Работа на уровне слов, предложений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа на уровне слов, предложений.



АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ,

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

1. Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами.

Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.

Эффект обучения будет лучше, если обучающий нарисует (напечатает) каждый столбик печатными буквами на отдельном листе бумаги крупным шрифтом.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2. Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.

Перед чтением каждого столбика дать ребёнку следующее задание:

а) запомнить как можно больше слов;

б) запомнить гласные в словах.

После чтения можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки (по памяти).

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

Нужно помнить, что без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего, следует тренировать детей в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Следующие виды упражнений преследуют эту цель.

Кроме того подобные упражнения обеспечивают высокую мыслительную активность в процессе обучения чтению, расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.

Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), чётко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе. после прочтения столбика слова сопоставляются, выясняется из звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.

3. Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

4. Чтение форм одного и того же слова.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

5. Чтение однокоренных слов.

Каждое слово из всех групп однокоренных слов пишется на отдельных полосках бумаги. Каждая группа слов – в отдельном конверте, а опорное слово группы написано цветным фломастером. (Пособие «Семьи родственных слов»)

Последовательность выполнения задания следующая. Взрослый выкладывает на столе 2 – 3 группы однокоренных слов. Ребёнок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные. В заключении ребёнок восстанавливает группы слов, находит «родственников».

Можно предложить ребёнку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах. Как известно, чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв в них, является очень хорошим упражнением.

При выполнении подобного упражнения не следует требовать от ребёнка уяснения оттенков значения каждого слова. Главное – обращать внимание детей на звуковую и семантическую общность однокоренных слов, на то, что гласные в корне этих слов пишутся единообразно.

6. Составление слов из их частей.

Увлекательной и интересной может быть работа по составлению слов из его частичек – приставок, суффиксов, корней, окончаний (если ребёнок ещё не знает этих терминов, не следует их употреблять)

Пред началом работы педагог на глазах у ребёнка разрезает определённое количество слов на части, например, поло – оньк – а, дяд – еньк – а, лис – оньк – а, ноч – еньк – а (количество слов зависит от возможностей ребёнка).

Затем различные частички всех слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.

Дополнительные задания:

а) Прочитай слова, как можно быстрее

б) Запомни 3 – 4 слова. Составь из букв разрезной азбуки.

в) «Найди заблудившиеся частички». Педагог неправильно составляет слова - ученик исправляет ошибки.

г) Составь предложение с 3 – 4 словами.

Материал может быть следующим:

Слова с суффиксами

- ОНЬК

полосонька, лисонька, волосоньки, берёзонька, головонька, глазоньки, липонька.

- УШК

травушка, деревушка. лебёдушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка, говорушка, журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка.

(слова с суффиксами - еньк, - ищ, - ин, - к, - ек. – ени, - ок, - ик, - ист, - ник, - онок,

- ёнок)

Слова с приставками

Перехватить, выхватить, обхватить, отхватить, прихватить, захватить, схватить, охватить, ухватить, подхватить.

Вшить, пошить, перешить, прошить, зашить, ушить, нашить, сшить, вышить …

При-го-рок, пере-нос-иц-а, про-хлад-н-ый, за-мороз-к-и, e-краш-ени-е и т.д.

7. Работа с рифмованными текстами.

Совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

8. Чтение «зашифрованных» слов с использованием наглядности.

Здесь педагог может проявить фантазию, выдумку, чтобы разнообразить чтение и отыскать в этом процессе как можно больше занимательных моментов.

Задания могут быть самыми разнообразными: «Расставь слоги по порядку»,

«Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»;

Учимся видеть слова среди других букв – «Теремок», учимся увидеть на строчке и прочитать слова, обозначающие а) названия цветов; б) названия деревьев – «Венок», «Свари компот» (сложить слова из слогов), «Башмачок» (отыщи среди букв названия обуви), «Фрукты» (отыщи среди букв названия фруктов), «Первоцветы» (отыскиваем названия цветов) – причём все эти задания можно брать и на других уроках, таких как природоведение, ознакомление с окружающим миром и т.д. - вот вам и межурочная связь.

Чтение слов с усложнением – «Цветок» (чтение через один лепесток), «Солнышко» (чтение через один лучик), «Читаем слова перечёркнутые, недописанные, чуть закрытые», «Слова, в которых буквы разбежались», «Чтение по направлению стрелок», «Прочитай загадку (предложение) по схеме», «Чтение по порядку возрастания цифр», «Чтение со сквозной буквой» и др.

 

Кроме техники чтения, во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор, который влияет на зрительное восприятие и внимание. Выполняя эти упражнения, предотвращаются ошибки на оптическую дисграфию и дислексию, вырабатывается сноровка, сообразительность, техничность при «чтении с усложнением».

Используемая литература:

1. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей»

С-Петербург, Издательский Дом «МиМ», 1997.

2. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников»

С-Петербург, Лениздат, Издательство «Союз», 2002.

3. Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» /книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов/ Издательство «Флинта», 1997.

4. Логопедия /под. Редакцией Волковой Л. С./

Москва, «Просвещение», 1989.

5. Гаврина, Кутявкина «Учимся читать» /рабочая тетрадь/

6. Венгер, Дьяченко «Угадай, как нас зовут» Москва, «Просвещение», 1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЛАК ПАР СОК ДОН СОМ ВОТ МОЛ

РАК БАР ТОК ВОН СОН ВОН ПОЛ

БАК ВАР ДОК СОН СОТ ВОЛ ТОЛ

МАК МАР РОК КОН СОК ВОЗ КОЛ

ВАК ДАР КОК ЗОН СОР ВОД ГОЛ

ТАК ШАР БОК ТОН СЫР ВОР ВОЛ

КАК ЖАР ЦОК БОН ДЫР ВОМ ЗОЛ

СУК ЗИЛ ВАЛ МАЛ ВЕС НЁС МЯЛ

РУК БИЛ ВОЛ МЯЛ ЛЕС ЛЕЩ ВЯЗ

ЛУК НИЛ ВИЛ МЮЛ ЛЕЩ ТЁС ВЯЗ

ЖУК МИЛ ВЫЛ МИЛ ЦЕЛ ВЁЗ РЯД

БУК ГИЛ ВЯЛ МОЛ БЕЛ ТЁК СЯДЬ

ПИЛ ВЮЛ МЕЛ МЕЛ МЁЛ ПЯТЬ

ЛИЛ ВЁЛ МЁЛ ПЕЛ ВЁЛ МЯТЬ ВИЛ МУЛ СЕЛ ЛЁГ ЗЯБЬ МЁД ЗЫБЬ

ДЕНЬ ОСЬ КОРЬ РУЛЬ МОЛЬ ВЫТЬ

ПЕНЬ РУСЬ ХОРЬ НУЛЬ НОЛЬ РЫТЬ

ЛЕНЬ ГУСЬ ЯКОРЬ КУЛЬ ЗОЛЬ ДЫТЬ

ОЛЕНЬ РЫСЬ УГОРЬ МЫЛЬ РОЛЬ НЫТЬ

ОСЕНЬ ЛЯСЬ УВОРЬ ПЫЛЬ СОЛЬ БЫТЬ

ЗЕЛЕНЬ ВЕСЬ ХВОРЬ БЫЛЬ ТОЛЬ МЫТЬ

РЕМЕНЬ ПЕСЬ БОЛЬ ГОЛЬ

РЕВЕНЬ СПЕСЬ

РЕВЕТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МАМА САДЫ ЛУНА НОСЫ РАКИ МИНА

ПАПА РАДЫ ЛУПА КОСЫ ЛАКИ ЛИПА

БАБА РАМЫ РУКА РОСЫ МАКИ КИПА

ВАТА ЛАПЫ МУКА РОЗЫ БАКИ КИСА

ЛАПА ВАЗА ГУБА ВОЗЫ ШАГИ ЛИСА

ПАРА ФАРЫ ДУГА ВОРЫ ШАЛИ ПИЛА

РАМА ДАРЫ ДУМА НОТЫ ЖАЛИ СИЛА

РАНА ШАРЫ КУМА ДОТЫ ПАЛИ БИЛА

МЫЛИ ВИЛЫ ГАЛЯ МЕРА ГОРА ПАНАМА

БЫЛИ ПИЛЫ ВАЛЯ СЕРА КОРА ПАЛАТЫ

ВЫЛИ ЛИСЫ ВАНЯ ВЕРА НОРА САЛАТЫ

БЫКИ ЛИПЫ ТАНЯ ПЕЛА ПОРА ХАЛАТЫ

РЫЛИ КИТЫ БАНЯ СЕЛА ОПОРА НАГАНЫ

НЫЛИ НИВЫ ВАРЯ ВЕНА ШПОРЫ ЗАВАЛЫ

ДЫНИ СИЛЫ НАДЯ ЛЕНА ШТОРЫ БАЗАРЫ

МЫШИ МИЛЫ ВАДЯ ГЕНА СТОНЫ

ВОРОНЫ ЛАВОЧКА ВОРОНКА ПАШНЯ НЁС

ПОРОДЫ ЛАПОЧКА КОЛОНКА БАШНЯ СНЁС

БОРОДЫ ПАПОЧКА КОРОБКА КАПЛЯ ВЁЗ

ДОЗОРЫ ШАПОЧКА КОРОВКА ЦАПЛЯ СВЁЗ

ГОВОРЫ ПАЛОЧКА ПОГОДКА САБЛЯ МЁЛ

ДОХОДЫ ПАРОЧКА ПОХОДКА МАРЛЯ СМЁЛ

ПОХОДЫ СОЛОНКА ВАФЛЯ ВЁЛ

МОЛОДЫ СОЛОМКА СВЁЛ

ВОЛОСЫ

ПОКОСЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

- МКА - НКА - ЗКА - АЛКА - ОДКА

РАМКА СПАЛЕНКА БЛУЗКА ПАЛКА ЛОДКА

НЕМКА СНЕЖИНКА ЗАМАЗКА ФИАЛКА ЯГОДКА

ЛОМКА КОРЗИНКА ЖЕЛЕЗКА ЗАКАЛКА ПОГОДКА

СУМКА КРУПИНКА НАРЕЗКА ГАДАЛКА БОРОДКА

ДЫМКА ТРОСТИНКА БЕРЁЗКА ГАЛКА НАХОДКА

КРОМКА ИЗЮМИНКА ПОВОЗКА СВАЛКА ПОХОДКА

ЛАКОМКА СКОТИНКА ПОВЯЗКА РУСАЛКА ВЫХОДКА

СОЛОМКА ПАУТИНКА ВЕШАЛКА ПРОВОДКА

ВЫДУМКА БОРОДЁНКА СКАЛКА

СЕСТРЁНКА

- ИЧКА - ЛЬКА - АЧКА - ЕЧКА - ОЧКА

СПИЧКА САБЕЛЬКА ДАЧКА ПЕЧКА БОЧКА

ПТИЧКА НЕДЕЛЬКА ПАЧКА РЕЧКА ДОЧКА

ЛИСИЧКА ЗЕМЕЛЬКА ТАЧКА ГРЕЧКА УДОЧКА

СИНИЧКА ШИНЕЛЬКА КАЧКА СВЕЧКА ЛОДОЧКА

ВОДИЧКА ТУФЕЛЬКА ПРАЧКА ОВЕЧКА ЛАВОЧКА

РЕСНИЧКА СОСУЛЬКА РЫБАЧКА АПТЕЧКА ДЕВОЧКА

РУКАВИЧКА СВИСТУЛЬКА ЗАДАЧКА НОЖЕЧКА БАБОЧКА

МОСКВИЧКА КАЗАЧКА ДОЧЕЧКА ОШИБОЧКА

ПУГОВИЧКА СОБАЧКА КОШЕЧКА КОЛБОЧКА

ЛУКОВИЧКА БОГАЧКА ТРУБОЧКА

СТРАНИЧКА СИЛАЧКА УЛЫБОЧКА

СЕСТРИЧКА БУЛАВОЧКА

- ОЧКА - ОЧКА - ИНА - ОТА - НЬКА

ЁЛОЧКА УЛОЧКА МИНА НОТА ЛИПОНЬКА

БЕЛОЧКА БУЛОЧКА ГЛИНА ОХОТА КИСОНЬКА

ДУДОЧКА ЛАПОЧКА ОСИНА ВОРОТА ЛИСОНЬКА

ВАЗОЧКА ПОЛОЧКА КАБИНА РАБОТА ДОЧЕНЬКА

ДЫРОЧКА КОЗОЧКА ДУБИНА ВЫСОТА НОЧЕНЬКА

ВИЛОЧКА РОЗОЧКА РЫБИНА ТЕПЛОТА РУЧЕНЬКА

ГРЯДОЧКА ГАЛОЧКА ЖАДИНА КРАСОТА РЕЧЕНЬКА

СЕЛЁДОЧКА ПАЛОЧКА КАЛИНА ПУСТОТА СТУПЕНЬКА

- НИК - ЧЕК - НОЙ - ВЫЙ - ЧНЫЙ

ВЕНИК ЛЕСОЧЕК РЕЗНОЙ РЕЗВЫЙ ДАЧНЫЙ

ЧАЙНИК ПЕСОЧЕК ЗУБНОЙ ЛЕДОВЫЙ УДАЧНЫЙ

ЛЕДНИК СЫНОЧЕК ГУБНОЙ МЕДОВЫЙ МРАЧНЫЙ

ДНЕВНИК ЩЕНОЧЕК ГЛАЗНОЙ РИСОВЫЙ ТАБАЧНЫЙ

СВЯЗНИК ТЕНЁЧЕК СВЯЗНОЙ КРАСИВЫЙ КУЛАЧНЫЙ

САДОВНИК ПЕНЁЧЕК ОЗОРНОЙ ПУГЛИВЫЙ ЛОДОЧНЫЙ

ПРОВОДНИК ВЕНИЧЕК ЗАВАРНОЙ БЕРЁЗОВЫЙ БРУСНИЧНЫЙ

- РНЫЙ - ЛЬНЫЙ - ЁНОК - ТЕЛЬ - НИЕ

СОРНЫЙ БАЛЬНЫЙ УТЁНОК КИТЕЛЬ ПЕНИЕ

СПОРНЫЙ ОВАЛЬНЫЙ ГУСЁНОК МЕТЕЛЬ ЗРЕНИЕ

ОПОРНЫЙ СИЛЬНЫЙ ЛИСЁНОК ЖИТЕЛЬ ЧТЕНИЕ

ЯКОРНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОРЛЁНОК ЗРИТЕЛЬ ЗДАНИЕ

УЗОРНЫЙ ПЫЛЬНЫЙ КОТЁНОК УЧИТЕЛЬ ЗНАНИЕ

ДОЗОРНЫЙ МЫЛЬНЫЙ ТЕЛЁНОК ЧИТАТЕЛЬ ЗВАНИЕ

МОТОРНЫЙ САЛЬНЫЙ СЛОНЁНОК ВОДИТЕЛЬ КИПЕНИЕ

АЖУРНЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ЖЕРЕБЁНОК РОДИТЕЛЬ РАСТЕНИЕ

ДЕЖУРНЫЙ ЗЕРКАЛЬНЫЙ ТИГРЁНОК ЛЮБИТЕЛЬ НАСЕЛЕНИЕ

- ВАТЬ - ГАТЬ - ДАТЬ - КАТЬ - ПАТЬ

КЛЕВАТЬ ШАГАТЬ ЖДАТЬ ЛАКАТЬ СПАТЬ

НОЧЕВАТЬ УБЕГАТЬ ГАДАТЬ СКАКАТЬ КАПАТЬ

ЗАДЕВАТЬ ОТРУГАТЬ ОБЕДАТЬ ЗАПЕКАТЬ ХЛОПАТЬ

УЗНАВАТЬ ЗАПРЫГАТЬ ПЕРЕДАТЬ ЗАПЛАКАТЬ ШЛЁПАТЬ

ТАНЦЕВАТЬ ПРОМОРГАТЬ НАПАДАТЬ ЗАКРЯКАТЬ ВЫКИПАТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец: (ребёнку рекомендуется читать с секундомером):

У БРЕВНА О БРЕВНЕ С БРЕВНОМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.140 (0.039 с.)