Геометрический характер и размеры формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геометрический характер и размеры формы.



Формальная композиция.

Создание любого объекта дизайна — это обязательная работа с формой. Это работа должна отвечать функциональным требованиям, конструктивным и экономическим. Конечная цель дизайнерской работы — достижение выразительности формы. Этот процесс сложный и представляет собой неразрывную цепочку самообразования. Для формообразования используются две группы средств: графические и пластические. Основными графическими средствами являются точка, линия, пятно.

Точка — это графическое средство, которое выделяет акцент на плоскости. Несмотря на малые размеры часто являются доминантным средством в композиции. Её свойства зависят от расположения точки на плоскости, относительного размера, силуэта, яркости и плотности заполнения.

Линия — это форма, которая характеризуется протяжённостью и развитием в одном координатном направлении на плоскости.

Пятно — это средство, которое заполняет большую часть графической плоскости. Вместе с пятном используется тон или цвет как дополнительное средство композиции. Тоновое заполнение пятна представляет собой переход от светлого к тёмному и обратно.

Линейно-пластическая форма — это первая категория пластическому композиционного средства. Пластические отличаются от графических тем, что развиты не в двух, а в трех основных координатных направлениях. Линейно-пластическая форма — это средство, которое характеризуется развитием в одном координатном направлении, имеющая определённую толщину, о есть в отличие от линии, выполнения в материале и обладающая некоторой массой. Линейно-пластических форма — раскрывается в связи с её расположением по координатным осям. Важный признак линейно-пластических форм — её конфигурация. По этому признаку делят форму простого геометрического рисунка и форму сложного криволинейного очертания.

 

Закономерности восприятия точки, линии и пятна на плоскости (распечатать электронный файл).

 

 

Пластические элементы.

Пластических композиционные средства отличаются от графических тем, что выражаются в формах, развитых по трём основным координатным направлениям: по горизонтали, по вертикали и глубине. Разное развитие форм в том или ином направлении обусловливает его пластическую характеристику. Пластическая форма характеризуемая развитием по горизонтали и вертикали большем, чем развитием в глубину, называется плоскостной формой. Плоскостная форма имеет широкий диапазон состояний, начиная от глянцевой поверхности, заканчивая формой, которой отдельные элементы выступают вперёд на три четверти. Плоскостная форма проявляется в трёх основных видах:

1. Текстура

2. Фактура

3. Рельеф поверхности

Текстура характеризуется декоративно-художественными свойствами, выраженными качеством материала поверхности, т.е. представляющими однородную массу. Художественные свойства проявляются засчёт мелких вкраплений, текстурных волокон и друтих элементов, выступающий на поверхности.

Фактура занимает промежуточное место между текстурой и рельефом. В зависимости от количества и величины, составляющих её пластических элементов. Фактурная поверхность может приближаться, либо к текстуре, либо к рельефу. Чем больше фактурная поверхность выступает, тем ближе она к зрителю (тем она выразительнее). Фактурная поверхность отличается очень большим разнообразием.

Рельеф характеризуется ещё более крупным, чем фактура пластических строением, и приближается к объёмной форме засчёт использования отдельных накладных выступающих элементов. В дизайне распространено деление рельефа на заглублённый рельеф, барельеф и горельеф.

 

Работа с гипсом.

Гипс при добавлении в воду ему требуется некоторое время, чтобы загустеть и затвердеть. Поэтому наливаю 1/3 холодной воды и досыпают туда 2/3 гипсового порошка, тщательно размешивая палочкой до состояния жидкой сметаны. После этого для большей пластических в массу добавляем 1/5 часть ПВА и перемешиваем. Ждём момента когда начнёт выделяться тепло. Как только началось выделение тепла, берём кисточку и намазываем слой на пано.

 

Явление оверлеппинг.

Это частичное совпадение или наложение одной формы на другую в композиции. Два основных варианта:

1. Один объект впереди другого и контур переднего изображается полностью. Объект дальнего плана частично перекрыт.

2. Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображают полностью.

Это явление широко используется в декоративно-прикладном искусстве. В первом случае незавершённость композиции способствует сплочёности объектов. Во втором случае завершённость композиции разрушает пространственность, так как контуры пресекаются. Явление оверлеппинга используется как приём построения композиции. Чтобы уменьшить напряжённость композиции и сохранить общую схему следует сдвинуть объекты в сторону совпадения структурных линий с изображением. Нужно сделать совпадающую с углом квадрата или расположить на одной из осей квадрата.

Явление оверлеппинга можно использовать с приёмом членения изобразительной плоскости.

 

Цвет в композиции.

Для того, чтобы ввести цветовую и тоновую нагрузку в рельефную композицию или с использованием только фактуры, цвет используют как дополнительный фактор. По словам Йоханеса Иттена: «цвет перебивает фактуру, если композиция основана на пластике поверхности». Поэтому при использовании цветовой фактуры берётся сближенная цветовая палитра. Сближения цветовая гармония – два соседних цвета. При работе с гипсовой фактурой или шпатлёвкой, мы берём ненасыщенные светлые тона, разбавленные водой. Фактура будет проявляться при затекании в углубления. Работать с цветом в гипсовой фактуре можно после полного высыхания поверхности.

 

Призмы и параллелепипеды.

Призма – это многогранник, у которого две грани равные многоугольники с соответственно параллельными сторонами, а все остальные грани являются паралелограмами (паралелограм – это часть плоскости, ограниченная двумя парами параллельных прямых). Призмой называют N-угольной, если её основаниями являются N-угольники. Призмы бывают правильными и неправильными. У правильной призмы основаниями являются правильные многоугольники, все углы которых между боковыми гранями равны. У неправильных призм основаниями являются неправильные многоугольники и соответственно углы между соседними гранями могут быть различны. Примером неправильной призмы может служить призма, в основании которой лежит трапеция.

Параллелепипед является четырехунольной призмой. П-пед. – это часть пространства, ограниченная тремя парами параллельных плоскостей. Линия пересечения этих плоскостей образуют рёбра п-педа. Как и любые призмы, парал. могут быть наклонными и прямыми. Прямой п-пед называется прямоугольным, если все его грани прямоугольники (т.е. с углами 90*). Длины трёх рёбер п-педа, сходящиеся в одной вершине, называются тремя измерениями и обозначаются А, Б, С. Если все три измерения оказываются равными, то прямоугольный п-пед превращается в куб.

 

Сделать развёртки двух треугольных призм, основаниями которых являются равно сторонник треугольники, с длиной стороны 9 см, а высота (h) равна 15 см.

 

Равновесие в композиции.

Равновесие – это условия зрительной устойчивости композиции. Композиционное равновесие обусловливается сочетанием форм, тоном и пластикой. Уравновешенность частей в композиции означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии. Это требование возникает от всеобщего закона тяготения, определяющего психологическую установку восприятия равновесия. Рассматривая композицию, человек непроизвольно оценивает степень устойчивости композиционной конструкции поля тяжести. Неустойчивые конструкции вызывают ощущение дискомфорта.

Равновесие формы – это состояние, визуальный эффект, при котором все элементы сбалансированы между собой. Форма, направление и место расположение изобразительных элементов.

Первый способ построения и неуравновешенной композиции.

А – уравновешенная композиция. Сочетание прямоугольников в первой композиции, их размеров и пропорций даёт устойчивое композиционное решение.

Б – неустойчивая композиция. Так как пропорции основаны на небольших различиях и создают ощущение неустойчивости.

 

Второй способ.

Отделить положение элементов относительно структурных осей композиции. Совпадение изображения с линиями структурного плана плоскости вносит элемент стабильности. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, имеет зрительный вес меньше, чем элемент, находящийся вне основных линий.

Предмет, расположенный в верхней части композиции, всегда выглядит легче, чем расположенный внизу. Предмет справа кажется тяжелее, чем предмет слева (так как левое полушарие до минирует над первым).

Декоративные композиции выполняются из элементов различной конфигурации. Конфигурация влияет на вес объекта и на равновесие композиции. Компактность формы выглядит тяжелее и весит больше, нежели формы расползающиеся. Равновесие формы влияет на равновесие композиции.

Квадрат в устойчивом положении — самая тяжёлая форма. Квадрат в устойчивом положении в композиции может быть расчленён и тем самым композиционно облегчён.

Треугольник — самая стремительная форма. Устойчив он только, когда стоит на горизонтальном основании. Кроме треугольника все остроконечные формы в композиции являются агрессивными.

Круг — форма, сосредоточенная в себе, не имеет выраженного основания, поэтому круг всегда неустойчив. Кроме того в круге визуально действуют центростремительные и центробежные силы.

Линия — параллельные линии в композиции всегда легче и проще воспринимаются, чем пересекающиеся (непараллельные). Это связано с тем, что прямой угол всегда воспринимается проще.

В композиции все формы взаимосвязаны, влияют друг на друга, создавая равновесную или неравновесную композиционную ситуацию.

 

Контрасты.

Бывают различными, это контрасты цвета, формы, фактуры и просто контрастные ассоциации. Для того, чтобы изобразить контрастные отношения в композиции нужно понять как уравновешивать различные виды контрастов.

Цвет. Самые простые контракты – контрасты ахроматических цветов (светлотные контрасты). Контраст дополнительных цветов, пограничный цветовой контраст, последовательный цветовой контраст.

По исследованиям цветового контраста замечено:

1. При сопоставлении холодных цветов. Контраст проявляется сильнее, чем при сопоставлении тёплых.

2. При сопоставлении менее насыщенныз цветов. Неважно – светлых или тёмных. Контраст больше, чем при сопоставлении насыщенных.

3. При сопоставлении взаимодополнительных цветов, в восприятии не возникает новых оттенков, а возникает повышение насыщенности и светлоты.

Основные контрасты форм и фактур, выделенные Й. Иттеном.

Контрасты формы:

большое – маленькое, длинное – короткое, широкое – узкое, толстое – тонкое, много – мало, прямое – изогнутое, острое – тупое, горизонтальное – вертикальное, диагональное – круговое, высокое – низкое, площадь – линия, поверхность – объём, точка – линия;

Контрасты фактуры:

гладкое – шершавое, твёрдое – мягкое, лёгкое – тяжёлое, прозрачное – непрозрачное, сплошное – прерывистое, жидкое – твёрдое, сладкое – кислое, сильное – слабое, громкое – тихое, неподвижное – движущееся;

 

Д/З — к следующей неделе подобрать фактуры и природного происхождения (камушки, ветки, песок, кусочки фруктов и т.п.) по контрастным соотношениям фактуры и принести.

 

Построение монокомпозиции.

Монокомпозиция – это композиция, которая заключена в рамки определенного формата, заданного ситуацией. Декоративная композиция всегда обладает степенью условности передачи формы, т.е. является формальной композицией. Есть основные принципы построения монокомпозиции.

1. Близость мотивов к границей плоскости мешает созданию замкнутой структуры, поэтому необходимо определить расстояние объектов от краёв площади.

2. Если монокомпозиция является сложной и состоит из множества мотивов, их следует сгруппировать.

3. Все элементы монокомпозиции должны быть уравновешенны по форме и геометрической конфигурации.

 

Трансформации поверхности листа.

Самый простой вид трансформации листа – это трансформации на сгибе, т.е трансформации с выдвинутыми элементами поверхности. Выдвижение при этом способе образуется при складывание листа под прямым углом, т.е 90 гр. В стандартных вариантах таких композиций все вертикальные линии прорезаются, а горизонтальные линии складываются в сторону от себя или к себе. Так же к трансформации поверхности листа относится различные виды спиралей. Наиболее простыми в изготовлении, являются прямоугольные спирали, т.е спираль образованная прорезями под углом 90 гр. Трансформируемые плоскости, как прием композиционного моделирования используется в декоративно–прикладном искусстве, дизайне и архитектуре.

 

Основы построения.

Для того, чтобы построить объемный сгиб в виде куба необходимо использовать метод сдвига. Если необходимо сделать двойной блок, то базовые линии, относительно которых происходит сдвиг, могут увеличиться.

 

Трансформация поверхности.

Пластика поверхности является одним из ведущих фактор формирования образа. Образное рвение поверхности зависит от её структуры, конструкции. Типы пластической разработки поверхности крайне разнообразны.

1. Выступающие или западающие борозды.

2. Очертания и контуры.

3. Профили.

4. Рельефы.

Для формирования типов пластической разработки поверхности используют в основном горизонтальные и вертикальные членения. Ими можно выявить композиционную доминанту и подчеркнуть горизонтали формы. Членения плоскости могут быть горизонтальными и вертикальными, наклонными, криволинейными, ломаными и смешанными.

Плоскости с элементами, отгибаемыми на 90 градусов, являются переходными формами трансформации плоскости в объём. Решение композиции такого вида называется кулисными поверхности ми, т.е. кулисные поверхности состоят из ряда плоскостей, последовательно располагающихся друг за другом, со сдвигом в сторону наблюдателя.

 

Тела во вращении.

При движении линии в пространстве получается поверхность. Форма этой поверхности будет зависеть от формы линии и характера её движения. Если линия вращается вокруг некоторой прямой, такие поверхности называются поверхностями вращения. Прямую, вокруг которой происходит вращение, называют осью. А линию, которая образует след вращения, называют образующей.

Если образующая является прямой линией, то поверхность её вращения образует цилиндр.

Если образующая прямая линия пересекается с осью вращения, то образует коническая поверхность вращения.

Если поверхность вращения кривая линия, то получаются сложные фигуры вращения, имеющие в своём сечении окружности разного радиуса.

Для построения развёртки цилиндрической поверхности, надо знать ее площадь. Рассчитывается из двух площадей основания, которые являются окружностями и площади боковой поверхности, которая прямоугольник.

S= 2пR2 + (R + H).

РАдиус основания 2 см, высота 6 см.

 

 

Формальная композиция.

Создание любого объекта дизайна — это обязательная работа с формой. Это работа должна отвечать функциональным требованиям, конструктивным и экономическим. Конечная цель дизайнерской работы — достижение выразительности формы. Этот процесс сложный и представляет собой неразрывную цепочку самообразования. Для формообразования используются две группы средств: графические и пластические. Основными графическими средствами являются точка, линия, пятно.

Точка — это графическое средство, которое выделяет акцент на плоскости. Несмотря на малые размеры часто являются доминантным средством в композиции. Её свойства зависят от расположения точки на плоскости, относительного размера, силуэта, яркости и плотности заполнения.

Линия — это форма, которая характеризуется протяжённостью и развитием в одном координатном направлении на плоскости.

Пятно — это средство, которое заполняет большую часть графической плоскости. Вместе с пятном используется тон или цвет как дополнительное средство композиции. Тоновое заполнение пятна представляет собой переход от светлого к тёмному и обратно.

Линейно-пластическая форма — это первая категория пластическому композиционного средства. Пластические отличаются от графических тем, что развиты не в двух, а в трех основных координатных направлениях. Линейно-пластическая форма — это средство, которое характеризуется развитием в одном координатном направлении, имеющая определённую толщину, о есть в отличие от линии, выполнения в материале и обладающая некоторой массой. Линейно-пластических форма — раскрывается в связи с её расположением по координатным осям. Важный признак линейно-пластических форм — её конфигурация. По этому признаку делят форму простого геометрического рисунка и форму сложного криволинейного очертания.

 

Закономерности восприятия точки, линии и пятна на плоскости (распечатать электронный файл).

 

 

Геометрический характер и размеры формы.

Форма может быть как телом, так и пространством. Если форма представляет собой тело, её размеры определяют геометрическими характер. Геометрический характер отображается геометрическими параметрами, то есть изменениями размеров по всем координат направлениям. Геометрическая характеристика является основным свойством формы и определяет ее характер. (Шар, куб, конус, линия)

Размеры это объективные свойства формы, которая оценивается человеком по абсолютным и относительным критериям. При абсолютной оценки сравнения размеров формы происходит принятыми единицами измерений. При относительной идет сравнение с величинами различного значения.(тела сравниваются друг с другом относительно друг друга, тела сравниваются с пространством вокруг них, тела сравниваются с размерами человека)

Если форма представляет собой не тело, а пространство, то его размеры больше определяются эмоциональной оценкой восприятия - масса, форма. Под массой формой в отличие от физики понимается тяжесть формы, которая прямо пропорциональна количеством материала объекта. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики светлоты цвета и других свойств формы. Оценка массы одномерных и двухмерных форм зависит в основном от их геометрических характеристик. Те формы, у которых соотношения параметров тождественно оцениваются как формы с максимальной массой. А масса формы с контрастно не равными параметрами как минимальная.

 

Квадрат - устойчивая форма. Всегда воспринимается с горизонтального положения, считается самой тяжелой фигурой. При этом свойство тяжести квадрата может усиливаться или ослабляться цветом.

Многоугольник - за счет развития или восприятия вне горизонтальной плоскости воспринимается более легким, чем квадрат.

Круг - форма, сосредоточенная в себе. В ней проявляется центробежные силы и центростремительная.

Треугольник - самая неустойчивая форма для восприятия. Устойчив только тогда когда одна из сторон горизонтальна имеет значительные размеры. Все динамичные формы стремятся к форме треугольника.

Многоугольники составленные из треугольных форм, так же является неустойчивым, так как не имеют горизонтального основания.

Любая композиция должна быть уравновешенной. Размещение элементов композиции, при котором каждый элемент находится в устойчивом положении и дает равновесие.

Равновесие бывает двух видов:

Статическое равновесие - возникает при симметричном расположении фигур относительно вертикальной или горизонтальной осей.

Динамическое равновесие - возникает при ассиметричном расположении фигур относительно осей, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх или вниз. Например: чтобы фигура казалось изображенной в центре плоскости известно, что ее нужно сдвинуть вверх относительно осей. Крупную фигуру в левой части плоскости в состоянии уравновесить небольшой контрастный элемент в правой части, который активен в силу своих тональных отношений с композицией.

Соотношение форм при компоновке композиции происходит по трем основным величинам:

Масштаб - это соизмерение величин изображенного объекта к действительным величинам.

Пропорции - это соотношение элементов внутри изображаемой формы.

Модуль - это единица измерения или членение элементов композиции.

 

Задания:

1. Нарисовать два рисунка устойчивых и неустойчивых форм в квадратах 10х10. В неустойчивой - формы не должны соприкасаться друг с другом, в устойчивой - пересекаются и соприкасаются.

2. В квадрате 20х20 нарисовать 5 разных кругов (они должны пересекаться или соприкасаться) на фоне в цвете (используется только черный, белый и любой серый цвета)

 

Пластические элементы.

Пластических композиционные средства отличаются от графических тем, что выражаются в формах, развитых по трём основным координатным направлениям: по горизонтали, по вертикали и глубине. Разное развитие форм в том или ином направлении обусловливает его пластическую характеристику. Пластическая форма характеризуемая развитием по горизонтали и вертикали большем, чем развитием в глубину, называется плоскостной формой. Плоскостная форма имеет широкий диапазон состояний, начиная от глянцевой поверхности, заканчивая формой, которой отдельные элементы выступают вперёд на три четверти. Плоскостная форма проявляется в трёх основных видах:

1. Текстура

2. Фактура

3. Рельеф поверхности

Текстура характеризуется декоративно-художественными свойствами, выраженными качеством материала поверхности, т.е. представляющими однородную массу. Художественные свойства проявляются засчёт мелких вкраплений, текстурных волокон и друтих элементов, выступающий на поверхности.

Фактура занимает промежуточное место между текстурой и рельефом. В зависимости от количества и величины, составляющих её пластических элементов. Фактурная поверхность может приближаться, либо к текстуре, либо к рельефу. Чем больше фактурная поверхность выступает, тем ближе она к зрителю (тем она выразительнее). Фактурная поверхность отличается очень большим разнообразием.

Рельеф характеризуется ещё более крупным, чем фактура пластических строением, и приближается к объёмной форме засчёт использования отдельных накладных выступающих элементов. В дизайне распространено деление рельефа на заглублённый рельеф, барельеф и горельеф.

 

Работа с гипсом.

Гипс при добавлении в воду ему требуется некоторое время, чтобы загустеть и затвердеть. Поэтому наливаю 1/3 холодной воды и досыпают туда 2/3 гипсового порошка, тщательно размешивая палочкой до состояния жидкой сметаны. После этого для большей пластических в массу добавляем 1/5 часть ПВА и перемешиваем. Ждём момента когда начнёт выделяться тепло. Как только началось выделение тепла, берём кисточку и намазываем слой на пано.

 

Явление оверлеппинг.

Это частичное совпадение или наложение одной формы на другую в композиции. Два основных варианта:

1. Один объект впереди другого и контур переднего изображается полностью. Объект дальнего плана частично перекрыт.

2. Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображают полностью.

Это явление широко используется в декоративно-прикладном искусстве. В первом случае незавершённость композиции способствует сплочёности объектов. Во втором случае завершённость композиции разрушает пространственность, так как контуры пресекаются. Явление оверлеппинга используется как приём построения композиции. Чтобы уменьшить напряжённость композиции и сохранить общую схему следует сдвинуть объекты в сторону совпадения структурных линий с изображением. Нужно сделать совпадающую с углом квадрата или расположить на одной из осей квадрата.

Явление оверлеппинга можно использовать с приёмом членения изобразительной плоскости.

 

Цвет в композиции.

Для того, чтобы ввести цветовую и тоновую нагрузку в рельефную композицию или с использованием только фактуры, цвет используют как дополнительный фактор. По словам Йоханеса Иттена: «цвет перебивает фактуру, если композиция основана на пластике поверхности». Поэтому при использовании цветовой фактуры берётся сближенная цветовая палитра. Сближения цветовая гармония – два соседних цвета. При работе с гипсовой фактурой или шпатлёвкой, мы берём ненасыщенные светлые тона, разбавленные водой. Фактура будет проявляться при затекании в углубления. Работать с цветом в гипсовой фактуре можно после полного высыхания поверхности.

 

Призмы и параллелепипеды.

Призма – это многогранник, у которого две грани равные многоугольники с соответственно параллельными сторонами, а все остальные грани являются паралелограмами (паралелограм – это часть плоскости, ограниченная двумя парами параллельных прямых). Призмой называют N-угольной, если её основаниями являются N-угольники. Призмы бывают правильными и неправильными. У правильной призмы основаниями являются правильные многоугольники, все углы которых между боковыми гранями равны. У неправильных призм основаниями являются неправильные многоугольники и соответственно углы между соседними гранями могут быть различны. Примером неправильной призмы может служить призма, в основании которой лежит трапеция.

Параллелепипед является четырехунольной призмой. П-пед. – это часть пространства, ограниченная тремя парами параллельных плоскостей. Линия пересечения этих плоскостей образуют рёбра п-педа. Как и любые призмы, парал. могут быть наклонными и прямыми. Прямой п-пед называется прямоугольным, если все его грани прямоугольники (т.е. с углами 90*). Длины трёх рёбер п-педа, сходящиеся в одной вершине, называются тремя измерениями и обозначаются А, Б, С. Если все три измерения оказываются равными, то прямоугольный п-пед превращается в куб.

 

Сделать развёртки двух треугольных призм, основаниями которых являются равно сторонник треугольники, с длиной стороны 9 см, а высота (h) равна 15 см.

 

Равновесие в композиции.

Равновесие – это условия зрительной устойчивости композиции. Композиционное равновесие обусловливается сочетанием форм, тоном и пластикой. Уравновешенность частей в композиции означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии. Это требование возникает от всеобщего закона тяготения, определяющего психологическую установку восприятия равновесия. Рассматривая композицию, человек непроизвольно оценивает степень устойчивости композиционной конструкции поля тяжести. Неустойчивые конструкции вызывают ощущение дискомфорта.

Равновесие формы – это состояние, визуальный эффект, при котором все элементы сбалансированы между собой. Форма, направление и место расположение изобразительных элементов.

Первый способ построения и неуравновешенной композиции.

А – уравновешенная композиция. Сочетание прямоугольников в первой композиции, их размеров и пропорций даёт устойчивое композиционное решение.

Б – неустойчивая композиция. Так как пропорции основаны на небольших различиях и создают ощущение неустойчивости.

 

Второй способ.

Отделить положение элементов относительно структурных осей композиции. Совпадение изображения с линиями структурного плана плоскости вносит элемент стабильности. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, имеет зрительный вес меньше, чем элемент, находящийся вне основных линий.

Предмет, расположенный в верхней части композиции, всегда выглядит легче, чем расположенный внизу. Предмет справа кажется тяжелее, чем предмет слева (так как левое полушарие до минирует над первым).

Декоративные композиции выполняются из элементов различной конфигурации. Конфигурация влияет на вес объекта и на равновесие композиции. Компактность формы выглядит тяжелее и весит больше, нежели формы расползающиеся. Равновесие формы влияет на равновесие композиции.

Квадрат в устойчивом положении — самая тяжёлая форма. Квадрат в устойчивом положении в композиции может быть расчленён и тем самым композиционно облегчён.

Треугольник — самая стремительная форма. Устойчив он только, когда стоит на горизонтальном основании. Кроме треугольника все остроконечные формы в композиции являются агрессивными.

Круг — форма, сосредоточенная в себе, не имеет выраженного основания, поэтому круг всегда неустойчив. Кроме того в круге визуально действуют центростремительные и центробежные силы.

Линия — параллельные линии в композиции всегда легче и проще воспринимаются, чем пересекающиеся (непараллельные). Это связано с тем, что прямой угол всегда воспринимается проще.

В композиции все формы взаимосвязаны, влияют друг на друга, создавая равновесную или неравновесную композиционную ситуацию.

 

Контрасты.

Бывают различными, это контрасты цвета, формы, фактуры и просто контрастные ассоциации. Для того, чтобы изобразить контрастные отношения в композиции нужно понять как уравновешивать различные виды контрастов.

Цвет. Самые простые контракты – контрасты ахроматических цветов (светлотные контрасты). Контраст дополнительных цветов, пограничный цветовой контраст, последовательный цветовой контраст.

По исследованиям цветового контраста замечено:

1. При сопоставлении холодных цветов. Контраст проявляется сильнее, чем при сопоставлении тёплых.

2. При сопоставлении менее насыщенныз цветов. Неважно – светлых или тёмных. Контраст больше, чем при сопоставлении насыщенных.

3. При сопоставлении взаимодополнительных цветов, в восприятии не возникает новых оттенков, а возникает повышение насыщенности и светлоты.

Основные контрасты форм и фактур, выделенные Й. Иттеном.

Контрасты формы:

большое – маленькое, длинное – короткое, широкое – узкое, толстое – тонкое, много – мало, прямое – изогнутое, острое – тупое, горизонтальное – вертикальное, диагональное – круговое, высокое – низкое, площадь – линия, поверхность – объём, точка – линия;

Контрасты фактуры:

гладкое – шершавое, твёрдое – мягкое, лёгкое – тяжёлое, прозрачное – непрозрачное, сплошное – прерывистое, жидкое – твёрдое, сладкое – кислое, сильное – слабое, громкое – тихое, неподвижное – движущееся;

 

Д/З — к следующей неделе подобрать фактуры и природного происхождения (камушки, ветки, песок, кусочки фруктов и т.п.) по контрастным соотношениям фактуры и принести.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.102 с.)