Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликты «Я» и внутреннего наблюдателя
При обдумывании конкретной ситуации можно обнаружить разнообразные ощущения – телесные отклики на образы и мысли. Некоторые из этих ощущений связаны со спонтанным «Я», другие – с внутренним наблюдателем. Оба типа откликов могут проявиться в любой части тела. Субъективная классификация подобных ощущений-откликов требует некоторой тренированности. Как правило, телесные отклики, связанные со спонтанным «Я», более эмоциональны, ассоциируются с ощущением «я хочу», и расположены на передней стороне тела. Телесные отклики, касающиеся внутреннего наблюдателя, ассоциируются с ощущением «я должен» и расположены в верхней части спины и в затылке или горле. В качестве тренировки можно исследовать телесные реакции, произнося поочередно «я хочу» и «я должен». Предварительно следует расфокусировать внимание во всем теле, и направить внутрь. Внимательный наблюдатель обнаружит телесную реакцию на каждую из этих фраз. Большинство людей в первом случае чувствуют реакцию в области солнечного сплетения, груди и горла, а во втором случае – в области верхней части спины, затылка, ключиц, горла, иногда в плечах. Как уже говорилось, внутренний наблюдатель является представителем (как правило, профанным) высшего начала внутри человека, т. е. принадлежит не ему самому, а более высокой инстанции – эгрегору, социуму, «Духу», … По этой причине внутренний наблюдатель слабо поддается спонтанным желаниям – произвольным воздействиям, которые инициируются спонтанным «Я». В частности, сложно менять расположение наблюдателя во внутренней территории или характер его оценок. С точки зрения психологических категорий взаимодействие «Я» и наблюдателя можно рассматривать как взаимодействие детской и взрослой частей личности. С каждой из них можно связать субличность. Детская часть живет во власти спонтанных желаний и представляет иньскую субличность, а взрослая следует чувству долга, являясь янской. Сталкиваясь с проблемой выбора, каждый может оказаться в состоянии внутреннего конфликта, переживаемого как протест спонтанного «Я» против оценок наблюдателя. Это конфликт между «детской» и «взрослой» субличностями или, другими словами, конфликт между «хочу» и «должен».
Обычно такой конфликт инициирован потерей одной из связей (см. рис. 24, с. 92), и взаимодействие между «Я» и наблюдателем осуществляется по одной из двух схем, изображенных на рисунке 25.
Рис. 25. Схема внутреннего конфликта. Одна из инстанций – «Я» или внутренний наблюдатель – оказывается подавленной.
В обоих случаях процесс мышления заменяется интенсивным внутренним диалогом, который ведется между «Я» и наблюдателем в состоянии конфликта. В первом из двух представленных на рисунке вариантов преобладает внутренний наблюдатель. Человек с такой внутренней организацией оказывается во власти социальных стандартов. Он ищет опору в «твердых убеждениях» и неосознанно переносит на них всю ответственность за решения. Страх спонтанных проявлений присутствует во многих его решениях и действиях. Часто этот страх слабо осознается, или не осознается вообще. «Я должен» и «нельзя» становятся основными категориями во внутренних диалогах и основными опорами в принятии решений. Человека ведет привычка следовать правилам и явным или неявным запретам. Постоянно присутствующий тайный страх их нарушить постепенно спазмирует мышцы, что снижает эмоциональную чувствительность. Однако тот же страх вынуждает человека развивать концентрацию и волю: собственные желания плохо осознаются и подменяются склонностью к ментальному анализу, требующему концентрации. Спонтанное «Я» ослаблено страхом и потому всегда уступает чувству долга – внутреннему наблюдателю. Во втором случае преобладает спонтанное «Я». Воля и концентрация оказываются несколько подавленными по сравнению с силой желания. Такого человека ведет захваченность (переживанием, идеей, делом, перспективой и т. д.). Однако внешне это выглядит как сильная концентрация. Например, ребенок, захваченный компьютерной игрой, или взрослый, захваченный спортивной азартной игрой. Собственная концентрация в этом случае не работает. Все внимание захвачено привлекшим его объектом и движется синхронно с ним, будучи полностью управляемым извне. Спонтанное «Я» усилено захваченностью и преобладает над внутренним наблюдателем (чувством долга).
Таким образом, страх и захваченность блокируют взаимодействие «Я» и наблюдателя, порождая внутренние диалоги и конфликты между ними. Действуя стратегически, такой человек должен посвятить некоторое время телесным практикам, наиболее эффективным в данном случае. Эти практики приведены в главе 20. В нашем подходе они организованы таким образом, чтобы максимально быстро снизить власть любого страха – страха оценок или страха нарушать правила, страха неуспешности, проигрыша в делах, …, а также власть захваченности сильными переживаниями, успехом в делах, карьерой и т. д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.004 с.) |