Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим



Недоразвитием речи 6 -7 лет

    В фонетико-фонематическом развитии детей 6-7 летнего возраста

выявляются несколько состояний:                                                                                                                                                                    - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков.

Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико-фонематического недоразвития;                                                                                  

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи.

 В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.                                                                           

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

    Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

    При углублённом обследовании дошкольников с ФФН могут быть отмечена незначительная задержка формировании грамматического строя речи, которая выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут появляться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. 

У детей наблюдаются аграмматизмы, возникающие вследствие ошибок в согласовании, управлении различных частей речи и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в самостоятельной речи детей. Все названные затруднения особенно часто встречаются в самостоятельной речи.

Произносительные ошибки детей необходимо оценивать с точки зрения их и значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

    Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей 6 лет является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. Уровень сформированности действий по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным. Вторичное недоразвитие фонематического восприятия у детей 6-го года жизни наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков у детей крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка по-разному:

- замена звуков более простыми по артикуляции (Так звонкие согласные заменяются глухими, звуки Р и Л - звуками ЛЬ и ЙОТ, С - Ш или Ф и т.д.);

- некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ;

- в других случаях, когда процесс дифференциации звуков ещё не произошел, вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков ребёнок произносит средний, неотчётливый звук, например: мягкий звук ШЬ вместо Ш, вместо С-СЬ, вместо Ч-ТЬ  нечто вроде смягчённого Ч и т.п. Наиболее распространённой формой нарушения является искажённое произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает;

- нестабильное использование звуков в разных формах речи.         

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создаёт условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

 

Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (2 год обучения)

Первый период обучения (сентябрь-ноябрь)

 

 

Неделя

Обучения

   
Произношение Колич.   занятий Буквы Подготовка к звуко-слоговому анализу слова. Развитие речи
1 неделя У А   1 1 У А Выделение начального гласного

1.Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, письма);различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа Р.п (много кусков, оленей, стульев, лент, окон). Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки), с равнение личных окончаний глаголов наст.времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка).

Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает); способом присоединения суффиксов (мех- меховой- меховая, лимон- лимонный-лимонная); способом словосложения(пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно- ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико).

Предложение, связная речь.

Привлечение внимания к составу простого распространённого предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); в ыделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным ответом на вопросы.

Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.

Заучивание текста наизусть.

2 неделя        У,А  И     1 1   И Анализ ряда типа АУ Выделение начального гласного
3неделя   А, У, И П, Пь   1 1   И П     Анализ ряда типа ИУ                               Анализ ряда типа ИАУ Анализ слога типа АП                                                            
4 неделя   Э    Т     1 1   Э Т Выделение начального и конечного согласного
5 неделя   П, Т   А, У, И, Э     1     Т     Выделение начального и конечного согласного
6 неделя К, Кь 2 К Выделение начального и конечного согласного
7 неделя М, Мь     2     М Выделение начального и конечного согласного
8 неделя     Ль О         1 1     О Выделение гласного из положения после согласного
9 неделя Х, Хь К, Х 1 1   Выделение гласного из положения после согласного
10 неделя J Ль, J     1 1     Ы Анализ прямого слога типа МА    
11неделя Ы Ы.И 1 1   Анализ слов типа бык
12неделя Ы-И Мягкие       звуки И   1 1 1   И Анализ слога типа МИ

 

13неделя      С Закрепление правильного произношения звуков Л, J,С, Сь и других по усмотрению логопеда. Закрепление всех усвоенных навыков 2 Н Деление слов на слоги. Схемы слов

Второй период обучения.

Декабрь - февраль

Неделя обуч-ия Произношение Колич. занятий Буквы Подготовка к звуко- слоговому анализу слова Развитие речи
14 неделя С, Сь  2 Я Слоговой и звуко-слоговой анализ слов типа суп,косы, Сима

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья)

Усвоение форм множественного числа Р.п. существительных (много яблок, платьев).

Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе        (большой мишка, большая кошка, большие кубики); к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой.. голубой платок, ая..голубая лента; ое.. голубое платье;ые.. голубые полотенца).

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах. (В зале много светлых ламп.Дети кормили моркрвкой белого кролика, Дети давали корм белым кроликам).

Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек.). Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю - катал- буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида                 (красит, выкрасил).

Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз; уехал, приехал, заехал); способом присоединения суффиксов- образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые), за счет словосложения (трёхколёсный, первоклассник).

Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет стеклянной вазы.Я катался на трёхколёсном велосипеде). Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет). Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик).

Предложение

Привлечение внимания к порядку слов и изменению)форм слов в составе простого распространённого предложения. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с, из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака. Под скамейкой спит собака) Составление предложений из «живых слов», (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу- Миша вешает в шкаф меховую шубу).

Составление предложений с использованием заданных словосочетаний («серенькую белочку» - «Дети видели в лесу серенькую белочку».«Дети дали орешков серенькой белочке»).

Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили     (перед, за) домом; елочка росла (у, около, возле) дома.

Закрепление навыков полного ответа на поставленный вопрос.

Связная речь

Составление предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу и т.д.

Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

15неделя З З, Зь   1 1 З Выкладывание звуко-слоговых схем
16 неделя С, Сь З, Зь     1 1   Х  
17 неделя   Б, Бь 1 1   Б   Практическое усвоение слогообразующей роли
18 неделя   ТЬ Дь 1 1 В Анализ двусложных слов с закрытым слогом без стечения согласных
19 неделя Д, Т   2   Д

Выделение ударного гласного в слове

       
20неделя Дь Д                                Т, Ть   Г   1                    1 Э

Анализ слов типа бумага

21неделя Г, Гь     2   Г
22 неделя Ш К. Кь   1 1 Ш Анализ слов типа кошка, мишка
23 неделя С, Ш  Л Л, Ль 1 1 Е Л Анализ слов типа стул, волк, плита
24 неделя Ж Ж,Ш Ж, З Р  1    1   Ж Ё Анализ слов типа красный, страна  
             

 

       

Третий период.

Март - май

Неделя обучения Звуки Колич.          занятий Буквы Подготовка к звуко-слоговому анализу Развитие речи
25 неделя Закрепление С, З, Ш, Ж                     Л, Ль,Р, Рь 2 Ь

 Анализ слов разного звуко- слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Закрепление полученных ранее навыков.

Словарная работа

Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счёт словосложения.

Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии  (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный…).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначительности слов (иголка для шитья, уголки у ежа, иголки у елки).

Предложения.

Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами «из-под», «из-за»: кот вылез … (из-под) стола.

Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).

Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог…); с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).

Связная речь.

Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.

Развитие умения связанно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

26 неделя Ч 2 Ч
27 неделя Ч, Ть 2 Ю
28 неделя Ц Ц, С 1 1 Ц

 

29 неделя Ч, Сь, Ть                       Ц,С Щ 1                         1   Ф
30 неделя Щ Щ-Ч 1 1 Щ
31 неделя Щ, Ч, ТьСь, Ть                                    Ц, С, Сь  2 Ь
32 неделя Повторение пройденного 2 Ъ  
33 34 35 36 Упражнения на все звуки по усмотрению логопеда      

Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

· правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

· четко дифференцировать все изученные звуки;

· различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;

· называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

· производить элементарный звуковой анализ и синтез;

· читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

· отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

·  выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописании



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.03 с.)