ТОП 10:

Расстановка сил в мире в начале ХХ века



Серебряный век» русской культуры

1. Внешняя политика европейских государств в конце XIX – в начале ХХ вв. определялась их борьбой за сферы вложения капиталов, рынки сбыта, источники дешевого сырья. Неравномерность экономического и политического развития этих стран еще больше обостряла противоречия, которые можно было разрешить только путем военного передела мира.

Особенно острые противоречия возникли в этот период между Великой Британией и Германией. Великобритания была самой крупной колониальной империей, занимала первое место в мире по объему внешней торговли и вывозу капитала. При разделе мира Германии досталось значительно меньше колоний, чем другим державам, и она считала себя обделенной. Но на конец XIX в. Германия опередила Великобританию по темпам индустриализации и по уровню промышленного производства. И уже в начале ХХ в. Ее доля в мировом промышленном производстве превосходила британскую. Кроме того, между ними возникло острое военно – морское соперничество. Немецкий флот по всем показателям стал вторым в мире после британского и разница между ними постоянно уменьшалась. Правящие круги Германии стали на путь коренного передела мира, но Великая Британия противостояла этому. В частности, она была очень обеспокоена проникновением Германии в Турцию. Чтобы отрезать немцам выход к Персидскому заливу, англичане еще в 1901 г. Захватили порт Кувейт. В этих условиях большое значение имела внешняя политика ведущих стран, поиск союзников, создание блоков.

Возникновение военно-политических блоков.

Во время конфликтов между европейскими государствами сформировались две военно – политические группировки. Еще в 1882 г. Между Германией, Австро – Венгрией и Италией был подписан тайный договор, оформивший Тройственный блок, направленный против Франции и России ( Италия определила свое участие в блоке при таком условии: если агрессором будет Великая Британия, то она помощи союзникам не окажет). Договор был заключен на пять лет, но через каждые пять лет он продлевался и просуществовал до 1915 г. Политика участников Тройственного союза характеризовалась возрастающей агрессивностью. Резко обострились отношения Германии и Франции. Австро – Венгрия и Германия усилили свое проникновение на Балканы. Италия в 1911 – 1912 гг. захватила Триполитанию и Киренаику у Турции.

Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918).

В 1904 г. Было подписано англо – французское соглашение - «Сердечное соглашение», или как его стали называть, Антанта. В 1907 г. подписан англо – российский договор, чем и завершилось создание Антанты – военно – дипломатической группировки Великой Британии, Франции и России.

Анта́нта — военно-политический блок России, Англии и Франции, создан в качестве противовеса «Тройственному союзу»; сложился в основном в 1904—1907 годах и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны.

Возникновение в центре Европы двух могущественных военных блоков с противоположными интересами делало мировую войну неизбежной.

 

2. Понятие Серебряного века.

Переломный период в жизни Рос­сии в конце XIX — начале XX в., связанный с переходом к ин­дустриальному обществу, привел к разрушению многих ценно­стей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не толь­ко окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрас­ном и безобразном и т. д.

Наука и техника.

В начале XX в. главным штабом отечествен­ной науки оставалась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров и раз­витии науки играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

Большие успехи были достигнуты в механике и математике, что позволило развить новые области науки — воздухоплавание и электротехнику. Важное значение для этого имели исследова­ния Н. Е.Жуковского, создателя гидро - и аэродинамики, авто­ра работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были построены первые отечественные самолеты «Русский витязь* и «Илья Муромец* конструкции И. И.Сикорского. В 1911 г. Г. Е. Котельников создал первый в мире ранцевый парашют.

Учитель из Калуги К. Э.Циолковский в 1903 г. опублико­вал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет. Это за­ложило основу будущих космических полетов.

Труды В. И. Вернадского стали импульсом для развития био­химии, биогеохимии и радиогеологии. Ученого отличала широ­та интересов, он поднимал глубокие проблемы и предвидел от­крытия в самых разных областях.

Великий русский физиолог И. П.Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных.

В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павлову — первому из русских ученых — была присужде­на Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. Н.Мечников за работы в области иммунологии и инфекционных заболеваний.

«Вехи».

Авторы «Вех» считали, что революция должна была закон­читься после принятия Манифеста 17 октября, в результате ко­торого интеллигенция получила те политические свободы, о ко­торых всегда мечтала. Интеллигенцию обвиняли в игнорирова­нии национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, неуважении к праву, разжигании в массах са­мых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская ин­теллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и ни­когда не будет понимать.

Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их статьи печатала популярная га­зета «Новое время».

Литература.

В русскую литературу вошло немало имен, сни­скавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куп­рин и М. Горький.

И. А.Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы рус­ской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась го­раздо ниже его поэзии. И лишь «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых — социальный конфликт в деревне, за­ставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и пове­сти Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему славу не только в России, но и во всем мире.

Если прозу И. А.Бунина отличали строгость и отточенность стиля, внешняя бесстрастность автора, то в прозе А. И.Куприна проявились стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. За­частую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью ге­роя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

М. Горький вошел в историю литературы как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его про­изведениях («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» и др.) появились новые, революционные темы и герои-револю­ционеры. В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький высту­пил как романтик.

Важнейшим и крупнейшим направлением в литературе и ис­кусстве 90-х годов XIX — начала XX в. был символизм, идей­нымвождем которого являлся поэт и философ Вл. С. Соловьев. Научному познанию мира символисты противопоставляли соз­дание мира в процессе творчества. Они считали, что высшие сфе­ры жизни, которые невозможно познать традиционными путя­ми, открываются лишь художнику, выражающему тайны бытия в символах. Самыми выдающимися поэтами-символистами счи­таются А. А.Блок, В. Я.Брюсов, К. Д.Бальмонт.

Символизм способствовал появлению новых течений, од­ним из которых стал акмеизм (от греч. akme - цветущая сила). Главой этого направления был Н. С.Гумилев. Акмеисты (А. А.Ахматова, О. Э.Мандельштам и др.) провозглашали воз­врат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни и помочь принять мир во всем его многообразии.

Футуризм (от лат. {futurum — будущее) также был свое­образной реакцией на символизм, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д. Д. Бурлюк, В. В.Хлеб­ников и В. В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. В. Маяковским и А. Е. Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы — их поддер­живали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Мно­гие футуристы помимо поэзии занимались еще и живописью (братья Бурлюки, Крученых, Маяковский).

Футуризм стал поэзией протеста, стремившейся к разруше­нию существующих порядков. Вместе с тем футуристы, подобно символистам, мечтали о создании искусства, способного преоб­разовать мир. Больше всего они страшились равнодушия и по­этому пользовались любым поводом для публичного скандала.

Живопись.

В конце XIX — начале XX в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы-реалисты, как В. И. Суриков, В. М. и А. М. Васнецовы, И. Е. Репин В. А.Серов и др.

В конце XIX столетия в русскую живопись пришли К. А.Коро­вин и М. А.Врубель. Пейзажи Коровина, написанные в им­прессионистической манере, отличались яркими красками и эмоциональной приподнятостью. Картины Врубеля напоминалимозаику, сложенную из искрящихся кусочков. Сочетания цве­тов в них имели собственные смысловые значения, а сюжеты поражали фантастикой.

Значительную роль в русском искусстве начала XX в. играло объединение «Мир искусства», возникшее как реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискус­ников» было изображение не грубых реалий современной жиз­ни, а вечных тем. Одним из вождей «Мира искусства» считался А. Н.Бенуа, обладавший разносторонними дарованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, истори­ком искусства..

Такими художниками были П. Н.Филонов и В. В.Кандин­ский. Филонов в своей живописной технике тяготел к футуриз­му, Кандинский — к новейшему искусству, его можно назвать отцом русского абстракционизма.

К. С. Петров-Водкин придал национальным традициям жи­вописи особую форму. Его «Купание красного коня» напомина­ет изображение Георгия Победоносца, а в «Девушках на Волге» отчетливо прослеживается связь с реалистической живописью

XIX столетия.

Музыка.

Крупнейшими русскими композиторами начала XX в. были А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество ко­торых, взволнованное, напряженное по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период ожи­дания революции 1гг. Скрябин эволюционировал от романтизма к символизму, предвидя многие новаторские тече­ния революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был бо­лее традиционен, в нем чувствуется связь с музыкальным на­следием минувшего столетия. В его произведениях душевное со­стояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзи­ей русской природы или образами прошлого.

Билет № 9







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.007 с.)