Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 5 формирование композиций парковых объектов
Цель работы: изучение особенности основных парковых объектов зеле- ных насаждений на разных стадиях строительства и экс- плуатации. Материалы и оборудование: технические средства, слайды объектов, ри- сунки, плакаты, фотографии Строительство и эксплуатация садов и парков представляют собой еди- ный процесс их создания. Многие известные парки создавались на базе су- ществующих лесов. В процессе преобразования лесных массивов в парках осуществлялась идея архитектурно-планировочной организации территории и создавались ландшафтные композиции. Подобный тип паркового строи- тельства может найти широкое применение и в наше время. При разработке проекта необходимо учитывать изменения, которые про- изойдут во внешнем виде насаждений в течение всего периода их развития, а также принимать во внимание сезонные изменения насаждений по временам года. Изменения, осуществляемые в последующем уже в процессе ухода за зе- леными насаждениями, не должны ломать основных композиционных пла- нов, они должны быть направлены на совершенствование основных компо- зиций. Вот почему в проекте ландшафтной композиции зеленых насаждений надо устанавливать главнейшие мероприятия по стадиям развития насажде- ний хотя бы для двух основных периодов: в молодом возрасте (до 20-25 лет) и в последующее время, причем парковые насаждения и в молодом возрасте должны быть красивыми и композиционно цельными. Зеленые насаждения на разных стадиях развития имеют неодинаковый декоративный и озеленительный эффект (рис. 5.1). По данным Л. О. Машинского, проекция кроны молодого саженца – де- ревца лиственных пород – составляет в среднем около 1-2 м2. Таким обра- зом,- посадка 100-200 саженцев на 1 га площади под древесным пологом займет около 2-4 % всей площади. Эти же посадки с возрастом будут иметь совсем другой вид. Проекция кроны дерева в 50-60-летнем возрасте достига- ет 30-50 м2 в зависимости от породы. Отсюда видно, что с возрастом площадь проекции кроны увеличивается в 20-30 раз. Иными словами, при наличии на 1 га 100-200 взрослых деревьев общая площадь проекции их крон будет зани- мать уже 2-6 тыс. м2, т. е. 20-60 % всей площади. Поэтому для получения озеленительного и декоративного эффекта от молодых насаждений необхо- димо применять достаточно густую посадку древесных пород с учетом даль- нейшего разреживания.
При установлении конкретных соотношений между различными эле- ментами садово-парковых площадей необходимо учитывать размеры объекта и его назначение. В крупных парковых насаждениях резко возрастает удель- ный вес площадей, занятых под посадками, газонами, лугами, и соот- ветственно уменьшается удельный вес площадей, занятых дорожками и пло- щадками. В небольших садово-парковых объектах (садах и скверах) резко увеличивается удельный вес площади, занятой под дорожки и площадки. Рисунок 5.1 – Изменение внешнего облика растительной группы в различные возрастные периоды: а – первый этап. Возраст деревьев 10 лет. Создание загущенных посадок (1500 деревьев на 1 га) в целях ускоренного развития древесных пород в группе; б – второй этап. Вид группы через 20 лет после посадки. В результате постепенного удаления угнетенных экземпляров (прореживание) для 50-60 % оставшихся декоративных растений созданы благоприятные условия про- израстания; в – третий этап. Вид группы через 50 лет. Проявление индивиду- альных свойств древесных пород. Количество растений в группе соответ- ствует задуманному (1 – береза; 2 – ель; 3 – клен; 4 – ива); г – четвертый этап. Вид группы через 90 лет. Основные лиственные породы, составляющие группу, достигают предельной высоты. Рост ели продолжится; д – пятый этап. Вид группы через 120 лет. Периметральное оформление группы свето- любивыми растениями после удаления лиственных древесных пород, поте- рявших декоративный облик. Ель занимает доминирующее положение; е – шестой этап. Вид группы через 150 лет. Декоративные свойства сформиро- вавшейся группе придают березы, приобретшие к этому времени плакучую форму кроны
С увеличением размера садово-паркового объекта заметно возрастает и удельный вес площади, занятой водоемами. В скверах водоемы, как правило, отсутствуют, в садах они составляют 3,5 %, а в парках занимают от 5,2 до 31 %. 47 Умение найти в естественном ландшафте красивое и изящное, подчерк- нуть и использовать эти моменты и, наоборот, устранить или скрыть отри- цательные стороны ландшафта – суть паркостроения. Именно в этом про- является высокое ландшафтное искусство.
При регулярной разбивке однородные объекты обычно располагают сим- метрично, в строгом порядке; при \ нерегулярной разбивке избегают симмет- ричности в размещении отдельных элементов, но при этом в расположении объектов однородного значения соблюдают композиционную уравно- вешенность. В создании пейзажа силуэт или контур массы, красиво вырисовываю- щийся на горизонте, может иметь большое декоративное значение, особенно на пересеченной местности с гористым или холмистым рельефом. В равнинных же местах массивность легче всего создается при помощи более густых насаждений, использованием растений с темной листвой или хвойных. Композиция – латинское слово и означает составление, расположение, со- единение а также построение произведения искусства. Композиция – это со- подчиненность отдельных элементов друг другу и целому, придающая объ- екту единство художественной формы. Композиция озеленяемого прост- ранства – это его организация, его структура, обусловленная идейным за- мыслом и назначением объекта, это определение и расположение его частей и элементов, их связь между собой, их наполнение растительными (рис. 5.2) и архитектурными объемами. Композиционные элементы садово-парковых построений различны. Одни из них предметоощутимы. Это сама территория, ее окружение, раститель- ность, постройки, водоемы. Другие не предметны, но ясно видимы: цвета окрасок, свет и тени. Третьи – не видимы само по себе, но меняют облик других: явления линейной и воздушной перспективы. И, наконец, композиционные факторы – правила, от соблюдения которых также зависит впечатление, производимое всем видимым; целесообразность, главенство, масштабность, гармония, контраст и др. От умения пользоваться этими элементами и факторами зависит успех садово-парковой композиции.
Пространство и время. Движение. Идея композиции В восприятии человеком пространственной организации городского ландшафта кроме зрения принимают участие также все другие органы чувств: слух, обоняние, осязание. В результате такого комплексного процесса познаются также художественные качества окружающей нас среды; это по- знание осуществляется не единовременно и не с одной какой-либо точки, а во времени и пространстве. Целостное впечатление об объекте озеленения создается у нас как сумма впечатлений от слагаемых его пространственных элементов, полученных последовательно в течение определенного времени в процесс движения по территории этого объекта. Различные виды движения – пешеходное, автомобильное и всех видов городского транспорта, их ско- рость, а также направление определяют тот или иной характер восприятия городского ландшафта. В композиции зеленых насаждений необходимо учитывать не только осо- бенности зрительного восприятия пространственных форм, но и особенности их комплексного восприятия всеми органами чувств в движении и во време- ни; эти особенности подчиняются определенным закономерностям. Наличие идеи композиции – непременное условие решения любой за- дачи, стоящей перед ландшафтным архитектором. Идея композиции опре- деляется комплексом факторов, важнейшими из которых являются: образная характеристика, стилевые особенности, ритмический строй, функциональное назначение объекта и его социальная значимость, особенности природного окружения, специфика участка и градостроительная ситуация, место и зна- чение объекта в системе озеленения города, его взаимосвязь с прилегающи- ми архитектурными ансамблями, особенности инженерного решения. Яс- ность идейного замысла и четкость ее композиционного выражения – основа успешного решения любой творческой задачи ландшафтного архитектора.
Рисунок 5.2 – Примеры построения симметричных композиций: а – линейная; б – объемная; в – центрическая; г, д, е – статическая
Предназначение, целесообразность Произведение любого искусства имеет определенную целеустремлен- ность, и главная его задача – нести прекрасное людям. Это относится и к произведениям ландшафтной архитектуры. Основная идея, общий композиционный замысел – это, во-первых, опре- деление целевого назначения объекта, его внутреннего содержания, и, во- вторых, избрание путей и средств, которыми наиболее удобно и надежно можно достичь этого внутреннего содержания, т. е. определение формы, вы- ражающей содержание. Вопрос о назначении объекта и его композиции, конечно, всегда решается диалектически: содержание и форма рассматриваются в единстве, причем определяющая роль отдается содержанию, но форма не пассивно следует за содержанием, а активно воздействует на него. Как утверждает В. Л. Миндовский, правило «от содержания к форме» – основное правило ландшафтного проектирования. По его принципу распре- деляется территория объекта, решается его планировка и озеленение.
Главенство и подчинение Произведение любого искусства должно иметь что-то главное, харак- терное, определяющее его содержание, смысл. Все остальное должно усили- вать это главное, дополняя, подчеркивая его достоинства. Если этого не бу- дет, утверждает В. Л. Миндовский, то произведение станет безликим, невы- разительным. Его черты сольются, оно потеряет остроту, перестанет пора- жать, восхищать. Необходимость выделения главного и характерного относится и к садово- парковой растительности. Нельзя, чтобы здания и сооружения спорили с зе- ленью. Зелень как элемент природы и созданные человеком постройки долж- ны гармонично сочетаться. В сквере перед крупным общественным зданием зелень должна подчиняться этому архитектурному
сооружению, его стилю. Она должна гармонично дополнять или кон- трастно подчеркивать архитектурные особенности здания. Такое отношение зелени к архитектуре уместно в крупных парках при дворцах и других круп- ных сооружениях. Исключением является зелень у некрасивых зданий, когда первенство желательно отдать зелени для смягчения или частичной мас- кировки их неэстетичного облика. Небольшие же строительные объемы и малые архитектурные формы в садах и парках должны быть подчинены главному пространству, деревьям и кустарникам. Выделение главного, характерного необходимо и в планировке, и в ком- позиции растительности. В зеленых насаждениях требуется не бессистемный показ различных видов и форм растительности, нужны продуманные, целе- направленные композиции с выделением главного. Главное (ведущее) должно выделяться во всем: главный сектор парка, главная аллея, главный пейзаж, главная точка обзора и т. д. В саду, в парке должна быть главная (ведущая) порода деревьев. И в каждой группе тоже. Фактор выделения главенства касается и колорита. Доминирующая окраска в той или иной композиции должна явно преобладать, а другие крас- ки усиливать главную.
Масштабность Под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, восприни- маемых человеком. Масштабность (иначе пропорциональность или соразмерность) – это пра- вильное отношение составных частей к целому, второстепенному к гос- подствующему, деталей к главному. Пропорциональное соответствие необходимо в любых насаждениях, как между зеленью и архитектурными сооружениями, так и между элемента- ми самой системы озеленения. Все архитектурные и растительные объемы должны быть увязаны с величиной и идейной направленностью всего объе- кта, а также с окружающей средой и между собой.
Гармония, единство и разнообразие, контраст, внезапность Гармония – это такое единство, где элементы формы и пространства находятся в стройной связи между собой, подчинены общей идее и находятся в строгих пропорциональных соотношениях в зависимости от их значения в данном произведении искусства. Гармония может быть основана на принци- пе тождества, т. е. повторения тех же элементов, форм, пространств (един- ство в единообразии), на принципе подобия, т. е. повторения подобных эле- ментов, форм, пространств (единство в разнообразия) и на принципе контра- ста (единство в противопоставлении). Для достижения единства во вновь создаваемых садах и парках надо под- ражать природе. Но подражать не слепо, а следуя определенному замыслу об облике создаваемого сада, парка. Единству парковых пейзажей помогает единство растительности, состав- ляющей эти пейзажи. И следует стремиться не столько к многообразию по- род, сколько к показу разнообразия каждой породы. Надо помнить, что луч- шие русские парки, в частности Павловский, состоят из ограниченного числа древесных и кустарниковых пород.
Хорошими приемами привлечения внимания и устранения монотонности являются контраст и внезапность. Контраст, как определяет В. Л. Миндовский, – это сопоставление резко отличных предметов или явлений. Деревья будут контрастировать между со- бой по форме кроны, по величине и форме листьев, по тональности листвы и т. д. Причем ценность контраста повышается, если одна из пород количе- ственно преобладает, а другая представлена только вкраплениями. Кроме таких контрастов, действующих на наши чувства сразу, очень важны последовательные контрасты, например внезапные переходы от тем- ных массивов на светлые поляны. Большое декоративное значение при разбивке парковых насаждений име- ет создание контрастов, при помощи которых возможно подчеркивание и бо- лее рельефное выделение отдельных парковых деталей, что придает пейзажу живость и разнообразие. Это положение практически означает, что у оди- наковых по содержанию предметов контрастировать должны только их окраска и форма. Например, деревья с круглыми или плакучими кронами контрастируют с деревьями пирамидальной или колонновидной формы, зе- леная листва – с серебристой, листья – с хвоей, гладкое – с шероховатым, темное – со светлым, вогнутое – с выпуклым и т. п. Между контрастирующими объектами должны быть обеспечены плавные переходы, чтобы линии и тона менялись постепенно; однако сам контраст должен проявляться ярко и резко. Наряду с сочетанием в парках отдельных, контрастирующих (по форме и характеру развития, окраске и т. п.) деревьев и кустарников, в ландшафтном искусстве широко применяется также и сочетание контрастных типов насаж- дений. Этот прием основан на том, что различные по общему виду насажде- ния создают разный декоративный эффект. Густой темно-зеленый хвойный лес выглядит более монументально, сурово, иногда даже мрачно, тогда как легкая серебристая или светло-зеленая листва, вычерчиваясь на темно- зеленом фоне, производит впечатление жизнерадостности. В соответствии с этим светлохвойные и светлолиственные породы обычно размещают на пе- реднем плане, а темно-хвойные и темнолиственные – на заднем. Контрасты – не самоцель, а средство более яркой передачи компози- ционного замысла. Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, пространства, за- ставляет зрителя обратить внимание в определенном направлении. Напри- мер, умышленно загороженная густой зеленью группа аллей на поляне, вне- запно открывающаяся сбоку от дорожки беседка за кулисой и т. д. Подчерк- нутый предмет должен быть эстетически интересен.
Цвет Облик любого объекта во многом зависит от его расцветки, колорита. Глаз сначала воспринимает цвет, а уже затем форму. В облике озелененных территорий доминирует зеленый цвет растительности в различных его оттен- ках. Другие цвета среди деревьев, кустарников и газонов встречаются редко и преимущественно осенью. Но при устройстве цветников, садово-парковых сооружений, покрытий дорожек и площадок разные сочетания в расцветке имеют немалое значение. Все цвета подразделяются на три группы: теплые или активные (красный, оранжевый, желтый), холодные или пассивные (зеленый, синий, фиоле- товый) и нейтральные (белый, все оттенки серого, черный). Активные цвета обычно действуют на человека возбуждающе. Пассивные успокаивают, но синий и фиолетовый несколько угнетают. Наиболее благо- творно действует зеленый цвет. Цвета могут изменять оптическое представление о пространстве. Пред- меты и растения теплых и светлых окрасок при прямом солнечном освеще- нии (как правило) кажутся нам ближе, чем на самом деле, а холодные (осо- бенно синий) отдаляются и увеличивают пространство. Красный цвет служит для переднего плана, а синий – для заднего плана. При встречном солнечном освещении возможно обратное восприятие цвета. С большого расстояния лучше воспринимаются яркие цвета в контраст- ных сочетаниях, собранные в крупные цветовые пятна. Основные цвета - желтый, красный и синий (от их смешения получаются остальные цвета). Взятые в густых тонах, эти цвета плохо сочетаются между собой и требуют разграничения нейтральным цветом. Но в светлых тонах со- четания из них часто получаются приятными. Лучшие контрастные сочетания дают соседство Теплого цвета с холод- ным: красного с зеленым, оранжевого с синим и желтого с фиолетовым. На рис. 5.3 показано расположение цвета в спектральном порядке. На приведенной схеме такие пары разделены между собой двумя другими цве- тами. Допустимо сочетание цветов, разделенных в спектре одним цветом: красного с желтым, оранжевого с зеленым, желтого с синим, зеленого с фио- летовым, фиолетового с оранжевым. Невыигрышные сочетания образуют цвета, стоящие в цветовом спектре рядом: красный с оранжевым, оранжевый с желтым и т. д. Постепенные переходы гармоничны. Например, темно-синий, синий, го- лубой или желтый, светло-желтый, зелено-желтый, желто-зеленый, светло- зеленый, зеленый – так называемая растяжка цвета. Кроме сочетания цветов по принципу контраста важное значение имеет сила цвета. Наибольшую силу имеют красный, оранжевый и желтый, наи- меньшую – синий и фиолетовый цвета. Белый цвет гармонирует со всеми окрасками. Рядом с ним другие цвета выглядят ярче, освещеннее. Темные цвета, приближающиеся к черному, также гармонируют со всеми остальными, но особо приятные сочетания дают с теплыми окрасками. Ука- занные правила применимы также к деревьям и кустарникам. И не только в пору богатейшей осенней окраски. Даже летний зеленый бывает зелено- серым, зелено-серебристым, зелено-желтым, зелено-синим. И каждый из них богат оттенками. Кроме того разнообразие окраски листьев дополняется разнообразием их формы. Издали облик дерева воспринимается по форме цвету его кро- ны. Силуэт клена может оказаться схожим с силуэтом некоторых ив, и цвет их листьев может быть почти одинаковым. Но если подойти ближе, кро- ны деревьев окажутся совершенно различными - у них разная форма листвы. Цветоводу, дендрологу и ландшафтному архитектору в процессе практи- ческой деятельности приходится изучать в основном не гармонию красок, а наиболее благоприятные сочетания растений. В этом отношении практиче- ский опыт более эффективен, чем теоретические познания в области сочета- ния отдельных цветов.
Угол зрения и восприятие Условия зрительного восприятия объемных элементов, формирующих пространственную среду озелененных территорий города, зависят от угла зрения, показывающего степень удаленности зрителя от объекта. По дан- ным С. И. Северина, при угле зрения 45° (что соответствует отношению высоты объекта к расстоянию от него до зрителя, равному 1:1) человек мо- жет ясно воспринимать детали пространственной формы, а ее общий объем – лишь фрагментарно. При удаленности, определяемой углом 27° (отношение 1:2), возможно наиболее полное восприятие как общего объема, так и деталей пространственной формы; при уменьшении угла зрения до 18° (отношение высоты к расстоянию 1:3) ясность восприятия деталей посте- пенно теряется, детали начинают обобщаться, однако более четким становит- ся общий объем объекта. При дальнейшем увеличении удаленности в вос- приятии будут господствовать объемы отдельных деревьев, их групп, вос- принимаемых на фоне массивов (рис. 5.3). Рисунок 5.3 – Цветовой круг (по Оствальду)
Наиболее полное зрительное восприятие пространственной организации пейзажа, его объемных форм и основных деталей возможно при угле зрения 27°, что соответствует отношению ширины пейзажной картины к расстоянию от нее до зрителя, равному 1:2. Это обстоятельство следует обязательно учитывать при формировании наиболее важных в композиционном отношении частей пейзажа, которые должны целостно восприниматься зрителем с определенных видовых точек, требующих фиксированного внимания и более детального рассмотрения. Для большинства пейзажей озеленяемых территорий города угол зрения может приниматься более широким и достигать 53-54 °. Такие пейзажи не охваты- ваются одним взглядом – зрительно воспринимается их общий ком- позиционный строй, на фоне которого более детально фиксируются основ- ные фрагменты, охватываемые углом зрения 27°, Таким образом, восприятие отдельных элементов территории изменяется в зависимости от угла зрения и соответственно от удаленности объекта сле- дующим образом: - 12-1 м – расстояние, определяющее границу зоны элементов «переднего плана», обеспечивающих стереоскопический пространственный эффект; - 60-135 м – оптимальная глубина площадей полян; - 700-750 м – дистанция, с которой хорошо воспринимаются перспектив- ные ракурсы, объемы, цвет зданий высотой 80-100 м и более, крупные зеле- ные массивы и ярко выраженный рельеф; - 4200-4500 м – предел видимости горизонта открытого ровного про- странства при уровне глаз над поверхностью земли 165 см. При формировании ландшафта, проектировщики, как правило, имеют дело с расстояниями 150-200 м.
Свет и тень Глаз человека, прежде всего, воспринимает свет, затем следует восприя- тие цвета и далее формы. Без необходимой освещенности мы не можем зри- тельно воспринимать предметный мир. Таким образом, свет и порождаемые им тени имеют первостепенное значение в композиции зеленых насаждений: они способствуют выявлению пространственной организации озеленяемых территорий, их объемно-глубинных композиций, объемной пластики, цвето- вого решения и фактуры отдельных пространственных форм. Характер есте- ственного освещения озеленяемых территорий зависит от широты географи- ческого месторасположения объекта озеленения, от смены сезонных годовых циклов, а также от времени суток. Обычно основное внимание уделяется распределению света и тени летом, когда зеленые устройства города наибо- лее декоративны, а их использование введением весьма интенсивно (рис. 5.4- 5.5). Благоприятным для зрительного восприятия ландшафтных композиций является утреннее освещение. В это время падающие тени приобретают лег- кость и прозрачность, что придает пейзажам особую выразительность. В полдень картина резко меняется: тени, отбрасываемые деревьями и сооруже- ниями, становятся короткими и плотными, очертания предметов резкими, освещенность открытых пространств усиливается, мягкость пейзажа теряет- ся. К вечеру тени вновь становятся длинными, прозрачными и легкими; захо- дящее солнце зачастую придает пейзажу особую, золотисто-красноватую окраску. Летом в тени деревьев люди находят защиту от солнечной радиации. При решении вопросов затененности территории кронами деревьев необходимо учитывать направление падающей от дерева тени и ее размеры, которые за- висят от географического расположения озеленяемого объекта и времени су- ток, а также ориентацию тротуара, аллеи или места отдыха по сторонам све- та. Свет – один из важнейших элементов ландшафтного искусства. В пас- мурный, непогожий день пейзажи лесов, садов, парков становятся серыми, безликими. Это от того, что нет оживляющих контрастов света и тени. Все монотонно. И ничего не сделаешь – свет самый непокорный человеку эле- мент пейзажа. 55 Становится обидно, когда в ясный, солнечный день, пейзаж парка недо- статочно выразителен, монотонен из-за того, что в нем не достигнуто выгод- ного распределения света и тени. Тень более подвластна проектировщику, чем свет. И надо уметь создать свет, подчеркивая его тенью. В. Л. Миндовский утверждает, что в саду, парке должны быть участки с преобладанием света и преобладанием тени. Светлые участки – это открытые пространства: водоемы, поляны, цвет- ники. Темные – это древесные массивы с сомкнутыми кронами. Но и сюда должны проникать пятна света: мелкие полянки и блики. Рисунок 5.4 – Учет фактора затенения зелеными насаждениями дорог и аллей (в зависимости от их ориентации и времени дня)
Определив и распределив по территории площади светлых и теневых участков, надо найти удачные чередования, эффективные переходы из райо- нов тени в районы света и наоборот. Частых чередований допускать не сле- дует, чтобы не создавать однотонной пестроты. Крупные тени не дают нужной игры и разнообразия светотени, а тени от узких, часто повторяющихся групп вносят беспокойство. Следовательно, и в тенях должны быть правильные пропорции, и правильные сочетания широ- ких и узких теней. Чтобы лучше использовать эффект от косых утренних лучей, глав- ные группы пейзажа надо располагать от точки наблюдения на юго-запад, север и северо-восток. Для вечернего освещения лучшее их расположение на юго-восток, северо-запад, на север, а для более поздних часов – и на юг. Полуденный свет наименее выгоден для пейзажа. Он слишком ярок, ослеп- ляющ. Тени коротки и резки. Цвета выделяются недостаточно четко. Для пе- риода между полуднем началом вечера надо предусматривать тень от лучей солнца, – для чего следует высаживать тенистые группы деревьев с южной и юго-западной сторон. Освещение в разное время дня дает не только разное направление теней, но и разную их длину. Тень в 18 ч почти в пять раз длин- нее полуденной тени. Все сказанное о правильном распределении света и тени применимо не только в крупных зеленых массивах, но и в малых садах и скверах., На не- больших территориях следует особенно беречь газоны от затенения. Как утверждает В. Л. Миндовский, пусть тень ложится больше на дорожки и площадки, а газоны (они здесь невелики) остаются освещенными лишь с ред- кими, но четкими пятнами падающих теней. В целях исключения однообразия, безликости парка необходимо чередо- вание затененных и освещенных участков, расположенных по трассе движе- ния зрителя.
Перспектива в парках Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Во все времена и на всех стадиях развития садово- паркового искусства создание перспективы было одним из важнейших во- просов парковых композиций. Особенно широко были использованы перспективы при создании ланд- шафта во многих регулярных парках (регулярная часть парка г. Петро- дворца, Архангельского под Москвой и др.), в которых перспективы отли- чаются большой широтой и крупными масштабами. Живописные пейзажи с исключительно удачным использованием зеле- ных насаждений, водоемов и открытых пространств были основой парковых композиций наших отечественных садов XVII и XIX вв., особенно в таких парках, как Павловский, пушкинские, гатчинские, Тростянецкий, Царицын- ский и многие другие. Именно на примерах русских парков стало ясно, что виды и перспективы наиболее эффективны и декоративны, если они созда- ются с использованием Для повышения интереса к парку очень важно при создании видов, так же как и при «раскрытии» пространства, использовать элементы внезапности, чтобы посетителю неожиданно открывались интересные пейзажи. В связи с этим в садово-парковом строительстве большое значение имеет умелое ис- пользование правил перспективы. Учение о перспективе знакомит со зри- тельными изменениями предметов по мере удаления их от точки наблюде- ния. Если при этом изменяются величина и форма предметов, то это — ли- нейная перспектива, при изменении же окраски и силы тона предметов — воздушная. Линейная и воздушная перспективы широко используются в са- дово-парковом искусстве. Линейная перспектива Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы. Первое наше восприятие – это то, что мы видим. А видим мы не всегда то, что есть на самом деле, – действуют оптические обманы. И одна из задач парковой композиции – создавать озелененные пространства так, чтобы оп- тические обманы уводили от истины к лучшему, а не к худшему. В ландшафтной архитектуре существуют два масштаба: абсолютный, по которому можно измерять действительную величину предмета, и отно- сительный, которым следует измерять кажущуюся величину предмета. Отно- сительный масштаб трудно выразить графически или цифровым отноше- нием. Измерения по нему проектировщик выполняет по интуиции. Под перспективой подразумеваются зрительные изменения предметов по мере удаления их от точки зрения наблюдателя. Если эти изменения касаются только величины и формы предметов, то говорят о линейной перспективе. Чем дальше предметы, тем они кажутся меньше. Если прямую дорожку сделать сужающейся, то она будет казаться длин- нее, а расширяющаяся – короче. Аллея покажется длиннее, если окайм- ляющие деревья посадить не параллельно ее оси, а сходящимися вдали лини- ями. Расстояние между зрителем и отдельным предметом можно оптически изменять. Предмет кажется дальше, если между ним и зрителем находится открытое пространство, например газон. Но если на этом газоне посадить группы кустарников, которые помешают восприятию расстояния, то отдель- ный предмет будет казаться ближе. Этим приемом часто пользуются для оп- тического увеличения территории. Можно оптически увеличивать и высоту предметов. Достигается это со- поставлением высокого с низким. Например, пирамидальные тополя по- кажутся выше, если у их подножия посадить приземистые деревья неболь- шой высоты и низкие кустарники. Для усиления слабоволнистого рельефа следует высокую зелень разме- щать на повышенных местах, а низкую — по низинам.
Воздушная перспектива Воздушная перспектива, по определению В. Л. Миндовского, это опти- ческое, кажущееся изменение цвета предметов и зависит от расстояния, т. е. от величины воздушного пространства между глазом и предметом, от боль- шей или меньшей прозрачности воздуха, от освещения, погоды. В зави- симости от этих условий синева воздуха больше или меньше обволакивает предметы, изменяя тона их окрасок.
Рисунок 5.5 – Пример линейной перспективы
При проектировании следует учитывать следующие особенности цветов: красный при удалении приобретает фиолетовые оттенки; оранжевый переходит в грязно-красный до фиолетовых оттенков, желтый на зна- чительном удалении становится зеленовато-желтым, зеленый по мере удаления все больше переходит в синий; фиолетовый переходит в грязно-синий; черный светлеет, сереет, иногда синеет; серый темнеет, сливается с синевой; белый почти не изменяется, лишь приобретает желто- ватый оттенок. Воздушная прослойка изменяет не только цвет предметов — меняются их контуры, очертания, становясь мягче, расплывчатее. Тени ста- новятся менее густыми. Воздушная перспектива меняет и величину предметов — светлые пред- меты на желтом фоне кажутся больше своих фактических размеров и наобо- рот. Растения со светлой кроной, размещенные на фоне темных однопород- ных массивов, обращенных кромкой на север, сокращают пространство, сни- мают единообразие. Этого впечатления можно добиться за счет более про- зрачной кроны крайнего ряда.
Контрольные вопросы 1. Какие приемы озеленения улиц вы знаете в зависимости от широтной и меридиональной ориентации? 2. Назовите особенности планировки бульвара. 3. Что надо обеспечить при проектировании насаждений микрорайонов и жилых кварталов? 4. Назовите особенности композиции малого сада. 5. По каким принципам осуществлялся подбор деревьев и кустарников?
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.198 с.) |