r7. Изложены основы проектирования наиболее важных компонентов СУБД MS SQL Server. Предназначены для выполнения курсового проекта студентами специальности 1-53 01 02 очной и заочной форм обучения.

 

Учебно-методическое издание

 

БАЗЫ И БАНКИ ДАННЫХ

 

Ответственный за выпуск                      С. К. Крутолевич

 

Технический редактор                     К. В. Захарченков

 

        Компьютерная верстка                Т. В. Мрочек

 

Подписано в печать             . Формат 60х84/16. Бумага офсетная.  Гарнитура Таймс

Печать трафаретная. Усл.-печ. л.       . Уч.-изд. л.         . Тираж  экз. Заказ №

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

Свидетельство о государственной регистрации издателя,

изготовителя, распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01.2014.

Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.

 

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2017


Общие положения

Цель и задачи курсового проекта

 

Цель курсового проекта – формирование профессиональных компетенций для работы с базами данных в области управления и обработки информации.

Задачи курсового проекта:

- изучение технологий создания и работы с базами данных в современных системах управления базами данных (СУБД) и языках программирования;

- изучение технологий для работы с базами данных в сети;

- приобретение навыков по разработке программного интерфейса с современными СУБД.

 

Содержание курсового проекта

 

Курсовой проект выполняется в соответствии с выданным заданием, подписанным руководителем и утвержденным заведующим кафедрой. В задании указываются тема курсового проекта, исходные данные и календарный график выполнения работы.

После каждого этапа в соответствии с контрольными датами все материалы курсового проекта должны быть предоставлены руководителю для контроля.

Курсовой проект содержит пояснительную записку, структура которой приведена в таблице 1.

 

         Таблица 1 – Структура пояснительной записки

 

Наименование раздела Рекомендуемый объем, с.
Титульный лист 1
Задание к курсовой работе 1
Содержание 1
Введение 1
1. Техническое задание  
1.1 Анализ предметной области (данные по оргштатной структуре предприятия, информация о принятых технологиях деятельности) 3
1.2. Постановка задачи (стратегические направления и перспективы развития предприятия) 1
2. Технический проект информационной системы  
2.1 Функциональная модель 2–3
2.1.1 Контекстная диаграмма и диаграммы декомпозиции процессов 2–4
2.1.2 Диаграмма дерева узлов 0,5
2.2 Информационная модель  
2.2.1 Идентификация сущностей и связей. ER-диаграмма логического уровня 2-3
2.2.2 ER-диаграмма физического уровня. Ограничения доменов. Ограничения ссылочной целостности. Переопределение триггеров. Индексирование отношений 2-3
2.2.3 Определение представлений, хранимых процедур серверной компоненты. ER-диаграмма в режиме отображения представлений 2-3
2.3 Верификация спроектированной логической модели 1-2
3. Реализация системы  
3.1 T-SQL-определения регламентированных запросов (не менее 15) 3-4
3.2 T-SQL-определения триггеров (не менее 10) 2-3
3.3 T-SQL-определения хранимых процедур (не менее 20) 3-4
3.4 T-SQL-определения курсоров (не менее 5) 2-3
3.5 Распределение прав доступа пользователей 2
4. Результаты тестирования информационной системы 3-8
Заключение 1
Список литературы 1
Приложение  

 

      Пояснительная записка должна содержать последовательное изложение всех этапов выполнения курсового проекта с использованием существующей терминологии и стандартов. Исходные положения и принимаемые решения должны быть обоснованы и логически взаимосвязаны.

 

Создание представлений

Представление (View) для конечных пользователей выглядит как таблица, но при этом само не содержит данных, а лишь представляет данные, расположенные в таблице. Физически представление реализовано в виде SQL-запроса, на основе которого производится выборка данных из одной или нескольких таблиц или представлений.

Представление может выбирать данные из других представлений, которые, в свою очередь, могут также основываться на представлениях или таблицах. Вложенность представлений не должна превышать 32. Представление часто применяется для ограничения доступа пользователей к конфиденциальным данным в таблице.

При обращении к представлению сервер проверяет правильность всех ссылок в запросе. Проверяется, существуют ли объекты, требующиеся для выполнения запроса, определяющего представление. Если одна из таблиц, на которые ссылается запрос, была уничтожена, то представление будет нельзя использовать и при попытке обратиться к нему пользователи получат сообщение об ошибке.

Для создания представлений средствами Transact-SQL используется следующая конструкция:

CREATE VIEW view_name [(column [,...n])]

[WITH ENCRYPTION]

AS

select_statement

[WITH CHECK OPTION]

view_name – имя представления. При указании имени следует придерживаться тех же правил и ограничений, что и при создании таблицы.

column – имя колонки, которое будет использоваться в представлении. Максимальная длина имени составляет 128 символов. По умолчанию имена колонок в представлении соответствуют именам колонок в исходных таблицах. Явное указание имени колонки требуется при использовании вычисляемых колонок или при объединении нескольких таблиц, имеющих колонки с одинаковыми именами. Имена колонок перечисляются через запятую в соответствии с их порядком в представлении. Имена колонок можно указывать в команде SELECT, определяющей представление.

WITH ENCRYPTION – использование этого параметра предписывает серверу шифровать код SQL-запроса. Это гарантирует, что пользователи не смогут просмотреть код запроса и использовать его. Если при определении представления необходимо скрыть имена исходных таблиц и колонок, а также алгоритм объединения данных, то необходимо использовать эту опцию.

select_statement – код запроса SELECT, выполняющий выборку, объединение и фильтрацию строк из исходных таблиц и представлений. Можно использовать команду SELECT любой сложности со следующими ограничениями:

1) нельзя создавать новую таблицу на основе результатов, полученных в ходе выполнения запроса, то есть запрещается использование параметра INTO;

2) нельзя проводить выборку данных из временных таблиц, то есть нельзя использовать имена таблиц, начинающихся на # или ##;

3) в представление нельзя включать операции вычисления и группировки, то есть запрещается указание параметров ORDER BY, COMPUTE и COMPUTE BY.

Для удаления представления используется команда Transact SQL DROP VIEW{view […n]}. За один раз можно удалить несколько представлений.

Далее приведены примеры представлений.

 

1 Информация о списанных экземплярах по программированию на Delphi.

CREATE VIEW infoCpicanie

AS

SELECT   /*Указывается, какие поля из каких таблиц будут выведены*/

Книга.Автор, Книга.Название, Экземпляр.Шифр, Списанные_книги.причина_списания, Списанные_книги.номер_протоко-ла_списания, Списанные_книги.Табельный_номер_списавшего

FROM    /*Указывается таблица, и связанные с ней таблицы, из которых выбираются связанные данные.*/

Книга INNER JOIN (Экземпляр INNER JOIN Списанные_книги ON Экземпляр.Шифр = Списанные_книги.Шифр) ON Книга.ISBN = Экземпляр.ISBN

WHERE Книга.Название LIKE '%Delphi'          /*Выбираются только те книги, в названии которых присутствуетDelphi */

 

2 Информация о месте хранения периодических изданий название которых содержит в себе слово «вестник», но при этом должны быть исключены периодические издания, первое слово которых начинается на «Э», например «Экономический вестник».

CREATE VIEW INFOPeriodika

AS

SELECT Периодические_издания.Название, Периодические_изда-ния.Дата_издания, Отделы.Название_отдела, Отделы.Номер_отдела

FROM       Отделы INNER JOIN Периодические_издания ON Отделы.Номер_отдела = Периодические_издания.Номер_отдела

WHERE Периодические_издания.Название LIKE '[^Э] %вестник%'

/*[^Э] запрещает начинаться первому слову на «Э», % вестник% – указывает на то, что оставшаяся часть названия должна содержать слово «вестник»*/

3 Полная информация об экземпляре, который был издан с 2000 до текущего года

CREATE VIEW FullInfoEkzemplar

AS

SELECT               /*Указываем, какие поля будут выбраны*/

Экземпляр.шифр,Книга.Автор,Книга.Название,Книга.Год_издания, Книга.Издательство,Экземпляр.Предметная_область, Экземпляр.Но-мер_отдела, Экземпляр.Отметка_о_списании, Экземпляр.Отметка_о_замене

FROM       /*Указываем таблицу и связанные с ней таблицы, из которых выбираются связанные данные.*/

Книга INNER JOIN Экземпляр ON Книга.ISBN = Экземпляр.ISBN

WHERE Книга.Год_издания BETWEEN 2000 AND YEAR (GETDATE())

/* GETDATE () возвращает текущую дату, YEAR (<дата>) – год <даты>*/

Создание триггер ов

 

Триггер – это специальный тип хранимых процедур, который запускается автоматически при выполнении тех или иных действий с данными таблицы. Каждый триггер привязывается к конкретной таблице.

Существует три типа триггеров в зависимости от команд, на которые они реагируют:

1) триггеры на вставку;

2) триггеры на обновление;

3) триггеры на удаление.

Для одной таблицы допускается создание нескольких однотипных триггеров.

Для создания триггера используется следующая команда Transact SQL:

 

CREATE TRIGGER trigger_name

ON TABLE

[WITH ENCRYPTION]

{FOR {[DELETE] [,] [INSERT] [,] [UPDATE]}

[WITH APPEND]

[NOT FOR REPLICATION]

AS

sql_statement [...n]

}  

 

Рассмотрим основные элементы данной команды.

Trigger_name – задает имя триггера, с помощью которого он будет распознаваться хранимыми процедурами и командами Transact SQL. Имя триггера должно быть уникальным в пределах БД.

TABLE – имя таблицы БД, к которой будет привязан триггер.

WITH ENCRYPTION – при указании этой опции сервер выполняет шифрование кода триггера.

[DELETE] [,] [INSERT] [,] [UPDATE] – эта конструкция определяет, на какие автоматы будет реагировать триггер. При создании триггера должно быть указано хотя бы одно из этих ключевых слов. Допускается создание триггера, реагирующего на две или три команды.

WITH APPEND – указание этого ключевого слова требуется для обеспечения совместимости с более ранними версиями SQL-сервер.

NOT FOR REPLICATION – запрещает запуск триггера при модификации таблиц с помощью репликации.

sql_statement – определяет набор команд, которые будут выполняться при запуске триггера.

Второй вариант команды создания триггера:

CREATE TRIGGER trigger_name ON TABLE

[WITH ENCRYPTION]

{FOR { [[INSERT] [,] [UPDATE]}

[WITH APPEND]

[NOT FOR REPLICATION]

AS

{ IF UPDATE (column)

[ { AND/OR }

UPDATE(column) ]

[..n]}

sql_statement [...n]}}

FOR { [[INSERT] [,] [UPDATE] – эта инструкция определяет, при выполнении какой команды будет запускаться триггер.

IF UPDATE (column) – использование этого параметра позволяет выполнить триггер при модификации конкретной колонки таблицы.

AND/OR UPDATE(column) – применение совпадает с предыдущим параметром, если необходимо выполнить запуск триггера при модификации нескольких колонок. Аргумент column задает имя колонки, при модификации которой будет производиться запуск триггера. Ключевое слово AND предписывает запускать триггер только в том случае, если были модифицированы обе колонки, указанные в этой и в предыдущей конструкции. При использовании ключевого слова OR триггер будет выполнен при осуществлении изменений в любой из колонок. Допускается использование нескольких конструкций AND/OR UPDATE(column).

Для изменения триггера используется команда ALTER TRIGGER.

 

Примеры.

1 Триггер, который будет запрещать удаление записей таблицы «Пользование библиотекой», если текущий пользователь не владелец базы данных и если поле «дата выдачи» содержит какое-либо значение.

CREATE TRIGGER udalenie     /* Задается имя триггера */

ON Пользование_библиотекой2 /*Указывается имя таблицы, с которой будет связан триггер*/

FOR DELETE /*Указывается операция, на которую будет срабатывать триггер (в данном случае - на удаление)*/

AS

IF (SELECT count(*)                                                                

from Пользование_библиотекой2

where Пользование_библиотекой2.дата_выдачи is not null)>0

/*условие проверяет наличие записей в поле «дата выдачи». Если count возвращает значение отличное от нуля (означает, что запись есть), то первое условие IF не выполнено*/

AND (CURRENT_USER <> 'dbo') /*вызывается функция определения имени текущего пользователя и проверяется, является ли текущий пользователь владельцем базы данных*/

ROLLBACK TRANSACTION   /*откат (отмена) транзакции*/

2 Триггер, который записывает при удалении записей из таблицы «Преподаватели» в отдельную таблицу информацию о дате удаления и пользователе.

Перед созданием такого триггера необходимо создать таблицу DeletedItems, куда будет производиться запись:

CREATE TABLE DeletedItem (

     [Читательский_номер] [int] NOT NULL, /*объявляются поля таблицы*/

      [имя] [varchar] (25) NULL,

      [отчество] [varchar] (75) NULL,

       [фамилия] [varchar] (25) NULL,

      [должность] [varchar] (35) NULL,

     [Имя_пользователя] [varchar] (50) NULL,

     [Дата_удаления] [datetime] NULL

) ON [PRIMARY]

Сам триггер выглядит следующим образом:

CREATE TRIGGER deletedby

ON Преподаватели         /* триггер связывается с таблицей Преподаватели*/

FOR DELETE

AS

INSERT INTO DeletedItem                 

(Читательский_номер,имя,отчество, /*указывается, какие поля нужно вставить*/

фамилия,должность,Имя_пользователя,Дата_удаления)

SELECT Читательский_номер,имя,отчество,фамилия, должность,

SYSTEM_USER,   /*функция определяет текущего пользователя*/

getdate()      /*функция возвращает текущую дату*/

FROM deleted /* deleted – временная таблица, куда заносятся удаляемые данные*/

3 Триггер, запрещающий ввод значения в поле «год_поступления», если вводимое значение превышает текущий год.

CREATE TRIGGER proverka_Studentov ON Студенты FOR INSERT

AS

DECLARE @@t int /*Объявляется переменная t */

Set @@t=5           /*Присваивается переменной t значение 5*/

IF NOT EXISTS (SELECT * FROM Студенты, inserted

WHERE Студенты.год_поступления = inserted.год_поступления)

Set @@t=0

IF EXISTS (SELECT * FROM Студенты, inserted

WHERE inserted.год_поступления>YEAR(GETDATE())) /*Проверяется, что больше - значение вводимого года или текущего*/

Set @@t=0   /*Если год поступления больше текущего, то меняется значение переменной */

If @@t=0 /*если t =0, значит были ошибки*/

ROLLBACK TRANSACTION /*откат (отмена) транзакции*/

Создание хранимых процедур

Хранимые процедуры имеют очень много общего с обычными процедурами, широко используемыми в различных языках программирования. Определение хранимой процедуры заключается в исполнении следующей команды:

CREATE PROCEDURE] procedure_name [:number]

[ {parameter data_type} [VARYING] [= default] [OUTPUT] ] [...n]

[WITH { RECOMPILE

| ENCRYPTION

| RECOMPILE. ENCRYPTION } ]

[FOR REPLICATION]

AS sql_statement [...n]

Синтаксис имеет следующее назначение:

- procedure_name – имя создаваемой процедуры. Используя префиксы sp_, # и ##, можно определить создаваемую процедуру как системную или временную. При этом необходимо позаботиться и о размещении процедуры в соответствующей системной базе данных, поскольку команда CREATE PROCEDURE создает хранимую процедуру в текущей базе данных. Поэтому перед созданием процедуры необходимо выполнить команду USE, чтобы сделать требуемую базу данных текущей;

- number – параметр определяет идентификационный номер хранимой процедуры, однозначно определяющий ее в группе процедур;

- parameter – определяет имя параметра, который будет использоваться создаваемой хранимой процедурой для передачи входных или выходных данных. Параметры, определяемые при создании хранимой процедуры, являются локальными переменными, поэтому несколько хранимых процедур могут иметь абсолютно идентичные параметры;

- data_type – определяет, к какому типу данных должны относиться значения параметра описываемой процедуры. Для определения параметров можно использовать любые типы данных;

- OUTPUT – использование этого ключевого слова определяет указанный па­раметр как выходной;

- VARYING – ключевое слово, которое используется совместно с параметром, относящимся к типу данных cursor. Определяет, что в качестве выходного параметра будет представлено результирующее множество;

- default – позволяет определить для параметра значение по умолчанию, которое хранимая процедура будет использовать в случае, если при ее вызове указанный параметр был опущен; 

- RECOMPILE – ключевое слово, предписывающее системе создавать план выполнения процедуры при каждом ее вызове;

- FOR REPLICATION – процедура, определенная с использованием данного ключевого слова, предназначена исключительно для осуществления процесса репликации. Вы не можете сочетать это ключевое слово с ключевым словом WITH RECOMPILE;

- ENCRYPTON – если при определении процедуры было использовано данное ключевое слово, то текст процедуры непосредственно перед записью в системную таблицу syscomments будет зашифрован. Вы можете прибегнуть к шифрованию, если необходимо скрыть от пользователя особенности реализации хранимой процедуры;

- AS – ключевое слово, определяющее начало кода хранимой процедуры. После этого ключевого слова следуют команды Transact-SQL, которые и составляют непосредственно тело процедуры (sql statement). Здесь можно использовать любые команды, включая вызов других хранимых процедур, за исключением команд, начинающихся с ключевого слова CREATE.

Примеры хранимых процедур.

 

1 Хранимая процедура, выбирающая книги, выданные за текущий день.

CREATE PROCEDURE CpicokVidach

AS

SELECT /*Перечисляются поля, которые будут выведены в результате запроса */

Пользование_библиотекой2.Табельный_номер, COUNT(Пользование_библиотекой2.Дата_выдачи)   

FROM /*указывается имя таблиц, из которых выбираются записи*/

Пользование_библиотекой2

WHERE /*задаются условия отбора*/

Пользование_библиотекой2.Дата_выдачи=(SELECT GETDATE())

GROUP BY /*производится группировка по указанному полю*/

Табельный_номер

/*SELECT GETDATE() позволяет получить текущую дату (год, месяц, число)

COUNT (<поле>) возвращает количество записей заданного поля*/

2 Хранимая процедура для вставки данных в таблицу «Заказы». Вставка разрешена, если в таблицах «Книга» и «Преподаватели» есть записи, на которые будет ссылаться новая запись.

PROCEDURE NewZakaz

@Kolvo int,   /*Объявляются необходимые переменные*/

@data_zakaza datetime,

@Chit_nomer int,

@ISBN varchar(20)

AS /*Проверяется, есть ли запись в таблице «Заказы» с такими же значениями ключевых полей, как у новой записи*/

IF EXISTS (SELECT * FROM Заказы WHERE ISBN = @ISBN AND Читательский_номер=@Chit_nomer)

RETURN 0 /*Если есть, завершаем выполнение процедуры*/

IF EXISTS (SELECT * FROM Преподаватели WHERE Читательский_номер = @Chit_nomer)

/*Проверяется, есть ли в таблице «Преподаватели» соответствующая запись*/

IF EXISTS (SELECT * FROM Книга WHERE ISBN = @ISBN)

/*Проверяется, есть ли в таблице «Книга» соответствующая запись*/

INSERT INTO Заказы /*Указывается таблица, в которую вставляется запись*/

VALUES (@Kolvo,@data_zakaza,@Chit_nomer, @ISBN) /* Указывается, какие значения вставляются в таблицу*/

 

3 Хранимая процедура для обновления данных в таблице «Студенты» (изменение фамилии студента).

CREATE PROCEDURE UpdateStudent

 @Chit_nom int,   /*Объявляются необходимые переменные*/

 @Fam varchar(20)

 AS

IF EXISTS (SELECT * FROM Студенты            

WHERE Читательский_номер = @Chit_nom) / Проверяется, существуют ли студенты, читательский номер которых равен искомому*/

UPDATE Студенты          /*Если такие есть обновляется таблица «Студенты»

SET Фамилия=@Fam      /*полю «Фамилия» присваивается новое значение*/

WHERE Читательский_номер = @Chit_nom  /*если  читательский номер записи равен искомому*/

4 Хранимая процедура для подсчета количества экземпляров книги с заданным ISBN

CREATE PROCEDURE KolExzemplarov

/*Объявляем параметр хранимой процедуры - ISBN */

@ISBN varchar(20)

AS

/* Следующая конструкция проверяет, существуют ли записи в таблице «Книги» с заданным ISBN */

IF not EXISTS (SELECT * FROM Книга WHERE ISBN = @ISBN)

RETURN 0 /*Вызывает конец процедуры KolExzemplarov */

SELECT Экземпляр.ISBN

INTO TEMP1 /*Сохраняет выбранные поля во временной таблице Temp 1*/

FROM Экземпляр

WHERE ISBN = @ISBN

SELECT COUNT(ISBN) /* Count подсчитывает количество неповторяющихся записей поля ISBN */

FROM TEMP1

5 Хранимая процедура для вывода информации о книгах, которыми пользовался студент

CREATE PROCEDURE CpicokKnigCtudenta

@Chit_nom int     /*Объявляем параметр хранимой процедуры – читательский номер студента*/

AS SELECT Студенты.Имя, Студенты.Фамилия, Пользование_библиотекой2.Шифр, Книга.Автор, Книга.Название

FROM   /* указываем имена таблиц, из которых выбираются записи*/

Книга, Экземпляр,Студенты, Пользование_библиотекой2

WHERE (Студенты.Читательский_номер = Пользование_библиотекой2.Читательский_номер) AND (Экземпляр.Шифр = Пользование_библиотекой2.Шифр) AND (Экземпляр.ISBN =Книга.ISBN)

/* AND позволяет задать в операторе WHERE несколько условий, которые должны выполняться одновременно*/

Содержание разделов пояснительной записки

 

Введение

 

Введение должно содержать краткое обоснование необходимости разработки ИС: где и как ИС может быть применена, в чем состоит ее практическая значимость.

Во введении необходимо сформулировать цель курсового проекта, определить задачи, решаемые при проектировании информационной системы (ИС), указать, какое программное обеспечение используется на каждом этапе проектирования.

3.1 Техническое задание

Анализ предметной области

          

Анализ предметной области выполняется на основе [8].

В разделе «Анализ предметной области» указываются:

1) общие сведения об объекте автоматизации и документах, на основании которых создается ИС;

2) назначение и цели создания ИС (при этом необходимо определить критерии оценки достижения целей системы).

 

Постановка задачи

 

В данном подразделе приводятся:

1) характеристика объекта автоматизации. Здесь необходимо:

– выполнить описание работы объекта автоматизации (например, отделов предприятия, для автоматизации работы которых создается ИС);

– перечислить основные функции объекта автоматизации и указать информацию, подлежащую хранению;

– перечислить категории пользователей будущей базы данных, определить права доступа различных категорий пользователей к различной информации в ИС;

– привести сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды. Здесь указывается, на каких рабочих местах и для выполнения каких именно функций будет использоваться разрабатываемая ИС;

2) требования к системе:

– требования, предъявляемые к ИС в целом (надежности, безопасности, защиты информации, квалификации персонала);

– требования к функциям (задачам), выполняемым системой ИС. При этом необходимо указать форму получения информации по каждой функции (в виде запроса (результатом выполнения которого является виртуальная таблица) либо отчета (или иных видов бумажной документации));

– требования к программному обеспечению;

3) состав и содержание работ по созданию системы.

 

Функциональная модель

 

На этапе инфологического (концептуального) проектирования по итогам анализа предметной области с помощью CASE-средства Computer Associates AllFusion Process Modeler (BPwin) разрабатывается функциональная модель IDEF0 для ИС.

Функциональная модель отображает структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции, с точностью, достаточной для однозначного моделирования деятельности объекта автоматизации [24, 28].

Функциональная модель IDEF0 в курсовом проекте должна содержать 3 типа диаграмм:

– контекстную диаграмму, описывающую основную функцию разрабатываемой ИС и показывающую взаимодействие ИС с внешней средой;

– диаграммы декомпозиции процессов, описывающие каждую подфункцию ИС и так до достижения требуемого уровня детализации анализируемой системы;

– диаграмму дерева узлов, отображающую иерархическую зависимость функций.

Функциональная модель должна содержать не менее 4 уровней декомпозиции. На последнем уровне, выполненном с использованием нотации DFD, должно быть не менее 15 блоков. На контекстной диаграмме должны быть показаны точка зрения и цель модели.

 

Информационная модель

Реализация системы

 

В данном разделе в пояснительной записке необходимо привести:

1) не менее 15 прокомментированных T-SQL-определений регламентированных запросов (представлений), соответствующих функциональной модели. При этом должно быть использовано не менее 10 различных функций [3, 5, 18];

2) не менее 10 T-SQL-определений триггеров, реагирующих на различные команды (INSERT, DELETE, UPDATE) и содержащих не менее 10 различных функций;

3) не менее 20 T-SQL-определений хранимых процедур, соответствующих функциональной модели и содержащих не менее 20 различных функций;

4) не менее 5 T-SQL-определений курсоров статического и динамического типов, содержащих не менее 5 различных функций;

5) описание распределения прав доступа пользователей. Необходимо создать не менее двух групп и не менее 3 пользователей, назначить права на все объекты базы данных. Следует обратить внимание, что не должно быть объектов базы данных, на которые ни у кого из пользователей прав нет. В пояснительной записке указывается, с какими объектами базы данных позволяет пользователям работать каждая роль, а также приводятся фрагменты инструкций T-SQL, позволяющих создать все конкретные роли, всех пользователей и предоставить этим пользователям права доступа к объектам базы данных.

 

Заключение

 

В заключении необходимо проанализировать полученные в ходе выполнения курсового проекта результаты. Отмечается перечень выполненных разработок. Дается оценка полноты решения сформулированных в техническом задании задач. Отражаются сильные и слабые стороны разработанного приложения, даются рекомендации по его дальнейшему применению и развитию.

Заключение может содержать дополнительные сведения, например:

– о наличии акта о практическом использовании разработанной многопользовательской ИС, в том числе в учебном процессе;

– о представлении полученных результатов на студенческих и научно-технических конференциях;

– об опубликовании полученных результатов и т. п.

 

Список литературы

Оформление списка литературных источников, используемых при выполнении курсовой работы, производится в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. Необходимо обратить внимание на то, что список литературы в данных методических указаниях оформлен в соответствии с требованиями указанного стандарта. Ссылка на информационные ресурсы Интернет оформляется в виде полного URL адреса ресурса, названия источника и даты доступа.

          

Приложение

 

В приложении приводятся листы графической части проекта в соответствии с заданием.

 

 

Оформление курсового проекта

 

Пояснительную записку (ПЗ) следует оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам на листах формата А4.

Текст должен быть набран на ЭВМ (шрифтом Times New Roman высотой 14 pt, первая строка – отступ 1,25 см, межстрочный интервал – множитель 1,15). Допускается оформление пояснительной записки вручную, но при условии, что текст и формулы будут написаны четко и аккуратно чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304.

Все листы ПЗ, включая графики, схемы, таблицы и приложения (кроме титульного листа и технического задания на проектирование), должны содержать стандартную рамку и иметь сквозную нумерацию страниц. Титульный лист и задание на курсовую работу не нумеруются, но при подсчете числа страниц считаются соответственно первым и вторым листами. Основную надпись третьей страницы (Содержание) в соответствии с ГОСТ 2.104 оформляют по форме 2 высотой 40 мм, а остальных страниц – по форме 2а высотой 15 мм.

Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк должно быть не менее 3 мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки – не менее 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,27 см.

Заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце. Переносы слов в названиях заголовков не допускаются. Наименования разделов «Содержание», «Введение» и «Список литературы» располагают симметрично тексту (в центре). Каждый новый раздел следует начинать с новой страницы. Расстояние между заголовком и текстом при наборе ПЗ на компьютере должно составлять два интервала. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – один интервал, а при выполнении рукописным способом – 8 мм.

Перед каждой позицией перечисления требований, положений и т. п. ставят дефис или, при необходимости ссылки в тексте ПЗ, строчную букву, после которой ставится скобка. При этом перечисления записывают с абзаца, но со строчной буквы и разделяют между собой точкой с запятой.

При использовании формул, научно-технических положений, стандартов и других данных необходимо делать ссылку на литературный источник, указывая его номер из списка литературы в квадратных скобках. Список литературы составляется либо по алфавиту, либо по мере появления ссылок в тексте ПЗ и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1–2003.

Иллюстрации (рисунки и графики) и таблицы располагают в записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. Нумерацию иллюстраций и таблиц выполняют в пределах раздела или всей записки арабскими цифрами. Иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней с абзацного отступа, например, первый рисунок второго раздела подписывается как Рисунок 3.1 – Функциональная схема. При необходимости перед названием иллюстрации помещают подрисуночный текст, поясняющий содержание иллюстрации.

Названия таблиц располагают сверху, начиная с их левого верхнего угла, с абзаца, например, четвертая таблица второго раздела подписывается как Таблица 2.1 – Отчет.

На все иллюстрации и таблицы в тексте должны быть даны ссылки, при этом слова «Рисунок» и «Таблица» пишутся полностью, например: «из рисунка 2.1 следует…», «в таблице 2.6 приведены…».

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют заголовки ее граф и боковик. При делении таблицы на части допускается заголовки ее граф или боковик заменять номерами ее граф и (или) строк. При этом нумеруют (арабскими цифрами) также и графы и (или) строки первой части таблицы. Название «Таблица 2.4 – Отчет» указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы 2.1».

Приложения оформляют как продолжение ПЗ. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения (прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А), а под ними в круглых скобках указывают вид приложения (обязательное, рекомендуемое или справочное). Далее с новой строки симметрично тексту записывают с прописной буквы заголовок приложения. При ссылках на приложение в тексте следует писать, например, «в соответствии с приложением А…».

 

Список литературы

1 Агальцов В. П. Базы данных: учебник для вузов: в 2 кн. Кн. 1: Локальные базы данных / В. П. Агальцов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Форум: Инфра-М, 2012. – 352 с.

2 Агальцов, В. П. Базы данных. В 2-х т. Т. 2. Распределенные и удаленные базы данных: учебник / В.П. Агальцов. – М.: Форум: Инфра-М, 2015. – 272 с., ил.

3 Бен-Ган, И. Microsoft SQL Server 2012. Создание запросов: учебный курс Microsoft / И. Бен-Ган, Д. Сарка, Р. Талмейдж; пер. с англ. Н. Сержантовой. – М.: Русская редакция, 2015. – 720 с.: ил.

4 Виейра, Р. Программирование баз данных Microsoft SQL Server 2005 для профессионалов: [Пер. с англ.] / Р. Виейра. – М.: Диалектика, 2008. – 1072 с.

5 Гандерлой, М. Освоение Microsoft SQL Server 2005: Пер. с англ. / М. Гандерлой, Д. Джорден, Д. Чанц. – М.: И. Д. Вильямс, 2007. – 1104 с.

6 ГОСТ 20886-85. Организация данных в системах обработки данных. Термины и определения. – Минск: БелГИСС, 2010 г. – 14 с.

7 ГОСТ 34.320-96. Информационные технологии. Система стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 46 с.

8 ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. – М.: Изд-во стандартов, 1997. – 18 с.

9 Гросс, К. C# 2008 и платформа NET 3.5 Framework: вводный курс: [Пер. с англ.] / К. Гросс. – 2-е изд. – М.: И. Д. Вильямс, 2009. – 480 с.

10 Дейт, К. Введение в системы баз данных / К. Дейт. -­ 6-е изд., перераб. и доп. - К.: Диалектика, 2004. – 843 с.

11 Жилинский, А. А. Самоучитель Microsoft SQL Server 2005 / А. А. Жилинский. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 224 с.

12 Кириллов, В. В. Введение в реляционные базы данных / В. В. Кириллов, Г. Ю. Громов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 464 с.

13 Корпоративные информационные системы управления: учебник / под ред. Н. М. Абдикеева, О. В. Китовой. – М.: Инфра-М, 2012. – 464 с.

14 Кузин, А. В. Базы данных: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Кузин, С. В. Левонисова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 320 с.

15 Кузнецов, С. Д. Базы данных: учебник / С. Д. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 496 с.

16 Лавренова, О. А. Сетевые технологии и базы данных: курс лекций: в 2 ч. Ч. 1: Основы работы с реляционными базами данных и СУБД / О. А. Лавренова. – Минск: БНТУ, 2009. – 108 с.

17 Малыхина, М. П. Базы данных: основы, проектирование, использование: учеб. пособие для вузов / М. П. Малыхина. – 2-е изд. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 528 с.

18 Мамаев, Е. В. Microsoft SQL Server 2000 / Е. В. Мамаев. - СПб.: Питер, 2002. – 460 с.

19 Мейер, Д. Теория реляционных баз данных / Д. Мейер. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

20 Олейник, П. П. Корпоративные информационные системы: учебник для бакалавров и специалистов / П. П. Олейник. – СПб.: Питер, 2012. – 176 с.: ил.

21 Орин, Томас. Оптимизация и админист



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.3.33 (0.227 с.)