Александровскому (бывшему Царскосельскому) Лицею 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александровскому (бывшему Царскосельскому) Лицею



Проведение игры

Ведущий. Игра «Умницы и умники» посвящена истории Царскосельского Лицея

после его первого пушкинского выпуска и Императорского Александровского Лицея, который продолжил самые лучшие традиции своего предшественника в «образовании юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Многие государственные и общественные деятели Российской империи гордились своей принадлежностью к лицейской семье. Немало его выпускников отличилось также в науке и культуре. Воспитанники Александровского Лицея свято сохраняли сложившееся с пушкинских времён представление о лицеисте как о человеке чести и долга. Не было выше похвалы, чем слова: «Что удивительного, что он порядочный человек, ведь он лицеист».

Правы были Пушкин и его друзья, утверждавшие: «И после нас продолжится Лицей!»

Вопросы агона:

1. В 1835 году окончился первый период истории Царскосельского Лицея. Что изменилось в нём с этого времени? (Вместо деления 6-летнего обучения на две возрастные ступенивводилось деление на 4 класса по полтора года на каждый класс, количествовоспитанников тем самым увеличивалось с пятидесяти до ста – по 25 человек вкаждом классе.)

2. Кто был инициатором перевода Царскосельского Лицея в Петербург? В каком году совершился переезд? (По указу Николая I Царскосельский Лицей был переведён вПетербург 6 сентября 1843 года.)

3. Как стал официально именоваться Лицей в Петербурге? (Императорский

Александровский (бывший Царскосельский) Лицей.)

4. Что находилось в здании на Каменноостровском проспекте до того, как сюда переехал Царскосельский Лицей? (Александринский сиротский дом.)

5. Когда начинался и заканчивался учебный год в Александровском Лицее? (С 1-го августа по 1-е июня.)

6. Какова была система оценок в Александровском Лицее? Изменилась ли она по сравнению с отметками в Царскосельском Лицее? (Да, она стала противоположной: 4 –«превосходно», 3 – «очень хорошо», 2 – «хорошо», 1 – «посредственно». Лишь 0 осталсяпрежним – «худо».)

7. Какой главный атрибут Лицея остался неизменным на протяжении столетнего его существования? (Герб и девиз: «Для общей пользы»)

8. В каком году состоялся последний выпуск в Александровском Лицее? (В 1917 году)

9. Сколько всего курсов выпустили Царскосельский и его преемник – Александровский Лицей? (73 курса)

ВТОРОЙ АГОН

Вопросы агона:

1. Воспитанники Царскосельского и Александровского Лицея обладали не только

энциклопедическими знаниями, но и огромным гражданским мужеством. Один из

выпускников 1839 года был министром финансов Российской империи с 1862 по 1878 год.

Истинный сторонник гласности, он первым решился раскрыть тайны государственного бюджета и даже напечатал материалы о неполадках в деятельности Монетного двора. Кто этот министр финансов? (Михаил Христофорович Рейтерн)

2. Этот выпускник Александровского Лицея вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской реалистической исторической живописи. В большинстве своих работ он ярко и живо воссоздал быт людей XVI – XVII веков. Его самые известные полотна – «Иоанн Грозный у тела убитого им сына», «Гонец XVI века», «Вешний поезд царицы на богомолье». Назовите имя этого художника. (Вячеслав Григорьевич Шварц)

3. Выпускник Александровского Лицея 1844 года стал впоследствии известнейшим русским писателем, публицистом и критиком. Его первые литературные опыты связаны с поэзией. На каждом курсе Лицея по традиции объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своём классе им стал лицеист, о котором сейчас идёт речь. Его стихи появились даже в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник». После долгих, мучительных духовных и художественных исканий бывший воспитанник Александровского Лицея стал писателем, сатирически изобразившим жизнь современной ему России, создавшим яркие образы,

ставшие нарицательными. Кто этот писатель? (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)

4. Этот выпускник Лицея 1860 года стал известным композитором. Он автор опер «Мария Тюдор», «Тушинцы», «Скоморох». Излюбленное детище композитора – опера «Демон» на сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова. Интересен тот факт, что И.Е. Репин использовал написанный им ранее портрет этого композитора в работе над образом Ивана Грозного в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». Известен ли вам этот композитор? (Павел Иванович Бларамберг)

5. Этот выпускник Александровского Лицея стал в эпоху Александра II крупным государственным деятелем, министром юстиции. Именно он проводил в жизнь реформу преобразования судебной части в империи. Судам отныне предоставлялась полная самостоятельность, их цель была – «творить милостивый и равный для всех суд». При этом министре впервые был введён суд присяжных заседателей. Назовите имя этого политического деятеля. (Дмитрий Николаевич Замятнин)

6. В 1841 году Царскосельский Лицей окончил ставший позднее известным поэт, на которого огромное влияние оказала его любовь к русскому народному творчеству. Поэт создал много лирических песен фольклорной окраски, а также стихотворений-баллад, где

отразилась сказочная фантастика народных поверий. Его драмы «Царская невеста» и «Псковитянка» легли в основу известных опер Н.А. Римского-Корсакова. Кто этот поэт? (Лев Александрович Мей)

7. Выпускником IX курса Царскосельского Лицея в 1838 году стал человек, деятельность которого сыграла огромную роль в судьбе многих русских писателей (например Ф.М. Достоевского) и молодых учёных. С 1845 года в его доме в Петербурге по пятницам собирались единомышленники, обсуждавшие острые политические вопросы России и Запада. Так образовался кружок, прозванный впоследствии его именем. В 1849 году 20

членов этого кружка и сам руководитель были арестованы и приговорены к смертной казни, заменённой бессрочной каторгой. Назовите имя этого известного революционера. (Михаил Васильевич Буташевич - Петрашевский)

8. Окончив в 1850 году Александровский Лицей, это воспитанник, граф, наследник громадного состояния двух знатных российских семей, стал издателем, писателем, меценатом, попечителем Нежинского лицея, основанного его прадедом, в котором учился Н.В. Гоголь. Образ жизни и литературное творчество графа-прозаика вызывало противоречивые отклики. И.С. Тургенев называл его «дурачком» и «Митрофанушкой-

меценатом», а А.Н. Майков писал о нём как о «чрезвычайно интересном, благородном и чистом, совсем чистом душевно человеке…» Именно эти качества ценил Ф.М. Достоевский и сделал этого лицеиста одним из прототипов князя Мышкина в романе «Идиот». Назовите

имя этого человека. (Григорий Александрович Кушелёв-Безбородко)

9. Одним из самых замечательных воспитанников Александровского Лицея был выпускник 1913 года, член царской семьи, сын президента Академии наук, известного поэта, печатавшего свои сочинения за подписью «К.Р.» Натура тонкая и поэтическая, этот лицеист

считал своим кумиром А.С. Пушкина. Через год после окончания Лицея одарённый выпускник погиб на фронте в самом начале Первой мировой войны – в сентябре 1914 года. Кто это лицеист? (Князь Олег Константинович Романов)

Вопросы агона:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.007 с.)