Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Если в условиях совершенной конкуренции фирма выступает как «принимающая цену», то чистый монополист диктует цены. Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин ее порождающих. Существуют три причины: ü экономия от масштаба; ü контроль над редкими и очень важными ресурсами; ü государственное ограничение притока новых производителей. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем нескольким, то данная отрасль – естественная монополия. Продавец обладает монопольной властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска. До определенного предела, а именно, пока его предельная выручка не сравняется с предельными затратами (МR = MC), монополист заинтересован в расширении производства и понижении цены, поскольку общая выручка растет. Дальнейший рост производства (и выручки) не компенсирует падение цен. (MR имеет отрицательное значение). Стремясь максимизировать прибыль, монополист создает дефицит, т.е. выбирает меньший объем производства, чем тот который был в условиях совершенной конкуренции, и назначает более высокую цену. Тем самым монополия наносит ущерб обществу на величину недопроизводства. Иногда в целях получения дополнительного дохода фирма-монополист находит возможным и выгодным назначать различные цены для разных покупателей. Практика установления разных цен на один и тот же товар или услугу, не связанная ни с какими различиями в затратах, называется ценовой дискриминацией. Существуют три вида, или степени ценовой дискриминации, проводимой монополией. Цены могут различаться в зависимости от: качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.). Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом. И государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование
10. Олигополия: понятие, характерные черты, формы олигополии, особенности определения цены и объема производства. Олигополия, понятие и характерные черты. Изменение концентрации рынка. Формы возникновения олигополии. Механизм картельных соглашений. Виды картелей. Модели поведения олигополии в отношении цены и выпуска. Олигополия и экономическая эффективность. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Слово образовано от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный,и πωλέω— продаю, торгую. Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. Доля каждого участника олигополистического рынка более 10 %. Олигополия - это стандартная рыночная форма. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение - доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40%. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополистическая конкуренция может вызвать сговор, в целях которого - повышение цены продукции и ограничение выпуска, как в монополии. Если в этом сговоре существует официальное соглашение, то это будет называться - картель. Часто, фирмы устраивают сговор с целью стабилизировать неустойчивый рынок, или чтобы "уменьшить рискованность инвестиций, присущих для этого рынка". В большинстве стран существуют законные ограничения на подобные сговоры. Официальное соглашение не обязательно для сговора (хотя, для того, чтобы этот сговор был нелегальным, между фирмами должны быть тесные связи) - для примера, в некоторых отраслях, может существовать определенный рыночный лидер, который неофициально устанавливает цену, и другие участники рынка ей следуют. Такая ситуация называется ценовым лидерством.
В других случаях, конкуренция среди продавцов в олигополии может быть очень активной, вызывая низкие цены и высокий выпуск. Это может привести рынок к состоянию, похожему на совершенную конкуренцию. Конкуренция в олигополии может быть выше, если в отрасли существует достаточно большое количество фирм, или, к примеру, эти фирмы привязаны регионально и не конкурируют между собой напрямую. Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олгополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется «олигополистической взаимосвязью». Она может принимать различные формы: от удержания цен на одном уровне до ценовых войн. «Ценовая война» – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Она приводит к тому, что фирмы последовательно «подрезают» цены друг у друга до тех пор, пока уже не могут извлечь из этого никакой выгоды. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних затрат, а экономическая прибыль-до нуля. Тогда наступает равновесие и продавцы назначают одну и ту же цену: Р = АС = МС, а общий рыночный выпуск становится таким же, как при совершенной конкуренции. Итак, для олигополистического рынка характерна конкурентная борьба, которая проявляется в разных формах: от жестоких ценовых войн до сотрудничества. Несмотря на то, что пока не выработана общая теория олигополии, в течение многих лет экономисты предлагали различные формальные теории, которые способствуют более глубокому пониманию проблем олигополии. Статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен французским математиком и экономистом А.О. Курно в 1838 году. Он исходил из того, что обе фирмы производят однородный товар и принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках. Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся и будут коллективно намечать объем производства. Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии-модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.
11 Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция: понятие и распространение. Определение цены и объема производства. Издержки монополистической конкуренции, и ее выгоды. Неценовая конкуренция: реклама и продвижение товара на рынки с монополистической конкуренцией. Антимонопольная политика и государственное регулирование.
Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену. Со стороны спроса та же ситуация: большое число потребителей. Нет ограничений на вход и выход в данную отрасль. Задачу фирмы можно сформулировать так: при каком объеме производства прибыль ТП будет максимальной? ТП = TR – ТС =P·Q – ТС, где TR – общая выручка; Р – цена (постоянная) единицы выпускаемой продукции. Предельная выручка MR – это прирост общей выручки в результате увеличения объема производства на одну единицу: при DQ = 1. Фирма заинтересована увеличивать объем продукции до тех пор, пока предельные затраты (как и предельная выручка) не возрастут до уровня рыночной цены. Если МС<Р, то фирма будет заинтересована в сокращении производства. При критически низкой цене, когда фирма покрывает только свои переменные издержки (Р =AVC), она будет на грани закрытия («точка закрытия»). При более высокой, чем в точке закрытия, цене фирма будет производить товары в соответствии с величиной предельных издержек, выручая кое-что и для покрытия своих постоянных затрат FC. Если рыночная цена ниже точки безубыточности («критического объема производства», где Р = АТС), то фирма по крайней мере, минимизирует свои убытки. В долгосрочном плане, когда предприятие может изменить производственную мощность, условие безубыточности формируется при критической рыночной цене, когда конкурирующие фирмы только покрывают свои полные издержки (точка Е, где пересекаются линии МС, АТС, LMC и LAC, т.е. Р = МС = АТС = LAC). Если рыночная цена ниже этой критической долгосрочной цены, фирмы будут покидать отрасль до тех пор, пока рыночная цена не вернется на критический равновесный уровень. Кривая предложения фирмы показывает какое количество продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. При любом изменении рыночной цены кривая предложения будет формироваться в соответствии с линией MC, которая выше минимума АVC. При цене, превышающей долгосрочную цену и обеспечивающей фирме положительную экономическую (т.е. сверх-) прибыль, в отрасль будут внедряться новые фирмы. В результате, линия предложения сдвигается вправо, цена продукции уменьшается до уровня минимальных долгосрочных средних затрат типичного предприятия («критическая длительная цена»). В таком случае, данный рынок перестанет быть привлекательным для других фирм, так как действующие предприятия будут получать нулевую прибыль.
Для тех фирм, которые освоили данный рынок, это будет означать, что они будут получать бухгалтерскую прибыль, но не получать прибыль экономическую, которая включает неявные затраты. Поэтому стимула для выхода из дела у них не будет. Можно отметить три момента, которые лежат в основе долгосрочного равновесия на конкурентном рынке: 1. Спрос на рынке совпадает с предложением и образующаяся равновесная цена устраивает как продавцов, так и покупателей. 2. Все фирмы отрасли максимизируют свою прибыль, т.е. находятся в равновесии. 3. Все фирмы получают нулевую прибыль. Перечисленные условия создаются в течении длительного времени, а в коротком периоде фирмы могут получать достаточно высокую экономическую прибыль.
12 Издержки производства и доход фирмы. Сущность и виды издержек фирмы (понятие издержек, явные и неявные издержки, безвозвратные издержки, экономические и бухгалтерские издержки). Издержки фирмы в краткосрочный и долгосрочный периоды (постоянные, переменные, общие, средние издержки). Доход фирмы (понятие дохода; общий, средний и предельный доход; экономическая и бухгалтерская прибыль). Изокоста и принцип наименьших затрат. Понятие издержки производства (cost of production) применимо в равной степени к совершенно конкурентной и неконкурентной фирмам. Экономические издержки фирмы определяются производственной функцией и рыночными ценами факторов производства. От производственной функции зависит их аналитическое выражение и форма. При неизменных рыночных ценах факторов производства общие издержки ТС = f (Q) и производственная функция Q = F (L, К), описывающая данную технологию, находятся в обратном соотношении друг с другом. Это видно из сравнения, например, из графиков, на которых выпуклость одной функции соответствует вогнутости другой функции, максимум одной функции соответствует минимуму другой и т. п. Повышение или понижение рыночных цен факторов сдвигает функции издержек вверх или вниз по вертикали, не меняя их вида. Далее будем рассматривать краткосрочные издержки фирмы, предполагая, что цены факторов не меняются. В краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки FC (fixed cost) – издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции, они существуют и при нулевом выпуске. К ним относятся плата за аренду помещения, налоги на имущество фирмы и землю, амортизационные отчисления и т. п. Независимо от того, выпускает или не выпускает фирма продукцию, она все равно имеет постоянные издержки. Разновидностью постоянных издержек являются квазипостоянные издержки FCg { quasi - fixed cost). Их величина не зави сит от объема выпускаемой продукции, однако при нулевом выпуске эти издержки равны нулю. К квазипостоянным издержкам можно отнести плату за освещение и уборку производственного помещения, поскольку, если продукция не выпускается, эти издержки отсутствуют.
От постоянных издержек следует отличать невозвратные издержки SC { sunk cost) – издержки, которые фирма уже сделала и никогда не сможет возместить, принимая другое решение. Допустим, что она купила специальное оборудование на сумму 7,5 млн руб. Фирма знает, что в случае прекращения производства она не сможет использовать его в альтернативных вариантах, т. е. альтернативная стоимость оборудования равна нулю. Невозвратные издержки фирмы составляют 7,5 млн руб. Если ей удастся реализовать оборудование как металлолом и получить 800 тыс. руб., то невозвратные издержки уменьшатся до 6,7 млн руб. Таким образом, невозвратные издержки не будут влиять на принятие решения рациональной фирмой. Переменные издержки VC (variable cost) — издержки, которые зависят от объема выпускаемой продукции, К ним относятся заработная плата наемных работников, расходы на сырье, материалы, электроэнергию, топливо, транспортные услуги за перевозку сырья и готовой продукции и т. п. Общие издержки ТС (total cost) равны сумме переменных и постоянных издержек: Кривая общих издержек всегда повторяет форму кривой переменных издержек. При любом объеме выпуска расстояние по вертикали между кривыми равно постоянным издержкам.
Средние издержки АС (average cost) представляют собой общие издержки в расчете на единицу выпуска: AC (Q) = . Различают средние переменные и средние постоянные издержки. Средние переменные издержки AVC (average variable cost) — это переменные издержки на единицу выпуска: Средние постоянные издержки AFC (average fixed cost) — это постоянные издержки на единицу выпуска: При малых выпусках средние постоянные издержки велики, а с ростом объема выпуска они всегда убывают. Кривая средних постоянных издержек представляет собой равностороннюю гиперболу. Средние издержки зависят от средних переменных и средних постоянных издержек: Так как при больших выпусках AFC стремятся к нулю, то в этих условиях кривая АС всегда асимптотически стремится к кривой AVC, При любом выпуске расстояние по вертикали между кривыми АС и AVC равно AFC. Предельные издержки МС (marginal cost) характеризуют приращение общих издержек при изменении объема выпуска на одну дополнительную единицу: d краткосрочном периоде предельные издержки характеризуют также приращение переменных издержек фирмы при изменении объема выпуска на одну дополнительную единицу:
Если предельный и средний продукты труда убывают, то предельные и средние переменные издержки возрастают. Если при некоторых выпусках предельный и средний продукты тру, да достигли своих максимальных значений, то при этих же выпусках фирма имеет минимальные значения предельных и средних переменных издержек.
13 Доходы в рыночной экономике: прибыль, ссудный процент, земельная рента, зарплата. Экономическая природа прибыли. Виды прибыли: бухгалтерская, экономическая и др. Норма прибыли. Процент на капитал: экономическая природа, динамика, факторы изменения величины процента. Земельная рента как доход с земли. Зарплата: сущность, уровень, динамика. Перераспределение доходов населения и социальная политика государства.
Понятия общей, средней и предельной выручки, а также прибыли, применимы к совершенно конкурентной и неконкурентной фирмам. Общая выручка TR (total revenue) – это денежная сумма, которую фирма выручает от реализации произведенного товара на рынке: TR = Р - Q. Средняя выручка АЛ (average revenue) – это общая выручка на единицу проданного товара: Q Средняя выручка совпадает с ценой при любом объеме выпуска, а зависимость средней выручки от объема произведенной продукции совпадает с функцией и кривой спроса. Предельная выручка MR (marginal revenue) характеризует приращение общей выручки в результате продажи дополнительной единицы товара: ATR MR = AQ Рациональная фирма сопоставляет общую выручку, полученную от продажи определенного объема продукции на рынке, и общие издержки на ее производство. Экономический интерес фирмы связан с чистой общей выручкой или прибылью л (profit), которая определяется как разность между общей выручкой и общими издержками: n (Q) = TR (Q) - TC (Q) = (Р - AC) Q. Бухгалтерские и экономические издержки отличаются друг от друга, следовательно, не совпадает бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль (accounting profit) представляет собой превышение общей выручки над бухгалтерскими издержками: в финансовых отчетах фирмы рассчитывается и указывается бухгалтерская прибыль, знание которой необходимо собственникам (акционерам), управляющим, инвесторам, налоговым органам и др. Экономическая прибыль (economic profit) – разность между общей выручкой и экономическими издержками: Поскольку ТСэк > TC бух, то пэк < пбух (рис. 6.2.1). Величина экономической прибыли служит ориентиром при принятии управленческого решения о целесообразности деятельности фирмы в данной отрасли.
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА и КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Рис. 6.2.1. Соотношение между бухгалтерскими и экономическими издержками, бухгалтерской и экономической прибылью
Если общая выручка равна экономическим издержкам, то экономическая прибыль равна нулю. За счет общей выручки от реализации товара фирма покрывает как явные, так и неявные издержки и получает нормальную прибыль. Если общая выручка превышает экономические издержки, то фирма получает положительную экономическую прибыль – избыток сверх нормальной прибыли. Наличие у фирмы положительной экономической прибыли свидетельствует о наиболее эффективном использовании ею своих ресурсов по сравнению с другими альтернативами. Если экономические издержки превышают общую выручку, то фирма несет убытки, т. е. получает отрицательную экономическую прибыль. Ссудный процент - объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную пену ссуженной во временное пользование стоимости. Его возникновение обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые, в свою очередь, определяются отношениями собственности. Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование с целью ее производительного потребления. Эта стоимость обладает чертами товара. Ее потребительная стоимость (полезность) состоит в производстве прибыли, которая, с одной стороны, составляет доход производителя; с другой - кредитора (в форме процента). Движение ссужаемой стоимости таково: Д-Д'т.е.Д'-Д = ДД где Д - ссужаемая стоимость; Д' - наращенная сумма долга; АД - приращение к ссуде, выступающее в виде платы за кредит. Для кредитора цель сделки состоит в получении определенного дохода на ссуженную стоимость; предприниматель привлекает средства также с целью увеличения прибыли. Ее размер зависит от цены продукции и затрат на ее производство, т.е. от себестоимости продукции, представляющей затраты живого и овеществленного труда. Когда предприниматель привлекает заемные средства, то из прибыли он должен уплатить проценты. Если исходить из принципа равного дохода на вложенные средства, то на один рубль заемных средств приходится величина прибыли, соответствующая доходности собственных вложений. Столкновение интересов собственника средств и предпринимателя, пускающего их в оборот, приводит к разделению прибыли на вложенные средства между заемщиком и кредитором. Доля последнего выступает в форме ссудного процента. Развитие рыночных отношений в экономике России определило условия для трансформации функций ссудного процента, присущих ему в системе административного управления: стимулирующей и распределения прибыли в более широкую регулирующую функцию, которая содержит элементы стимулирования и распределения. Вместе с тем еще не созданы предпосылки, которые позволили бы проценту в полном объеме реализовать функцию регулятора производства, соответствующую рыночным условиям. Если уровень ссудного процента складывается на основе соотношения спроса и предложения кредита, как это характерно для рыночного хозяйства, он должен четко отражать изменение экономической конъюнктуры. Стимулы к дополнительным инвестициям с привлечением кредита будут сохраняться до тех пор, пока ожидаемая рентабельность превышает текущую норму процента или равна ей. Однако данная схема на сегодняшний день не соответствует реальным экономическим условиям. Несмотря на рыночное формирование уровня ссудного процента, ряд процессов (инфляция, экономический кризис, особенности валютного регулирования, неразвитость денежного рынка, монопольное владение государством отдельными отраслями производства) не позволяет проценту выступать эффективным регулятором производства. Тем не менее отдельные направления экономического регулирования присущи и современному функционированию ссудного процента. Так, посредством нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита. Он содействует рациональному сочетанию собственных и заемных средств. В условиях рыночного формирования уровня ссудного процента привлечение в оборот заемных средств является выгодным только при покрытии кредитом временных и необходимых дополнительных потребностей. Всякое излишнее использование кредита снижает общий уровень рентабельности вложений. Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов. Рост потребностей хозяйства в кредитах должен быть покрыт соответствующим приростом банковских депозитов как источников кредитования. Это ведет к повышению ставок депозитного процента до размера, уравновешивающего предложение депозитов и спрос на них со стороны банка. Напротив, при сокращении потребностей хозяйства в кредитах снизятся доходы банка от предоставляемых ссуд. Увеличить прибыль он сможет при сокращении пассивных операций. Таким образом, уменьшение притока ресурсов в кредитную систему выступает реакцией на снижение потребностей хозяйства в заемных средствах. В целом усиление роли банковского процента в экономике и превращение его в действенный элемент экономического регулирования непосредственно связаны с состоянием экономической ситуации в стране и ходом реформ. Для современных экономических отношений характерно усиление роли банковского процента как результат проявления его регулирующей функции. Существуют различные формы ссудного процента, их классификация определяется рядом признаков, в том числе: • формами кредита; • видами кредитных учреждений; • видами инвестиций с привлечением кредита; • сроками кредитования; • видами операций кредитного учреждения Для ссудного процента во всех его формах характерен следующий механизм использования: • Уровень ссудного процента определяется макроэкономическими факторами: соотношением спроса и предложения средств, степенью доходности на других сегментах финансового рынка, регулирующей направленностью процентной политики Центрального банка РФ, а также зависит от конкретных условий сделок как по привлечению, так и размещению средств. • Центральный банк РФ переходит от прямого административного управления нормой ссудного процента к экономическим методам регулирования уровня платы за кредит: посредством изменения платы за кредит на рефинансирование кредитных учреждений, путем маневрирования нормой обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ от суммы привлеченных вкладов, через изменение уровня доходности по операциям с государственными ценными бумагами. • Порядок начисления и взимания процентов определяется договором сторон. Как правило, применяется ежемесячное либо ежеквартальное начисление процентов. • Источник уплаты процента различается в зависимости от характера операции. Так, платежи по краткосрочным ссудам включаются в себестоимость продукции; расходы по долгосрочным и по просроченным кредитам относятся на прибыль предприятия после ее налогообложения. Земельная рента — это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количества которых (их запасы) строго ограничены. Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов, их фиксированное количество отличает рентные платежи от заработной платы, процента, прибыли. Два основных направления в современной экономической теории дают на этот вопрос разные ответы. Немарксистская наука придерживается концепции XVIII в., так называемой триединой формулы Ж.-Б. Сея. По сути, в ней просто констатируется факт: земля дает ренту. Однако общеизвестно, что одной из причин образования дохода от недвижимости является пространство. Объяснить данный факт «триединая формула» не в состоянии. Вместе с тем немарксистская наука содержит концепцию предельных величин в экономике, предельной полезности, предельных издержек, предельной производительности. Это важные предпосылки объяснения ренты. Формы земельной ренты Дифференциальная рента Причиной образования дифференциальной ренты является естественная монополия на объект хозяйства, иными словами, невозможно создать равные условия хозяйствования из-за естественных различий в плодородии, в транспортных издержках. Конкуренция не устраняет этих различий, так как перелив капитала не влияет на плодородие и местоположение. Результат - разная производительность труда при одних и тех же издержках, затратах труда и капитала. Сравните урожайность на севере и юге страны, добычу угля в шахте и в Открытом разрезе, эффект от фонтанирующей и не фонтанирующей нефтяной скважины. Монопольная рента Причина образования монопольной ренты — монополия на ограниченные факторы и результаты производства. Условием образования монопольной ренты являются редкость продукции, ее исключительность. Объектами монополии могут выступать природный или научный ресурс, интеллектуальная собственность. МР=|Ц0-Цп|, где МР - монопольная рента; Абсолютная рента
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.075 с.) |