Речевые навыки (слухопроизносительные (фонетические), лексические, грамматические и орфографические) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые навыки (слухопроизносительные (фонетические), лексические, грамматические и орфографические)



Навыки в речевой деятельности соотносятся с речевыми операциями и являются компонентами речевых умений. Основными критериями сформированности речевых навыков являются автоматизм, устойчивость, гибкость, безошибочность, соответствие норме языка, оптимальная скорость выполнения. В процессе обучения у учащихся должны быть сформированы рецептивные и экспрессивные слухопроизносительные, лексические и грамматические навыки, а также технические навыки чтения и письма.

Слухопроизносительные (фонетические) навыки

Совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в немецких словах и фразах; совершенствование ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений (утвердительных, отрицательных, вопросительных, побудительных).

Лексические навыки

Систематизация лексических единиц, изученных в основной школе; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения.

Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования.

Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы и профессиональных направлений учреждений СПО, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран; навыков использования словарей.

Грамматические навыки

Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе. Автоматизация грамматических навыков.

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

Формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с различными конструкциями.

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного залога; системы модальности.

Совершенствование навыков употребления  определенного / неопределенного /нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключений).

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество; количественных и порядковых числительных.

Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, место, время действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности.

Орфографические навыки

Владение основными способами написания слов на основе знания правил правописания; совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум порогового уровня.

 

Речевые умения в различных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо)

Продуктивные (экспрессивные) виды речевой деятельности (говорение и письмо) направлены на порождение речевых сообщений в устной и письменной форме.

Говорение

Приразвитии умений говорения программа учитывает следующие параметры этого вида речевой деятельности:

· мотив – потребность или необходимость высказаться;

· условия – речевые ситуации;

· цель и функции – характер воздействия на партнера, способ выражения;

· предмет – своя или чужая мысль;

· структура – действия и операции;

· средства – языковой материал;

· типы высказывания – диалоги, монологи;

· наличие или отсутствие опор.

Диалогическая речь

Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах–расспросах, диалогах–побуждениях к действию, диалогах–обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.

 

В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:

 

· участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;

· осуществлять запрос и обобщение информации;

· обращаться за разъяснениями;

· выражать свое отношение (согласие, несогласие, оценку) к высказыванию собеседника, свое мнение по обсуждаемой теме;

· вступать в общение (порождение инициативных реплик для начала разговора, при переходе к новым темам); поддерживать общение или переходить к новой теме (порождение реактивных реплик – ответы на вопросы собеседника, а также комментарии, замечания, выражение отношения); завершать общение.

Объем диалогов – до 6–7 реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь

Совершенствование умений устно выступать с сообщениями, которые характеризуются относительной непрерывностью, большей развернутостью, произвольностью (планируемостью) и последовательностью по сравнению с высказываниями в диалогической форме.

 

В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:

· делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;

· кратко передавать содержание полученной информации;

· рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая и анализируя свои намерения, опыт, поступки;

· рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка;

· в содержательном плане совершенствовать смысловую завершенность, логичность, целостность, выразительность и уместность.

Объем монологического высказывания 12–15 фраз.

Письменная речь

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает также развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:

· личное письмо;

· письмо в газету, журнал;

· небольшой рассказ (эссе);

· заполнение анкет, бланков;

· изложение сведений о себе в формах, принятых в европейских странах (автобиография, резюме);

· составление плана действий;

· написание тезисов, конспекта сообщения, в том числе на основе работы с текстом.

 

Рецептивные виды речевой деятельности (аудирование и чтение)

Аудирование

Развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3-х минут:

понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;

выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;

 – относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

Развитие этого рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух, которые опираются на следующие психические процессы:

· восприятие на слух и узнавание;

· предвосхищение или вероятностное прогнозирование;

· смысловая догадка;

· сегментирование речевого потока и т.д.

Развитие умений аудирования направлено на понимание:

· основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;

· выборочной необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;

· относительно полное понимание высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

Обучение аудированию предполагает также развитие умений:

· отделять главную информацию от второстепенной;

· выявлять наиболее значимые факты;

· определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.

 

Чтение

Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных и информационных (в том числе профессионально ориентированных).

Требования программы предусматривают совершенствование умений в следующих видах чтения:

· ознакомительное чтение – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-популярного и технического характера;

· изучающее чтение – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, руководств, рецептов, статистической информации);

· просмотровое/поисковое чтение – с целью выборочного понимания необходимой, интересующей информации из текста статьи, проспекта и т.д.

Обучение чтению предполагает также развитие умений:

· выделять основные факты;

· отделять главную информацию от второстепенной;

· предвосхищать возможные события, факты;

· раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

· понимать аргументацию;

· извлекать необходимую, интересующую информацию;

· определять свое отношение к прочитанному.

Особое внимание в соответствии с программой должно уделяться развитию умения понимать основное содержание текстов, включающих незнакомую лексику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 1280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.016 с.)