Очная (Все магистерские программы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Очная (Все магистерские программы)



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

(актуализация 2017 г.)

 

 

Курс _1_______

Семестры ___1,2,3_____

Форма обучения __очная и заочная

Срок освоения ООП по форме обучения: 2 года

Квалификация выпускника __магистр_

Для набора 2017 года

 

                                                 Москва 2015


 

Составитель: Хабибулина Н.И., проф. доктор юридических наук

 

                         «07» апреля 2015г.

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 «Юриспруденция» 

Программа обсуждена на заседании кафедры теории права, государства и судебной власти (протокол № 9 «07» апреля 2015г.

 

Зав. кафедрой _________________________________________________

                                                                                                   (ФИО, ученая степень, ученое звание)       

_______________ «__» ________ 201__г.

                                                      подпись

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методической комиссией ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», протокол № __ от «__» ________ 2015 г.

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», протокол № __ от «__» ________ 2015 г.

 

 

                    © Российский государственный университет правосудия

 

                                                     2015 год


 

                                         Оглавление

1.Цели освоения дисциплины                                                                      

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной

Программы (ООП)                                                                                                    

3.Требования к результатам освоения дисциплины                                 

4.Объем дисциплины и виды учебной работы                                         

5. Содержание дисциплины                                                                       

6.Оценочные средства для текущего контроля

успеваемости, промежуточной аттестации по итогам

освоения дисциплины                                                                              

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины                                                                                                  

 


 

                            1.Цели освоения дисциплины

      

   Основной задачей изучения дисциплины «История политических и правовых учений» является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке юристов. Эта задача реализуется путём выделения ряда более узких задач, её составляющих, а именно:

-  вооружить студентов знанием факторов и пониманием закономерностей политической и правовой мысли, её основного содержания и форм эволюции. В этом аспекте история политических и правовых учений выступает как бы исторической частью Теории права и государства. Основываясь на тех же понятиях, что и названная научная дисциплина, История политических и правовых учений предоставляет возможность осмыслить возникновение, становление и современное состояние основных сущностных категорий науки о праве и государстве;

 -  привить навыки анализа изучаемых политико-правовых теорий;

- обогатить необходимыми теоретическими знаниями для претворения в действительность прогрессивных, гуманных и демократических идей о праве и государстве;

- добиться понимания студентами роли политико-правовых теорий в формировании современной правовой системы, их влияния на её дальнейшее развитие.

- ознакомить с методологией изучения правовых явлений и методикой профессиональной оценки политико-правовых концепций.

                      


2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

 

    Курс «История политических и правовых учений» относится к фундаментальным академическим курсам юридической высшей школы.

Он завершает цикл историко-теоретических дисциплин и предназначен для формирования у студентов научного историко-диалектического мировоззрения; закрепляет юридические знания, получаемые при изучении отраслевых и специальных наук; даёт возможность самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления прошлого и современности.

  Ее структура и содержание тесно связано с такими общими учебными дисциплинами, как «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Логика», «Политология», «Философия», «Философия права», «Социология права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран».

Приступающие к изучению учебного курса, магистранты должны:

        знать:

- содержание базовых теоретических государственно-правовых категорий;

- cущность и содержание основных теоретических государственно-правовых категорий истории правовых и политических учений

- мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; лексико-грамматический минимум по юриспруденции в объеме, необходимом для работы; основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- тенденции развития общества, а также важнейших социальных институтов; взаимосвязь правовых теорий Запада и России;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- принципы организации правового воспитания обучающихся.

 уметь:

-  дать научно обоснованные оценки положениям и выводам, содержащимся в юридической литературе;

- оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать и обобщать данные, полученные в результате изучения основных концепций государства и права;

- находить эффективные организационно-управленческие решения; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и юридическими терминами и понятиями;

- анализировать и обобщать нормативные правовые акты и правоприменительную практику, научные точки зрения по изучаемым предметным вопросам;

- применять на практике организации правового воспитания.

        владеть:

- навыками культуры мышления, обобщения, анализа, синтеза, навыками обоснования своей профессиональной точки зрения, раскрывая не только ее формально-правовое, но и социально - гуманитарное значение;

- навыками анализа различных правовых явлений, навыками работы с правовой информацией, содержащейся в учебной и научной литературе; 

- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали, навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета;

- компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной, навыками критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации,  осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; навыками ориентировки в актуальных общественных событиях;

- навыками работы с правовой информацией, содержащейся в учебной и научной литературе, нормативных правовых актах и судебной практике, в том числе с использованием электронных правовых систем;

- методикой организации процесса правового воспитания обучающихся.

 

       3. Требования к результатам освоения дисциплины

   

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания учебной дисциплины «История правовых и политических учений», будут использоваться в процессе изучения отраслевых юридических наук и подготовки магистерской диссертации.

 История политических и правовых учений позволит cформировать у студентов научное историко-диалектическое мировоззрение; закрепить юридические знания, получаемые при изучении отраслевых и специальных наук; самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления прошлого и современности.

 Знание основных политико-правовых концепций позволит создать прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, позволит сформировать навыки в сфере организации и проведения специальных правовых исследований в целях решения научных проблем и практических задач, в том числе:

                                                                                               

                                                                                                                            Таблица 1

 

Код Компетенция Формы и методы обучения
ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1)  ЗНАТЬ: основные разделы и направления развития политико-правовой мысли. основные этапы возникновения, становления и развития основных сущностных категорий науки о праве и государстве в истории правовой и политической мысли.  УМЕТЬ: выявлять специфику и своеобразие политической и правовой мысли, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания. ВЛАДЕТЬ: навыками применения теоретических знаний в практической деятельности в сфере правотворчества, правореализации и правоприменения.           семинары -групповые дискуссии. Методы – диалоговый (групповые дискуссии, вопросы - ответы); исследовательский (работа с нормативными правовыми актами).
ОК- 2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста. ЗНАТЬ: основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, проблемы нравственно-моральной и юридической ответственности юриста. УМЕТЬ: находить эффективные организационно-управленческие решения; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения. ВЛАДЕТЬ: навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения и общения в коллективе.   лекция, семинары, самостоятельная работа. Методы – диалоговый (групповые дискуссии); модульный (решение ситуационных задач).  
ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень   ЗНАТЬ: общетеоретические положения современной российской юридической науки, основные понятия и терминологию теории права и государства, основные тенденции развития общества как сложной динамичной системы, необходимость регулирования общественных отношений УМЕТЬ: правильно организовать умственную деятельность, отделить правильную информацию от неправильной (от дезинформации), разумно обобщить, устранить излишние детали. ВЛАДЕТЬ: способностью трансформировать информацию в личностное знание, находить целевые ориентиры, соблюдать баланс между целью и средствами ее достижения лекция, семинары, самостоятельная работа. Методы – диалоговый (групповые дискуссии); модульный (решение ситуационных задач).
ПК-1 способность разрабатывать нормативные правовые акты    ЗНАТЬ: основные приемы разработки проектов законов и иных нормативно-правовых актов, правила нормотворческой техники.  УМЕТЬ: применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы. ВЛАДЕТЬ: юридической терминологией анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, разрешения правовых проблем и коллизий.   лекции, семинары, самостоятельная работа. Методы – диалоговый (групповые дискуссии, вопросы - ответы, решение задач и упражнений); исследовательский (работа с нормативными правовыми актами, а также судебной практикой).
ПК – 7 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты.  ЗНАТЬ: сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов различных отраслей материального и процессуального права УМЕТЬ: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения, толковать и правильно применять правовые нормы; правильно составлять и оформлять юридические документы. ВЛАДЕТЬ: навыками работы с нормативно-правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений  семинары, самостоятельная работа. Методы – диалоговый (групповые дискуссии, вопросы - ответы, решение задач и упражнений); исследовательский (работа с нормативными правовыми актами, а также судебной практикой).
ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права   ЗНАТЬ: основные формы, процедуры научно-правовых исследований, структуру и стадии научно-правовых исследований, их содержание.  УМЕТЬ: правильно осуществлять поиск, толкование нормативно-правовых актов анализировать и обобщать юридическую практику, критически сопоставлять и анализировать научно-правовые точки зрения. ВЛАДЕТЬ: навыками работы с правовой информацией, историко-правовыми знаниями    
     
ПК – 15 Способность эффективно осуществлять правовое воспитание.    ЗНАТЬ: основные принципы правового воспитания, современные версии и трактовки важнейших проблем истории правовых и политических учений УМЕТЬ: объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социально-правовых институтов, оперировать юридическими понятиями и категориями.    ВЛАДЕТЬ юридической терминологией; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений.    семинары, самостоятельная работа. Методы – диалоговый (групповые дискуссии, вопросы - ответы, решение задач и упражнений); исследовательский (работа с нормативными правовыми актами, а также судебной практикой).

                                                                                              

1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Аудиторные занятия

  12 4 8  

Лекции

  6/4* 2 4/2*  

Семинары или Практические занятия

  6/8* 2 4/6*  

Самостоятельная работа (СРС)

  96 32 64  

Таблица 3

Тематический план

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1   Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока 2     2    
2 Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме     2 2      
4 Политические и правовые учения во Франции и Германии в период Просвещения и буржуазных революций XVIII –XIX вв.   2 2        
5 Политические и правовые теории в США и Западной Европе в период индустриального развития (конец XIX – первая половина XX в.)   2     2      
6 Политические и правовые учения в России первой половины XIXв.   2   2    
7 Политические и правовые учения в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв.   2   2    
8 Основные школы и направления политико-правовой мысли в России ХХ века   4 2 2    
  ВСЕГО 16 6 10    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах   12      

 

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет __43______ %.

 

5.3. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для заочного отделения)

                                                                                                         Таблица 4

                                                 Тематический план

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1 Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока     4/6* 2/2* 2/4*    
2 Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения и Реформации   8/6* 4/2* 4/4*    
   ВСЕГО   12/12* 6/4* 6/8*    

*В соответствии с учебным планом магистерской программы «Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам»

 

5.3.1. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для заочной (ГВД)  формы обучения)

Тематический план

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1   Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока 2/3 1/1 1/2    
2 Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме     2/1 1/0 1/1    
4 Политические и правовые учения во Франции и Германии в период Просвещения и буржуазных революций XVIII –XIX вв.   2/2* 1/1* 1/1*    
5 Политические и правовые теории в США и Западной Европе в период индустриального развития (конец XIX – первая половина XX в.)   2/1* 1/0* 1/1*    
6 Политические и правовые учения в России первой половины XIXв.   2/2* 1/1* 1/1*    
7 Политические и правовые учения в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв.            
8 Основные школы и направления политико-правовой мысли в России ХХ века   2/3* 1/1* 1/2*    
  ВСЕГО 12/12* 6/4* 6/8*    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах   12      

* В соответствии с учебным планом магистерской программы «Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам»

Таблица 5

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах Очн./заочн.(з.о. «Правосуд.»)/ГВД (ГВД «Правосуд.»)
1 2 3 4
Тема 3 Семинар 1:  Политико-правовые идеи Аристотеля, Платона, Цицерона.   Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по спорным вопросам 2/1(2)/ 1(2)
Тема 5 Семинар 2: Политико-правовые идеи Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы Учение Т.Гоббса и Дж.Локка о праве и государстве  Обсуждение докладов 2/2(2)/ 2(2)
Тема 13 Семинар3: Социологическое направление в буржуазной юриспруденции. Г.Кельзен «Чистая» теория права. Теория плюралистической демократии. Технократические концепции государства.   Обсуждение докладов, дискуссия по спорным вопросам 2/1(1)/ 1(1)
Тема 17 Семинар 4: Государственно-правовые идеи М.М. Сперанского, Н.М.Карамзина.   Сравнительный анализ государственно-правовых идей 2/1(1)/ 1(1)
Тема 18 Семинар 5:  Н.М. Коркунов. С.А. Муромцев. Г.В. Плеханов о государстве и праве   Дискуссия и обсуждение докладов 2/1(2)/ 1(2)

Итого:                               

10/6(8)/6(8)

 

                                 5.5. Самостоятельная работа

5.5.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

                                                                                       Таблица 6

№ темы Дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
 1,5, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 16  Самостоятельному изучению подлежат все вопросы указанных тем.  40

 

5.5.2 Формы самостоятельной работы

                                                                                       Таблица 7

 

№ темы Дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 16  Работа с учебной и научной литературой 20
 2, 3, 4, 5, 12,13, 17,18 Подготовка к семинару: Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций. 28
Темы 1 - 19 Подготовка контрольной работы: Работа с учебной и научной литературой, написание контрольной работы  32
2, 4, 17, 18, 19 Самостоятельная работа в сессию: Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций. 16
     
Итого:   96

 

 

  Методические указания для студентов по освоению дисциплины            

   Идеи и достижения прошлого существенно влияют не только на современные политические и правовые теории, но и на юридическую практику наших дней, – потому сложно переоценить значение изучения курса  Истории политических и правовых учений для формирования, с одной стороны, всесторонне развитой личности, образованного и активного гражданина своей страны, а с другой – и гражданской позиции законодателя. Оно тем более возрастает в свете активизации в современной России разноплановой деятельности по закреплению демократических принципов функционирования государства и построению развитого гражданского общества.

Именно исходя из этого в учебные планы и включен курс «История политических и правовых учений», направленный на то, чтобы оказать помощь будущим юристам в формировании знаний об истории развития государственно-правовых идей на всём протяжении известной истории человечества.

Предлагаемый курс в значительной мере сориентирован на самостоятельную познавательную деятельность студентов – на их умение работать с нормативно-правовыми актами, литературой, накапливать и систематизировать информацию на бумажных носителях и в электронном виде.

Состав настоящего учебно-методического комплекса включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ и литературу к ним, а также контрольные вопросы для подготовки к зачёту.

Предлагается следующая структура изложения материала. В первой части студент знакомится с политико-правовыми теориями в зарубежных государствах, последовательно осваивая этапы их развития и выявляя приращение знаний по основным политико-юридическим вопросам. Во второй части – изучает процессы возникновения и эволюции политико-правовой мысли в России.

Такая методика позволяет представить общую ли­нию развития политико-правовых учений и провести историко-сравнительный анализ с выявлением особенностей, характеризующих отечественную политическую теорию на всех этапах ее развития, опираясь при этом на общий уровень развития политического и правового мышления в зарубежных государствах.

Расположение тем подчинено историко-хронологической, логической и сравнительной методикам изложения материала, апробированным в высших юридических заведениях в России и за рубежом.

Историко-сравнительные методики сочетаются с проблемным освещением узловых тем курса. Каждая тема содержит соответствующие учения мыслителей, основные направления политической мысли, разрабатываю­щие политико-правовую проблематику.

Учебная литература, источники (произведения мыслителей) и монографии (тематические исследования русских и зарубежных авторов) ко всему курсу даны общим списком.

Опыт преподавания данной дисциплины показал, что для получения глубоких знаний недостаточным является только овладение учебной литературой, необходимо также обращение к источникам. При подготовке к семинарским занятиям непосредственное знакомство с произведениями мыслителей обязательно.

Изучение курса завершается зачетом, подготовиться к которому помогут контрольные вопросы, расположенные в хронологическом порядке.

 

                            

                            Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа способствует углубленному усвоению предмета, умению обобщать полученные знания. Одним из видов такой работы является подготовка к семинарскому занятию. Ценность такого вида занятий состоит в том, что студент имеет возможность не просто слушать, но и выступать, дискутировать, обмениваться знаниями, анализировать, сопоставлять, оперировать необходимой терминологией. Углублению знаний способствует рассмотрение вопросов через их проблемную постановку и на более высоком методологическом уровне.

Подготовка к семинарскому занятию предусматривает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с соответствующим разделом учебника, проработку дополнительной литературы и источников, необходимых для расширения кругозора по определенной теме, подбор и анализ материала для докладов и рефератов, предложенных преподавателем. История политических и правовых учений представляет собой весьма объемный материал и требует значительных усилий.

Базовым источником для получения знаний является учебник. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Неплохой эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Основные положения лекции воспринимаются и запоминаются намного легче, если предварительно ознакомиться с темой по учебнику.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Необходимо также отметить сложные и непонятные места, чтобы обсудить их на занятиях с преподавателем.

Поскольку даже объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, большое внимание следует уделить изучению источников. Непосредственное знакомство с произведениями политико-правовых мыслителей (хотя бы в сокращенном хрестоматийном варианте) позволит более глубоко усвоить изучаемый материал и сделать самостоятельные выводы.

Особой формой самостоятельной работы является написание контрольной работы. Рекомендуемые темы опубликованы в настоящем учебно-методическом комплексе. Студент вправе самостоятельно избрать тему контрольной работы, разумеется, по согласованию с научным руководителем. Контрольная работа представляет собой не только научно-информационное назначение и краткое изложение чужих научных выводов, но и должна явить собой отражение самостоятельных научных изысканий студента.

Контрольная работа по истории политических и правовых учений оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным статьям: необходимо изложить суть рассматриваемой проблемы, сделать выводы и обобщения; обязательны ссылки на первоисточники и используемую литературу. Объем контрольной работы не должен превышать 10-12 страниц (или 20 000 знаков с пробелами); верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; шрифт – Time New Roman; кегль – 14; интервал полуторный; нумерация страниц указывается в правом верхнем углу (номер на первой странице не ставится); сноски подстрочные (нумерация сквозная). На первой странице должны быть указаны Ф.И.О. студента, наименование магистерской программы обучения, номер группы, а также указана избранная тема контрольной работы.

                      Примерная тематика контрольных работ

 1. Учение о смешанной форме правления в политико-правовых воззрениях древнегреческих и римских авторов

 2. Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы

 3. Политико-правовой идеал Н. Макиавелли

 4. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса

 5. Право частной собственности как базовая категория в концепции гражданского общества Дж. Локка

6. Идея народного суверенитета и географический детерминизм в политико-правовых учениях французских просветителей Ш. Монтескье и Ж.-Ж.

 7. Доктрина народного суверенитета Жан Жака Руссо

 8. Политико-правовая доктрина Ш.Л. Монтескье и её исторические судьбы

 9. Английский либерализм. Политические и правовые воззрения И. Бентама 10. И. Кант о природе и сущности государства. Соотношение права и государства.

 11. Г.В.Ф. Гегель: Диалектика гражданского общества и государства.

 12. Политико-правовая доктрина марксизма: государство, право и природа коммунистического общества.

 13. Социологическая теория права (история и современность).

 14. Р.Штаммлер и его концепция «естественного права с меняющимся содержанием».

 15. Учение Г. Кельзена о «чистой» теории права как вершине легизма.

 16. Социологическая теория права в XIX в. (Р. Иеринг, Г. Спенсер).

 17. Социологическая юриспруденция XX в. «Школа свободного права» Е. Эрлиха; социологическая юриспруденция Р. Паунда.

 18. Правовой либерализм: понятие, содержание.

 19. Этика «открытых» и эстетизм «закрытых обществ» в теории К. Поппера.

 20. Проекты государственно-правовых преобразований П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

 21. К.П. Победоносцев: идеолог и практик российского самодержавия.

 22. Б.Н. Чичерин: «либеральный консерватизм» или «охранительный либерализм».

23. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).

24. Юридический позитивизм как тип правопонимания. (Г.Ф. Шершеневич). 25. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого.

      

    Доклады, сообщения готовятся по одному из вопросов, вынесенных на семинарское занятие

                     

                  Промежуточный контроль

 Промежуточный контроль проводится посредством зачета в устной форме. Экзаменуемый должен ответить на два вопроса билета.

         

Фонды оценочных средств

  • Комплект компьютерных тестов по дисциплине «История политических учений» – ___ шт., размещены в базе информационно-аналитического отдела.

6.3 Учебно- м етодическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Темы рефератов

1. Платоновская концепция политики.

2. Аналитическая политология Аристотеля.

3. Учение Фомы Аквинского.

4. Политические учения Марсилия Падуанского.

5. Технология власти Николо Макиавелли.

6. Идеи в «Слове о законе и благодати».

7. Политическая программа И.С. Пересветова.

8. Политико-правовые идеи Т. Гоббса.

9. Учение Локка о государстве.

10. Политические идеи Монтескье.

11. Политические идеи Вольтера.

12. Политические взгляды Дж. Адамса.

13. Политические идеи Т. Пейна.

14. Политико-правовые учения Дж. Медисона.

15. Учение И. Канта о государстве и праве.

16. Учение Гегеля о государстве.

17. Политические взгляды Б.Н. Чичерина.

18. Политические идеи П.И. Новгородцева.

Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

1. Идеальное государство и формы его деградации.

2. Классификация видов политического устройства власти.

3. Политические идеи Китая.

4. Политические идеи Древнего Востока.

5. Политические идеи Древней Индии.

6. Политические учения в Средние века.

7. Новая наука о политике Н. Макиавелли.

8. Политические идеи Реформации

9. Политические идеи в России в XI-XVII вв.

10. Политические идеи в Англии в XVII в.

11. Политические идеи Европейского Просвещения.

12. Политические идеи Франции.

13. Политические идеи Руссо.

14. Политические учения в США в XVIII-XX вв.

15. Политические идеи в Германии в XVIII-XIX вв.

16. Политические идеи в России в XIX-XX вв.

17. Политические идеи марксизма.

18. Политическая идеология большевизма.

19. Современные политико-правовые учения.

20. Особенности политических идей Древнего мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.24.171 (0.177 с.)