Адаптированная рабочая программа «Правильные звуки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптированная рабочая программа «Правильные звуки»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2107

129110, город Москва, улица Большая Переяславская, дом 1, строение 1             E-mail: 2107@edu.mos.ru

телефон (495) 680-07-44, (495) 680-08-44, (495) 680-06-77                                           http://www.sch2107.mskobr.ru

ОКПО 14162350  ОКАТО 45286570000   ОГРН 1147746187863 ИНН 7702833359 КПП 770201001

Департамент финансов г. Москвы (ГБОУ СОШ № 2107 л/с № 2607542000451923) р/с № 40601810000003000002 в отделении 1 Москва БИК 044583001

 

«СОГЛАСОВАНО»           

                                      СП №1589 г. Москвы ГБОУ СОШ № 2107                          

____________Кутилина М.А.     

                        «___»_______________2015г.

 

Адаптированная рабочая программа «Правильные звуки»

По логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год

 

 

Составила:

Учитель-логопед

Камолина Л.В.

2015 год

Пояснительная записка

В ГБОУ СОШ № 2107 СП 1589 содержание образовательно-воспитательного процесса построено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под ред. Л.А. Парамоновой.

 

Данная программа предполагает в области «Речевое развитие» логопедическую поддержку детей с нарушениями речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт. 

Так как, для логопунктов, дошкольных образовательных учреждений еще не разработаны программы сопровождения и обучения детей с нарушениями речи, перед нами стала задача разработки адаптированной рабочей программы для логопункта дошкольного образовательного учреждения, которая предусматривает работу с детьми имеющими логопедическое заключение ОНР,ФФНР,ФНР.

Данная адаптированная программа основана на использовании следующих программ и пособий:

- «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР»под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» I и II периоды (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;

- «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН» (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;

- «Развиваем фонематическое восприятие» (планы-конспекты занятий) Н.М.Миронова;

- «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» (книга для логопеда) Н.М.Миронова;

- «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников» С.А. Васильева;

- «Логопедия в детском саду» Л.Н. Смирнова;

-«Научите меня говорить правильно!» (пособие по логопедии для детей и родителей) О.И.Крупенчук.

Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под ред. Л.А. Парамоновой.и отвечает требованиям федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС), основывается на следующих нормативных документах:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155),

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014),

 4.СанПиН 2.4.1.3049-13

5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности

6. Образовательной программа

 

Цель программы- сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, специалистами СП, специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений;

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса;

- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Решение обозначенных в Программе цели и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки русского языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.

- ребенок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слышать инструкцию и выполнять её; умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной структуры.

- ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

- педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом, в результате этого у ребенка сформированы первичные представления о семье, себе, обществе, государстве, мире и природе; в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

          Используемые методики:

-  «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;

- «Тестовая диагностика: обследование общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т.В.Кабанова, О.В.Домнина.

     Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта, заполняются речевые карты воспитанников и применяются следующие приёмы диагностического мониторинга:

- Сбор анамнестических данных;

- Беседы с родителями;

- Наблюдения за детьми во время занятий, режимных моментах;в игре;

- Беседа с детьми;

- Беседа с воспитателями

Результаты мониторинга заносятся в диагностическую карту (речевую карту).

 

 

Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (1 год обучения)

Направления работы   I период (сентябрь, октябрь, первая половина ноября) II период (вторая половина ноября – первая половина февраля) III период (вторая половина февраля – май)
Произношение Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.   Развитие речевого дыхания.   Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные - [у], [а], [ау], [и], [о], [ауио], [э], [ы],   согласные - [м] - [м'], [н]-[н'],[п]-[п'],[т]-[т'], [к] - [к'], [ф]- [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'], [б] - [б'], [г] - [г'], [х] – [х'] Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:     • изолированно;   • в слогах (воспроизведение   звуко-слоговых рядов   с различной интонацией, силой голоса, ударением;   воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение   различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);   • в словах;   • в предложениях.  Развитие навыков употребления в речи восклицательной,   вопросительной и повествовательной интонации.   Продолжение работы над развитием подвижности органов   артикуляционного аппарата.   Уточнение правильного произношения поставленных звуков –[л'], [йот], [ы – и], [с]–[с'], [з]–[з'], [с] – [з], [с']–[з'], [ц], [б] – [п], [ш], [ж], [с] – [ш], [з] – [ж], [с] – [з] –[ш] – [ж] Автоматизация и дифференциация поставленных звуков:[л], [р], [л] –[л'], [р]–[р'], [л'] – [л] – [р]–[р'], [ч], [щ], [ч]–[щ] • в прямых и обрат- ныхслогах;       • в слогах со стече-нием трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах;   • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.    
Фонематическое восприятие   Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.   Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.   Дифференциация речевых и неречевых звуков.   Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Знакомство детей с анали-   зом и синтезом обратных   слогов.     Преобразование слогов   за счет изменения одного   звука.   Различение интонацион-ных средств выразитель-ности в чужой речи.   Различение односложных и многосложных слов.   Выделение звука из ряда   других звуков.   Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего  согласного звука в слове.         Выделение среднего звука         в односложном слове.         Практическое усвоение понятий «гласный» - «согласный» звук.   Определение наличия зву-   ка в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают:   • дифференцируемые звуки;   • определенный заданный   звук.   На этом же материале:   • определение места звука   в слове;   • выделение гласных зву-ков в положении после   согласного в слоге;   • осуществление анализа и   синтеза прямого слога;   • выделение согласного звука в начале слова;  • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями «твердый -мягкий звук» и «глухой -звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости - мягкости ([м]-[м'], [н]- [н'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'], [б] - [б'], [г] - [г']);     • по глухости - звонкости: [п] - [б], [к] - [г], [т] - [д];     • в обратных слогах;     • в слогах со стечением      двух согласных;     • в словах и фразах;     • составление предложе-ний с определенным словом;     • анализ двусловного предложения • анализ предложения с постепенным увеличени- ем количества слов.     Составление схемы слова с выделением ударного слога.   Выбор слова к соот-ветствующей графи-ческой схеме. Выбор графической схемы к соответст-вующемуслову.   Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количест-вом звуков. Определение после-довательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков.    
Развитие речи Закрепление навыка   употребления категории   множественного числа   существительных.   Закрепление навыка   употребления формы ро-дительного падежа с предлогом у. Согласование притяжа- тельных местоимений мой, моя, мое с существи- тельными мужского, женского, среднего рода.   Закрепление навыка употребления категории     числа и лица глаголов     настоящего времени. Закрепление навыка     употребления в самостоя- тельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.     Составление предложений по демонстрации дейст-вий. Объединение этих предложений в короткий текст.       Закрепление в самостоя-     тельной речи навыка:     •согласования прилага-тельных с существитель-ными в роде, числе, паде-же и образования относи- тельных прилагательных;       • согласования порядко-вых числительных с существительными. Закрепление умения:     • подбирать однокоренные слова;       • образовывать сложные      слова;       • составлять предложения по демонстрациидейст-вий, картине, вопросам; • распространять предло-жения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворе-ния, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;   в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практи- ческой деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.

В итоге логопедической работы дети должны:

• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

• четко дифференцировать все изученные звуки;

• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Недоразвитием речи 6 -7 лет

    В фонетико-фонематическом развитии детей 6-7 летнего возраста

выявляются несколько состояний:                                                                                                                                                                    - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков.

Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико-фонематического недоразвития;                                                                                  

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи.

 В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.                                                                           

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

    Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

    При углублённом обследовании дошкольников с ФФН могут быть отмечена незначительная задержка формировании грамматического строя речи, которая выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут появляться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. 

У детей наблюдаются аграмматизмы, возникающие вследствие ошибок в согласовании, управлении различных частей речи и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в самостоятельной речи детей. Все названные затруднения особенно часто встречаются в самостоятельной речи.

Произносительные ошибки детей необходимо оценивать с точки зрения их и значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

    Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей 6 лет является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. Уровень сформированности действий по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным. Вторичное недоразвитие фонематического восприятия у детей 6-го года жизни наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков у детей крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка по-разному:

- замена звуков более простыми по артикуляции (Так звонкие согласные заменяются глухими, звуки Р и Л - звуками ЛЬ и ЙОТ, С - Ш или Ф и т.д.);

- некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ;

- в других случаях, когда процесс дифференциации звуков ещё не произошел, вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков ребёнок произносит средний, неотчётливый звук, например: мягкий звук ШЬ вместо Ш, вместо С-СЬ, вместо Ч-ТЬ  нечто вроде смягчённого Ч и т.п. Наиболее распространённой формой нарушения является искажённое произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает;

- нестабильное использование звуков в разных формах речи.         

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создаёт условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

 

Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (2 год обучения)

Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает); способом присоединения суффиксов (мех- меховой- меховая, лимон- лимонный-лимонная); способом словосложения(пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно- ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико).

Предложение, связная речь.

Привлечение внимания к составу простого распространённого предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); в ыделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным ответом на вопросы.

Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.

Заучивание текста наизусть.

2 неделя        У,А  И     1 1   И Анализ ряда типа АУ Выделение начального гласного
3неделя   А, У, И П, Пь   1 1   И П     Анализ ряда типа ИУ                               Анализ ряда типа ИАУ Анализ слога типа АП                                                            
4 неделя   Э    Т     1 1   Э Т Выделение начального и конечного согласного
5 неделя   П, Т   А, У, И, Э     1     Т     Выделение начального и конечного согласного
6 неделя К, Кь 2 К Выделение начального и конечного согласного
7 неделя М, Мь     2     М Выделение начального и конечного согласного
8 неделя     Ль О         1 1     О Выделение гласного из положения после согласного
9 неделя Х, Хь К, Х 1 1   Выделение гласного из положения после согласного
10 неделя J Ль, J     1 1     Ы Анализ прямого слога типа МА    
11неделя Ы Ы.И 1 1   Анализ слов типа бык
12неделя Ы-И Мягкие       звуки И   1 1 1   И Анализ слога типа МИ

 

13неделя      С Закрепление правильного произношения звуков Л, J,С, Сь и других по усмотрению логопеда. Закрепление всех усвоенных навыков 2 Н Деление слов на слоги. Схемы слов

Второй период обучения.

Декабрь - февраль

Неделя обуч-ия Произношение Колич. занятий Буквы Подготовка к звуко- слоговому анализу слова Развитие речи
14 неделя С, Сь  2 Я Слоговой и звуко-слоговой анализ слов типа суп,косы, Сима

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья)

Усвоение форм множественного числа Р.п. существительных (много яблок, платьев).

Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе        (большой мишка, большая кошка, большие кубики); к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой.. голубой платок, ая..голубая лента; ое.. голубое платье;ые.. голубые полотенца).

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах. (В зале много светлых ламп.Дети кормили моркрвкой белого кролика, Дети давали корм белым кроликам).

Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек.). Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю - катал- буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида                 (красит, выкрасил).

Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз; уехал, приехал, заехал); способом присоединения суффиксов- образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые), за счет словосложения (трёхколёсный, первоклассник).

Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет стеклянной вазы.Я катался на трёхколёсном велосипеде). Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет). Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик).

Предложение

Привлечение внимания к порядку слов и изменению)форм слов в составе простого распространённого предложения. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с, из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака. Под скамейкой спит собака) Составление предложений из «живых слов», (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу- Миша вешает в шкаф меховую шубу).

Составление предложений с использованием заданных словосочетаний («серенькую белочку» - «Дети видели в лесу серенькую белочку».«Дети дали орешков серенькой белочке»).

Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили     (перед, за) домом; елочка росла (у, около, возле) дома.

Закрепление навыков полного ответа на поставленный вопрос.

Связная речь

Составление предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу и т.д.

Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

15неделя З З, Зь   1 1 З Выкладывание звуко-слоговых схем
16 неделя С, Сь З, Зь     1 1   Х  
17 неделя   Б, Бь 1 1   Б   Практическое усвоение слогообразующей роли
18 неделя   ТЬ Дь 1 1 В Анализ двусложных слов с закрытым слогом без стечения согласных
19 неделя Д, Т   2   Д

Выделение ударного гласного в слове

       
20неделя Дь Д                                Т, Ть   Г   1                    1 Э

Анализ слов типа бумага

21неделя Г, Гь     2   Г
22 неделя Ш К. Кь   1 1 Ш Анализ слов типа кошка, мишка
23 неделя С, Ш  Л Л, Ль 1 1 Е Л Анализ слов типа стул, волк, плита
24 неделя Ж Ж,Ш Ж, З Р  1    1   Ж Ё Анализ слов типа красный, страна  
             

 

       

Третий период.

Март - май

Неделя обучения Звуки Колич.          занятий Буквы Подготовка к звуко-слоговому анализу Развитие речи
25 неделя Закрепление С, З, Ш, Ж                     Л, Ль,Р, Рь 2 Ь

 Анализ слов разного звуко- слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Закрепление полученных ранее навыков.

Словарная работа

Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счёт словосложения.

Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии  (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный…).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначительности слов (иголка для шитья, уголки у ежа, иголки у елки).

Предложения.

Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами «из-под», «из-за»: кот вылез … (из-под) стола.

Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).

Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог…); с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).

Связная речь.

Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.

Развитие умения связанно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

26 неделя Ч 2 Ч
27 неделя Ч, Ть 2 Ю
28 неделя Ц Ц, С 1 1 Ц

 

29 неделя Ч, Сь, Ть                       Ц,С Щ 1                         1   Ф
30 неделя Щ Щ-Ч 1 1 Щ
31 неделя Щ, Ч, ТьСь, Ть                                    Ц, С, Сь  2 Ь
32 неделя Повторение пройденного 2 Ъ  
33 34 35 36 Упражнения на все звуки по усмотрению логопеда      

Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

· правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

· четко дифференцировать все изученные звуки;

· различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;

· называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

· производить элементарный звуковой анализ и синтез;

· читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

· отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

·  выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописании

Примечание:

· при необходимости логопед может изменить порядок изучения лексических тем в рамках периода обучения в соответствии с используемым пособием или комплексно-тематическим планом ДОУ.

· при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука или темы логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного материала.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

· соотносить предметы с их качественными признаками функциональным назначением;

· узнавать по словесному описанию знакомые предметы по отдельным наиболее ярко выделяемым признакам;

· понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

· фонетически правильно оформлять согласные (не требующие постановки) и гласные первого ряда (а, у, о, ы) и гласного и;

· воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух и трех сложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

· правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

 

Список литературы

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2008.

2. Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок.-СПб.:Издательский Дом «Литера»,2011.

3. Гомзяк О.С. говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшейлогогруппе.-М.: Издательство ГНОМ и Д,2009.

4. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи:Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах.-М.:ООО «Издательство Астель»,2003.

5. Иванова Ю.В.Дошкольный логопункт: документация,планирование и организация работы.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.092 с.)