Схемы применения подкрепляющих стимулов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы применения подкрепляющих стимулов



Иногда, например, когда обучение, или оперантное научение, имеет место впервые, подкрепление нужно давать каждый раз, когда происходит оперантная реакция. Это называется непрерывным подкреплением, и оно необходимо для того, чтобы происходило учение. Если подкрепления не будет, то уже выученная ответная реакция перестанет возникать. Этот процесс потери выученного называется угасанием. Непрерывное подкрепление, приводящее к выучиванию чего-либо, и отсутствие подкрепления, приводящее к угасанию реакции, представляют собой крайние случаи, или схемы, использования подкрепления. Имеются и промежуточные схемы, как будет показано далее.

ПРИМЕР 1

Использование принципа Премака, чтобы заставить Брайена выполнить его школьное задание
Миссис Рипкен пыталась сделать все возможное, чтобы заставить второклассника Брайена вовремя выполнить его школьное задание, но все было напрасно. Проблема была не нова. Учительница, которая обучала Брайена в первом классе, рассказала госпоже Рипкен, что тоже пыталась применять к нему самые разные меры. В последнее время миссис Рипкен часто не пускала Брайена на перемену, думая, что это поможет. Но оказалось, что эта форма наказания для него ничего не значила.
Тогда миссис Рипкен использовала другой подход — стала писать записки бабушке Брайена о том, что он не выполняет задания. Но и это не помогло. Вместо того чтобы посочувствовать миссис Рипкен, бабушка Брайена рассказала ей о проблемах, которые сама испытывала с Брайеном. Мать Брайена больше не жила с сыном, а бабушка не могла с ним справиться. И это по меньшей мере обескураживало.
В качестве последнего средства миссис Рипкен прибегла к телесному наказанию (которое, оказывается, было разрешено законом в том штате, где она преподавала). Брайен был «крепкий парнишка», и это тоже не помогло. Однако Брайен вполне был способен выполнить требуемую работу. У него просто отсутствовала мотивация.
В школе уже давно шел второй шестинедельный период (в американских, школах дети учатся 6 недель, потом - каникулы, потом опять б недель учебы и т.д.), а у Брайена все оставалось по-прежнему. Миссис Рипкен уже была готова сдаться, когда однажды посещение учительской изменило все. Миссис Грант, учительница музыки, случайно заметила, как сильно Брайен любит музыку. Она далее сказала, что во время уроков музыки у нее не было никаких проблем с дисциплиной у Брайена. Это удивило миссис Рипкен, потому что Брайен и сам не выполнял классные задания, и мешал одноклассникам. После того как миссис Грант ушла из учительской, миссис Рипкен подумала, что, быть может, ей следует позволить Брайену слушать музыку целый день.
Позже она снова вернулась к этой мысли — она решила купить записи популярной музыки и поместить их в классном учебном центре (отгороженное место в классе, где есть музыкальное оборудование с наушниками – нечто вроде нашего лингафонного кабинета – И.С.). В учебные центры разрешалось ходить только тем детям, которые выполняли все задания. До сих пор Брайен туда никогда не ходил и, по-видимому, никогда и не хотел этого. Теперь ситуация изменилась. Брайен очень хотел послушать музыку, поэтому миссис Рипкен заключила с ним соглашение. Если он ежедневно будет вовремя выполнять задание по чтению, то сможет слушать музыку.
Первое, что учительница сделала на следующее утро, — это поместила музыкальные записи в центр. Когда Брайен пришел в класс, он сразу же подошел к своей парте. Настало время заняться чтением. Вот-вот должна была начаться работа за партой. К удивлению миссис Рипкен, Брайен выполнил свое задание раньше времени! Затем он направился к центру, надел наушники и довольно улыбнулся. Нужно было знать Брайена, чтобы оценить эту улыбку.
После полудня он опять захотел послушать музыку, но это можно было сделать только с десяти до половины одиннадцатого утра. И тогда госпожа Рипкен подумала: если примененный метод помог для чтения, почему бы не использовать тот же метод, чтобы заставить Брайена заниматься математикой? Она опять заключила с Брайеном соглашение. И ее действительно поразило, что столь простое средство — позволение слушать музыку — подействовало так успешно.
История с Брайеном — идеальный пример того, как положительный подкрепляющий стимул может оказаться сильнее наказания. Впрочем, поскольку каждый ребенок индивидуален, никаких твердых правил и гарантий быть не может. В сущности, идеальное решение можно найти лишь методом проб и ошибок. Но для занятого своим делом и не безразличного к нему учителя нахождение такого идеального решения вполне стоит усилий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.005 с.)