ТОП 10:

Бюджет займов и кредитов предприятия



Заполняется следующим образом:

1. По данным предыдущих бюджетов заполняются разделы «Поступления» и «Выплаты» бюджета денежных потоков.

2. В бюджете денежных потоков по 1 кварталу определяется «Излишек (дефицит) денежных средств».

3. Размер кредита в 1 квартале определяется с таким расчетом, чтобы остаток денежных средств на конец квартала составил не менее 5 % от строки «Итого выплат» бюджета денежных потоков следующего квартала. Например, в рассматриваемой задаче «Излишек (дефицит) денежных средств» за 1 квартал составляет - 38 861 р., итого выплат за 2 квартал – 52 592 р. Получаем минимально допустимый остаток денежных средств на конец первого квартала: 52 592 · 0,05 = 2 630 р. Требуемая сумма кредита 38 861 + 2 630 = 41 491 р.

4. Считаем, что покупка оборудования произошла в конце квартала, и кредит потребовался также в конце квартала. Поэтому проценты за 1 квартал не начисляются.

5. Сумма, направляемая на погашение кредита, определяется с таким расчетом, чтобы остаток денежных средств на конец квартала в бюджете денежных потоков был не менее 5 % от «Итого выплат» следующего квартала. В нашем примере получаем:

– «Излишек (дефицит) денежных средств» за 2 квартал составляет 8698 р.;

– уплата процентов за 2 квартал составляет 41491 · 0,13/4=1348 р.;

– минимально допустимый остаток денежных средств на конец второго квартала 56055 · 0,05 = 2803 р.;

– сумма, направляемая на погашение кредита, – 8698 – 1348 –2803=4547 р.

Если в результате расчетов окажется, что «Излишек (дефицит) денежных средств» меньше суммы процентов, подлежащих уплате, и минимально допустимого остатка денежных средств на конец квартала, предприятию требуется дополнительный заем, равный разнице между этими показателями.

6. Остаток задолженности предприятия по кредитам на конец квартала определяется как остаток задолженности предприятия по кредитам на начало квартала плюс “получено кредитов” минус “погашено кредитов”. Остаток задолженности предприятия по кредитам на конец квартала переносится в остаток задолженности предприятия по кредитам на начало следующего квартала.

Таблица 16

Бюджет займов и кредитов предприятия (р.)

Показатели 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Итого
Остаток задолженности предприятия по кредитам на начало периода 0 41491 36944 31518
Получено кредитов 41491 0 0 0 41491
Погашено кредитов 0 4547 5426 6299 16272
Остаток задолженности предприятия по кредитам на конец периода 41491 36944 31518 25219

Прогноз отчета о прибылях и убытках:

– продажи определяются по отгрузке (независимо от оплаты), т. е. по бюджету продаж (строка «выручка»);

– переменная себестоимость продаж рассчитывается путем перемножения себестоимости единицы готовой продукции (41 р. – см. «Расчет себестоимости») на объем продаж в штуках (3600 изделий – см. «Бюджет продаж»);

– налог на прибыль рассчитывается по ставке 24 %: прибыль до налогообложения · 0,24; (в настоящее время – 20%)

– остальные показатели берутся из предыдущих бюджетов. Здесь учитываются как денежные, так и неденежные расходы предприятия, в том числе амортизация.

Таблица 17

Прогноз отчета о прибылях и убытках

Показатели Сумма
1. Продажи (по отгрузке) 252000
Переменные расходы:
2. переменная себестоимость продаж 147600
3. переменные торговые и административные расходы 14400
4. Маржинальная прибыль (1–2–3) 90000
Постоянные расходы:
5. общезаводские накладные постоянные расходы 24000
6. торговые и административные постоянные расходы 44000
7. Прибыль от продаж (4–5–6) 22000
8. Проценты, выплаченные по кредиту 3573
9. Прибыль до налогообложения (7–8) 18427
10. Налог на прибыль (ставка – 24 %) 4422
11. Чистая прибыль (9–10) 14005

 

Прогнозный баланс на конец периода:

– денежные средства берутся из бюджета денежных потоков (остаток на конец 4 квартала);

– дебиторская задолженность рассчитывается по формуле: дебиторская задолженность на начало периода (баланс на начало периода) + выручка (по бюджету продаж) – общее поступление денежных средств (бюджет ожидаемых поступлений денежных средств);

– материальные запасы и запасы готовой продукции переносятся из бюджета товарно-материальных запасов (в денежном выражении);

– «земля» не изменяется;

– «здания и оборудование» определяются путем суммирования данных на начало периода (баланс на начало периода) и закупок в отчетном периоде (строка «закупка оборудования» бюджет денежных потоков);

– износ определяется путем суммирования данных на начало периода (баланс на начало периода) и начисленной амортизации (строка «в том числе амортизация» бюджета общезаводских накладных расходов);

– счета к оплате рассчитываются по формуле: счета к оплате на начало периода (баланс на начало периода) + стоимость закупок (бюджет прямых затрат на материал) – итого к оплате (бюджет ожидаемых выплат денежных средств);

– налог на прибыль берется из прогноза отчета о прибылях и убытках;

– «акции» не изменяются, т.к. операций с ними не было;

– нераспределенная прибыль определяется путем суммирования данных на начало периода (баланс на начало периода) и полученной чистой прибыли в отчетном периоде (прогноз отчета о прибылях и убытках).

Таблица 18

Прогнозный баланс на конец периода (р.)

Актив № стр. Сумма Пассив  
Оборотные средства: 1 Долгосрочные обязательства:

денежные средства

2

2737

Кредит 25219
Итого краткосрочные обязательства 25219
дебиторская задолженность 3 24570 Краткосрочные обязательства:
материальные запасы 4 500 счета к оплате 2707
запасы готовой продукции 5 4100 налог на прибыль 4422
Итого оборотные средства (2+3+4+5) 6 31907 Итого краткосрочные обязательства (4+5) 7129
Основные средства: 7 Собственный капитал:
Земля 8 20000 Акции 70000
Здание и оборудование 9 144500

Нераспределенная прибыль

21059

Износ 10 –73000
Основные средства – нетто (8+9–10) 11 91500 Итого собственный капитал (8+9) 91059
Итого активов (6+11) 12 123407 Итого пассивов (2+6+11) 123407

 

После заполнения проводим проверку равенства актива и пассива прогнозного баланса.

 

Условия для самостоятельного решения

 

В исходные данные примера составления генерального бюджета предприятия вносятся следующие изменения (по первым трем показателям изменяются данные только 1 квартала, процентная ставка устанавливается на весь год) – табл. 20.

Ставка налога на прибыль в настоящее время – 20%

 

Таблица 20

Исходные данные для выполнения контрольной работы студентами

Бюджет

Показатель

Вариант

1 (от А до К) 2 (от Л до У) 3 (от Ф до Я)
Бюджет продаж Ожидаемые продажи, 1 квартал, ед. 800 850 900
Бюджет продаж Цена реализации, 1 квартал, р. 60 65 75
Бюджет денежных потоков Закупка оборудования, 1 квартал 45000 55000 50000
Бюджет денежных потоков Процентная ставка по кредиту (в % годовых) 0,15 0,16 0,12

 

Глоссарий

1. Direct Costing- Метод учета затрат предприятия, который позволяет выбирать любые произвольные базы разнесения косвенных расходов между видами выпускаемой продукции и подразделениями (отвечающие специфике предприятия и целям его деятельности).

2. Standart Costing- Метод учета затрат предприятия, который позволяет на себестоимость продукции относить только прямые затраты, а косвенные единой суммой по предприятию покрывать разницей между выручкой и прямыми затратами.

3. Активы - материальные и нематериальные средства учреждения, разделенные по принципу их использования в хозяйственной деятельности: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, оборудование, земля, здания и сооружения.

4. База разнесения накладных расходов – показатель, имеющий отношение к различным видам продукции, бизнесам, ЦФО. Пропорционально доле в общем значении показателя, относящейся к конкретному виду продукции и т.д., на него ложится доля общих накладных расходов.

5. Баланс, ББЛ, Бюджет по балансовому листу - равновесие между притоком средств, доходами и их расходованием; включает систему показателей, отражающих картину деятельности предприятия, банка, международной организации - это отчет в котором отражается информация об активах и пассивах учреждения в целом и в разрезе ЦФО для принятия оптимальных управленческих решений. По ББЛ можно судить о ликвидности, структуре активов и пассивов учреждения.

6. БДДС, Кэш-фло, Бюджет движения денежных средств - используется для получения детальной информации о реальных денежных потоках в целом по учреждению и в разрезе ЦФО, источников финансирования, типов поступлений и выплат. Цель его составления - управление платежеспособностью учреждения

7. БДР, Отчет о прибылях и убытках, Бюджет Доходов и Расходов - определяет экономическую эффективность деятельности в целом по учреждению и в разрезе ЦФО, источников финансирования. Цель его составления - управление прибыльностью учреждения.

8. Бюджет – финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности.

9. Бюджет Баланса, Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ) – бюджет, отражающий структуру имущества (активов) предприятия и источников его формирования (пассивов); составляемый для планирования будущей и учета фактически сложившейся структуры активов/пассивов с целью управления стоимостью предприятия.

10. Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) – бюджет, отражающий процесс движения денежных средств по всем видам счетов и кассе предприятия; составляемый для планирования и учета данного движения с целью управления платежеспособностью предприятия.

11. Бюджет Доходов и Расходов (БДР) – бюджет, отражающий процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия; составляемый для планирования и учета данного процесса с целью управления прибыльностью и рентабельностью предприятия.

12. Бюджет предприятия - план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.

13. Бюджетирование - составление оперативного финансового плана, отражающего расходы и поступления финансовых средств по отдельным финансовым операциям или инвестируемым проектам. При бюджетировании определяются состав и объем расходов и обеспечивается покрытие этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

14. Бюджетная отчетность по итогам бюджетного периода включает в себя полный перечень аналитических форм и отчетов, определяемых утвержденной бюджетной учетной политикой бюджетного периода, а также требованиями акционеров и руководства компании. Необходимо учитывать, что система бюджетирования связана, прежде всего, с процессами краткосрочного (не более года) планирования и анализа.

15. Бюджетная структура - система функциональных бюджетов предприятия, по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего предприятия.

16. Бюджетная учетная политика – документ, определяющий универсальные требования к аналитическому учету, механизмам планирования, контроля и анализа, структуре и формату отчетности для целей бюджетирования. Учетная политика определяется акционерами, руководством, заинтересованными службами и другими субъектами бюджетного процесса. Учетная политика принимается и утверждается в рамках года, предшествующему бюджетному периоду.

17. Бюджетное планирование – процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в финансовом выражении в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности).

18. Бюджетный период – представляет собой основной отрезок времени периодического бюджетного процесса – календарный год финансово-хозяйственной деятельности.

19. Бюджетный процесс – повторяющийся цикл мероприятий каждого бюджетного периода как последовательность этапов и процедур системы бюджетирования.

20. Выбытие- отпуск (передача) материальных ценностей (неденежных активов) в подразделения учреждения (ЦФО).

21. Выплаты - выплаченные учреждением денежные средства (с расчетных счетов и из кассы). Выплаты производятся: По основной деятельности - выплаты денежных средств, возникающие в результате осуществления закупок для оказания медицинских услуги, расчетов по зарплате с персоналом, оплаты услуг сторонних организаций, налоговых платежей. - По прочей деятельности - выплаты денежных средств, возникающие в результате переводов денежных средств по обеспечению оказания прочих услуг.

22. Горизонт планирования бюджета – период, на который можно спрогнозировать деятельность предприятия в количественных показателях данного бюджета с приемлемой точностью.

23. Доходы - объем выполненных услуг в денежном исчислении получаемый в процессе осуществления хозяйственной деятельности за определенный период. Различают следующие источники получения доходов в зависимости от типа деятельности:
 по основной деятельности - доходы, получаемые в процессе осуществления основной деятельности: объем медицинских, жилищных услуг; по прочей деятельности - доходы от прочих услуг

24. Консолидированный (итоговый) бюджет - группировка всех функциональных бюджетов предприятия в разрезах: движения товаров, запасов и внеоборотных активов; формирования доходов и расходов; движения денежных средств; формирования стоимости; предназначенная для планирования и учета результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

25. Консолидированный бюджет – совокупность бюджетных показателей всех организационных уровней компании, объединенный по арифметическим и логическим признакам в единый краткосрочный план финансово-хозяйственной деятельности компании на бюджетный период.

26. Накладные или косвенные затраты – затраты, которые непосредственным образом невозможно отнести на конкретный вид продукции.

27. Натурально-стоимостные бюджеты (Бюджеты Товаров, Запасов и Внеоборотных Активов) - бюджеты, отражающие движения всех, кроме денежных средств, активов предприятия; составляемые как в натуральных, так и денежных единицах для планирования и учета данного движения.

28. Оперативный бюджетный контроль – процедуры связанные с первичным контролем исполнения отдельных статей бюджета (либо планируемых показателей) субъектами системы бюджетирования по результатам оперативного отчетного периода, а также при формировании планируемых показателей предстоящего оперативного отчетного периода. Оперативный контроль осуществляется непосредственно по окончанию оперативного отчетного периода (месяца) либо на этапе планирования показателей на предстоящий оперативный отчетный период.

29. Операционный бюджет - бюджет, составляемый по каждому Центру Финансовой Ответственности (ЦФО) для планирования и учета результатов его деятельности (операций).

30. Оприходование- прием материальных ценностей - медикаментов, мягкого инвентаря, оборудования и других неденежных активов, с целью их дальнейшего использования в хозяйственной деятельности учреждения.

31. Организационный уровень – наименование организационного уровня для целей бюджетирования в соответствие с корпоративной структурой компании. Определяются следующие организационные уровни компании: консолидированный уровень, уровень филиала, уровень филиала.

32. Отчетный период – под отчетным периодом понимается календарный квартал в рамках бюджетного периода. Оперативный отчетный период – под оперативным отчетным периодом понимается календарный месяц в рамках отчетного периода.

33. Пассивы - источники средств разделенные по принципу их происхождения: краткосрочная и долгосрочная кредиторская задолженность, фонды, резервы, нераспределенная прибыль.

34. Переменные затраты – затраты, зависящие от объема производства (реализации), т.е. изменяющиеся при изменении объемов производства или реализации.

35. Положение о бюджетной структуре - внутренний регламентный документ предприятия, описывающий бюджетную структуру предприятия и регламентирующий процесс их формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

36. Положение об управленческой учетной политике – внутренний регламентный документ предприятия, закрепляющий правила ведения управленческого учета и являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

37. Постоянные затраты – затраты, независящие от объема производства (реализации), т.е. остающиеся неизменными при изменениях объемов производства или реализации.

38. Поступления - полученные денежные средства в учреждение (на расчетные счета и в кассу). Различаются следующие источники поступлений:
По основной деятельности - поступления денежных средств, возникающие в результате осуществления основной деятельности: оплаты медицинских, жилищных услуг,
Прочие поступления - поступления денежных средств, возникающие в результате реализации прочих услуг, спонсорские и целевые средства.

предназначенная для планирования и учета результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

39. Прибыль - превышение доходов над расходами. Прибыль формируется по уровням по мере вычитания соответствующих групп расходов: маржинальная, операционная, чистая. Структура уровней прибыли предназначена для анализа и позволяет определять, как та или иная группа затрат влияет на конечный результат. Учреждение формирует следующие уровни прибыли: маржинальная, чистая.

40. Процедура бюджетного процесса – совокупность организационных, информационно-аналитических мероприятий; конечная, четко регламентированная последовательность действий субъектов бюджетного процесса, имеющая распознаваемый конечный результат либо целевую установку. Процедуры бюджетного процесса определены двух видов: универсальные и индивидуальные.

41. Прямой метод учета затрат (Direct Costing) – метод учета затрат, основанный на формировании неполной себестоимости, состоящей только из прямых затрат, и покрытии совокупных накладных (косвенных) затрат маржинальным доходом (вкладом на покрытие) – разницей между выручкой и прямыми затратами.

42. Прямые затраты – затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции или изделие.

43. Расходы- затраты материальных и финансовых ресурсов, которые несет учреждение в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности для получения будущего дохода. Для ведения бюджетов используется следующая классификация затрат:
Прямые - затраты, прямо прослеживаемые до источника их возникновения и, соответственно, прямо относимые на себестоимость услуг: затраты на медикаменты, мягкий инвентарь, питание, зарплату работников и начисления на нее. Накладные - затраты, не имеющие прямой связи с оказываемыми услугами и потому на себестоимость услуг прямо не относимые. Накладные затраты относятся на деятельность конкретного подразделения, где возникли, или в соответствии с выбранной базой разнесения затрат.

44. Регламент бюджетного планирования – документально закрепленный порядок формирования бюджета предприятия. Определяет этапы, участников и временные рамки процесса бюджетного планирования, а также источники и форматы получения/ передачи информации.

45. Регламент бюджетного процесса – утвержденный график конкретных мероприятий, определяющий сроки их исполнения и ответственный лиц. Предназначен для организации, координации и повышения эффективности бюджетного процесса; обеспечивает гибкость системы бюджетирования компании.

46. Система бюджетирования – взаимосвязанная совокупность утвержденных документов, организационных и информационно-аналитических механизмов, направленных на эффективное осуществление процессов краткосрочного планирования, контроля и анализа в компании

47. Стандартный метод учета затрат (Standard Costing) – метод учета затрат, основанный на формировании полной себестоимости, т.е списании на себестоимость продукции относящихся к ней прямых затрат и разнесении накладных расходов между видами продукции по различным базам.

48. Статья – составная часть бюджета, по которой происходят планирование и учет хозяйственных операций одного типа. Статья бюджета – статья управленческого плана счетов, характеризующая динамику, структуру либо результаты финансово – хозяйственной деятельности за определенный период времени. Существенное отклонение по статье бюджета – отклонение фактических показателей конкретной бюджетной статьи от ее планового значения на анализируемый период в относительной величине более, чем на 5%. Отклонение признается существенным при перерасходе / перевыполнении более, чем на 5%, равно как экономии / недовыполнении более, чем на 5%.

49. Текущий бюджетный контроль - процедуры связанные с первичным контролем исполнения отдельных статей бюджета (либо планируемых показателей) субъектами системы бюджетирования в процессе нормальной хозяйственной деятельности. Текущий контроль – это ежедневный контроль, он осуществляется в рамках месяца – оперативного отчетного периода (объектом контроля и анализа являются конкретные хозяйственные операции, заключаемые гражданско-правовые договоры, первичные документы).

50. Типы ЦФО: Центры инвестиций, Центры прибыли, Центры маржинального дохода, Центры дохода, Центры затрат. Данная классификация основана на разделении ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются, исходя из функциональной деятельности центра.

51. Управленческая учетная политика – внутренние правила ведения управленческого учета на предприятии, закрепленные в “Положении об управленческой учетной политике” и обязательные для исполнения всеми ответственными за управленческий учет лицами.

52. Управленческий учет – процедура первичного наблюдения, стоимостного и натурального измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия с целью обеспечения его руководства своевременной, достоверной, объективной и достаточной информацией для принятия обоснованных управленческих решений.

53. Функциональный бюджет – бюджет, составляемый по определенной области деятельности предприятия (функции) для планирования и учета результатов данной деятельности.

54. Функциональный бюджет - бюджет, составляемый по определенной области деятельности предприятия (функций) для планирования и учета результатов данной деятельности.

55. Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

56. Центр финансового учета – структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

57. Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов.

58. Центры дохода отвечают за доход, который они приносят фирме за счет своей деятельности, и определяют доходную часть бюджета. Центром дохода может выступать подразделение компании, занимающееся реализацией готовой продукции, товаров и услуг, т.е. функционально предназначенное для получения дохода в виде выручки (Отдел продаж, склад-магазин, оптовая база, сеть агентов, фирменных магазинов и т.д.).

59. Центры затрат образуют подразделения, которые для выполнения своих функциональных обязанностей потребляют различные ресурсы, что означает для предприятия затраты. Соответственно, они отвечают за величину произведенных в своей деятельности затрат. Примером Центров затрат являются различные производственные подразделения и функциональные службы (цех, склад, бухгалтерия, реклама, охрана). Центры затрат определяют расходную часть бюджета предприятия.

60. Центры инвестиций являются верхним уровнем финансовой структуры. Они имеют право управлять не только оборотным капиталом, т.е. отвечать за объем заработанной прибыли, но и управлять необоротными активами (основными средствами), в том числе, осуществлять инвестиции (и дезинвестиции). Например, построить новый цех, поменять устаревшее оборудование, а в больших масштабах – купить фирму, продать бизнес и т.д. В этом случае центр инвестиций контролирует окупаемость этих инвестиций, и таким образом отвечает за рентабельность всех активов фирмы. Центр инвестиций уже всегда только предприятие – либо самостоятельное, либо головная компания многоуровневой структуры.

61. Центры маржинального дохода несут ответственность за величину получаемого маржинального дохода (вклад на покрытие). Создаются на предприятиях, где есть подразделения, осуществляющие более сложный вид деятельности – не одно производство (как центры затрат), и не одну торговлю (как центры дохода), а, например, производство и реализация продукции определенной номенклатуры, т.е. фактически являются отдельными бизнес-направлениями (бизнесами). Бизнесы отвечают за эффективность деятельности, контролируя доходную и расходную части своего направления. Мерой эффективности бизнеса является не доходы и затраты направления по отдельности, а разница между ними в виде маржинального дохода. Под маржинальным доходом (прибылью) понимается разница между выручкой и прямыми (прямо прослеживаемыми до объекта возникновения) затратами. Полученная сумма маржинального дохода идет сначала на покрытие накладных затрат направления, потом накладных предприятия, и далее на формирование чистой прибыли всего предприятия. То направление, которое приносит наибольший маржинальный доход, является и наиболее выгодным для предприятия. Таким образом, предприятие обеспечивает эффективность деятельности своих отдельных направлений бизнеса, ставя им в ответственность уровень маржинального дохода

62. Центры прибыли отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, т.е., они по аналогии с центрами маржинального дохода контролируют как расходную, так и доходную сторону своей деятельности. Но центры прибыли рассчитывают доходы и затраты не отдельного направления, а всего предприятия в целом. Соответственно, центром прибыли выступает предприятие – как самостоятельное, так и в составе многоуровневой структуры, например, холдинга.

63. Шаг планирования бюджета – периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет.







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.02 с.)