Переменная и постоянная схемы подкрепления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переменная и постоянная схемы подкрепления



Для повышения как частоты ответных реакций (числа реакций в минуту), так и сопротивления к угасанию (числа реакций, которые будут иметь место без всякого подкрепления) Скиннер выдвинул идею переменной схемы подкрепления в отличие от фиксированной.
Четыре вида схем выборочного подкрепления
Тип схемы: Фиксированное отношение (ФО)
Описание схемы: Подкрепление дается после каждого заранее установленного числа реакций

Влияние на поведение
Схема в действии: Высокий темп реакций
Действие схемы прекращено (угасание): Нерегулярное реагирование. Больше реакций, чем при постоянном подкреплении. Меньше реакций, чем при использовании переменного отношения

Тип схемы: Фиксированный интервал (ФИ)
Описание схемы: Подкрепление дается за первую реакцию, возникшую через заранее установленное число минут
Влияние на поведение
Схема в действии: Субъект опыта перестает работать после получения подкрепления, затем усиленно работает перед наступлением времени для следующего подкрепления
Действие схемы прекращено (угасание): Постепенное снижение числа реакций

Тип схемы: Переменное отношение (ПО)
Описание схемы: Подкрепление дается после какого-то среднего числа заранее определенных реакций
Влияние на поведение
Схема в действии: Очень высокий темп реагирования, причем более высокие отношения дают более высокий темп
Действие схемы прекращено (угасание): Весьма устойчиво к угасанию. Максимальное число реакций до наступления угасания


Тип схемы: Переменный интервал (ПИ)
Описание схемы: Подкрепление дается за первую реакцию, которая имеет место после заранее определенного среднего числа минут
Влияние на поведение
Схема в действии: Устойчивая скорость реагирования
Действие схемы прекращено (угасание): Весьма устойчиво к угасанию. Максимальное время до наступления угасания
В переменной схеме число реакций перед получением подкрепления и ни интервал времени, который должен пройти до подкрепления, меняются после каждого случая подкрепления. Другими словами, в схеме с переменным отношением возможны две реакции с последующим подкреплением, потом четыре реакции до следующего подкрепления, потом три реакции и т.д. Среднее отношение будет, возможно, 3:1, но фактическое отношение меняется каждый раз, а не остается фиксированным постоянным.
Точно так же для схемы с переменным интервалом первое подкрепление может появиться через минуту, второе — через три, третье — через две минуты и т.д., причем средний интервал составит две минуты, а фактический будет меняться от одного случая подкрепления до другого. При использовании такой переменной схемы ребенок не смог бы точно предсказать, когда за реакцией последует подкрепление, и поэтому поддерживал бы высокий темп нужной реакции, чтобы добиться максимальной возможности получения подкрепления. (Четыре вида схем выборочного подкрепления кратко описаны в табл. 1.)
Схемы выборочного подкрепления, в особенности переменные, придают практичность использованию теории подкрепления для фактического руководства поведением. Давать подкрепление после каждого выполнения оперантной реакции, за исключением случая, когда онa узнается в первый раз, — не только необязательно, но даже нежелательно. Как только нужное поведение выучено, для поддержания исполнения оперантной реакции с высокой частотой можно использовать схемы подкрепления, основанные на переменном отношении или переменном интервале.

Модификация поведения

Использование выборочного подкрепления или подкрепления «по обстоятельствам», описанного Скиннером, для управления или контроля естественно возникающего поведения называется модификацией поведения. При модификации поведения в качестве цели выбирается какое-то поведение, а дискриминантные стимулы и дифференциальное подкрепление используются либо для увеличения, либо для уменьшения частоты возникновения такого поведения. (Проект модификации поведения, использованный одним учителем, описан в «Примере 2» ниже.) В таком случае изменение поведения требует, чтобы учитель сделал четыре следующих шага.

ШАГ ПЕРВЫЙ: установить искомое или желаемое поведение (Р).

ШАГ ВТОРОЙ: послать отчетливый сигнал, когда следует (Сд) и когда не следует (С?) выполнять желаемое поведение.

ШАГ ТРЕТИЙ: не обращать внимания на нарушение поведения или нецелевое поведение.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: подкреплять (Сп) желаемое поведение, когда оно имеет место. Для достижения этой цели можно использовать следующие методы.


ПРИМЕР 2
Учитель меняет поведение в классе
Спустя два месяца после начала нового учебного года у миссис Томас все еще были проблемы с контролем поведения ее третьеклассников. Ощущение было такое, что все меньше времени уходило у нее на преподавание и все больше — на решение дисциплинарных проблем: разговоры, хождения во время урока. Она понимала, что нужно что-то делать, чтобы восстановить порядок в классе, если она вообще собирается продолжать работу.

Первое, что она сделала, — это принесла в класс видеокамеру и записала поведение детей на пленку. Затем она показала им эту запись, чтобы они видели, как плохо они себя ведут. Но чего она этим добилась — так это ухудшения дисциплины, потому что теперь все ученики уже хотели быть записанными на видео и намеренно вели себя плохо. Просматривая запись, ученики совсем не обращали внимания на плохое поведение, которое они там видели, их интересовало только то, кто попал на пленку. Миссис Томас определенно подкрепила дурное поведение своих учеников, и потому нарушения дисциплины участились.

Миссис Томас быстро отказалась от своей идеи с видеозаписью и попробовала новую идею — раздавать наклейки тем ученикам, которые вели себя тихо, выполняли задания, поднимали руки, когда хотели что-то сказать, отличались хорошим поведением в целом. Она носила наклейки в кармане, и, проходя по классу, наблюдая поведение учеников, она тут же вознаграждала тех, кто вел себя хорошо. Таким ученикам она клала на парту наклейку. Ученики собирали наклейки в течение дня, а в конце уроков пять учеников, у которых наклеек оказывалось больше всех, получали большой приз.

Примерно через неделю после нововведения дисциплина в классе нарушалась вдвое реже. К концу второй недели остались лишь отдельные проблемы. Нежелательное поведение учеников угасло, так как на него не обращали внимания, и на смену ему пришло поведение, за которое вознаграждали. Итак, дисциплинарные проблемы в классе миссис Томас были наконец взяты под контроль.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.008 с.)