Организация предметно – пространственной развивающей среды в кабинете логопеда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация предметно – пространственной развивающей среды в кабинете логопеда



1. 2 логопедические парты, 2 стульчика для занятий;

2. Одноразовые шпатели, ватные палочки, вата, бумажные салфетки, марлевые салфетки;

3. Спирт;

4. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;

5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова,словосочетания, предложения,потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);

6. Логопедический альбом для обследования речи;

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;

8. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков;

9. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;

10. Предметные картинки по лексическим темам;

11. Игры для совершенствования грамматического строя речи;

12. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

13. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия.

14. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

 

3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная область Задачи Вид деятельности
Социально-коммуникативное развитие -развивать коммуникативные навыки; -совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре; -развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. - настольно-печатные игры; -театрализованные игры; -автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи
Познавательное развитие -развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования; - развитие памяти, внимания; -формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.   -составление описательных рассказов; -развитие фразовой речи, обогащение и расширение словаря; -дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия; -игры с мозайкой,  пазлами, с мелкими предметами; -пальчиковая гимнастика; -автоматизация поставленных звуков
Речевое развитие Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции- развитие связной речи, монологической, диалогической речи; -формирование структурных компонентов системы языка- фонетического, лексического грамматического; -формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи. -автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи; -дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия; - развитие мелкой моторики;
Художественно-эстетическое развитие -Развивать графомоторные навыки; - развивать умение слышать ритмический рисунок; -учить передавать ритмический рисунок;   -развитие мелкой моторики; -развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепления мышц рук.
Физическое развитие -Развивать координированность и точность действий; -Формировать правильную осанку при посадке за столом; -Расширяять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. -пальчиковая гимнастика; -речь с движением; -физминутки; - беседа  

 4. Содержание коррекционной работы

    Так как на логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения речи (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включила именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи Коррекция звукопроизношения
Фонетико-фонетическое недоразвитие речи -развитие фонематического восприятия; -совершенствование слоговой структуры слова; -коррекция звукопроизношения
Общее недоразвитие речи  -пополнение словаря; -совершенствование грамматического строя речи; -совершенствование связной речи; -развитие фонематического восприятия; -совершенствование слоговой структуры слов; -коррекция звукопроизношения

 

Коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный- 4-12 занятий;

II.  Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков– 4-12 занятий.

(Количество занятий приблизительное. Для детей с тяжелыми нарушениями речи, индивидуальными особенностями, количество занятий увеличивается).

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе, кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

- Для всех звуков: «Заборчик», «Окошко», «Мостик»;

- Для свистящих: «Лопата», «Холодный ветер», «Фокус»;

- Для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»;

- Для [Р], [Р’]: «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Молоток», «Гармошка», «Дятел»;

- Для [Л],[Л’]: «Блинчик», «Накажем язычок», «Пароход», «Поймаем мышку», «Лошадка»;

- Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что спрятано?», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

I. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы- имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим)ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

- Свистящие [С] [З] [Ц] [С’] [З’]

- Шипящий [Ш]

- Соноры[Л][Л’]

- Шипящий [Ж]

- Соноры[Р][Р’]

- Шипящие [Ч][Щ]

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

II. Автоматизация поставленных звуков:

- изолированного произношения;

- в слогах;

- в словах;

- в словосочетаниях;

- в предложениях;

- в тексте.

III. Дифференциация:

- изолированных звуков;

- в слогах;

- в словах;

- в словосочетаниях;

- в предложениях;

- в тексте.

IV. Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитие речи и общем недоразвитие речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу, кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно

с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза

слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

    На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

- упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голосок», «Поймай звук», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили»;

- воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»

Этап развития фонематического слуха включает:

- упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и

вычисление его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;

- упражнения на дифференциацию звуков, близких по

артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мной повтори».

    Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

- последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

- последовательное вычисление и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Веселый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;

- обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

- составление условно-графических схем «Телеграфист».

 

При общем недоразвитие речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

- номинальный словарь;

- предикативный словарь;

- словарь признаков;

- числительные и местоимения;

- навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

- словоизменение;

- согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

- пересказ;

- рассказ по серии сюжетных картин;

- рассказ по сюжетной картине.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки русского языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.

- ребенок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слышать инструкцию и выполнять её; умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной структуры.

- ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

- педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом, в результате этого у ребенка сформированы первичные представления о семье, себе, обществе, государстве, мире и природе; в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

          Используемые методики:

-  «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;

- «Тестовая диагностика: обследование общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т.В.Кабанова, О.В.Домнина.

     Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта, заполняются речевые карты воспитанников и применяются следующие приёмы диагностического мониторинга:

- Сбор анамнестических данных;

- Беседы с родителями;

- Наблюдения за детьми во время занятий, режимных моментах;в игре;

- Беседа с детьми;

- Беседа с воспитателями

Результаты мониторинга заносятся в диагностическую карту (речевую карту).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.037 с.)