Занятие 5 формирование композиций парковых объектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5 формирование композиций парковых объектов



Цель работы: изучение особенности основных парковых объектов зеле- ных насаждений на разных стадиях строительства и экс- плуатации.

Материалы и оборудование: технические средства, слайды объектов, ри- сунки, плакаты, фотографии

Строительство и эксплуатация садов и парков представляют собой еди- ный процесс их создания. Многие известные парки создавались на базе су- ществующих лесов. В процессе преобразования лесных массивов в парках осуществлялась идея архитектурно-планировочной организации территории и создавались ландшафтные композиции. Подобный тип паркового строи- тельства может найти широкое применение и в наше время.

При разработке проекта необходимо учитывать изменения, которые про- изойдут во внешнем виде насаждений в течение всего периода их развития, а также принимать во внимание сезонные изменения насаждений по временам года.

Изменения, осуществляемые в последующем уже в процессе ухода за зе- леными насаждениями, не должны ломать основных композиционных пла- нов, они должны быть направлены на совершенствование основных компо- зиций. Вот почему в проекте ландшафтной композиции зеленых насаждений надо устанавливать главнейшие мероприятия по стадиям развития насажде- ний хотя бы для двух основных периодов: в молодом возрасте (до 20-25 лет) и в последующее время, причем парковые насаждения и в молодом возрасте должны быть красивыми и композиционно цельными.

Зеленые насаждения на разных стадиях развития имеют неодинаковый декоративный и озеленительный эффект (рис. 5.1).

По данным Л. О. Машинского, проекция кроны молодого саженца – де- ревца лиственных пород – составляет в среднем около 1-2 м2. Таким обра- зом,- посадка 100-200 саженцев на 1 га площади под древесным пологом займет около 2-4 % всей площади. Эти же посадки с возрастом будут иметь совсем другой вид. Проекция кроны дерева в 50-60-летнем возрасте достига- ет 30-50 м2 в зависимости от породы. Отсюда видно, что с возрастом площадь проекции кроны увеличивается в 20-30 раз. Иными словами, при наличии на 1 га 100-200 взрослых деревьев общая площадь проекции их крон будет зани- мать уже 2-6 тыс. м2, т. е. 20-60 % всей площади. Поэтому для получения озеленительного и декоративного эффекта от молодых насаждений необхо- димо применять достаточно густую посадку древесных пород с учетом даль- нейшего разреживания.

При установлении конкретных соотношений между различными эле- ментами садово-парковых площадей необходимо учитывать размеры объекта и его назначение. В крупных парковых насаждениях резко возрастает удель- ный вес площадей, занятых под посадками, газонами, лугами, и соот- ветственно уменьшается удельный вес площадей, занятых дорожками и пло-


 

щадками. В небольших садово-парковых объектах (садах и скверах) резко увеличивается удельный вес площади, занятой под дорожки и площадки.

Рисунок 5.1 – Изменение внешнего облика растительной группы в различные возрастные периоды:

а – первый этап. Возраст деревьев 10 лет. Создание загущенных посадок (1500 деревьев на 1 га) в целях ускоренного развития древесных пород в группе; б – второй этап. Вид группы через 20 лет после посадки. В результате постепенного удаления угнетенных экземпляров (прореживание) для 50-60

% оставшихся декоративных растений созданы благоприятные условия про- израстания; в – третий этап. Вид группы через 50 лет. Проявление индивиду- альных свойств древесных пород. Количество растений в группе соответ- ствует задуманному (1 – береза; 2 – ель; 3 – клен; 4 – ива); г – четвертый этап. Вид группы через 90 лет. Основные лиственные породы, составляющие группу, достигают предельной высоты. Рост ели продолжится; д – пятый этап. Вид группы через 120 лет. Периметральное оформление группы свето- любивыми растениями после удаления лиственных древесных пород, поте- рявших декоративный облик. Ель занимает доминирующее положение; е – шестой этап. Вид группы через 150 лет. Декоративные свойства сформиро- вавшейся группе придают березы, приобретшие к этому времени плакучую форму кроны

 

С увеличением размера садово-паркового объекта заметно возрастает и удельный вес площади, занятой водоемами. В скверах водоемы, как правило, отсутствуют, в садах они составляют 3,5 %, а в парках занимают от 5,2 до 31

%.


47

Умение найти в естественном ландшафте красивое и изящное, подчерк- нуть и использовать эти моменты и, наоборот, устранить или скрыть отри- цательные стороны ландшафта – суть паркостроения. Именно в этом про- является высокое ландшафтное искусство.

При регулярной разбивке однородные объекты обычно располагают сим- метрично, в строгом порядке; при \ нерегулярной разбивке избегают симмет- ричности в размещении отдельных элементов, но при этом в расположении объектов однородного значения соблюдают композиционную уравно- вешенность.

В создании пейзажа силуэт или контур массы, красиво вырисовываю- щийся на горизонте, может иметь большое декоративное значение, особенно на пересеченной местности с гористым или холмистым рельефом.

В равнинных же местах массивность легче всего создается при помощи более густых насаждений, использованием растений с темной листвой или хвойных.

Композиция – латинское слово и означает составление, расположение, со- единение а также построение произведения искусства. Композиция – это со- подчиненность отдельных элементов друг другу и целому, придающая объ- екту единство художественной формы. Композиция озеленяемого прост- ранства – это его организация, его структура, обусловленная идейным за- мыслом и назначением объекта, это определение и расположение его частей и элементов, их связь между собой, их наполнение растительными (рис. 5.2) и архитектурными объемами.

Композиционные элементы садово-парковых построений различны. Одни из них предметоощутимы. Это сама территория, ее окружение, раститель- ность, постройки, водоемы. Другие не предметны, но ясно видимы: цвета окрасок, свет и тени. Третьи – не видимы само по себе, но меняют облик других: явления линейной и воздушной перспективы.

И, наконец, композиционные факторы – правила, от соблюдения которых также зависит впечатление, производимое всем видимым; целесообразность, главенство, масштабность, гармония, контраст и др. От умения пользоваться этими элементами и факторами зависит успех садово-парковой композиции.

 

Пространство и время. Движение. Идея композиции

В восприятии человеком пространственной организации городского ландшафта кроме зрения принимают участие также все другие органы чувств: слух, обоняние, осязание. В результате такого комплексного процесса познаются также художественные качества окружающей нас среды; это по- знание осуществляется не единовременно и не с одной какой-либо точки, а во времени и пространстве. Целостное впечатление об объекте озеленения создается у нас как сумма впечатлений от слагаемых его пространственных элементов, полученных последовательно в течение определенного времени в процесс движения по территории этого объекта. Различные виды движения – пешеходное, автомобильное и всех видов городского транспорта, их ско-


рость, а также направление определяют тот или иной характер восприятия городского ландшафта.

В композиции зеленых насаждений необходимо учитывать не только осо- бенности зрительного восприятия пространственных форм, но и особенности их комплексного восприятия всеми органами чувств в движении и во време- ни; эти особенности подчиняются определенным закономерностям.

Наличие идеи композиции – непременное условие решения любой за- дачи, стоящей перед ландшафтным архитектором. Идея композиции опре- деляется комплексом факторов, важнейшими из которых являются: образная характеристика, стилевые особенности, ритмический строй, функциональное назначение объекта и его социальная значимость, особенности природного окружения, специфика участка и градостроительная ситуация, место и зна- чение объекта в системе озеленения города, его взаимосвязь с прилегающи- ми архитектурными ансамблями, особенности инженерного решения. Яс- ность идейного замысла и четкость ее композиционного выражения – основа успешного решения любой творческой задачи ландшафтного архитектора.

 

Рисунок 5.2 – Примеры построения симметричных композиций: а – линейная; б – объемная; в – центрическая; г, д, е – статическая

 

Предназначение, целесообразность

Произведение любого искусства имеет определенную целеустремлен- ность, и главная его задача – нести прекрасное людям. Это относится и к произведениям ландшафтной архитектуры.

Основная идея, общий композиционный замысел – это, во-первых, опре- деление целевого назначения объекта, его внутреннего содержания, и, во- вторых, избрание путей и средств, которыми наиболее удобно и надежно можно достичь этого внутреннего содержания, т. е. определение формы, вы- ражающей содержание.


Вопрос о назначении объекта и его композиции, конечно, всегда решается диалектически: содержание и форма рассматриваются в единстве, причем определяющая роль отдается содержанию, но форма не пассивно следует за содержанием, а активно воздействует на него.

Как утверждает В. Л. Миндовский, правило «от содержания к форме» – основное правило ландшафтного проектирования. По его принципу распре- деляется территория объекта, решается его планировка и озеленение.

 

Главенство и подчинение

Произведение любого искусства должно иметь что-то главное, харак- терное, определяющее его содержание, смысл. Все остальное должно усили- вать это главное, дополняя, подчеркивая его достоинства. Если этого не бу- дет, утверждает В. Л. Миндовский, то произведение станет безликим, невы- разительным. Его черты сольются, оно потеряет остроту, перестанет пора- жать, восхищать.

Необходимость выделения главного и характерного относится и к садово- парковой растительности. Нельзя, чтобы здания и сооружения спорили с зе- ленью. Зелень как элемент природы и созданные человеком постройки долж- ны гармонично сочетаться. В сквере перед крупным общественным зданием зелень должна подчиняться этому архитектурному

сооружению, его стилю. Она должна гармонично дополнять или кон- трастно подчеркивать архитектурные особенности здания. Такое отношение зелени к архитектуре уместно в крупных парках при дворцах и других круп- ных сооружениях. Исключением является зелень у некрасивых зданий, когда первенство желательно отдать зелени для смягчения или частичной мас- кировки их неэстетичного облика. Небольшие же строительные объемы и малые архитектурные формы в садах и парках должны быть подчинены главному пространству, деревьям и кустарникам.

Выделение главного, характерного необходимо и в планировке, и в ком- позиции растительности. В зеленых насаждениях требуется не бессистемный показ различных видов и форм растительности, нужны продуманные, целе- направленные композиции с выделением главного.

Главное (ведущее) должно выделяться во всем: главный сектор парка, главная аллея, главный пейзаж, главная точка обзора и т. д. В саду, в парке должна быть главная (ведущая) порода деревьев. И в каждой группе тоже.

Фактор выделения главенства касается и колорита. Доминирующая окраска в той или иной композиции должна явно преобладать, а другие крас- ки усиливать главную.

 

Масштабность

Под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, восприни- маемых человеком.


Масштабность (иначе пропорциональность или соразмерность) – это пра- вильное отношение составных частей к целому, второстепенному к гос- подствующему, деталей к главному.

Пропорциональное соответствие необходимо в любых насаждениях, как между зеленью и архитектурными сооружениями, так и между элемента-

ми самой системы озеленения. Все архитектурные и растительные объемы должны быть увязаны с величиной и идейной направленностью всего объе- кта, а также с окружающей средой и между собой.

 

Гармония, единство и разнообразие, контраст, внезапность

Гармония – это такое единство, где элементы формы и пространства находятся в стройной связи между собой, подчинены общей идее и находятся в строгих пропорциональных соотношениях в зависимости от их значения в данном произведении искусства. Гармония может быть основана на принци- пе тождества, т. е. повторения тех же элементов, форм, пространств (един- ство в единообразии), на принципе подобия, т. е. повторения подобных эле- ментов, форм, пространств (единство в разнообразия) и на принципе контра- ста (единство в противопоставлении).

Для достижения единства во вновь создаваемых садах и парках надо под- ражать природе. Но подражать не слепо, а следуя определенному замыслу об облике создаваемого сада, парка.

Единству парковых пейзажей помогает единство растительности, состав- ляющей эти пейзажи. И следует стремиться не столько к многообразию по- род, сколько к показу разнообразия каждой породы. Надо помнить, что луч- шие русские парки, в частности Павловский, состоят из ограниченного числа древесных и кустарниковых пород.

Хорошими приемами привлечения внимания и устранения монотонности являются контраст и внезапность.

Контраст, как определяет В. Л. Миндовский, – это сопоставление резко отличных предметов или явлений. Деревья будут контрастировать между со- бой по форме кроны, по величине и форме листьев, по тональности листвы и т. д. Причем ценность контраста повышается, если одна из пород количе- ственно преобладает, а другая представлена только вкраплениями.

Кроме таких контрастов, действующих на наши чувства сразу, очень важны последовательные контрасты, например внезапные переходы от тем- ных массивов на светлые поляны.

Большое декоративное значение при разбивке парковых насаждений име- ет создание контрастов, при помощи которых возможно подчеркивание и бо- лее рельефное выделение отдельных парковых деталей, что придает пейзажу живость и разнообразие. Это положение практически означает, что у оди- наковых по содержанию предметов контрастировать должны только их окраска и форма. Например, деревья с круглыми или плакучими кронами контрастируют с деревьями пирамидальной или колонновидной формы, зе-


леная листва – с серебристой, листья – с хвоей, гладкое – с шероховатым, темное – со светлым, вогнутое – с выпуклым и т. п.

Между контрастирующими объектами должны быть обеспечены плавные переходы, чтобы линии и тона менялись постепенно; однако сам контраст должен проявляться ярко и резко.

Наряду с сочетанием в парках отдельных, контрастирующих (по форме и характеру развития, окраске и т. п.) деревьев и кустарников, в ландшафтном искусстве широко применяется также и сочетание контрастных типов насаж- дений. Этот прием основан на том, что различные по общему виду насажде- ния создают разный декоративный эффект. Густой темно-зеленый хвойный лес выглядит более монументально, сурово, иногда даже мрачно, тогда как легкая серебристая или светло-зеленая листва, вычерчиваясь на темно- зеленом фоне, производит впечатление жизнерадостности. В соответствии с этим светлохвойные и светлолиственные породы обычно размещают на пе- реднем плане, а темно-хвойные и темнолиственные – на заднем.

Контрасты – не самоцель, а средство более яркой передачи компози- ционного замысла.

Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, пространства, за- ставляет зрителя обратить внимание в определенном направлении. Напри- мер, умышленно загороженная густой зеленью группа аллей на поляне, вне- запно открывающаяся сбоку от дорожки беседка за кулисой и т. д. Подчерк- нутый предмет должен быть эстетически интересен.

 

Цвет

Облик любого объекта во многом зависит от его расцветки, колорита. Глаз сначала воспринимает цвет, а уже затем форму. В облике озелененных территорий доминирует зеленый цвет растительности в различных его оттен- ках. Другие цвета среди деревьев, кустарников и газонов встречаются редко и преимущественно осенью. Но при устройстве цветников, садово-парковых сооружений, покрытий дорожек и площадок разные сочетания в расцветке имеют немалое значение.

Все цвета подразделяются на три группы: теплые или активные (красный, оранжевый, желтый), холодные или пассивные (зеленый, синий, фиоле- товый) и нейтральные (белый, все оттенки серого, черный).

Активные цвета обычно действуют на человека возбуждающе. Пассивные успокаивают, но синий и фиолетовый несколько угнетают. Наиболее благо- творно действует зеленый цвет.

Цвета могут изменять оптическое представление о пространстве. Пред- меты и растения теплых и светлых окрасок при прямом солнечном освеще- нии (как правило) кажутся нам ближе, чем на самом деле, а холодные (осо- бенно синий) отдаляются и увеличивают пространство. Красный цвет служит для переднего плана, а синий – для заднего плана. При встречном солнечном освещении возможно обратное восприятие цвета.


С большого расстояния лучше воспринимаются яркие цвета в контраст- ных сочетаниях, собранные в крупные цветовые пятна.

Основные цвета - желтый, красный и синий (от их смешения получаются остальные цвета). Взятые в густых тонах, эти цвета плохо сочетаются между собой и требуют разграничения нейтральным цветом. Но в светлых тонах со- четания из них часто получаются приятными.

Лучшие контрастные сочетания дают соседство Теплого цвета с холод- ным: красного с зеленым, оранжевого с синим и желтого с фиолетовым.

На рис. 5.3 показано расположение цвета в спектральном порядке. На приведенной схеме такие пары разделены между собой двумя другими цве- тами. Допустимо сочетание цветов, разделенных в спектре одним цветом: красного с желтым, оранжевого с зеленым, желтого с синим, зеленого с фио- летовым, фиолетового с оранжевым. Невыигрышные сочетания образуют цвета, стоящие в цветовом спектре рядом: красный с оранжевым, оранжевый с желтым и т. д.

Постепенные переходы гармоничны. Например, темно-синий, синий, го- лубой или желтый, светло-желтый, зелено-желтый, желто-зеленый, светло- зеленый, зеленый – так называемая растяжка цвета.

Кроме сочетания цветов по принципу контраста важное значение имеет сила цвета. Наибольшую силу имеют красный, оранжевый и желтый, наи- меньшую – синий и фиолетовый цвета.

Белый цвет гармонирует со всеми окрасками. Рядом с ним другие цвета выглядят ярче, освещеннее.

Темные цвета, приближающиеся к черному, также гармонируют со всеми остальными, но особо приятные сочетания дают с теплыми окрасками. Ука- занные правила применимы также к деревьям и кустарникам. И не только в пору богатейшей осенней окраски. Даже летний зеленый бывает зелено- серым, зелено-серебристым, зелено-желтым, зелено-синим. И каждый из них богат оттенками.

Кроме того разнообразие окраски листьев дополняется разнообразием их формы. Издали облик дерева воспринимается по форме цвету его кро- ны. Силуэт клена может оказаться схожим с силуэтом некоторых ив, и цвет их листьев может быть почти одинаковым. Но если подойти ближе, кро- ны деревьев окажутся совершенно различными - у них разная форма листвы.

Цветоводу, дендрологу и ландшафтному архитектору в процессе практи- ческой деятельности приходится изучать в основном не гармонию красок, а наиболее благоприятные сочетания растений. В этом отношении практиче- ский опыт более эффективен, чем теоретические познания в области сочета- ния отдельных цветов.

 

Угол зрения и восприятие

Условия зрительного восприятия объемных элементов, формирующих пространственную среду озелененных территорий города, зависят от угла


 

зрения, показывающего степень удаленности зрителя от объекта. По дан- ным С. И. Северина, при угле зрения 45° (что соответствует отношению высоты объекта к расстоянию от него до зрителя, равному 1:1) человек мо- жет ясно воспринимать детали пространственной формы, а ее общий объем – лишь фрагментарно. При удаленности, определяемой углом 27° (отношение 1:2), возможно наиболее полное восприятие как общего объема, так и деталей пространственной формы; при уменьшении угла зрения до 18° (отношение высоты к расстоянию 1:3) ясность восприятия деталей посте- пенно теряется, детали начинают обобщаться, однако более четким становит- ся общий объем объекта. При дальнейшем увеличении удаленности в вос- приятии будут господствовать объемы отдельных деревьев, их групп, вос- принимаемых на фоне массивов (рис. 5.3).

Рисунок 5.3 – Цветовой круг (по Оствальду)

 

Наиболее полное зрительное восприятие пространственной организации пейзажа, его объемных форм и основных деталей возможно при угле зрения 27°, что соответствует отношению ширины пейзажной картины к расстоянию от нее до зрителя, равному 1:2.

Это обстоятельство следует обязательно учитывать при формировании наиболее важных в композиционном отношении частей пейзажа, которые должны целостно восприниматься зрителем с определенных видовых точек, требующих фиксированного внимания и более детального рассмотрения. Для большинства пейзажей озеленяемых территорий города угол зрения может приниматься более широким и достигать 53-54 °. Такие пейзажи не охваты- ваются одним взглядом – зрительно воспринимается их общий ком- позиционный строй, на фоне которого более детально фиксируются основ- ные фрагменты, охватываемые углом зрения 27°,

Таким образом, восприятие отдельных элементов территории изменяется в зависимости от угла зрения и соответственно от удаленности объекта сле- дующим образом:

- 12-1 м – расстояние, определяющее границу зоны элементов «переднего плана», обеспечивающих стереоскопический пространственный эффект;

- 60-135 м – оптимальная глубина площадей полян;


- 700-750 м – дистанция, с которой хорошо воспринимаются перспектив- ные ракурсы, объемы, цвет зданий высотой 80-100 м и более, крупные зеле- ные массивы и ярко выраженный рельеф;

- 4200-4500 м – предел видимости горизонта открытого ровного про- странства при уровне глаз над поверхностью земли 165 см.

При формировании ландшафта, проектировщики, как правило, имеют дело с расстояниями 150-200 м.

 

Свет и тень

Глаз человека, прежде всего, воспринимает свет, затем следует восприя- тие цвета и далее формы. Без необходимой освещенности мы не можем зри- тельно воспринимать предметный мир. Таким образом, свет и порождаемые им тени имеют первостепенное значение в композиции зеленых насаждений: они способствуют выявлению пространственной организации озеленяемых территорий, их объемно-глубинных композиций, объемной пластики, цвето- вого решения и фактуры отдельных пространственных форм. Характер есте- ственного освещения озеленяемых территорий зависит от широты географи- ческого месторасположения объекта озеленения, от смены сезонных годовых циклов, а также от времени суток. Обычно основное внимание уделяется распределению света и тени летом, когда зеленые устройства города наибо- лее декоративны, а их использование введением весьма интенсивно (рис. 5.4- 5.5).

Благоприятным для зрительного восприятия ландшафтных композиций является утреннее освещение. В это время падающие тени приобретают лег- кость и прозрачность, что придает пейзажам особую выразительность. В полдень картина резко меняется: тени, отбрасываемые деревьями и сооруже- ниями, становятся короткими и плотными, очертания предметов резкими, освещенность открытых пространств усиливается, мягкость пейзажа теряет- ся. К вечеру тени вновь становятся длинными, прозрачными и легкими; захо- дящее солнце зачастую придает пейзажу особую, золотисто-красноватую окраску.

Летом в тени деревьев люди находят защиту от солнечной радиации. При решении вопросов затененности территории кронами деревьев необходимо учитывать направление падающей от дерева тени и ее размеры, которые за- висят от географического расположения озеленяемого объекта и времени су- ток, а также ориентацию тротуара, аллеи или места отдыха по сторонам све- та.

Свет – один из важнейших элементов ландшафтного искусства. В пас- мурный, непогожий день пейзажи лесов, садов, парков становятся серыми, безликими. Это от того, что нет оживляющих контрастов света и тени. Все монотонно. И ничего не сделаешь – свет самый непокорный человеку эле- мент пейзажа.


55

Становится обидно, когда в ясный, солнечный день, пейзаж парка недо- статочно выразителен, монотонен из-за того, что в нем не достигнуто выгод- ного распределения света и тени.

Тень более подвластна проектировщику, чем свет. И надо уметь создать свет, подчеркивая его тенью. В. Л. Миндовский утверждает, что в саду, парке должны быть участки с преобладанием света и преобладанием тени.

Светлые участки – это открытые пространства: водоемы, поляны, цвет- ники. Темные – это древесные массивы с сомкнутыми кронами. Но и сюда должны проникать пятна света: мелкие полянки и блики.

 

Рисунок 5.4 – Учет фактора затенения зелеными насаждениями дорог и аллей (в зависимости от их ориентации и времени дня)

 

Определив и распределив по территории площади светлых и теневых участков, надо найти удачные чередования, эффективные переходы из райо- нов тени в районы света и наоборот. Частых чередований допускать не сле- дует, чтобы не создавать однотонной пестроты.

Крупные тени не дают нужной игры и разнообразия светотени, а тени от узких, часто повторяющихся групп вносят беспокойство. Следовательно, и в тенях должны быть правильные пропорции, и правильные сочетания широ- ких и узких теней.

Чтобы лучше использовать эффект от косых утренних лучей, глав- ные группы пейзажа надо располагать от точки наблюдения на юго-запад, север и северо-восток. Для вечернего освещения лучшее их расположение на юго-восток, северо-запад, на север, а для более поздних часов – и на юг. Полуденный свет наименее выгоден для пейзажа. Он слишком ярок, ослеп- ляющ. Тени коротки и резки. Цвета выделяются недостаточно четко. Для пе- риода между полуднем началом вечера надо предусматривать тень от лучей


солнца, – для чего следует высаживать тенистые группы деревьев с южной и юго-западной сторон. Освещение в разное время дня дает не только разное направление теней, но и разную их длину. Тень в 18 ч почти в пять раз длин- нее полуденной тени.

Все сказанное о правильном распределении света и тени применимо не только в крупных зеленых массивах, но и в малых садах и скверах., На не- больших территориях следует особенно беречь газоны от затенения. Как утверждает В. Л. Миндовский, пусть тень ложится больше на дорожки и площадки, а газоны (они здесь невелики) остаются освещенными лишь с ред- кими, но четкими пятнами падающих теней.

В целях исключения однообразия, безликости парка необходимо чередо- вание затененных и освещенных участков, расположенных по трассе движе- ния зрителя.

 

Перспектива в парках

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Во все времена и на всех стадиях развития садово- паркового искусства создание перспективы было одним из важнейших во- просов парковых композиций.

Особенно широко были использованы перспективы при создании ланд- шафта во многих регулярных парках (регулярная часть парка г. Петро- дворца, Архангельского под Москвой и др.), в которых перспективы отли- чаются большой широтой и крупными масштабами.

Живописные пейзажи с исключительно удачным использованием зеле- ных насаждений, водоемов и открытых пространств были основой парковых композиций наших отечественных садов XVII и XIX вв., особенно в таких парках, как Павловский, пушкинские, гатчинские, Тростянецкий, Царицын- ский и многие другие. Именно на примерах русских парков стало ясно, что виды и перспективы наиболее эффективны и декоративны, если они созда- ются с использованием

Для повышения интереса к парку очень важно при создании видов, так же как и при «раскрытии» пространства, использовать элементы внезапности, чтобы посетителю неожиданно открывались интересные пейзажи. В связи с этим в садово-парковом строительстве большое значение имеет умелое ис- пользование правил перспективы. Учение о перспективе знакомит со зри- тельными изменениями предметов по мере удаления их от точки наблюде- ния. Если при этом изменяются величина и форма предметов, то это — ли- нейная перспектива, при изменении же окраски и силы тона предметов — воздушная. Линейная и воздушная перспективы широко используются в са- дово-парковом искусстве.


Линейная перспектива

Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы.

Первое наше восприятие – это то, что мы видим. А видим мы не всегда то, что есть на самом деле, – действуют оптические обманы. И одна из задач парковой композиции – создавать озелененные пространства так, чтобы оп- тические обманы уводили от истины к лучшему, а не к худшему.

В ландшафтной архитектуре существуют два масштаба: абсолютный, по которому можно измерять действительную величину предмета, и отно- сительный, которым следует измерять кажущуюся величину предмета. Отно- сительный масштаб трудно выразить графически или цифровым отноше- нием. Измерения по нему проектировщик выполняет по интуиции.

Под перспективой подразумеваются зрительные изменения предметов по мере удаления их от точки зрения наблюдателя.

Если эти изменения касаются только величины и формы предметов, то говорят о линейной перспективе. Чем дальше предметы, тем они кажутся меньше.

Если прямую дорожку сделать сужающейся, то она будет казаться длин- нее, а расширяющаяся – короче. Аллея покажется длиннее, если окайм- ляющие деревья посадить не параллельно ее оси, а сходящимися вдали лини- ями.

Расстояние между зрителем и отдельным предметом можно оптически изменять. Предмет кажется дальше, если между ним и зрителем находится открытое пространство, например газон. Но если на этом газоне посадить группы кустарников, которые помешают восприятию расстояния, то отдель- ный предмет будет казаться ближе. Этим приемом часто пользуются для оп- тического увеличения территории.

Можно оптически увеличивать и высоту предметов. Достигается это со- поставлением высокого с низким. Например, пирамидальные тополя по- кажутся выше, если у их подножия посадить приземистые деревья неболь- шой высоты и низкие кустарники.

Для усиления слабоволнистого рельефа следует высокую зелень разме- щать на повышенных местах, а низкую — по низинам.

 

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива, по определению В. Л. Миндовского, это опти- ческое, кажущееся изменение цвета предметов и зависит от расстояния, т. е. от величины воздушного пространства между глазом и предметом, от боль- шей или меньшей прозрачности воздуха, от освещения, погоды. В зави- симости от этих условий синева воздуха больше или меньше обволакивает предметы, изменяя тона их окрасок.


 

 

Рисунок 5.5 – Пример линейной перспективы

 

При проектировании следует учитывать следующие особенности цветов: красный при удалении приобретает фиолетовые оттенки; оранжевый переходит в грязно-красный до фиолетовых оттенков, желтый на зна- чительном удалении становится зеленовато-желтым, зеленый по мере удаления все больше переходит в синий; фиолетовый переходит в грязно-синий; черный светлеет, сереет, иногда синеет; серый темнеет, сливается с синевой; белый почти не изменяется, лишь приобретает желто- ватый оттенок. Воздушная прослойка изменяет не только цвет предметов — меняются их контуры, очертания, становясь мягче, расплывчатее. Тени ста- новятся менее густыми.

Воздушная перспектива меняет и величину предметов — светлые пред- меты на желтом фоне кажутся больше своих фактических размеров и наобо- рот.

Растения со светлой кроной, размещенные на фоне темных однопород- ных массивов, обращенных кромкой на север, сокращают пространство, сни- мают единообразие. Этого впечатления можно добиться за счет более про- зрачной кроны крайнего ряда.

 

Контрольные вопросы

1. Какие приемы озеленения улиц вы знаете в зависимости от широтной и меридиональной ориентации?

2. Назовите особенности планировки бульвара.

3. Что надо обеспечить при проектировании насаждений микрорайонов и жилых кварталов?

4. Назовите особенности композиции малого сада.

5. По каким принципам осуществлялся подбор деревьев и кустарников?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.198 с.)