И профилактике дислексических нарушений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И профилактике дислексических нарушений.



И профилактике дислексических нарушений.

 

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

ИГРЫ С БУКВАМИ

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв.

Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)

На развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 – 4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).

«Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

РАБОТА СО СЛОГАМИ.

1. «Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены,

в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр», «Звезда» и др.)

2. Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т. д.

3. «Узнай буквы и составь слог»

4. «Цветы» (чтение слогов на лепестках)

5. «Слова рассыпались на слоги»

6. «Соедини слоги в слова»

7. «Забей мяч в ворота»

8. Для развития боковых полей зрения игры – «Пирамида» - глядя на цифру посредине, прочитать слово из «удаляющихся» от центра слогов, «Точка в центре» - не отрывая глаз от точки, найти определённую букву по инструкции педагога.

 

На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:

9. Цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика. (На карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например синим)

10. Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается вертикальными линиями разделить все слова на слоги.

11. Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) – требования: шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.

12. «Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.

13. «Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами)

14. «Подскажи конец слова» - перед учащимся на столе 3 – 4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА). (Словный материал в брошюре Калининой, с. 10)

15. Ребёнку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя. Аналогичная игра «Цепочка слов», когда последний слог предыдущего слова является первым слогом последующего.

16. Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги с картинками).

17. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

 

РО - (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА) ВОЗ – (ДУХ, РАСТ, ЧИК)

(БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА КА- (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)

18. Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ,

Слова с суффиксами

- ОНЬК

полосонька, лисонька, волосоньки, берёзонька, головонька, глазоньки, липонька.

- УШК

травушка, деревушка. лебёдушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка, говорушка, журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка.

(слова с суффиксами - еньк, - ищ, - ин, - к, - ек. – ени, - ок, - ик, - ист, - ник, - онок,

- ёнок)

Слова с приставками

Перехватить, выхватить, обхватить, отхватить, прихватить, захватить, схватить, охватить, ухватить, подхватить.

Вшить, пошить, перешить, прошить, зашить, ушить, нашить, сшить, вышить …

При-го-рок, пере-нос-иц-а, про-хлад-н-ый, за-мороз-к-и, e-краш-ени-е и т.д.

7. Работа с рифмованными текстами.

Совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

8. Чтение «зашифрованных» слов с использованием наглядности.

Здесь педагог может проявить фантазию, выдумку, чтобы разнообразить чтение и отыскать в этом процессе как можно больше занимательных моментов.

Задания могут быть самыми разнообразными: «Расставь слоги по порядку»,

«Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»;

Учимся видеть слова среди других букв – «Теремок», учимся увидеть на строчке и прочитать слова, обозначающие а) названия цветов; б) названия деревьев – «Венок», «Свари компот» (сложить слова из слогов), «Башмачок» (отыщи среди букв названия обуви), «Фрукты» (отыщи среди букв названия фруктов), «Первоцветы» (отыскиваем названия цветов) – причём все эти задания можно брать и на других уроках, таких как природоведение, ознакомление с окружающим миром и т.д. - вот вам и межурочная связь.

Чтение слов с усложнением – «Цветок» (чтение через один лепесток), «Солнышко» (чтение через один лучик), «Читаем слова перечёркнутые, недописанные, чуть закрытые», «Слова, в которых буквы разбежались», «Чтение по направлению стрелок», «Прочитай загадку (предложение) по схеме», «Чтение по порядку возрастания цифр», «Чтение со сквозной буквой» и др.

 

Кроме техники чтения, во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор, который влияет на зрительное восприятие и внимание. Выполняя эти упражнения, предотвращаются ошибки на оптическую дисграфию и дислексию, вырабатывается сноровка, сообразительность, техничность при «чтении с усложнением».

Используемая литература:

1. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей»

С-Петербург, Издательский Дом «МиМ», 1997.

2. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников»

С-Петербург, Лениздат, Издательство «Союз», 2002.

3. Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» /книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов/ Издательство «Флинта», 1997.

4. Логопедия /под. Редакцией Волковой Л. С./

Москва, «Просвещение», 1989.

5. Гаврина, Кутявкина «Учимся читать» /рабочая тетрадь/

6. Венгер, Дьяченко «Угадай, как нас зовут» Москва, «Просвещение», 1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЛАК ПАР СОК ДОН СОМ ВОТ МОЛ

РАК БАР ТОК ВОН СОН ВОН ПОЛ

БАК ВАР ДОК СОН СОТ ВОЛ ТОЛ

МАК МАР РОК КОН СОК ВОЗ КОЛ

ВАК ДАР КОК ЗОН СОР ВОД ГОЛ

ТАК ШАР БОК ТОН СЫР ВОР ВОЛ

КАК ЖАР ЦОК БОН ДЫР ВОМ ЗОЛ

СУК ЗИЛ ВАЛ МАЛ ВЕС НЁС МЯЛ

РУК БИЛ ВОЛ МЯЛ ЛЕС ЛЕЩ ВЯЗ

ЛУК НИЛ ВИЛ МЮЛ ЛЕЩ ТЁС ВЯЗ

ЖУК МИЛ ВЫЛ МИЛ ЦЕЛ ВЁЗ РЯД

БУК ГИЛ ВЯЛ МОЛ БЕЛ ТЁК СЯДЬ

ПИЛ ВЮЛ МЕЛ МЕЛ МЁЛ ПЯТЬ

ЛИЛ ВЁЛ МЁЛ ПЕЛ ВЁЛ МЯТЬ ВИЛ МУЛ СЕЛ ЛЁГ ЗЯБЬ МЁД ЗЫБЬ

ДЕНЬ ОСЬ КОРЬ РУЛЬ МОЛЬ ВЫТЬ

ПЕНЬ РУСЬ ХОРЬ НУЛЬ НОЛЬ РЫТЬ

ЛЕНЬ ГУСЬ ЯКОРЬ КУЛЬ ЗОЛЬ ДЫТЬ

ОЛЕНЬ РЫСЬ УГОРЬ МЫЛЬ РОЛЬ НЫТЬ

ОСЕНЬ ЛЯСЬ УВОРЬ ПЫЛЬ СОЛЬ БЫТЬ

ЗЕЛЕНЬ ВЕСЬ ХВОРЬ БЫЛЬ ТОЛЬ МЫТЬ

РЕМЕНЬ ПЕСЬ БОЛЬ ГОЛЬ

РЕВЕНЬ СПЕСЬ

РЕВЕТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МАМА САДЫ ЛУНА НОСЫ РАКИ МИНА

ПАПА РАДЫ ЛУПА КОСЫ ЛАКИ ЛИПА

БАБА РАМЫ РУКА РОСЫ МАКИ КИПА

ВАТА ЛАПЫ МУКА РОЗЫ БАКИ КИСА

ЛАПА ВАЗА ГУБА ВОЗЫ ШАГИ ЛИСА

ПАРА ФАРЫ ДУГА ВОРЫ ШАЛИ ПИЛА

РАМА ДАРЫ ДУМА НОТЫ ЖАЛИ СИЛА

РАНА ШАРЫ КУМА ДОТЫ ПАЛИ БИЛА

МЫЛИ ВИЛЫ ГАЛЯ МЕРА ГОРА ПАНАМА

БЫЛИ ПИЛЫ ВАЛЯ СЕРА КОРА ПАЛАТЫ

ВЫЛИ ЛИСЫ ВАНЯ ВЕРА НОРА САЛАТЫ

БЫКИ ЛИПЫ ТАНЯ ПЕЛА ПОРА ХАЛАТЫ

РЫЛИ КИТЫ БАНЯ СЕЛА ОПОРА НАГАНЫ

НЫЛИ НИВЫ ВАРЯ ВЕНА ШПОРЫ ЗАВАЛЫ

ДЫНИ СИЛЫ НАДЯ ЛЕНА ШТОРЫ БАЗАРЫ

МЫШИ МИЛЫ ВАДЯ ГЕНА СТОНЫ

ВОРОНЫ ЛАВОЧКА ВОРОНКА ПАШНЯ НЁС

ПОРОДЫ ЛАПОЧКА КОЛОНКА БАШНЯ СНЁС

БОРОДЫ ПАПОЧКА КОРОБКА КАПЛЯ ВЁЗ

ДОЗОРЫ ШАПОЧКА КОРОВКА ЦАПЛЯ СВЁЗ

ГОВОРЫ ПАЛОЧКА ПОГОДКА САБЛЯ МЁЛ

ДОХОДЫ ПАРОЧКА ПОХОДКА МАРЛЯ СМЁЛ

ПОХОДЫ СОЛОНКА ВАФЛЯ ВЁЛ

МОЛОДЫ СОЛОМКА СВЁЛ

ВОЛОСЫ

ПОКОСЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

- МКА - НКА - ЗКА - АЛКА - ОДКА

РАМКА СПАЛЕНКА БЛУЗКА ПАЛКА ЛОДКА

НЕМКА СНЕЖИНКА ЗАМАЗКА ФИАЛКА ЯГОДКА

ЛОМКА КОРЗИНКА ЖЕЛЕЗКА ЗАКАЛКА ПОГОДКА

СУМКА КРУПИНКА НАРЕЗКА ГАДАЛКА БОРОДКА

ДЫМКА ТРОСТИНКА БЕРЁЗКА ГАЛКА НАХОДКА

КРОМКА ИЗЮМИНКА ПОВОЗКА СВАЛКА ПОХОДКА

ЛАКОМКА СКОТИНКА ПОВЯЗКА РУСАЛКА ВЫХОДКА

СОЛОМКА ПАУТИНКА ВЕШАЛКА ПРОВОДКА

ВЫДУМКА БОРОДЁНКА СКАЛКА

СЕСТРЁНКА

- ИЧКА - ЛЬКА - АЧКА - ЕЧКА - ОЧКА

СПИЧКА САБЕЛЬКА ДАЧКА ПЕЧКА БОЧКА

ПТИЧКА НЕДЕЛЬКА ПАЧКА РЕЧКА ДОЧКА

ЛИСИЧКА ЗЕМЕЛЬКА ТАЧКА ГРЕЧКА УДОЧКА

СИНИЧКА ШИНЕЛЬКА КАЧКА СВЕЧКА ЛОДОЧКА

ВОДИЧКА ТУФЕЛЬКА ПРАЧКА ОВЕЧКА ЛАВОЧКА

РЕСНИЧКА СОСУЛЬКА РЫБАЧКА АПТЕЧКА ДЕВОЧКА

РУКАВИЧКА СВИСТУЛЬКА ЗАДАЧКА НОЖЕЧКА БАБОЧКА

МОСКВИЧКА КАЗАЧКА ДОЧЕЧКА ОШИБОЧКА

ПУГОВИЧКА СОБАЧКА КОШЕЧКА КОЛБОЧКА

ЛУКОВИЧКА БОГАЧКА ТРУБОЧКА

СТРАНИЧКА СИЛАЧКА УЛЫБОЧКА

СЕСТРИЧКА БУЛАВОЧКА

- ОЧКА - ОЧКА - ИНА - ОТА - НЬКА

ЁЛОЧКА УЛОЧКА МИНА НОТА ЛИПОНЬКА

БЕЛОЧКА БУЛОЧКА ГЛИНА ОХОТА КИСОНЬКА

ДУДОЧКА ЛАПОЧКА ОСИНА ВОРОТА ЛИСОНЬКА

ВАЗОЧКА ПОЛОЧКА КАБИНА РАБОТА ДОЧЕНЬКА

ДЫРОЧКА КОЗОЧКА ДУБИНА ВЫСОТА НОЧЕНЬКА

ВИЛОЧКА РОЗОЧКА РЫБИНА ТЕПЛОТА РУЧЕНЬКА

ГРЯДОЧКА ГАЛОЧКА ЖАДИНА КРАСОТА РЕЧЕНЬКА

СЕЛЁДОЧКА ПАЛОЧКА КАЛИНА ПУСТОТА СТУПЕНЬКА

- НИК - ЧЕК - НОЙ - ВЫЙ - ЧНЫЙ

ВЕНИК ЛЕСОЧЕК РЕЗНОЙ РЕЗВЫЙ ДАЧНЫЙ

ЧАЙНИК ПЕСОЧЕК ЗУБНОЙ ЛЕДОВЫЙ УДАЧНЫЙ

ЛЕДНИК СЫНОЧЕК ГУБНОЙ МЕДОВЫЙ МРАЧНЫЙ

ДНЕВНИК ЩЕНОЧЕК ГЛАЗНОЙ РИСОВЫЙ ТАБАЧНЫЙ

СВЯЗНИК ТЕНЁЧЕК СВЯЗНОЙ КРАСИВЫЙ КУЛАЧНЫЙ

САДОВНИК ПЕНЁЧЕК ОЗОРНОЙ ПУГЛИВЫЙ ЛОДОЧНЫЙ

ПРОВОДНИК ВЕНИЧЕК ЗАВАРНОЙ БЕРЁЗОВЫЙ БРУСНИЧНЫЙ

- РНЫЙ - ЛЬНЫЙ - ЁНОК - ТЕЛЬ - НИЕ

СОРНЫЙ БАЛЬНЫЙ УТЁНОК КИТЕЛЬ ПЕНИЕ

СПОРНЫЙ ОВАЛЬНЫЙ ГУСЁНОК МЕТЕЛЬ ЗРЕНИЕ

ОПОРНЫЙ СИЛЬНЫЙ ЛИСЁНОК ЖИТЕЛЬ ЧТЕНИЕ

ЯКОРНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОРЛЁНОК ЗРИТЕЛЬ ЗДАНИЕ

УЗОРНЫЙ ПЫЛЬНЫЙ КОТЁНОК УЧИТЕЛЬ ЗНАНИЕ

ДОЗОРНЫЙ МЫЛЬНЫЙ ТЕЛЁНОК ЧИТАТЕЛЬ ЗВАНИЕ

МОТОРНЫЙ САЛЬНЫЙ СЛОНЁНОК ВОДИТЕЛЬ КИПЕНИЕ

АЖУРНЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ЖЕРЕБЁНОК РОДИТЕЛЬ РАСТЕНИЕ

ДЕЖУРНЫЙ ЗЕРКАЛЬНЫЙ ТИГРЁНОК ЛЮБИТЕЛЬ НАСЕЛЕНИЕ

- ВАТЬ - ГАТЬ - ДАТЬ - КАТЬ - ПАТЬ

КЛЕВАТЬ ШАГАТЬ ЖДАТЬ ЛАКАТЬ СПАТЬ

НОЧЕВАТЬ УБЕГАТЬ ГАДАТЬ СКАКАТЬ КАПАТЬ

ЗАДЕВАТЬ ОТРУГАТЬ ОБЕДАТЬ ЗАПЕКАТЬ ХЛОПАТЬ

УЗНАВАТЬ ЗАПРЫГАТЬ ПЕРЕДАТЬ ЗАПЛАКАТЬ ШЛЁПАТЬ

ТАНЦЕВАТЬ ПРОМОРГАТЬ НАПАДАТЬ ЗАКРЯКАТЬ ВЫКИПАТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец: (ребёнку рекомендуется читать с секундомером):

У БРЕВНА О БРЕВНЕ С БРЕВНОМ

ИЗ-ЗА БРЕВНА ПО БРЕВНУ

ИЗ-ПОД БРЕВНА

После прочтения с некоторыми формами слов следует составить предложения.

Словарный материал для упражнения

(подобраны слова с ударением на последнем слоге):

МОСТ, ЗОНТ, ТАЙНА, ВОЙНА, ТОПОР, СОСНА, СКАЛА, ВОЛНА, ТОЛПА, ОЛЬХА, МАЯК, ЗЕМЛЯ, КАМБАЛА, КАРАНДАШ, КОЛПАК, БАГАЖ, ОГОНЬ, ТЮФЯК, СЕДЛО, ГНЕЗДО, ГОРОДОК, ПОТОЛОК. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, НОЯБРЬ, КОЛЬЦО, ДЕНЁК, ПУЗЫРЁК, СЕРЕБРО, ЗЕРНО, КОВЁР, РУБЛЬ, СУХАРЬ, КОЛЕСО, КОСТЁР, КОНЁК, КЛЮЧ, БУКВАРЬ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (к заданию 7)

СТУПА, МУФТА, ПАСТА, ВАХТА,

ВАТА, НОТА, ДАТА, ШАХТА,

МАСКА, КАСКА, ПУСТОТА,

ПАПКА, ТОПКА, ДУХОТА.

ТОМ, ПОСУДА, ТОСТ, ПОХОДКА,

СНОП, ПОГОДА, ПУХ, НАХОДКА,

ХОД, ЗАВОД, НАУКА, ПОСТ.

ПОЗА, СОПКА, КУСТ, ПОХОД.

МЁД, ОВЁС, ОТЧЁТ, ПЕЧЁНКА,

ГНЁТ, НАЧЁС, УЧЁТ, ИЗБЁНКА,

ПЁС, УТЁНОК, ЗВЕЗДОЧЁТ,

ДЮНА, ТЮБИК. НЕДОЧЁТ.

ОГОНЁК, УТЮГ, НАМЁТКА,

ТЮБЕТЕЙКА, НЮХ, ПЕНЁК,

ТЁЗКА. ТЁС, ИЗЮМ, ДЕНЁК.

НЁБО, САМОТЁК, ГУСЁНОК,

ТЮК, ЧЕЧЁТКА, ВСЁ, ОПЁНОК,

МИНОМЁТ, ОТЁК, ЗАЧЁТ.

МЯСО, МЯТА, ДЯДЯ, НЯНЯ,

СЕМЯ, ИМЯ, ТЁТЯ, БАНЯ,

МЯКОТЬ, ВЯЗ, ИВНЯК, ВОЗНЯ,

ПЯТКА, СВЯЗКА, ЗАПАДНЯ.

ПЯТЬ, ОПЯТЬ, ДИТЯ, УТЯТА,

КУХНЯ, ТЯГА, МЯЧ, КОТЯТА,

ДОГОНЯТЬ, МЕНЯТЬ, ТЮФЯК.

МУЖ, ЧИЖ, НОЖ, АФИША, СУША,

СТЁЖКА, КОШКА, ШПАГА, ДУШ,

МИШКА, ШОВ, ИЗБУШКА, ПЕШКА,

НИША, ШУТ, ПОДУШКА, СПЕШКА,

КАША, ШЕСТЬ, ПОЁШЬ, КУШАК,

НОША, СУШЬ, ЗОВЁШЬ, ИШАК.

РОЗА, РОЩА, ДВОР, ГИТАРА,

МИР, ПИР, КРАСКА, СВЕТОФОР.

РЮМКА. ГРИПП, РИСУНОК, ЗВЕРИ,

КРЕМ, НЕРЯХА, ПЕРЕХОД,

ТРЕСК, ВЕРЁВКА. ПЕРЕВОД.

ПЛАТЬЕ, БЛУЗКА, ЛАК, ХАЛАТ,

БУЛКА, КОЛБАСА, САЛАТ,

СВЁКЛА, МАСЛО, САЛО, ЛУК,

ВОЛОС, ГОЛОС, ТЕЛО, ГЛАЗ,

ЛАМА, СЛОН, ЛОШАДКА, ЛОСЬ,

ВОЛК, ВОЛЧИЦА, ЛОВ, ЛОСОСЬ.

СЛОН, СЛОНИХА И СЛОНЁНОК,

ЛОСЬ. ЛОСИХА И ЛОСЁНОК,

ВОЛК, ВОЛЧИЦА И ВОЛЧОНОК,

МАМА ГАЛКА И ГАЛЧОНОК.

ЦАПЛЯ, КАПЛЯ, ПУЛЯ, ВОЛЯ,

ОЛЯ, ВАЛЯ, ЛЯЛЯ, ЛЁЛЯ,

ЛЕТО, ЛЁН, ПОЛЯ, ТЕЛЁНОК,

ЛЁТЧИК, САМОЛЁТ, МЕДАЛЬ,

СЛИВА. КАРАМЕЛЬ, МАЛИНА,

ЛИПА, ТОПОЛЬ, КЛЁН, КАЛИНА,

КОНТРОЛЁР, ПАРОЛЬ, АПРЕЛЬ,

и профилактике дислексических нарушений.

 

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

ИГРЫ С БУКВАМИ

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв.

Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)

На развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 – 4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).

«Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

РАБОТА СО СЛОГАМИ.

1. «Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены,

в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр», «Звезда» и др.)

2. Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т. д.

3. «Узнай буквы и составь слог»

4. «Цветы» (чтение слогов на лепестках)

5. «Слова рассыпались на слоги»

6. «Соедини слоги в слова»

7. «Забей мяч в ворота»

8. Для развития боковых полей зрения игры – «Пирамида» - глядя на цифру посредине, прочитать слово из «удаляющихся» от центра слогов, «Точка в центре» - не отрывая глаз от точки, найти определённую букву по инструкции педагога.

 

На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:

9. Цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика. (На карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например синим)

10. Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается вертикальными линиями разделить все слова на слоги.

11. Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) – требования: шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.

12. «Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.

13. «Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами)

14. «Подскажи конец слова» - перед учащимся на столе 3 – 4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА). (Словный материал в брошюре Калининой, с. 10)

15. Ребёнку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя. Аналогичная игра «Цепочка слов», когда последний слог предыдущего слова является первым слогом последующего.

16. Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги с картинками).

17. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

 

РО - (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА) ВОЗ – (ДУХ, РАСТ, ЧИК)

(БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА КА- (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)

18. Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.147 с.)