Вузовского компонента цикла од по специальности 040101- социальная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вузовского компонента цикла од по специальности 040101- социальная работа



СОСТАВИТЕЛЬ: Нор-Аревян Оксана Аведиковна – к.с.н., доцент

 

Ростов – на – Дону

Г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

I. Пояснительная записка

II. Учебно-тематический план дисциплины

III. Содержание учебных модулей

Модуль 1. Теоретическо-методологические основы социальной геронтологии

· Комплексная цель

· Содержание тем учебного модуля

· Задания для семинарских занятий

· Список литературы

· Тесты рубежного контроля

Модуль 2. Социология и психология старения, гериатрия

· Комплексная цель

· Содержание тем учебного модуля

· Задания для семинарских занятий

· Список литературы

· Тесты рубежного контроля

Модуль 3. Матримониальный аспект старения

· Комплексная цель

· Содержание тем учебного модуля

· Задания для семинарских занятий

· Список литературы

· Тесты рубежного контроля

Модуль 4. Социально-геронтологическая работа

· Комплексная цель

· Содержание тем учебного модуля

· Задания для семинарских занятий

· Список литературы

· Тесты рубежного контроля

 

IV. Методические указания студентам к выполнению самостоятельных работ

· Задания для самостоятельных работ к учебным модулям

· Рекомендации к их выполнению

· Перечень тем рефератов и методические указания к их выполнению

· Перечень вопросов для подготовки к экзамену

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

VI. Глоссарий

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дисциплины «Социальная геронтология» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 040101 – Социальная работа и на основе примерной программы, рекомендованной УМО по социальной работе.

Курс «Социальная геронтология» направлен на развитие у сту­дентов представлений о социальной геронтологии как о науке о проблемах пожилых людей, а также на со­вершенствование профессионально-педагогической культуры буду­щих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования учреждений социальной защиты граждан пожилого возраста.

Цель учебной дисциплины социальной геронтологии состоит в том, чтобы подготовить будущего специалиста социальной работы как профессионала, владеющего теорией социальной геронтологии и способного грамотно осуществлять государственную социальную политику в отношении старшего поколения, развивать и формировать политику социальной защиты.

Задачи учебной дисциплины:

· Создать четкое представление о характере социальной политики по отношению к старшей возрастной группе.

· Сформировать системные знания как по дисциплине в целом, так и по каждой изучаемой теме.

· Обучить различным методам (психологическим, психотерапевтическим, педагогическим) в разрешении проблем престарелых людей.

· Выработать навыки индивидуальной и групповой работы с пожилыми и старыми людьми, оказание им социальной помощи.

Социальная геронтология относится к числу базовых дисциплин общепрофессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы. Её изучение даст выпускнику:

· понимание общих закономерностей старения человеческого организма;

· необходимые знания о психологических особенностях пожилого человека;

· знание политических, правовых и экономических механизмов управления старением населения;

· понимание назначения конкретных направлений социальной работы в формировании благоприятных для человека условий жизни в пожилом возрасте.

В результате изучения курса социальной геронтологии студент должен достигнуть следующих уровней подготовленности:

· знать понятие, функции и задачи социальной геронтологии;

· знать историю эволюции геронтологического знания;

· понимать взаимосвязь биологических, социальных качеств человека с исторически конкретной социальной средой обитания;

· знать психологические и возрастные особенности пожилого человека;

· иметь представление о демографической ситуации в России и за рубежом;

· знать основы социологии старения;

· знать основы психологии старения;

· понимать социально-медицинский аспект старения;

· иметь представление о современных теориях старости и старения;

· понимать механизмы воздействия факторов среды на жизнедеятельность пожилого человека;

· понимать механизмы влияния семейных отношений на развитие личности пожилого человека;

· знать особенности взаимодействия пожилых людей с представителями других социально-демографических групп;

· знать систему социальной защиты и социальной помощи пожилым и старым;

Рабочая программа рассчитана на 64 часа аудиторных занятий, из них: 32 -лекции, 32 - семинары. Также предполагается самостоятельная работа студентов, которая включает ознакомление с научными трудами в области социальной геронтологии, сбор информации о демографической ситуации в стране и проблемах пожилых людей из средств массовой информации, а также написание рефератов, подготовку научно-исследовательских работ.

Форма итогового контроля - экзамен.

 

        

 

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

п/п Наименование учебного модуля и тем Всего часов Лекции Семинары Практич. Сам. Раб.
1 2 3 4 5 6 7
  Модуль 1. Теоретико-методологические основы социальной геронтологии          
1.1 Эволюция геронтологического знания 6 2 -- -- 4
1.2 Социальная геронтология как наука и учебная дисциплина 8 2 2 -- 4
1.3 Старость и старение: понятие и виды 4 2 -- -- 2
1.4 Демографическая ситуация: мировые тенденции и прогнозы демографического развития 8 2 2 -- 4
  Модуль 2. Социология и психология старения, гериатрия          
2.1 Геронтосоциология – особая отрасль социологии 8 2 -- -- 6
2.2 Геронтопсихология – психология пожилого возраста 6 2 2 -- 2
2.3 Психологические типы пожилых людей 8 2 2 - 4
2.4 Гериатрия – область медицины, занимающейся изучением болезней людей пожилого и старческого возраста 10 2 2 -- 6
1 2 3 4 5 6 7
2.5 Психосоциальные методы работы с пожилыми людьми 10 2 4 -- 4
  Модуль 3. Матримониальный аспект старения          
3.1 Положение пожилых и старых людей в традиционной семье 6 2 - -- 4
3.2 Современная пожилая семья 4 2 - -- 2
3.3 Межпоколенные взаимоотношения в семье 10 2 4 -- 4
  Модуль 4. Социальная работа с пожилыми людьми          
4.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми 8 2 2 -- 4
4.2 Опыт деятельности учреждений социальной помощи пожилым людям 16 2 4 4 6
4.3 Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми 6 2 -- -- 4
4.4 Социальная защита и социальная помощь пожилым и старым людям 10 2 4 -- 4
  ИТОГО часов: 128 32 28 4 64

 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.007 с.)