ТОП 10:

Статья 37. Переходные положения



1. Юридические лица, учреждённые до вступления в силу настоящего Федерального закона для создания поселений родовых поместий, в том числе их правопреемники или созданные в результате реорганизации таких юридических лиц, признаются организаторами поселений родовых поместий. Изменения наименований таких организаций не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц. Организаторы поселений родовых поместий вправе преобразоваться в территориальное общественное самоуправление со статусом юридического лица.

2. Организаторы поселений родовых поместий, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение пяти лет со дня вступления его в силу. До приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом они действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Имущество организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается имуществом общего пользования в поселении родовых поместий и может в дальнейшем использоваться для целей, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе для размещения лесозащитных полос поселения родовых поместий. Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования в общую совместную собственность граждан или групп граждан, являющихся собственниками земельных участков родовых поместий, расположенных в границах территории поселения родовых поместий, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания таких граждан не позднее 1 января 2022 года.

4. Граждане, являвшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона членами некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, сохраняют после вступления его в силу членство в указанных организациях и право пользования имуществом общего пользования, расположенным на территории поселения родовых поместий, управление которым осуществляет указанная некоммерческая организация. Вступление в силу настоящего Федерального закона не может являться самостоятельным основанием для исключения граждан из числа членов некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.

5. Земельные участки, до вступления в силу настоящего Федерального закона находившиеся в границах, определённых учредительными документами организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, и в собственности или на ином праве у граждан, ведущих родовые поместья, признаются земельными участками с видом разрешённого использования «Родовое поместье» независимо от их вида разрешённого использования в Едином государственном реестре недвижимости. Собственник такого земельного участка вправе в любое время обратиться в орган регистрации прав на недвижимость с заявлением о внесении в него изменения в части внесения вида разрешённого использования земельного участка «Родовое поместье», по которому орган регистрации прав не вправе осуществить приостановление или отказ.

6. Земельный участок родового поместья, возникший до вступления в силу настоящего Федерального закона и превышающий один гектар, сохраняется и не может быть разделен на земельные участки размером менее одного гектара каждый. Права на земельные участки родовых поместий, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются и могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. В случае, если до вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о сносе самовольной постройки в родовом поместье или поселении родовых поместий, такое решение сохраняет силу только в отношении объектов, не соответствующих условиям пункта 4.1 статьи 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). Постройки, возведённые в поселениях родовых поместий до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются. Древесно-кустарниковая растительность, возникшая в поселениях родовых поместий до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется.

8. Поселения родовых поместий, возникшие до вступлении в силу настоящего Федерального закона, в которых земельные участки расположены в разных муниципальных образованиях, и (или) в городских населённых пунктах, сохраняются в прежних границах, при условии отсутствия пересечения границами земельных участков границ муниципальных образований и (или) населённых пунктов. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона создание поселения родовых поместий на территориях разных муниципальных образований или в городских населённых пунктах не допускается. 

9. Внесение изменений в документы территориального планирования и (или) градостроительного зонирования в части отображения в них границ поселений родовых поместий, возникших до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в течение одного года со дня его вступления в силу. При этом согласования проектов таких документов, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности и законодательством об охране объектов культурного наследия, не проводятся.

10. Инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории поселений родовых поместий, возникших до вступления в силу настоящего Федерального закона, не проводятся. Подготовка документации по планировке территории поселений родовых поместий, возникших до вступления в силу настоящего Федерального закона и в границах которых все земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт, не требуется. Правообладатели земельных участков в поселении родовых поместий, включая возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе подготовить документацию по планировке территории своего поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе неоднократно.    

11. Вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений об отмене мер государственной или муниципальной поддержки поселений родовых поместий, принятых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе оказывать меры государственной или муниципальной поддержки для развития поселений родовых поместий. В первоочередном порядке такая поддержка оказывается поселениям родовых поместий, к которым не проложены дороги (их части) с гравийно-щебёночным покрытием или электросетевые объекты.

12. Виды разрешённого использования земельных участков вне поселений родовых поместий «ведение крестьянского (фермерского) хозяйства» и «сельскохозяйственное производство» во всех склонениях и падежах соответствуют виду разрешённого использования «Сельскохозяйственное использование».

13. Земельные участки, после 1 января 2007 года поставленные на государственный кадастровый учёт из земель, ранее не относившихся к категории земель лесного фонда, и (или) которые в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости до отнесения (перевода) к категории земель лесного фонда относились к категории земель сельскохозяйственного назначения, признаются категорией земель сельскохозяйственного назначения и собственностью субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся. В случае, если такие земельные участки до вступления в силу настоящего Федерального закона  находились в собственности граждан или юридических лиц, они признаются собственностью таких лиц. Органы регистрации прав на недвижимость обязаны внести в Единый государственный реестр недвижимости соответствующие изменения в отношении таких земельных участков в течение трёх месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона без заявлений каких-либо органов или лиц.

14. Кадастровая стоимость земельных участков общего пользования в поселениях родовых поместий устанавливается в размере кадастровой стоимости земельных участков родовых поместий.

15. Использование электроэнергии в родовых поместьях и поселениях родовых поместий является коммунально-бытовым и осуществляется по регулируемым тарифам, предусмотренным для населения, проживающего в сельских населенных пунктах.

 

Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон, за исключением статьей 12, 29 и 38, вступает в силу с 1 января 2020 года.

    2. Статьи 12, 29 и 38 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года. 

3. Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти привести свои акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

Президент

Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РОДОВЫХ ПОМЕСТЬЯХ, ИХ ПОСЕЛЕНИЯХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Под родовым поместьем в законопроекте понимается земельный участок с особым режимом, под поселением родовых поместий – совокупность таких земельных участков в единых границах и земельных участков общего пользования, необходимых для жизнедеятельности поселения родовых поместий, в заброшенных деревнях, землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса.

Основная идея законопроекта – создание правовых условий деятельности поселений родовых поместий, которых в России к периоду подготовки настоящего законопроекта создано более 350 в 61 субъекте Российской Федерации, объединяющих более 26 тысяч родовых поместий. Имеется устойчивая тенденция к увеличению поселений родовых поместий, обусловленная стремлением всё большей части населения к здоровому образу жизни.

Вместе с тем ведение родовых поместий существенно затруднено, поскольку по всем основным признакам они не подпадают ни под один из действующих федеральных законов. Родовые поместья не могут в полной мере вестись на земельных участках с видами разрешённого использования «сельскохозяйственное производство» или «ведение крестьянского (фермерского) хозяйства», «личное подсобное хозяйство», «ведение садоводства», «индивидуальное жилищное строительство» – такие у родовых поместий в настоящее время. Их коренные различия с учётом действующего законодательства, многолетнего сложившегося на практике землепользования и предлагаемого для родовых поместий законопроектом, показаны в таблице:

 

Родовое поместье Крестьянское (фермерское) хозяйство или сельскохозяйственное производство Личное подсобное хозяйство Ведение садоводства ИЖС
1. Ведение исключительно экологически чистого сельского хозяйства  Да Нет Нет Нет Нет
2. Создание на земельных участках сбалансированных экологических мини-систем с целенаправленным выращиванием множества лесных насаждений Да Нет Нет Нет Нет
3. Возрождение исконного образа жизни своих предков и народных промыслов Да Нет Нет Нет Нет
4. Минимальный размер земельного участка от одного гектара Да Нет Нет Нет Нет
5. Право строительства индивидуального жилого дома Нет, в настоящее время Нет Да, только в границах населённых пунктов Да, формально садового дома Да
6. Существенно ограниченная оборотоспособность земельных участков Да, по законопроекту Нет Нет Нет Нет
7. Является предпринимательской деятельностью Нет Да Нет Нет Нет
8. Право на получение государственной поддержки как сельскохозяйственному производителю Нет Да Да Нет Нет
9. Строительство с предварительным оформлением разрешений на строительство и сопутствующими процедурами Нет, по законопроекту Да Нет Нет Нет
10. Целенаправленное возрождение упразднённых или заброшенных сельских населённых пунктов вдали от городов, прекращение обезлюдивания сельской местности, способствование притоку населения из городов в деревни на постоянное место жительства, широкое внедрение территориального общественного самоуправления  Да Нет Нет Нет Нет
11. Преобладающее отношение к земле и её использование вне связи с застройкой Малая Родина и охраняемый природный объект Средство производства для получения прибыли Средство производства для получения продукции для личного потребления Средство производства для получения продукции для личного потребления Место отдыха

Кроме того, в обычных деревнях и посёлках население проживает в домах на маленьких земельных участках (6-15-25 соток), существенная часть которых занята жилым домом, сараем, баней и т.п., без пруда и почти без лесной древесно-кустарниковой растительности, а для сельского хозяйства использует прилегающие к ним большие площади земель сельскохозяйственного назначения. В поселениях родовых поместий принципиально иное устройство: на больших по сравнению с деревенскими земельных участках – 1-1,5гектара – малая часть (в пределах 10%) занята постройками, остальная часть используется как сельскохозяйственные угодья (сенокос, выпас скота и др.), пруд, лесные насаждения. То есть почти всё, что в обычных деревнях, устройство которых сложилось в далёкие времена, расположено за границами личных земельных участков, в поселении родовых поместий равномерно распределено по всем личным земельным участкам.

Как видно, ни один из действующих правовых режимов земельных участков и устройство сельских населённых пунктов даже отдалённо не схожи с поселениями родовых поместий. Соответственно непринятие настоящего законопроекта не только существенно усугубит положение многочисленных существующих родовых поместий, но и не позволит предотвратить многие негативные явления и процессы в современной России. Принятие же законопроекта позволит: 

- сохранить в надлежащем использовании обезлюдевшие земли вдали от городов, сократить приток населения из сельской местности и малых городов в крупные города, создаст условия для переселения из крупных городов в сельскую местность;

- возродить сельские населённые пункты, в том числе заброшенные и упразднённые, на качественно новом высоком уровне;

- укрепить институт семьи, что поспособствует росту населения России за счёт её коренных народов;

- улучшить экологическую среду;

- уменьшить потребности в детских домах и домах престарелых;

- улучшить обеспечение граждан экологически чистыми продуктами питания, укрепить продовольственную безопасность России;

- сохранить и приумножить разнообразие растительного и животного мира. 

Минимальный размер земельного участка для родового поместья устанавливается равным одному гектару, поскольку такая площадь позволяет создать сбалансированную экологическую мини-систему из различных насаждений, с наличием пруда, мест обитания живых организмов, ведя при этом экологически чистое сельское хозяйство и проживая семьёй в нём. Сочетание природоохранной и сельскохозяйственной деятельности с постоянным проживанием человека и его семьи (рода) на таком земельном участке и уверенностью в том, что он останется у их потомков, направляет всю их жизнедеятельность не только на обеспечение чистой среды обитания, но и на законопослушное поведение. В России заброшены десятки миллионов гектаров сельскохозяйственных земель и десятки тысяч деревень, поэтому земель для родовых поместий хватит каждому гражданину.

Устройство родовых поместий и их поселений в принципе исключает чрезмерное антропогенное воздействие на землю и иные природные объекты. Оно означает создание и сохранение благоприятной окружающей среды для жизни человека, семьи, рода, научный и бережливый подход к природе.

Каждое родовое поместье на одном гектаре предполагает:

- живую изгородь;

- участок луговых трав;

- пруд до 2 соток с запущенной рыбой;

- древесно-кустарниковую растительность площадью около половины земельного участка;

- сад и огород.

Между родовыми поместьями располагаются земельные участки для проездов, детских площадок, проведения культурных мероприятий, мастерских и некоторых других объектов общего пользования жителей поселения. Вместе с родовыми поместьями они составляют территорию поселения родовых поместий. 

Фактически поселения родовых поместий уже являются сельскими населёнными пунктами, в разы превосходя многие официальные деревни по размерам, количеству населения и уровню обустроенности, со сложившимся землепользованием, без споров о границах земельных участков. Всю нужную инфраструктуру правообладатели земельных участков в поселениях родовых поместий создавали и содержали за свой счёт, она является их собственностью. Более подробные сведения о поселениях родовых поместий содержатся на сайте poselenia.ru.

Законопроектом не предлагаются меры государственной или муниципальной поддержки родовых поместий и их поселений, хотя их обустройство требует существенных затрат граждан. Но люди тянутся в родовые поместья вопреки бытовым неудобствам на первоначальном этапе. Обустроиться в поселениях родовых поместий стремится в основном молодёжь и люди средних лет с детьми, со средним достатком, которые убеждены, что в сельской местности вдали от городов жить лучше, чем в городе или около него.

Абсолютное большинство существующих поселений родовых поместий находится на категории земель сельскохозяйственного назначения, на месте разорившихся колхозов и совхозов, возникало в процессе выдела в счёт земельных долей и (или) изменения разрешённого использования земельных участков, причём на существенном отдалении от городов и асфальтированных дорог. Это были земли, не скупавшиеся для перепродажи с дроблением на мелкие земельные участки или для перевода в другие категории земель под несельскохозяйственную застройку. Если бы не организация на них поселений родовых поместий, то эти земли сейчас почти на 100% заросли бы древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью (борщевиком и др.), став полностью непригодными для сельского хозяйства, а ближайшие к ним деревни полностью обезлюдили. В этой связи законопроектом предлагается размещать в поселениях «зарабатывающие» объекты – различные мастерские, чтобы поселения родовых поместий не превратились в спально-досуговые районы, в которых деньги заработать негде и население которых вынуждено ежедневно ездить на заработки в города.

Законопроект предусматривает изменение положений иных федеральных законов, связанных с ведением родовых поместий, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации о категории земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в действующей редакции они внутренне противоречивы, давно отстали от связанных с ними федеральных законов, не сочетают все разновидности сельскохозяйственных земель, не содержат особенности использования сельскохозяйственных угодий: вместо них законопроект предлагает рациональные положения.

Законопроектом не предлагается внесение изменений в федеральные законы крестьянском (фермерском) хозяйстве, личном подсобном хозяйстве, садоводстве, индивидуальном жилищном строительстве, государственной регистрации недвижимости, поскольку их содержание не входит в противоречие с положениями, предлагаемыми законопроектом.

Законопроект не предусматривает законодательные акты Российской Федерации, которые необходимо признать утратившими силу, поскольку ни один законодательный акт Российской Федерации ранее не регулировал родовые поместья.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.01 с.)