Технология обслуживания туристов: Социальные аспекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология обслуживания туристов: Социальные аспекты.



Социокультурная потребность в туризме - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Разветвленная структура досуговых потребностей, специфика ценностного сознания современного человека, а также особенности социального, культурного и экономического статуса различных социальных групп определяют многообразие туристских мотивов, которые оказывают значительное влияние на выбор досуговой деятельности личности. Поэтому мотивация в туризме зависит как от досуговых потребностей, так и от ценностей, которые воздействуют на восприятие личностью окружающего мира и его поведение. Досуговые ценности - это результаты разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп в сфере досуга. Туризм является устойчивым видом досуговой активности личности, направленной на удовлетворение потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья, познании, общении, саморазвитии, развлечениях и т.д.

           В последнее время резко изменился характер труда человека, структура затрат его сил, а также обострилось основное эргономическое противоречие между интенсивным характером затрат сил индивида и экстенсивным характером их восстановления. Резкое сокращение объема физических усилий и возрастание уровня интеллектуальных и эмоциональных перегрузок ведет к стрессовым ситуациям. Самой эффективной альтернативой являются физ. культура и туризм, к-рые восстан-ют традиционные эргономические структуры за счет активной деятельности в свободное время. Социальная эффективность туризма выражается в доступности большинства видов туризма для различных социальных слоев общества, включая многодетные семьи, молодежь, пенсионеров, инвалидов. Государственная социальная политика в области туризма нацелена на предоставление скидок и льгот на различные туристские услуги для определенных социальных групп. В настоящее время социальная эффективность совр-го россий. туризма, в силу эконом-ких и соц-ных проблем весьма невысока. Повышение уровня доходов и образования населения способствует развитию туризма. Необходимо отметить, что все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные условия развития туризма. Социальное расслоение российского населения привело к дифференциации в туризме в форме различных видов туризма. Исследователь Щеглов С.Е. на основе метода включенного наблюдения при работе в туристическом бизнесе в течение 12 лет, предлагает следующую типологию российского туриста: 1й тип - элит-туристы. Обязательные приоритеты - очень престижные, дорогие курорты, авиаперелеты только первым классом, проживание в отелях только 5 звезд. Поездка организуется по индивидуальной программе. В послед. 2 года все чаще отдыхают в России (отдых в усадьбах и дворцах, экзотическая охота и рыбалка, гольф и парусный спорт, катание на воздушных шарах, пребывание в невесомости и гидрокосмосе).. У состоятельных туристов в посл. время появился новый вид туризма - бомжевание, к-рое становится модным видом досуга. 2 тип - супер-турист. Старается приблизиться к 1типу имитируя образ жизни. Обязательный приоритет «дорого и круто», т.к. цель поездки поддержание собственного имиджа. Чаще всего этот тип, как отмечает исследователь, составляют топ-менеджеры. 3 тип - массовый турист.

           Самая многочисл. группа. Это большинство туристов во всем мире, в т.ч.в России. Такова типология современных туристов по их социальному статусу.что свидетельствует о наличии тенденции к дифференциации туристской деятельности. Что касается семейного положения и состава семьи, то надо заметить, что активными туристами, оказывающими влияние на развитие туризма, являются несемейная молодежь до 35 лет. В основном высокообразованные, ориентированные на успех в профес-ной деятельности, материально обеспеч. люди, к-рые стремятся рационально и комфортно орг-вать свое свободное время.

В современных условиях туризм является неотъемлемой частью жизни человека, так как представляет собой одну из сфер досуговой жизнедеятельности личности, являясь при этом одним из эффективных средств удовлетворения его социокультурных потребностей.

           Многообразие видов туризма определяет и разносторонняя функциональная нагрузка этой сферы жизнедеятельности. Основными функциями туризма являются: экономическая, рекреационная, познавательная, мировоззренческая и аксиологическая. При этом различные виды туризма реализуют иногда одновременно несколько функций. Таким образом, с учетом разнообразия видов и функций, сфера туризма обладает всеми необходимыми возможностями для реализации досуговых потребностей личности, степень удовлетворения которых выражается в социокультурной эффективности туризма как области жизнедеятельности личности.

Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также самих процесса, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта; в широком смысле -совокупность методов, способов, приемов получения, обработки или переработки одних объектов (предметов, информации, идей и т.д.) в целях их преобразования -изготовления новых объектов, совершенствования прежних и т.д. Обслуживание - предоставление (оказание) услуг.

Виды социальных технологий различаются в зав-ти от того в каких сферах общественной жизни они реализуются:

* Экономической

* Политической

* Социальной

* Духовной сфере

Экономика:

А) оценка деловитости и потенциала каждого человека

Б) интеллектуальное развитие его труда (чтобы лучше, прибыльнее работал)

В) «Рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять)

           Социальная сфера:

Соц. тех. направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления). Труд должен вознаграждаться по заслугам.

Рассматривается демографическая политика, семейно - бытовые отношения, их влияние на развитие общества. Создание условий для социально незащищенных групп населения.

           Политическая сфера:

Акцент делается на технологизации полит. процессов.

Предполагает взвешенность полит. решений, проявление политической дальновидности.

Сегодня мы плохие технологи и политики.

           Духовная сфера:

Развитие культ-х запросов и склонностей каждого человека.

Умение и гибкое воздействие на тенденции, происх-е в сфере образ-я, науки, лит-ры и искусства.

Взаимод-е нац-й культуры, изучение спектра проблем общественного сознания.

Материальные вопросы, наличие эк-ких предпосылок для решения возникших проблем.

 

89. Экологический туризм.

С каждым годом экотуризм становится все популярнее, ведь этот вид туризма помогает людям, уставшим от бешеного ритма жизни, от больших «кипящих» городов восполниться силой и энергией во время общения с природой и наблюдения за ней.
В России есть пять природных объектов, идеально подходящих для экотуризма и занесенных ЮНЕСКО в список мирового наследия: девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, золотые Алтайские горы, Западный Кавказ.
Социальный потенциал экотуризма, определившегося, как вид туризма, где-то в начале 90-х, можно считать значительным, поскольку в России, как ни в одной другой стране был широко развит "самодеятельный" и спортивный туризм, отчасти адекватный западному "приключенческому" туризму.
В целом же и сама природа России представляет идеальные условия для успешного развития экотуризма: разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность российских ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации, интенсивным сельскохозяйственным производством и т.п., весьма велики.
К сегодняшнему дню на территории России существует 35 национальных парков; 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га; 68 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 12,5 млн. га; 2976 государственных природных заказников регионального значения общей площадью 67,8 млн. га; 1024 памятника природы; 31 природный парк регионального значения общей площадью 13,2 млн.га. Зоны экологического туризма - Север Европейской России; Зеленое кольцо Москвы;
Сочинский государственный природный национальный парк; Катунский заповедник; Тажеранская степь;
Ушаньи острова; Парк «Момский»; Дельта реки Лена; Дальний Восток. Заповедник «Кедровая Падь»; Заповедник «Озеро Ханка»; Камчатка; Карелия; Дельта Волги; Центральная Сибирь; Западный Кавказ; Теберда – горный климатический курорт; Приэльбрусье - туристское название части Большого Кавказа от западных подходов к Эльбрусу до бассейна реки Чегем на востоке.
Национальный парк "Куршская коса"
Куршская коса представляет собой замечательное творение природы, не имеющее аналогов в Балтийском регионе. Её многоликий дюнный рельеф, зелень лесов, белизна песчаных пляжей, безбрежная синева Балтийского моря имеют высокую эстетическую ценность.
Для любителей активного отдыха парк предлагает экологические экспедиции и водные прогулки на комфортабельных катерах. Большой популярностью пользуются прогулки вдоль берега Куршского залива от поселка Рыбачий до открытых белых дюн. Туристы, предпочитающие путешествовать пешком, могут совершить увлекательные прогулки по специально оборудованным тропам в составе экскурсионной группы.
· вторые по высоте в Европе открытые подвижные дюны.
· "птичье Эльдорадо Балтики"
· огромные возможности наблюдений за флорой и фауной акваторий Куршского залива и Балтийского моря.
· Заказник Виштынецкий
· Статус: Комплексный государственный природный заказник регионального значения.
· Площадь: 335 кв.км.
· Особо ценные природные комплексы: озеро Виштынецкое – самое крупное, глубокое и чистое в области, насыщенное ценными видами рыб; лесной массив площадью 233 кв.км, расположенный на холмах Виштынецкой возвышенности; река Красная.
· Памятники природы. В 1974 году решением Калининградского облисполкома были признаны памятниками природы озеро Виштынецкое и река Красная на 4-километровом участке в районе пос. Токаревка Нестеровского района. В 1985 году решением облисполкома был утвержден действующий до сих пор перечень памятников природы, который включил 61 ботанический объект по всей области.
Понятие безопасности туристской деятельности
Cогласно ФЗ «Об основах тур деят-ти в РФ» от 24.11.96 №132-ФЗ, под без-тью туризма понимается: без-ть жизни и здоровья; сохранность имущ-ва и ненанесение ущерба окруж среде. Эти требования явл обязательными для всех туруслуг.
Безопасность- создание условий тур путешествия, гарантирующего приемлемы уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях.Личная без-ть –это права и свободы каждого человека Согласно Положения Правит-ва РФ «О специализированных службах по обеспечению без-ти туристов» обеспечением без-ти занимаются специализированные службы Мин по ГО и ЧС.
В РФ введен ГОСТ Р50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуж-е,требования по обеспечению без-сти туристов и экскурсантов»; явл осн док-ом при обязательной сертификации тур услуг и предназначен для пр-тий всех организационно-правовых форм и учр-ний – пр-тий, оказывающих тур услуги. Риск для жизни и здоровья чел-ка в турэкскурсионном обсл-нии возникает в усл-ях: существования источников риска; проявления данного источника на опасном для чел-ка уровне; подверженность чел-ка воздействию источникам опасности.Вредные факторы м.б. классиф-ваны: травмоопасность; воздействие опред
среды; пожароопасность; биологич воздействие; психологич нагрузки; опасность излучения; химич воздействие; повышенная запыленность или загазованность; прочие факторы.
1.Травмоопасность может возникнуть в рез-те перемещения механизмов и
предметов, тел, сложного рельефа местности,(лавины,камнепады и пр) неблагоприятного снаряжения и пр. Снижение травмо-сти обеспеч-ся защитными устройствами и ограждениями, исп-ем ср-в индивид защиты и пр.Также нельзя прокладывать маршруты рядом с опасными местами, и необходимо учитывть погодные условия. Тур фирма инф-ет туриста о факторах риска и мерах по предупреждению травм.
2.Воздействие окр среды обусловлено повышением или понижением температуры, влажностью и движением воздуха в зоне обслуж-я туристов, резким перепадом давления. Показатели микроклимата в помещениях обслуж-я туристов должны соотв-ть установленным санитарно-гигиеническим требованиям.Предупреждение: выбор благоприятного времени года и суток; рациональное проектирование тур маршрута; учет погод и особенностей региона; оснащение кондиционером и отоплением и сигнализацией; своевременная
инф-ция о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте
3.Пожароопасность –следование строгим соблюдениям норм, установленных в док-х.Нельзя использовать легко воспламеняющиеся материалы и нельзя прокладывать маршрут в пожароопасных зонах.
4.Биологические факторы –ядовитые растения, насекомые и организмы.Снабдить инф-ей об угрозах.Применение отпугивающих ср-в,спецодежда. Соблюдение санитарных норм, проведение дизинфекций, проведение мед осмотра обслуживающего персонала, прививки.
5.Психологическое – это физ и нервнопсихические перегрузки. Рациональное построение обслуживания туристов, график передвижений, предусмотрение достаточных условий для нормальной жизнедеят-ти, учет особенностей туристов при формир-ии тур родукта.+дозированная инф-ция по теме и по объему.
6.Излучение.:солнечное или радиактивное. Прежде всего снабдить инф-ей.,посоветовать крем.,учет времени года и суток. Спец одежда.(при радиактивном).
7.Химическое воздействие.(токсическое, раздражающее нервную систему). Инф-ция+наличие индивид ср-в защиты+дезакцивация терр-рии перед посещением+контроль за состоянием окр среды.
8.Прочии факторы – опасности, связанные с отсутствием необходимой инф-ции об услуге иее номинальных хар-ках. Необходимо предусмотреть: предоставление туристу достаточной инф-ции о реализациях тур услуг в соотв с требованиями нормативной док-ции (информац лист, путевка, технологич карты), проведение спец. Инструктажа по без-ти.Тур пред-тие должно иметь комплект действующих нормативных актов по обеспечению без-ти туристов:-без-ть проживания в гостиницах, базах, обеспечивается соблюдением: требований санитарных норм, без-сть технич эксплуатации зданий и сооружений, технич оснащенность, меры кот-е гарантируют личную без-ть -транспортные перевозки туристов во время экскурсий и походов. Осущ-ся в соотв с требованиями правил обслуж-я пассажиров по конкретному виду транспорта.

90. Отличительные особенности гостиниц от других средств размещения.

Гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям. Наиболее употребляемыми среди них являются следующие:

1. Уровень комфорта.

2. Вместимость номерного фонда.

3. Функциональное назначение.

4. Месторасположение.

5. Продолжительность работы.

6. Обеспечение питанием.

7. Продолжительность пребывания.

8. Уровень цен.

По месторасположению гостиницы могут быть:

1) расположенные в черте города (в центре, на окраине). Центральными являются практически все гостиницы делового назначения, отели-люкс, гостиницы среднего класса;

2) расположенные на морском побережье. В данном случае очень важным является расстояние до моря (50 метров, 100, 150, 200, 250, 300);

3) расположенные в горах. Обычно это небольшие гостиницы в живописной горной местности на туристском маршруте в наиболее удобном месте отдыха. В горной гостинице, как правило, содержится необходимое снаряжение для летнего и зимнего отдыха ее гостей, например альпинистский и горнолыжный инвентарь, подъемники и др.

По продолжительности работы гостиницы подразделяются на:

1. работающие круглогодично;

2. работающие два сезона;

3. односезонные.

По обеспечению питанием различают:

  • гостиницы, обеспечивающие полный пансион (размещение + 3-разовое питание);
  • гостиницы, предлагающие размещение и только завтрак.

По продолжительности пребывания гостей различают гостиницы:

  • для длительного пребывания клиентов;
  • для кратковременного пребывания.

По уровню цен на номера гостиницы классифицируют на:

  • бюджетные (2535 долларов США);
  • экономичные (3555 долларов США);
  • средние (5595 долларов США);
  • первоклассные (95195 долларов США);
  • апартаментные (65125 долларов США);
  • фешенебельные (125425 долларов США).

Гостиничные предприятия также можно классифицировать по связи с особыми средствами передвижения (транспорта), по виду собственности и т.д. Однако на первое место при классификации гостиниц выходит несомненно уровень комфорта.

Уровень комфорта

Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:

  • состояние номерного фонда: площадь номеров (м2), доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;
  • состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;
  • наличие и состояние предприятий питания, ресторанов, кафе, баров и т.п.;
  • состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;
  • информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.,
  • обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг.

Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц. Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке: образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.14 (0.034 с.)