Я только раз видала рукопашный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я только раз видала рукопашный.



 Раз – наяву. И тысячу – во сне.

 Кто говорит, что на войне не страшно,

 Тот ничего не знает о войне.

 

- А какой нарисована война в стихотворении Владислава Занадворова, погибшего в 1942 году под Сталинградом? (Читаем стихотворение)

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

 Это вовсе не дымное поле сраженья,

 Это даже не смерть и отвага. Она

 В каждой капле находит своё выраженье.

 Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

 Да слепящие вспышки ночного обстрела;

 Это – боль головная, что ломит висок;

 Это – юность моя, что в окопах истлела;

 Это – грязных, разбитых дорог колеи;

 Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

 Это – кровью омытые письма мои,

 Что написаны криво на ложе винтовок;

 Это – в жизни короткой последний рассвет

 Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –

 Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

 Беззаветная гибель на поле сраженья.

 

- Можно ли с уверенностью сказать, чего больше в стихотворении: патриотических чувств или личных переживаний лирического героя?

- А кому адресовано стихотворение?

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу, тех, о ком были все мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.

И как не вспомнить здесь самое известное, самое сильное, самое проникновенное стихотворение “Жди меня”.

Военный корреспондент “Красной Звезды” К.Симонов посвятил его своей жене, актрисе В.Серовой, однако оно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым.

- В чём же сила этого стихотворения?

Жди меня, и я вернусь.

 Только очень жди,

 Жди, когда наводят грусть

 Жёлтые дожди,

 Жди, когда снега метут,

 Жди, когда жара,

 Жди, когда других не ждут,

 Позабыв вчера.

 Жди, когда из дальних мест

 Писем не придёт,

 Жди, когда уж надоест

 Всем, кто вместе ждёт.

 Жди меня, и я вернусь,

 Не желай добра

 Всем, кто знает наизусть,

 Что забыть пора.

 Пусть поверят сын и мать

 В то, что нет меня,

 Пусть друзья устанут ждать,

 Сядут у огня,

 Выпьют горькое вино

 На помин души…

 Жди. И с ними заодно

 Выпить не спеши.

 Жди меня, и я вернусь

 Всем смертям назло.

 Кто не ждал меня, тот пусть

 Скажет: “Повезло”.

 Не понять не ждавшим, им,

 Как среди огня

 Ожиданием своим

 Ты спасла меня.

 Как я выжил, будем знать

 Только мы с тобой, –

 Просто ты умела ждать,

 Как никто другой.

 

- Какая поэтическая фигура лежит в основе стихотворения? (анафора)

- Чему она служит, что подчёркивает?

- Только ли горячая мольба звучит в стихотворении?

- К чему приравнивает лирический герой умение ждать? (К душевному подвигу, достойному встать вровень с ратным)

-Посмотрите, снова сплав личного и гражданско-патриотического.

- Можно ли сказать, что и поэзия воевала?

- Как она это делала?

- Так в чем же уникальность и непреходящая ценность поэзии военных лет?

В ней слиты воедино и гражданственность, и интимность, и философичность.

 

Всё это позволило не только предвидеть победу, дойти до неё, восславить её. Ещё в 1942 А.Сурков, предчувствуя победные залпы, писал с поразительной уверенностью:

 

Неспроста к нам приходят неясные сны

 Про счастливый и солнечный край.

 После долгих ненастий недружной весны

 Ждёт и нас ослепительный май.

 

Там, в далёком ожидании ослепительного мая, окопная поэзия не забыла составить духовное завещание потомкам, как это сделал Сергей Поделков в стихотворении “Сыну”.

 

Всё можно в жизни поменять, всё можно:

 На кенаря – коня, на посох – дом.

 Всё можно потерять неосторожно –

 Рассудок, время и друзей притом.

 Всё можно позабыть – нужду и горе,

 И клевету, и первую любовь.

 Всё можно дать взаймы на срок – и вскоре

 И хлеб, и деньги возвратятся вновь.

 Хочу в тебе найти единоверца,

 Чтоб к внукам шла связующая нить:

 ОТЕЧЕСТВО, как собственное сердце,

 Нельзя забыть, дать в долг иль заменить!

 

- Что, по-вашему, включил автор в понятие ОТЕЧЕСТВО?

 

Это и Родина, и родная земля, и русская культура, и, безусловно, русский язык, служивший “во дни сомнений” поддержкой и опорой.

 

Итоги урока.

6. Домашнее задание.

 

Сформулировать вопросы для анализа стихотворения:

1 вариант – К.Симонов “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”

 2 вариант – С.Гудзенко “Моё поколение”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.013 с.)