Возрастные кризисы – кризисы детства, подросткового, среднего возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные кризисы – кризисы детства, подросткового, среднего возраста.



В психологических теориях категория «возрастной кризис» используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека.

Суть возрастных кризисов зак­лючается в изменении системы связей человека с ок­ружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они отно­сятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического раз­вития.

В период возрастных кризисов резко изменяется эмо­циональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженно­сти, снижения работоспособности, дезадаптированнос-ти и т. д. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний лич­ности: человек не может обеспечивать продуктивное вы­полнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий.

Если рассматривать возрастные кризисы с точки зре­ния перемен, наступающих в поведении ребенка, то все они характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными: часто вступают в кон­фликт с окружающими взрослыми, особенно родителя­ми и воспитателями; у них возникает отрицательное от­ношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходя­щее до упрямства и негативизма.

Проблематика возрастных кризисов в онтогене­зе является актуальной, чрезвычайно интересной и в то же время недостаточно разработанной в теоретическом и экспериментальном плане. Само понятие «возрастной кризис» является одним из наименее четко определен­ных и, часто не имеет законченной формы. Тем не менее, термин широко употребляется и среди психологов, и среди педагогов. С содержательной точки зрения пери­оды возрастных кризисов представляют интерес, по­скольку отличаются специфическими особенностями процесса психического развития (наличие резких изме­нений в психике, обострение противоречий, негативный характер развития и т. д.). Кризисный период оказыва­ется трудным для ребенка, а также для окружающих его взрослых — педагогов и родителей, которым стано­вится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком карди­нальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и пред­ставляет особую сложность для взрослых. Для того что­бы подобрать адекватные воспитательные меры, необ­ходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, ново­образования кризисного периода. Данные вопросы и раскрываются в пособии. Возрастные кризисы харак­терны не только для детского возраста, выделены так­же нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы от­личаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека и т. д. В пособии приведены общие характеристики изменений в период кризисов взрослости.

Будущим специалистам в сфере образования необхо­димо проанализировать сложное и много аспектное по­нятие «возрастной кризис», изучить содержание и на­правления коррекционной работы. Цель данного посо­бия — формирование представлений о возрастном кри­зисе как предмете психологического исследования. За­дачами являлись: раскрыть исследования критических возрастов, как общетеоретических, так и описывающих конкретные возрастные переходы; проанализировать содержание и структуру возрастных кризисов; изучить основные положения практической психологии возрас­тных кризисов. Данными задачами определена струк­тура пособия. Оно начинается с изложения общих воп­росов возрастной психологии, с краткого обзора отече­ственных исследований, посвященных возрастным кри­зисам (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, К.Н. Поливанова и др.), описывается структура возрас­тного кризиса, отмечаются основные отличия процесса психического развития в стабильные и критические пе­риоды. После изложения общих вопросов следует ха­рактеристика содержания возрастных кризисов в онто­генезе: кризисов в дошкольном возрасте, кризисов в школьном возрасте и кризисов взрослости. В конце работы раскрываются некоторые вопросы психологичес­кого воздействия на человека в период возрастного кри­зиса, приводятся обобщенные рекомендации, описываются особенности психологического консультирования людей, направления в психотерапевтической работе.

Фактический и теоретический материал изложен в рамках традиций отечественной психологической шко­лы и основан на идеях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.

Цель работы – рассмотреть психологическую сущность, структуру и содержание возрастных кризисов.

Задачи работы:

1) изучить сущность возрастного кризиса;

2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.

Возрастные кризисы — это особые, относительно не­продолжительные по времени (до года) возрастные пе­риоды, характеризующиеся резкими психическими из­менениями. Возрастные кризисы возникают при пе­реходе от одной возрастной ступени к другой, свя­заны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его дея­тельности и сознания.

В отечественной психологии термин «возрастные кри­зисы» введен Л.С. Выготским и определен как целост­ное изменение личности человека, регулярно возника­ющее при смене стабильных периодов.

По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обуслов­лен возникновением основных новообразований пред­шествующего стабильного периода, которые приво­дят к разрушению одной социальной ситуации раз­вития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зави­сят от индивидуальных особенностей, социальных и мик­росоциальных условий.

Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, ре­зультат неправильного воспитания. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может от­рицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиа­лектически настроенные авторы признают необходи­мость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кри­зисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не бу­дет полноценно развиваться дальше.

Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знамену­ют собой завершение предыдущего этапа развития и на­чало последующего. Каждое системное ново­образование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являюще­еся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси­хологического развития ребенка в соответствующий пе­риод, не остается нейтральным по отношению к даль­нейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве перелом­ных этапов онтогенетического развития личности, ана­лиз которых позволит вскрыть психологическую сущ­ность этого процесса.

Все эти особенности детей, переживающих крити­ческий период, говорят об их фрустрированности. Фрустрация же, как известно, возникает в ответ на депривацию каких-то существенных для человека по­требностей. Поэтому можно сделать вывод, что на сты­ке двух возрастов такую реакцию дают дети, у кото­рых не удовлетворяются или даже активно подавля­ются те новые потребности, которые появляются в кон­це каждого этапа психического развития вместе с цен­тральным, т. е. личностным, новообразованием соот­ветствующего возраста. При этом Л.И. Божович под­черкивала, что следует различать фрустрацию потреб­ности, связанную с ее насильственным подавлением социальными требованиями (от кого бы они не исходи­ли — от окружающих людей или от самого субъекта), и те случаи, когда потребность не удовлетворяется в результате отсутствия у субъекта соответствующих способов ее удовлетворения. Противоречие между субъектом и его возможностями не является конфликтом, оно выступает в качестве основной движущей силы психического развития.

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертат-ный кризис; кризис семнадцати лет; кризис трид­цати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и опи­сан кризис семи лет (7-й год в жизни ребенка — пере­ходный между дошкольным и отроческим периодом). Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в вос­питательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, на­строения и т. д. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограничен­ный коротким промежутком времени, личность ребен­ка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребе­нок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строп­тивость, упрямство, негативизм, капризность, своево­лие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровож­дают весь период.

Еще позже был изучен кризис тринадцати лет, кото­рый описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчер­пывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармо­ничность во внутреннем строении личности, свертыва­ние и отмирание прежде установившейся системы ин­тересов, негативный, протестующий характер поведе­ния позволяют характеризовать этот период как ста­дию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я» и мир разделены более, чем в иные периоды.

Сравнительно недавно было теоретически осознано то положение, что хорошо изученный с фактической стороны переход от младенческого возраста к раннему детству, совершающийся около одного года жизни, представляет собой в сущности тоже критический пе­риод со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития. Чтобы получить законченную цепь крити­ческих возрастов, Л.С. Выготский предложил вклю­чить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского разви­тия, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожа­луй, самым ярким и несомненным кризисом в разви­тии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попа­дает в совершенно новую среду, которая меняет весь строй его жизни, характеризует начальный период вне-утробного развития. Кризис новорожденности отделя­ет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трех лет — переход от ран­него детства к дошкольному возрасту. Кризис семи лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, раскрывается закономерная картина: критические пе­риоды перемежают стабильные и являются перелом­ными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектичес­кий процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революцион­ным путем.

К.Н. Поливанова дала следующее определение по­нятию «возрастной кризис»: это преобразование соци­альной ситуации развития, при котором старая соци­альная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержа­ние возрастного кризиса состоит в том, что происхо­дит субъективация новообразования предшествующе­го стабильного периода, т. е. превращение новообразо­вания стабильного периода в субъектную способность индивида.

Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно пережива­ет человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых соци­альных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисные дисфункции (нарушение, разлад функций) могут иметь непродолжительный характер, иногда ос­таваясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут быть достаточно затяжны­ми, длительными.

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологи­ческих особенностей: характера, эмоционально-мотивационной сферы и др. На­чало кризисного периода знаменуется конфликтом меж­ду желаемым и доступным, т. е. рассогласованием реф­лексивных моделей (представления человека о собствен­ной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация пре­жней ведущей деятельности в новых возрастных усло­виях затруднена, невозможна, возрастная детерминан­та исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздра­жители неадекватно интенсивными реакциями, что при­водит к существенным изменениям в поведении, появ­лении трудновоспитуемости.

Возрастные кризисы — это особые, относительно не­продолжительные по времени (до года) возрастные пе­риоды, характеризующиеся резкими психическими из­менениями. Возрастные кризисы возникают при пе­реходе от одной возрастной ступени к другой, свя­заны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его дея­тельности и сознания.

В отечественной психологии термин «возрастные кри­зисы» введен Л.С. Выготским и определен как целост­ное изменение личности человека, регулярно возника­ющее при смене стабильных периодов.

По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обуслов­лен возникновением основных новообразований пред­шествующего стабильного периода, которые приво­дят к разрушению одной социальной ситуации раз­вития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зави­сят от индивидуальных особенностей, социальных и мик­росоциальных условий.

Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, ре­зультат неправильного воспитания. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может от­рицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиа­лектически настроенные авторы признают необходи­мость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кри­зисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не бу­дет полноценно развиваться дальше.

Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знамену­ют собой завершение предыдущего этапа развития и на­чало последующего. Каждое системное ново­образование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являюще­еся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси­хологического развития ребенка в соответствующий пе­риод, не остается нейтральным по отношению к даль­нейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве перелом­ных этапов онтогенетического развития личности, ана­лиз которых позволит вскрыть психологическую сущ­ность этого процесса.

Все эти особенности детей, переживающих крити­ческий период, говорят об их фрустрированности. Фрустрация же, как известно, возникает в ответ на депривацию каких-то существенных для человека по­требностей. Поэтому можно сделать вывод, что на сты­ке двух возрастов такую реакцию дают дети, у кото­рых не удовлетворяются или даже активно подавля­ются те новые потребности, которые появляются в кон­це каждого этапа психического развития вместе с цен­тральным, т. е. личностным, новообразованием соот­ветствующего возраста. При этом Л.И. Божович под­черкивала, что следует различать фрустрацию потреб­ности, связанную с ее насильственным подавлением социальными требованиями (от кого бы они не исходи­ли — от окружающих людей или от самого субъекта), и те случаи, когда потребность не удовлетворяется в результате отсутствия у субъекта соответствующих способов ее удовлетворения. Противоречие между субъектом и его возможностями не является конфликтом, оно выступает в качестве основной движущей силы психического развития.

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертат-ный кризис; кризис семнадцати лет; кризис трид­цати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и опи­сан кризис семи лет (7-й год в жизни ребенка — пере­ходный между дошкольным и отроческим периодом). Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в вос­питательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, на­строения и т. д. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограничен­ный коротким промежутком времени, личность ребен­ка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребе­нок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строп­тивость, упрямство, негативизм, капризность, своево­лие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровож­дают весь период.

Еще позже был изучен кризис тринадцати лет, кото­рый описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчер­пывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармо­ничность во внутреннем строении личности, свертыва­ние и отмирание прежде установившейся системы ин­тересов, негативный, протестующий характер поведе­ния позволяют характеризовать этот период как ста­дию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я» и мир разделены более, чем в иные периоды.

Сравнительно недавно было теоретически осознано то положение, что хорошо изученный с фактической стороны переход от младенческого возраста к раннему детству, совершающийся около одного года жизни, представляет собой в сущности тоже критический пе­риод со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития. Чтобы получить законченную цепь крити­ческих возрастов, Л.С. Выготский предложил вклю­чить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского разви­тия, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожа­луй, самым ярким и несомненным кризисом в разви­тии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попа­дает в совершенно новую среду, которая меняет весь строй его жизни, характеризует начальный период вне-утробного развития. Кризис новорожденности отделя­ет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трех лет — переход от ран­него детства к дошкольному возрасту. Кризис семи лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, раскрывается закономерная картина: критические пе­риоды перемежают стабильные и являются перелом­ными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектичес­кий процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революцион­ным путем.

К.Н. Поливанова дала следующее определение по­нятию «возрастной кризис»: это преобразование соци­альной ситуации развития, при котором старая соци­альная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержа­ние возрастного кризиса состоит в том, что происхо­дит субъективация новообразования предшествующе­го стабильного периода, т. е. превращение новообразо­вания стабильного периода в субъектную способность индивида.

Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно пережива­ет человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых соци­альных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисные дисфункции (нарушение, разлад функций) могут иметь непродолжительный характер, иногда ос­таваясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут быть достаточно затяжны­ми, длительными.

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологи­ческих особенностей: характера, эмоционально-мотивационной сферы и др. На­чало кризисного периода знаменуется конфликтом меж­ду желаемым и доступным, т. е. рассогласованием реф­лексивных моделей (представления человека о собствен­ной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация пре­жней ведущей деятельности в новых возрастных усло­виях затруднена, невозможна, возрастная детерминан­та исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздра­жители неадекватно интенсивными реакциями, что при­водит к существенным изменениям в поведении, появ­лении трудновоспитуемости.

Л. С. Выготский[править | править код]

Основы понимания кризиса были заложены Л. С. Выготским. Развитие — философская категория, которая всегда определяется как качественные изменения. Количественные изменения — просто накопление и наращивание всего того, что уже есть. Следовательно, развитие человека определяется качественными преобразованиями. Выготский, опираясь на идеи философии, представлял развитие человека как чередование периодов накопления и резких качественных скачков. Л. С. Выготский выделял стабильные (литические) и критические периоды развития (кризисы). В литические возраста происходит накопление и наращивание определённый функций, а кризис — это резкий скачок развития, период качественных преобразований. Основным содержанием критических периодов является перестройка социальной ситуации развития.[2]. Также им был выдвинут постулат о том, что в этих периодах на протяжении очень короткого времени происходят резкие и капитальные сдвиги и переломы в развитии личности ребёнка[2]. Чередование литических и критический периодов — является основой динамики возраста, а также являются конструктами для построения возрастной периодизации.[2]. К концу данного возраста ребёнок становится абсолютно другим существом. Это означает, что необходимо должна измениться социальная ситуация развития[2]. Это происходит потому, что движущие силы развития ребёнка в каком- либо возрасте приводят к разрушению основы развития всего возраста, таким образом возникает необходимость аннулирования социальной ситуации развития. Так происходит переход развития к следующей возрастной ступени[2]. Противоречие является движущей силой развития, следовательно, кризисы являются движущей силой развития. Кризисы, выделенные Л. С. Выготским:[2]

· кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

· кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;

· кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис подросткового возраста (13 лет)

А. Н. Леонтьев[править | править код]

А. Н. Леонтьев внёс свой вклад в изучение кризисов психического развития. Он ввёл понятие ведущей деятельности[3]. А,Н. Леонтьев утверждал, что, каждая стадия развития ребёнка характеризуется определённым, ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности. Это отношение реализуется в ведущей деятельности[3].. Таким образом, социальная ситуация развития опосредуется ведущей деятельностью. А. Н. Леонтьев постулирует, что именно изменение ведущего типа деятельности, то есть ведущего отношения ребёнка к действительному является признаком перехода от одной стадии развития к другой[3].

Л. И. Божович[править | править код]

Л. И. Божович в периодизации развития и выделении нормативных возрастных кризисов делала основной акцент на формирование личности. Предложенная ею периодизация опирается на такие понятия, как «социальная ситуация развития» и «новообразования». Л. И. Божович утверждает, что новообразование включается в себя аффективный компонент и является носителем побудительной силы[4]. Поэтому центральное новообразование периода становится исходным для формирования развития личности ребёнка следующего возраста. Исходя из этого, Л. И. Божович предлагает рассматривать кризисы как переломные этапы онтогенетического развития личности[4]. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего. У ребёнка появляются новые потребности, которые определяют взаимоотношения ребёнка с окружающей социальной действительностью, и таким образом, определяют ход дальнейшего развития, но родители не всегда могут считаться с новыми образованиями потребностной сферы. Эта депривация порождает противоречие, таким образом, можно утверждать о существовании кризисов. Л. И. Божович вслед за Л. С. Выготским выделяет кризисы: 1-го года жизни, кризис 3-го года жизни, кризис 7-ми лет, кризис подросткового возраста[4].

Д. Б. Эльконин[править | править код]

Основная статья: Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

На основе рассмотрения ведущих деятельностей каждого возраста, Д. Б. Эльконин приходит к выводу о том, что существуют две системы, в которых происходит развитие ребёнка: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый»[5]. В первой системе происходит развитие операциональной, умственной сферы; а во второй — развитие потребностно-мотивационной, личностной сферы. Исходя из этого, он разбивает каждую эпоху на два периода. В первом периоде ведущей деятельностью является деятельность в одной системе, а во втором периоде — в другой. Д. Б. Эльконин выделил три эпохи развития: младенчество, детство и подростковый возраст[5]. Д. Б. Эльконин проанализировал идеи предшественников (идеи П. П. Блонского о существовании эпох и периодов, а также его идеи понимания развития как процесса качественных преобразований; идеи Л. С. Выготского о критических и литических возрастах, А. Н. Леонтьева и С. Я. Рубинштейн о движущих силах развития и о зависимости развития психики от ведущей деятельности; М. И. Лисиной, Л. И. Божович) и на основе данного теоретического базиса создал периодизацию психического развития ребёнка[5].

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и новообразованиями. Д. Б. Эльконин выделил эпохи и периоды развития. Эпохи включают в себя два периода. Переходы между эпохами и периодами — кризисы. Кризисы между эпохами — «большие» кризисы, а между периодами — «малые» кризисы[5].

В каждом возрастном периоде развития ведущая деятельность ребёнка разворачивается в одной из двух систем, развитие другой системы запаздывает, поэтому в следующем периоде она станет ведущей, чтобы развитие шло гармонично. Те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, называются кризисами, то есть разница в развитии операциональной и мотивационной сферы. Это и есть закон детского развития, который Д. Б. Эльконин назвал законом периодичности[5].

Исходя из вышеизложенных постулатов, Д. Б. Эльконин составил периодизацию развития ребёнка, которая во многом схожа с периодизацией, созданной Л. С. Выготским[5]:

· Кризис новорождённости

· Эпоха раннего детства (0-3 лет)

o Период младенчества (2-12 мес.). Кризис кризис первого года жизни(малый кризис) — когда ребёнок начинает ходить, получает свободу в передвижении и возникают аффективно-заряженные мотивирующие представления, распад «пра-Мы»;

o Период раннего возраста (1-3 года). Кризис трёх лет (кризис «Я сам») — «большой» кризис, в котором происходит перестройка отношений ребёнка и взрослого в пользу автономии ребёнка.

· Эпоха детства

o Период дошкольного возраста (3-7 лет). Кризис 6-7 лет («малый» кризис), в котором происходит утрата детской непосредственности, что является фундаментом для психологической готовности к школе;

o Период младшего школьного возраста (7-11 лет): кризис 12 лет («большой» кризис), в котором происходит перестройка отношений со взрослыми, рождается особая форма самосознания — чувство взрослости.

· Эпоха подростничества:

o Период младшего школьного возраста (12-15 лет); кризис 15 лет («малый» кризис), в котором формируется эго-идентичность, рождается индивидуальное самосознание;

o Период старшего подросткового возраста (15-17 лет); кризис 17 лет («большой» кризис) — знаменует окончание эпохи подростничества и означает вступление во взрослость.

Нормативные кризисы периодов взрослости[править | править код]

Изучением кризисов взрослых возрастов занимались в основном западные психологи. К. Юнг утверждал, что, если в детстве ведущим процессом был процесс социализации, то в зрелости доминируют процессы индивидуации личности[6]. Нормативные возрастные кризисы развития имеют социально- историческую культурную природу и возникают только тогда, когда личность имеет право и возможность выбора своего пути. В Средневековье судьба в сфере профессии, семьи была предопределена, поэтому причины для возникновения кризиса середины жизни не было[7].Нормативные кризисы взрослых периодов имеют ряд особенностей[7].

1. Возникают реже, так как темп психического развития с возрастом снижается.

2. Они не имеют жесткой привязки к хронологическому возрасту

3. Протекают более осознанно и преимущественно во внутреннем плане

Признанными нормативными возрастными кризисами зрелости считают:

1. кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года);

2. кризис 30 лет; кризис середины жизни (40-45 лет);

3. кризис (50-55 лет); кризис прекращения активной профессиональной деятельности и выхода на пенсию[4]. Также, Е. Е. Сапогова выделяет смерть как кризис индивидуальной жизни, как последнее критическое событие в жизни человека[8].

Нормативные кризисы в исследованиях Д. Левинсона[править | править код]

Дэниел Левинсон[9] провел крупное исследование на взрослой выборке; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Параллельно с этим изучались биографии известных людей, с целью проследить их жизненный путь и момент перехода во взрослость. Д. Левинсон и его коллеги определили три основных этапа жизни мужчин, которые сходны с моделью роста у женщин. Каждый из этапов длится примерно 15-25 лет. Особое внимание Д.Левинсон уделял исследованию периода от 35 до 45 лет. Левинсон выделяет 4 этапа жизни: этап предвзрослости (0-22 года), этап ранней взрослости (17-45 лет), этап средней взрослости (40 65 лет), этап поздней взрослости (60 и далее).[10]. Левинсон выделил переходы:

1. к ранней взрослости — 17 — 22 года;

2. переход 30-летия — 28- 33 года;

3. переход средней взрослости — 40- 45 лет;

4. переход 50-летия — 50- 55 лет;

5. переход к поздней взрослости — 60-65 лет.

Переходные периоды являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке[11]

Кризисы развития происходят только в случае возникновения трудностей у человека в какой-либо из этих периодов. В мужских и женских выборках модель роста включала в себя критический период примерно в возрасте 30 лет, во время сомнений, неудовлетворенности, когда карьерные цели и жизненный уклад подвергаются пересмотру. Также исследования показали, что переходы и кризисы у женщин больше связаны с такими событиями как рождение детей или их отделение от мамы, чем с возрастом[10].

Д. Левинсон при рассмотрении кризиса «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года), выделяет две главные задачи этого периода: сепарация (отделение) от родителей и поиск своего места во взрослом обществе Важнейшей задачей является создание «мечты» как идеальной модели жизненной структуры личности. Хавигхерст выделил следующие задачи развития в юношеском возрасте:[12]

1. Принятие собственной внешности и умение эффективно использовать своё тело, то есть умением осмысленно управлять своим телом;

2. Усвоение половой роли;

3. Установление отношений с ровесниками обоих полов на более зрелом уровне;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.064 с.)