ТОП 10:

Ответ к документу из «Архива Русской Революции»



Ответ к документу из «Архива Русской Революции»

С1.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
- Октябрьская революция (Октябрьский переворот) – возможны оба определения, используемые в учебниках - 26 октября – начало ноября 1917 г.  
Верно названы 2 элемента ответа 2
Верно назван 1 любой элемент ответа 1
Элементы не названы или все названы неверно                                              0
                                                                            Максимальный балл 2

С2.                                                                                      

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Может быть указано, что большевики названы победителями, так как:  - в руках большевиков оказался Петроград со всеми его учреждениями - существовавшее до выступления большевиков правительство (Временное правительство) было свергнуто и заключено в Петропавловскую крепость - военная сила была на стороне большевиков 2. Победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной из-за того, что: - большевики захватили власть только в Петрограде - были возможны столкновения между частями, верными Керенскому, и частями, выступавшими на стороне большевиков - в Москве происходили уличные сражения между большевиками и частью правительственных войск, юнкерами - петроградская Дума вела борьбу против большевиков
Верно названы 3 или более элементов ответа 2
Верно названы 1-2 любых элемент ответа 1
Элементы не названы, или все названы неверно 0
                                                                                  Максимальный балл 2

С3.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Внимательный анализ текста дает основание считать, что автор поддерживает свергнутую большевиками власть, относится к выступлению большевиков отрицательно. 2. При аргументации высказанного суждения может быть отмечено, например, что об упомянутом отношении автора свидетельствует следующее: - выступление большевиков названо переворотом - автор говорит об общем неверии в окончательную победу большевиков - автор уделяет особое внимание действиям антибольшевистский сил - приводится оценка петроградской Думы как демократического представительного органа, противостоящего большевикам
Приведено общее суждение и 2 или более положений в качестве аргументов 2
Приведено общее суждение и 1 аргумент 1
Элементы не названы, или все названы неверно 0
                                                                              Максимальный балл 2

 

 

С1-С3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на во­просы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Изписьма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано 1930г.).

«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой стране... И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...»

С 1.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Михаил Булгаков. 2. Могут быть названы произведения: - «Собачье сердце»; - «Роковые яйца»; - «Зойкина квартира»; - «Мастер и Маргарита»
Названы 2 или более элементов ответа (в том числе обязательно - фамилия писателя) 2
Назван 1 элемент - фамилия писателя 1
Элементы не названы или все названы неверно 0
Максимальный балл 2

С 2.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Может быть отмечено, что судьба писателя складывалась неоднозначно и драматично: - с одной стороны, его пьесы (например, «Дни Турбиных») ставились в театрах (во МХАТе и др.) и пользовались популярностью; - с другой стороны, в 1930-е гг. произведения Булгакова запрещались, не публиковались, некоторые из них были напечатаны только в 1960-е гг., уже после его смерти; - в последние годы жизни писатель был практически лишён возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, жил в изоляции
2. При объяснении причин того, что судьба Булгакова сложилась таким образом, может быть, например, сказано о пристрастном, в конечном итоге - недоброжелательном отношении к нему и его творчеству со стороны И. В. Сталина
Названы 3 или более элементов ответа 2
Названы 1-2 любых элемента 1
Элементы не названы или все названы неверно 0
Максимальный балл 2

 

С 3.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть дано следующее объяснение: - в названных Булгаковым произведениях («Бег», «Белая гвардия») речь идёт, так же, как и в романе Л. Н. Толстого, о событиях войны, затронувших всё российское общество; - Булгакова, так же, как и Толстого, интересуют не военные события сами по себе, а то, что происходит с людьми, их отношениями, чувствами и т. д.
Названы 2 или более элементов ответа 2
Названы 1 любой элемент 1
Элементы не названы или все названы неверно 0
Максимальный балл 2

С4

Назовите политические партии и блоки, представители которых вошли в 1917 г. в первый состав Временного правительства. Назовите Вопросы, решение которых Временное правительство отложило до созыва Учредительного собрания.

Ответ (критерии оценивания):

 

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы политические партии:

-  «Союз 17 октября» (октябристы)

-  конституционно-демократическая партия (кадеты)

-  партия социалистов-революционеров (эсеры)

-  Прогрессивный блок (прогрессисты)

2. Могут быть названы вопросы:

-  о будущем государственном устройстве страны

-  аграрный вопрос

-  рабочий вопрос

-  национальный вопрос

Указания к оцениванию Баллы
Названы 3 или более политических партий и 2 или более вопросов 4
Названы 2 политические партии и 2 или более вопросов 3
Названы 2 или более политических партий и 1 вопрос или 1 политическая партия и 2 вопроса 2
Названы 1 политическая партия и 1 вопрос 1
Назван только 1 элемент из части 1 или части 2, элементы ответа не названы, или все названы неверно 0
Максимальный балл 4

 

 

Коммунизма» и в годы нэпа.

Указания к оцениванию

Различным.

 

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. При этом во второй части

таблицы следует привести как различия по сопоставимым признакам, так

и те черты, которые были присущи только одному из объектов.

Элементы ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Различия этапов


 

С6

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Весной - осенью 1917 г. в России шла острая политическая борьба, в ходе которой решался вопрос об альтернативах развития страны. Одно из важных событий этого периода - выступление генерала Л.Г. Корнилова, В борьбе против него объединились самые разные силы - от А.Ф. Керенского до большевиков.

Почему совпали позиции столь различных политических сил? Чем закончилось выступление

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть названы причины: - возникла реальная угроза установления военной диктатуры - выступление Корнилова могло привести к падению Временного правительства - Корнилов требовал разгона Советов, в которых были представлены различные политические силы  
Верно названы 3 или более элементов ответа 2
Верно названы 1 - 2 любых элемента ответа 1
Элементы не названы, или все названы неверно 0
2А. В ответе должно быть сказано о поражении выступления Корнилова. Б. Могут быть названы следующие изменения в политической ситуации: - усиление влияния и авторитета Советов - укрепление   в   Советах   позиций  большевиков (большевизация Советов) - падение авторитета меньшевиков и эсеров - выдвижение большевиками курса на вооруженное восстание и передачу всей полноты власти Советам - утрата А. Ф. Керенским поддержки всех ведущих политических партий - -провозглашение России 1 сентября 1917 г. республикой  
Сказано о поражении Корнилова и названы 3 или более изменений 2
Сказано о поражении Корнилова и названы 1 - 2 изменения 1
Сказано о поражении Корнилова без указания изменений, элементы не названы, или все названы неверно 0
                                                                                         Максимальный балл 4

Корнилова? Какие изменения в политической ситуации произошли в конце августа - сентября 1917 г.? Приведите факты.

Ответ (критерии оценивания):

 

 

С6. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы. В начале 1920-х гг, в связи с болезнью В.И. Ленина остро встал вопрос о том, кто возглавил после него коммунистическую партию.

С6. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны победивший в войне народ ожидал изменения политики, обновления политических и хозяйственных структур. Какой путь развития был выбран сталинским руководством? Какими мерами он обеспечивался? Почему был выбран именно такой путь?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Сталинское руководство выбрало путь укрепления режима личной власти, тоталитарной модели общественного развития. 2. Меры, с помощью которых обеспечивался этот путь: - укрепление административно-командной системы - ужесточение трудовой дисциплины - восстановление и развитие хозяйства ускоренными темпами - приоритетное развитие тяжелой промышленности, усиление ВПК - возобновление сталинских репрессий  
Верно названо 2 и более элементов ответа. 2
Верно назван 1 любой элемент ответа. 1
Элементы не названы или все названы неверно. 0
3. Учащийся может назвать причины, почему был выбран этот путь: - власть И. В. Сталина после войны достигла апогея, и он использовал это, чтобы сохранить и укрепить существовавший режим - власть опасалась социальной нестабильности из-за того, что люди после войны ожидали перемен - режим единоличной власти не мог обходиться без нагнетания страха, поисков нового «образа врага» - начавшаяся "холодная война", обострение отношений с Западом подталкивали советское руководство к ужесточению внутренней политики, курсу на усиление военной мощи страны  
Верно названо 2 и более элементов ответа. 2
Верно назван 1 любой элемент ответа. 1
Элементы не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 

 

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. О продолжении революции свидетельствовали следующие события, явления: · нарастание стачечного движения · подъем национально-освободительного движения · усиление размаха крестьянских выступлений · выступления солдат, моряков · переход рабочих к вооруженным методам борьбы (Декабрьское вооруженное восстание в Москве)  
Верно названо 3 или более элементов ответа. 2
Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа. 1
2. События развивались таким образом · из-за нерешенности основных вопросов революции: (аграрного, национального, ликвидации самодержавия) · из-за ограниченного и формального характера объявленных в Манифесте 17 октября свобод · благодаря активной пропаганде большевиков  
Верно названо 2 и более элементов ответа. 2
Верно назван 1 любой элемент ответа. 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

С6. После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий рассматривали ситуацию как фактическую победу революции. Какие события, явления свидетельствовали о том, что революция      продолжалась? Почему события развивались таким образом?

 

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Вскоре после окончания Второй мировой войны страны, возглавлявшие антигитлеровскую коалицию, оказались в состоянии "холодной войны".

С 7. Западные историки наиболее высоко оценивают роль во Второй мировой войне и вклад в победу фронтов в Западной Европе и Северной Африке. Какие другие взгляды на роль отдельных фронтов в этой войне вы знаете? Какую точку зрения Вы считаете более убедительной и почему? Аргументируйте свое мнение фактами.

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Может быть приведен другой взгляд на проблему, выраженный в положениях:

- решающий вклад в победу в войне внес советско-германский фронт
- основные события и коренной перелом в войне произошли на советско-германском фронте

2. Учащийся может выбрать любую из названных оценок или иную оценку, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

А. При оценке решающей роли советско-германского фронта

- численность войск, количество дивизий на советско-германском фронте было значительно выше, чем на других фронтах
- такие операции, как Сталинградская, Курская и другие, были самыми крупными во Второй мировой войне
 количество военной техники было наибольшим в битвах на советско-германском фронте
- число воинов, погибших на советско-германском фронте с обеих сторон – наибольшее (гибель на этом фронте до 8 млн немецких солдат и офицеров; только при освобождении европейских стран погибло около 1 млн советских воинов, больше, чем у союзников во всей войне)
- советские войска освободили бoльшую часть оккупированной территории Европы

Б. При оценке решающей роли других фронтов

- проведение ряда относительно крупных сражений (сражение у Эль-Аламейна и др.)
- высадка англо-американских войск в Алжире и Марокко
- высадка западных союзников на Сицилии и Апеннинском полуострове, капитуляция Италии
- освобождение Франции после открытия второго фронта в Европе

Указания к оцениванию Баллы
Названо 2 или более положений, относящихся к альтернативной оценке, приведенной в задании (часть 1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведено 3 и более подтверждающих ее аргументов (часть 2 содержания ответа). 4
Названо 1 положение, относящееся к альтернативной оценке (часть1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведено 3 и более аргументов для ее обоснования (часть 2 содержания ответа). 3
Альтернативная оценка не названа, но приведено 3 и более положений, фактов, свидетельствующих о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения. 2
Альтернативные оценки отсутствуют, выбор позиции не заявлен, приводятся отдельные несистематизированные, но верные по существу положения о роли фронтов во Второй мировой войне. 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0

С.7 По словам Н.А. Бердяева, « В России в начале 20 века был настоящий культурный ренессанс». Какие другие суждения о развитии культуры в России в начале 20 в. Вам известны? Какое из суждений Вы считаете более убедительным? Приведите примеры положения, факты, которые могут служить подтверждающими его аргументами.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть приведены следующие суждения:

В России в начале 20 в. развитие культуры было в целом слабым, недостаточным, поскольку:

-большая часть населения оставалось неграмотной, малокультурной

существовал огромный разрыв между культурными уровнями разных слоев населения, культурной жизнью столиц и провинций

-высшие достижения культуры принадлежали небольшой группе избранных

2. Ученик может выбрать названные или любые иные суждения, но при этом должен привести подтверждающие аргументы, например:

А. Для суждения о « культурном ренессансе»:

-рост уровня образования

-увеличение тиража газет, журналов; рост выпуска литературы (в том числе» дешевых» изданий для народа)

-развитие науки (достижения мирового уровня в естественных науках), расцвет религиозной философии

-новые течения в художественной жизни (модерн в архитектуре, символизм, акмеизм, футуризм в литературе, новые течения в музыке, живописи)

-развитие кинематографа

-«Русские сезоны в Париже»

Б. Для суждения о недостаточном развитии культуры:

1 ужасающая нищета и невежество « низов общества»

-невысокий процент грамотных в стране (30 процентов в 1917 г.)

-закон о всеобщем начальном образовании рассматривался Думой в 1905 г., но так и не был принят

-ограниченный доступ для представителей низших сословий, «инородцев к среднему и высшему образованию

-рост упаднических, декадентских тенденций в искусстве

 

Указания к оцениванию

Приведено альтернативное суждение о низком уровне

 развития культуры в России в начале 20 века (часть 1 содержания), сделан выбор предпочтительногосуждения (в том числе сочетающего и положительную, и отрицательные характеристики), приведено 4 и более аргументов подтверждающих

избранное суждение (часть 2 содержания ответа)                                    4 балла

Приведено альтернативное суждение (часть 1 содержания ответа),

сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 2-3 аргумента в

 качестве подтверждения (часть 2 содержания ответа)                             3балла

Приведено альтернативное суждение, выбор суждения не сделан,

 но приведены не менее 2 фактов, положений

характеризующих развитие культуры в России в начале 20 в.               2 балла

Альтернативное суждение не названо, приведены

отдельные положения о развитии культуры в России в начале 20 в.    1 балл

Элементы ответа не названы, или все названы неверно                                               0 баллов

 

 

С 7. Некоторые политики, историки оценивают выдвижение М.С.Горбачевым концепции «нового политического мышления» в период перестройки в СССР как шаг, предпринятый под давлением Запада, направленный на отказ от собственных национальных позиций, государственных интересов СССР.

Какие другие оценки политического курса М.С.Горбачева Вам известны? Какую из оценок Вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют выбранную Вами точку зрения.

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть приведены другие оценки:

- проведение внешней политики на основе концепции «нового политического мышления» способствовало улучшению международных отношений, укреплению международной безопасности

- концепция строилась на осознании мира как единого целого, в котором не должно быть места угрозе взаимного уничтожения, применения силы, для решения любых противоречий

2. Ученик может выбрать одну из названных оценок или иную оценку, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

А. Для оценки, изложенной в задании

- во внешнеполитических действиях М.С.Горбачева проявилась излишняя уступчивость Западу

- непродуманность и поспешность ряда мер привели к негативным результатам и потерям для советской стороны, например, при решении проблемы объединения Германии

- разорваны связи со странами Восточной Европы

- распад СССР сделал США единственной сверхдержавой в мире

- ослаблена обороноспособность России

Б. Для альтернативных оценок, изложенных в части 1 измерителя:

- проведение нового курса способствовало разрядке напряженности в мире, улучшению отношений с Западом

-в результате договоренностей между СССР и США было положено начало уничтожению целого класса ракетно-ядерных вооружений

- расширилось сотрудничество СССР с США и др. странами

- был осуществлен вывод советских войск из Афганистана

Указания к оцениванию Баллы
Названа по меньшей мере 1 оценка, альтернативная приведенной в задании оценке (часть 1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 3 и более подтверждающих ее аргументов (часть 2 содержания ответа). 4
Названа 1 альтернативная оценка (часть1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 1-2 аргументов для ее обоснования (часть 2 содержания ответа). 3
Названа альтернативная оценка, выбор оценки не сделан, но приведены 2 и более положений, фактов, свидетельствующих о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения. 2
Альтернативные оценки отсутствуют, выбор позиции не заявлен, приводятся отдельные несистематизированные, но верные по существу положения. 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0

 

 

С7. Существует мнение политиков, историков о том, что Советский Союз виноват в распаде Варшавского блока и всего «лагеря социализма».Какие другие суждения о причинах названных событий вам известны? Какие из суждений вы считаете более убедительными? Приведите положения, факты, которые подтверждают вашу точку зрения.

        Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть приведены другие суждения, например: - распад «социалистического лагеря» имел объективные пред­посылки, связанные с политическими и экономическими про­блемами его возникновения и исторического пути
2. Ученик может выбрать одну из названных или иную оценку, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы,например: А. Для оценки, изложенной в задании: - политика гласности, «нового мышления» в период пере­стройки не только привела к демократизации жизни в СССР, но изменила и внешнеполитические установки руководства; - М.С. Горбачев отказался от давления СССР на социалистические страны, что способствовало демократическим процес­сам в них (при проведении «бархатных революций» в этих странах существовала уверенность, что военные силы против них применены не будут); - с 1989 г. был начат вывод советских войск из восточноевро­пейских стран; - при полном нейтралитете СССР были распущены СЭВ и ОВД; - руководство СССР согласилось на объединение ГДР и ФРГ, не выдвигая особых условий. Б) Для оценки, изложенной в части 1 измерителя: - после Второй мировой войны в восточноевропейских странах внедрялась сталинская модель социалистического развития; - отношения СССР с социалистическими странами неодно­кратно осложнялись (с Югославией в 1948 г., Венгрией в 1956 г., Чехословакией в 1968 г. и др.), выступления в ряде стран подавлялись с помощью военных сил ОВД; - «доктрина Брежнева» ограничивала суверенитет социалистических стран, в которых, как и в СССР, существовавшая модель общественно-политической системы тормозила их развитие, и с наступлением кризиса в СССР она неизбежно долж­на была рухнуть
Названа по меньшей мере 1 оценка, альтернативная приведен­ной в задании оценке (часть 1 ответа), сделан выбор предпочти­тельной оценки, приведены 3 или более подтверждающих ее ар­гументов (часть 2 ответа) 4
Названа альтернативная оценка, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 1—2 подтверждающих её аргумента 3
Названа альтернативная оценка, выбор оценки не сделан, но приведены 2 или более фактов, положений, свидетельствующих о том, что учащийся придерживается определенной точки рения 2
Альтернативные оценки не названы, выбор позиции не заявлен, приведены отдельные несистематизированные, но верные по существу положения 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно 0
                                                                                   Максимальный балл 4

 

Ответ к документу из «Архива Русской Революции»

С1.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
- Октябрьская революция (Октябрьский переворот) – возможны оба определения, используемые в учебниках - 26 октября – начало ноября 1917 г.  
Верно названы 2 элемента ответа 2
Верно назван 1 любой элемент ответа 1
Элементы не названы или все названы неверно                                              0
                                                                            Максимальный балл 2

С2.                                                                                      

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Может быть указано, что большевики названы победителями, так как:  - в руках большевиков оказался Петроград со всеми его учреждениями - существовавшее до выступления большевиков правительство (Временное правительство) было свергнуто и заключено в Петропавловскую крепость - военная сила была на стороне большевиков 2. Победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной из-за того, что: - большевики захватили власть только в Петрограде - были возможны столкновения между частями, верными Керенскому, и частями, выступавшими на стороне большевиков - в Москве происходили уличные сражения между большевиками и частью правительственных войск, юнкерами - петроградская Дума вела борьбу против большевиков
Верно названы 3 или более элементов ответа 2
Верно названы 1-2 любых элемент ответа 1
Элементы не названы, или все названы неверно 0
                                                                                  Максимальный балл 2

С3.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Внимательный анализ текста дает основание считать, что автор поддерживает свергнутую большевиками власть, относится к выступлению большевиков отрицательно. 2. При аргументации высказанного суждения может быть отмечено, например, что об упомянутом отношении автора свидетельствует следующее: - выступление большевиков названо переворотом - автор говорит об общем неверии в окончательную победу большевиков - автор уделяет особое внимание действиям антибольшевистский сил - приводится оценка петроградской Думы как демократического представительного органа, противостоящего большевикам
Приведено общее суждение и 2 или более положений в качестве аргументов 2
Приведено общее суждение и 1 аргумент 1
Элементы не названы, или все названы неверно 0
                                                                              Максимальный балл 2

 

 

С1-С3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на во­просы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Изписьма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано 1930г.).

«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой стране... И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...»







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.027 с.)