Упражнение «Ромашка эмоций». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Ромашка эмоций».



Представители подгрупп по очереди отрывают по одному лепестку от ромашки с изображенным на нем детским лицом и определяют, какое эмоциональное состояние испытывает ребенок.

Упражнение «Проблемное поведение».

       Бывает, что дети совершают поступки, которые огорчают, возмущают или даже пугают родителей. Прежде чем ругать или наказывать ребенка, давайте попробуем понять, почему он так поступил, а затем постараемся выработать стратегию собственного поведения в сложившейся ситуации.

       Каждой подгруппе предлагается ситуация для обсуждения. Участники должны перечислить как можно больше возможных причин того или иного поступка ребенка. Затем все вместе обсуждают, как следует поступить родителям в каждом конкретном случае.

Примеры ситуаций

· Ваш ребенок, получив плохую отметку, вырвал из дневника страницу.

Возможные причины: страх перед наказанием; боязнь огорчить родителей; уверенность в несправедливости оценки; желание получить обещанное заранее поощрение за хорошую учебу.

 

· Ваш ребенок устроил драку с одноклассником.

Возможные причины: одноклассник нанес ему оскорбление, которого он действительно не смог вынести; защищал слабого; самоутверждение в классе; желание привлечь внимание; агрессивные установки родителей («Бей первым!»); ребенок выместил на однокласснике агрессию против отца, учителя (человека, кто значительно сильнее его); частые конфликты и драки между родителями.

 

· Ваш ребенок украл у одноклассника сотовый телефон.

Возможные причины: зависть; желание иметь вещь, которую родители не могут или не считают нужным купить; месть за что-то этому однокласснику; вымогательство более сильных учащихся, старшеклассников; желание привлечь к себе внимание; клептомания.

 

    Как видите, причины одного и того же поступка могут быть различными, и, следовательно, реакция родителей и меры воздействия на ребенка могут и должны быть совершенно противоположными. В любом случае ребенок должен понимать, что если он признается родителям в своем неблаговидном поступке, то не будет отвергнут ими и встретит с их стороны понимание и желание поддержать в трудной ситуации. Иначе он будет искать понимания и поддержки у других людей, чье влияние на него может оказаться отрицательным.

 

Заключительная часть.

       В заключении мне хотелось бы пожелать Вам, уважаемые родители, постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами ребенка. Ведь видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

      Психолог проводит рефлексию.

 

«Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости»

Цель: психологическое просвещение родителей по проблеме компьютерной зависимости.

Форма проведения: информационное сообщение.

Участники: родители учащихся 2-5 класса.

 

Подготовительная работа: мультимедийная презентация по теме «Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости».

ХОД СОБРАНИЯ

 

Вступление.

 

       Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи – дети и компьютерная зависимость.

 

Основная часть.

       Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, насколько эта проблема будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только растет. Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером.

       В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру. Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек – супер-героем. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже…. С одной стороны виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

       С другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Впервые о ней заговорили в начале 80-х годов американские ученые. А в России врачи занимаются игроманами последние 7-8 лет. И с каждым годом проблема становится острее. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают Интернет-кафе и игровые клубы. Производство игр для компьютеров и телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

       Почему формируется компьютерная зависимость?

       Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти» в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты и, наконец, в игру…. В компьютерной игре человек может одновременно, и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

       Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости – эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера. Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

       Все мы, наверное, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от особенностей характера человека. В группу риска попадают:

ü дети, полагающие, что от них мало, что зависит в жизни. В неудачах они винят других или коварное стечение обстоятельств, мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем, не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.

ü дети с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег. Повышайте самооценку ребенка, чаще его хвалите, помогите быть успешным. Воспитывайте в нем самостоятельность, критичность к рекламе, поощряйте инициативу.

ü дети, у которых мало друзей, которые часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным. Таким детям необходима помощь в налаживании реальных отношений.

ü дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно необходимо помочь реализовать их потенциал: поддерживать любые начинания, развивать  таланты и способности.

 

Симптомы зависимости:

ü  ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;

ü  большую часть свободного времени (6-10 часов) проводит за компьютером;

ü  у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

ü  он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;

ü  расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;

ü забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

ü пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

ü ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора;

ü ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;

ü во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры;

ü ребенок становится более агрессивным;

ü трудно встает по утрам, находится в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садится за компьютер.

 

       Если компьютерная зависимость появилась, то, как помочь своему ребенку от нее избавиться? Если зависимость уже стойкая, то, скорее всего, преодолеть ее собственными усилиями родителям будет сложно. И общения с психологом в этой ситуации может быть недостаточно. Не теряйте время, обратитесь к психиатру или психотерапевту. Для лечения игровой зависимости обычно применяют психотерапию, гипноз или лекарственные средства. Игроманы часто впадают в депрессию, для преодоления которой могут понадобиться антидепрессанты.

       Игровую зависимость легче предотвратить, чем лечить (впрочем, как и любую другую). К сожалению, мы, родители, нередко сами вовлекаем своего ребенка в виртуальный мир. Нам кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой лучше, чем гулять непонятно где на улице. Мало кто задумывается, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, повышению агрессии, проблемам в общении, утрате чувства реальности.

Виртуальный мир дает ребенку искаженное представление о мире реальном, тем самым, играя с ним злые шутки. Маленький игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И, мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире тоже не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в реальном мире.

       К уходу ребенка в виртуальный мир может привести и еще одна ошибка – слишком ответственные родители, которые, просто не дали ребенку наиграться и с самого раннего детства водили малыша во всякие секции и кружки. В итоге, к 10 годам он от всего этого так устал, что взбунтовался, бросил занятия и ушел в виртуальный мир. Между тем, именно с этого возраста нужно загружать ребенка дополнительными занятиями по максимуму. В современном мире с компьютером связано очень многое. Поэтому, ребенок, не знакомый с компьютерными технологиями, легко может стать среди сверстников настоящим изгоем. Поэтому родителям в своем отношении к компьютерным увлечениям  детей необходимо найти «золотую середину». Как с одной стороны обеспечить компьютерную грамотность ребенка, а с другой стороны, уберечь своего ребенка от компьютерной зависимости?

ü Во-первых, общайтесь со своим ребенком «на одной волне». С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуйте с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного у него. Поддерживайте с ребенком диалог по поводу игр: интересуйтесь, во что именно он играет, задавайте вопросы. Игра вызывает эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность. Постарайтесь во время игры находиться рядом с ним. Обсуждайте то, что происходит на экране монитора. Поощряйте его проговаривать свои действия по ходу игры. При этом будет развиваться и мышление.

Обязательно разрешайте ребенку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ребенку решить его проблемы. Помните, что для ребенка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа его самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

ü Во-вторых, ограничьте время за компьютером. Не позволяйте играть в компьютер за 1,5 – 2 часа до сна и особенно ночью.

Всегда помните народную мудрость: «Сладок только запретный плод!». В связи с этим избегайте таких фраз, как «У тебя есть 15 минут в день на игру в компьютер!» Требование выключить компьютер должно быть мотивированным. Например, «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться. Попытайся переиграть их планы!». Не позволяйте ребенку зацикливаться на игре, которую не удается завершить. Пусть сделает перерыв и позвонит друзьям, чтобы проконсультироваться, как справиться с задачей. Семейный компьютер должен быть установлен в гостиной или другой общей зоне, но не в детской. Так у ребенка будет меньше соблазнов нарушить запрет. Если ситуация вышла из-под контроля – воспользуйтесь паролем доступа (не зная его ребенок не сможет сам включить компьютер).

ü   Третье, компьютер – во благо! Следите за тем, в какие игры играет ребенок. Держите в домашнем компьютере только «добрые» игры или игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем «бродилки» и «стрелялки». Повышайте свою компьютерную грамотность. Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе и другим интересам. Компьютер может предоставить детям безграничные возможности для творчества: редактировать фотографии, монтировать собственные фильмы, писать музыку и книги, общаться с иностранцами. Главное здесь, заинтересовать и научить.

ü Четвертое: «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секции и студии могут быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос или динозавры, да что угодно! Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на природу, посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

 

Заключительная часть.

           

       Психолог отвечает родителям на возникшие вопросы, проводит рефлексию.

 

 

«О любви – взрослые и дети»

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и сотрудничества; повышение воспитательной компетентности родителей; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми.

 

Форма проведения: тренинг.

 

Участники: родители учащихся 3-4 класса.

 

Подготовительная работа:

1. Мини – сочинение «Что значит счастливая семья?»

2. Видеоролик с интервью, в котором дети отвечают на вопросы:

- Что такое любовь?

- Часто ли вы и ваши родители говорите друг другу о своих чувствах?

- С помощью, каких слов можно выразить любовь к человеку?

- Какие ещё способы выражения любви вы знаете?

3. Дети готовят для родителей двойные сердечки из цветной бумаги, внутри которых пишут признания любви, а сверху подписывают, кому и от кого послание.

 

Материалы: телевизор, видеокамера, музыкальный центр, лирическая музыка, ручки, фломастеры, сердечки, вырезанные из цветной бумаги.

 

 

Ход собрания.

Звучит музыка, родители располагаются за столами, расставленными по кругу.

Вступление.

       Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мы посвящаем любви – любви родителей к своим детям. Сегодня мы будем много общаться, поэтому я попрошу всех участников представиться и сообщить: как к вам можно обращаться во время родительского собрания, чей вы родитель и назвать три положительных качества своего ребенка. (Родители по очереди рассказывают о своих детях.)

Спасибо всем за участие.

 

Основная часть.

Вот в такой тёплой атмосфере мы с вами и поговорим о вопросе, без анализа которого невозможно правильно построить воспитание ребенка в семье – о любви взрослых и детей друг к другу.

Вы все знаете цитату из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем, превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье.

А сейчас у меня, уважаемые родители, вопрос к вам:

- Кто из вас считает свою семью счастливой? (Ответы родителей или поднятые вверх руки.)

Я попрошу вас ответить ещё на один вопрос:

- Что вы вкладываете в понятие «счастливая семья»? (Ответы родителей.)

 

Спасибо за ответы. А теперь послушайте, что думают ваши дети. Вот какие определения счастливой семьи они дали. (Психолог зачитывает ответы детей.)

Ответы детей на вопрос: «Что значит счастливая семья?» можно трактовать как оценку достоинств этой семьи, а можно – как обозначение проблем, которые в ней явно существуют.

 

А теперь давайте порассуждаем о любви, и я попрошу каждого продолжить предложение: «Любить ребенка – это значит…» (Родители по очереди заканчивают предложение.)

Готовясь к сегодняшнему дню, я записала интервью с участием ваших детей, давайте мы сейчас послушаем, что для них значит понятие «любовь». (Просмотр интервью.)

Конечно же, понятие «любовь» достаточно многогранное, и каждый вкладывает в него свой смысл. Любовь предполагает заботу о человеке, преодоление трудностей, прощение и доверие, понимание, желание посвятить себя его благополучию, принятие его таким, какой он есть и многое другое. Слова любви необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, независимо от возраста, пола, социального положения. Так как любовь – это самый исцеляющий, самый благотворный наш внутренний ресурс. Так ученые давно доказали, что если ребенок растет в атмосфере любви и понимания, то он вырастает более счастливым и благополучным.

Ну а сейчас давайте посмотрим видеоролик, в котором ваши дети отвечали на вопросы: «Часто ли вы и ваши родители говорите друг другу о своих чувствах? С помощью, каких слов можно выразить любовь к человеку? Какие ещё способы выражения любви вы знаете?» (Просмотр видеоролика.)

Из интервью видно, что ребята знают несколько способов проявления любви. А какие знаете вы? (Родители по очереди предлагают свои варианты.)

Да, каждый родитель по-своему выражает свою любовь к детям.

Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку:

- контакт глаз;

- физический контакт;

- пристальное внимание.

Каждый из этих способов принципиально важен.

 

Контакт глаз

Вопрос к вам родители:

- Как вы думайте, что значит любить ребенка с помощью контакта глаз? (Ответы родителей).

Оказывается, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза. Тяжелой для ребенка является родительская привычка – когда родители специально избегают смотреть на него, если он провинился. Это действует на него угнетающе. Иногда родители, не зная, как наказать ребенка за какие-то провинности, не задумываясь о последствиях, говорят: «Я тебя не люблю!» Наверное, это одно из самых страшных наказаний. У ребенка может сформироваться стойкий страх того, что он никому не нужен, он очень плох, могут появиться признаки тревожности или агрессии.

Итак, глаза родителей и слова, которые мы говорим своему ребенку, должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны мы им в данный момент или нет. Большая ошибка родителей – использование лишь строго взгляда как средства контроля над детьми.

Физический контакт

Второй способ выражения любви к ребенку – физический контакт.

- Как вы понимаете этот способ? (Ответы родителей.)

Осуществить физический контакт – это значит:

- прикоснуться к руке;

- погладить по голове;

- потрепать по волосам;

- прижать к себе;

- поцеловать.

Одним из замечательных способов выражения любви является объятие. Психологи пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 - для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент. Они должны быть естественными. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его любящим взглядом и нежным прикосновением, будет чувствовать себя уверенно и спокойно.

Пристальное внимание

Теперь поговорим о третьем способе выражения любви – пристальном внимании. В чем оно заключается?

В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, так, чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Ведь любовь предполагает принятие ребенка таким, какой он есть. Ведь он любит нас, своих родителей, просто за то, что мы его родители, ему не важно, блондинка или брюнетка, высокого роста или низкого, уборщица или директор. Он любит просто за то, что мы есть.

Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он – самый важный человек в мире. Почему родителям трудно быть достаточно внимательными к детям? Да потому, что это требует времени. Не имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб. На самом деле пристальное внимание – насущная потребность каждого ребенка. От её удовлетворения зависит, как ребенок оценивает себя, как его принимают окружающие люди. Поэтому ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине и не скупитесь на свою любовь к нему.

Ваши дети приготовили вам сегодня свои подарки – вот такие сердца с признанием в любви. (Родителям раздаются сердечки, оформленные детьми.)

Я предлагаю вам сделать ответный жест. Возьмите, пожалуйста, чистые сердечки и напишите своему сыну или дочери слова любви. (Звучит лирическая мелодия, родители располагаются за столами, оформляют сердечки.)

 

Заключительная часть

Скажите, пожалуйста, какие мысли, эмоции наполняли вас во время этого занятия? (Ответы родителей.)

Дети подобны чашам. Когда эти чаши полны любви, тогда они сами готовы отдать свою любовь, тогда они будут любящими детьми. Но когда их чаши пусты, им нечего отдать. Я желаю, чтобы ваши дети были наполнены вашей любовью. Придя сегодня домой, подарите своему ребенку оформленное вами сердце.

В заключение мне бы хотелось поблагодарить вас за участие в нашем разговоре, который я надеюсь, внесет новизну в вашу воспитательную деятельность. Помните, чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для вас взрослых.

 

 

«Стили семейного воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.083 с.)