Особенности национальных школ политического анализа. Политический анализ в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности национальных школ политического анализа. Политический анализ в России.



 

Профессиональное консультирование электоральных кампаний сформировалось в США в середине ХХ века, в период модернизации американской политики, связанной с изменением структуры СМИ и разрушением традиционных массовых идентичностей.Первая фирма, специализировавшаяся в области политического консультирования и электорального менеджмента, была создана в 1933 году в Калифорнии. Супруги Клем Уайтекер и Леона Бакстер приняли участие в информационной борьбе по поводу решения законодательного собрания штата о развитии ирригации в Северной Калифорнии. На волне пришедшего успеха Уайтекер и Бакстер приняли решение создать собственную фирму «Campaign Incorporated».
Еще один яркий момент: президентские выборы в США 1960 года. Во всём мире СМИ уделяли внимание профессионально организованной избирательной борьбе между Джоном Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном, где впервые ключевым моментом стали теледебаты, транслировавшиеся на всю страну. Лучше выглядевший на экране Кеннеди, в команду которого входили профессиональные политические консультанты, в частности Джозеф Наполитан, именно за счёт имиджа получил небольшой перевес.

Важнейшие характеристики американской модели политического консультирования:

Высокий уровень институционализации и легализации бизнеса. Консультанты, как правило, создают собственные фирмы и работают на основании контрактов с клиентами. Этому в значительной степени способствуют большое количество избирательных кампаний, в том числе проходящие раз в два года выборы в нижнюю палату парламента и значительная, по меркам развитых стран, «прозрачность» политического финансирования.

Персонализация избирательных кампаний. В качестве клиентов политических консультантов выступают, главным образом, кандидаты на различные выборные посты, и, значительно реже, партии.

Доминирующая роль СМИ в политической коммуникации, ввиду чего технологии менеджмента событий и производства информационных поводов превратились в повседневную необходимость для всех субъектов политического процесса. Политические кампании стали перманентными, а специалисты в области медиакоммуникаций стали участвовать в них на постоянной основе.


Развитие профессионального политического консультирования в Западной Европе столкнулось с гораздо более серьёзными сложностями, чем в США. Партийные структуры в этом регионе оказались устойчивее американских, а идеологические разделительные линии гораздо прочнее отпечатались в сознании избирателей, препятствуя процессу персонализации избирательных кампаний. Кроме того, законодательство большинства европейских стран устанавливало многочисленные ограничения на пути применения современных методов политической коммуникации.
Сравнительная табличка

 

Американский стиль Западноевропейский стиль
Ориентация на кандидата Ориентация на партии
Капиталоёмкие кампании Трудозатратные кампании
Кампании, движимые деньгами Государственное финансирование
Привлечение консультантов Управление партийными функционерами
Высокая степень профессионализации Средний уровень профессионализации
Высокая степень индивидуализации Высокая степень централизации
Региональный характер кампаний Общенациональный характер кампаний
Фокус на возможных избирателях Фокус на электорате в целом
Платная телевизионная реклама Бесплатное время на телевидении для политического вещания

 

В Западной Европе сложилось несколько оригинальных школ профессиональной политической коммуникации, среди которых особое место занимают французская и британская.

Франция остаётся страной с довольно жёсткими институциональными ограничениями технологий электоральной коммуникации. В частности, там до сих пор находится под запретом оплачиваемая телевизионная политическая реклама. Поэтому основной политической технологией, применяемой во французских электоральных кампаниях, является политический маркетинг. Специфическими характеристиками французского политического консультирования являются акцент на изучении общественного мнения и стремление ведущих представителей этого ремесла к диверсификации бизнеса. Виднейшие специалисты легко переходят от политических коммуникаций к коммерческим и обратно.

Вторая оригинальная традиция профессиональной электоральной коммуникации сформировалась в Великобритании. Здесь ключевым понятием, описывающим новые технологии электоральной коммуникации, стал спин-докторинг. Этот термин обычно переводят на русский язык как «медиа-манипуляция».
Британский политический консалтинг по своей внутренней структуре заметно отличается от аналогичных отраслей в других европейских странах. Специалисты, практикующие новые и весьма эффективные технологии электоральной коммуникации, в большинстве своём не предоставляют на открытом конкурентном рынке услуги по профессиональному сопровождению избирательных кампаний, а работают в аппарате политических партий и правительственных службах.

В посткоммунистических странах Восточной Европы на пути формирования рынка профессионального политического консультирования существовало значительно меньше институциональных и культурных препятствий, чем у соседей на западе континента. Специфика электорального процесса этих стран связана с понятной нестабильностью партийных систем, вызванной относительно недолгим опытом существования демократий.

В большинстве стран Восточной Европы основными ограничениями для развития рынка политического консультирования стали небольшие размеры стран и длительные промежутки между выборами. Наиболее масштабный рынок политического консультирования сформировался в России в конце 90-х годов. На пике своего развития в 2000-2003 годах российский политический консалтинг заметно выделялся не только на фоне других посткоммунистических стран, но и в сравнении с европейскими странами в целом. В конце 90-х годов стилистика российских электоральных кампаний стала значительно больше напоминать американские, чем европейские образцы.

Впрочем, авторитарный поворот российской политики в 2003-2004 годах создал для российского политического консультирования исключительно своеобразный институциональный контекст, выводящий его за рамки европейской политики. Но организационно российский политический консалтинг является составной частью консалтинга европейского. В 2005 году среди 68 членов Европейской ассоциации политического консультирования Россию представляли 7 человек.

Говоря по существу, именно создание Европейской ассоциации политического консультирования (EAPC) в 1996 году на конференции в Вене ознаменовало переход политического консультирования в Европе в стадию институциональной зрелости.

Политический анализ в России:
Аналитические службы существуют в органах как законодательной, так и исполнительной власти.
В администрации президента функцию политического анализа вначале выполняло главное управление по вопросам внутренней и внешней политики государства (1996 г) затем значительная часть его обязанностей была передана в управление по вопросам внутренней политики.

+ В мае 1999 г. в дополнение к управлению по вопросам внутренней политики появилось ПОЛИТИЧЕСкОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, задача которого заключалась в анализе политической ситуации и прогнозировании ее возможного развития.

К 2001 большое развитие получили коммерческие аналитические центры, причем обоих типов — как прямой, так и широкой поддержки. Первые создаются крупными коммерческими компаниями, чья работа тесно связана с лоббированием собственных интересов в высших эшелонах власти и в функционировании которых необходимо самым тщательным образом просчитывать различные виды политических рисков. Такие компании — в первую очередь нефтегазовые концерны и крупные коммерческие банки — имеют в своей организационной структуре специальные аналитические отделы, занимающиеся всеми видами политического анализа. Ex: Российский союз предприятий безопасности, объединяющий фирмы соответствующего профиля, создал собственный информационно-аналитический центр, являющийся структурным подразделением РСПБ.

С гораздо более разнообразным кругом клиентов работают аналитические центры косвенной поддержки, выступающие в качестве независимых коммерческих организаций. Например, Центр политических технологий, Центр политической конъюнктуры России.

Заказчиками подобных работ выступают самые различные политические субъекты — политические партии, коммерческие структуры, органы государственной власти как регионального, так и федерального уровней. Так, центр ИНДЕМ, возглавляемый бывшим советником президента по политическим вопросам Г. Сатаровым, участвовал в начале 1998 г. на коммерческой основе в подготовке политической части Послания Президента к Федеральному Собранию.
В последние несколько лет в России достаточно широкое развитие получили СМИ, которые в настоящий момент помимо традиционной функции поставщиков информации все чаще берут на себя решение задач аналитического характера. Аналитические материалы публикуют не только журналисты, выполняющие в этих случаях роль экспертов, но и ведущие политические аналитики, получающие трибуну для популяризации своих взглядов на состояние политического процесса и перспективы его развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.34 (0.008 с.)