Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И.Уманский, И.А.Френкель, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышов и др.)
Цель работы: определение базовых особенностей личности в процессе профессионального самоопределения. Данная диагностика может осуществляться как в формах самооценки, так и в экспертных оценках или в их сочетаниях. Основные понятия. Степень развитости социально ценных коммуникативных качеств: эмпатия, принятие других, доброжелательность в определенных видах профессиональной деятельности играют огромную роль. Своевременное определение стратегий конструктивности – деструктивности поведения в конфликтно – стрессовых ситуациях может повлиять на эффективность профессиональной деятельности человека. Коммуникативная компетентность – способность к конструктивным формам общения. По мнению Н.Н. Обозова коммуникативная компетентность определяется в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий среды. Задание: 1. Выявить коммуникативно-характерологические особенности личности для определения оптимального профессионального выбора испытуемого с помощью опросника. 2. Обработать результаты, представить отчет письменно. Инструкция: Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются «5», «4», «3», «2», «1». В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты: 5 – черта проявляется зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности, проявляется постоянно. 4 – чаще проявляется, чем не проявляется. 3 – не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется. 2 – противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта противоположная черта выражена заметнее. 1 – ярко выражена противоположная черта, она проявляется активно, зримо, типично. Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество изучаемой личности и с точки зрения не только того, в какой степени обладает этим качеством данная личность, но и старается ли она это качество активно «навязать» другим. В графе «а» ставится крестик (+), если характеризуемая личность активно переносит это свое качество на других, знаком минус (-) оценивается тогда, когда это качество не переносится на других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=) обозначается тот случай, когда не выражено ни то, ни другое.
В графе «б» отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время: усиление этого качества отмечается знаком плюс (+), ослабление – знаком минус (-), а знаком равенства (=) обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и «-». В графе «в» отмечается тенденция к изменению этого качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления «-», а знаком равенства «=» обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и в сторону «-».
Бланк ответов
Обработка и интерпретация результатов. Обобщение результатов исследования производится либо на основе самооценки, либо сопоставлении независимых экспертных оценок по каждому из «блоков» исследуемых личностных качеств. Завершающим этапом обработки может служить составление личностного профиля на основе предложенной формы. О степени проявления тех или иных качеств можно судить по усредненным значениям в соответствии с содержательной характеристикой каждого балла, приведенной в инструктивной части. Таблица 1 Профиль коммуникативно-характерологических особенностей личности
Диагностическая методика 5 Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников) Цель работы: изучение методики интегральной диагностики психического выгорания, включающей различные подструктуры личности. Основные понятия. В плане профессионального самоопределения следует уделять внимание такому феномену как личностная и профессиональная деформация. В психологической литературе деформация личности чаще всего рассматривается в профессиональном контексте и определяется как изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием выполнения профессиональной деятельности – профессиональное выгорание. Профессиональная деятельность человека - ведущая характеристика личности. Вследствие неразрывного единства сознания и деятельности формируется профессиональный тип личности. Заметное влияние оказывает профессия на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Личностно-профессиональная деформация может отличаться своей направленностью - носить положительный или отрицательный характер, может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Среди феноменов личностно-профессиональной деформации особое место принадлежит изучению эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. Профессиональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Задание: 1. Выявить вид и уровень профессионально-личностного выгорания испытуемого с помощью опросника. 2. Обработать результаты, представить отчет письменно. Инструкция: вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», и соответственно ответам "редко", «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа.
Бланк ответов
Опросник 1. Я легко раздражаюсь. 2. Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать. 3. Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе. 4. Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы.
5. Меня мучает бессонница. 6. Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы. 7. Я работаю с большим напряжением. 8. Моя работа приносит мне удовлетворение. 9. Чувствую, что работа с людьми изматывает меня. 10. Думаю, что моя работа важна. 11. Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе. 12. Я доволен профессией, которую выбрал. 13. Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня. 14. Я эмоционально устаю на работе. 15. Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии. 16. Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня. 17. Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе. 18. Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе. 19. Для меня важно преуспеть на работе. 20. Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим. 21. Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий. 22. У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь. 23. Я полон оптимизма по отношению к своей работе. 24. Мне нравится моя работа. 25. Я устал все время стараться. 26. Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы. 27. Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе. 28. Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры. 29. Я чувствую физическое напряжение, усталость. 30. Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам. 31. Работа эмоционально выматывает меня. 32. Я использую лекарства для улучшения самочувствия. 33. Меня интересуют результаты работы моих коллег. 34. Утром мне трудно вставать и идти на работу. 35. На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился. 36. Нагрузка на работе практически невыносима. 37. Я ощущаю радость, помогая окружающим меня людям. 38. Я чувствую, что стал более безразличным по отношению к своей работе. 39. Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок. 40. Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками. 41. Я люблю свою работу. 42. У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен. 43. Меня раздражает поведение моих учеников. 44. Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне. 45. Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места. 46. Я замечаю, что становлюсь более черствым по отношению к людям. 47. Я чувствую эмоциональное напряжение. 48. Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой. 49. Я чувствую себя измотанным. 50. Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям. 51. Временами я сомневаюсь в своих способностях. 52. Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию. 53. Выполнение повседневных дел для меня – источник удовольствия и удовлетворения. 54. Я не вижу смысла в том, что делаю на работе. 55. Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии. 56. Хочется «плюнуть» на все. 57. Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов. 58. Я доволен своим положением на работе и в обществе. 59. Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил. 60. Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье. 61. Я сомневаюсь в значимости своей работы. 62. Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе. 63. Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашние обязанности. 64. Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе. 65. Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю. 66. Мне буквально приходится заставлять себя работать. 67. Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние. 68. Мне нравится отдавать работе все силы. 69. Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения. 70. Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе. 71. Верю, что способен выполнить все, что задумано. 72. У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников. Обработка и интерпретация результатов: Данная методика включает три шкалы: психо-эмоционального истощения (ПИ), личностного отдаления (ЛО), профессиональной мотивации (ПМ). Для определения психического выгорания в пределах указанных шкал пользуются специальным ключом: ПИ – 1,5,7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений). ЛО – 3,4, 9, 10, 11, 13, 18, 21, 30, 33, 35, 38, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70, 71, 72 (24 утверждения). ПМ – 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 (23 утверждения) Количественная оценка психического выгорания по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» – 3 балла, «обычно» – 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» – 0 баллов) и в соответствии с этим суммарного подсчета баллов. Обработка производится по сырому баллу. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического выгорания по каждой шкале. Таблица 2 Нормы для компонента Психоэмоциональное Истощение (ПИ)
Таблица 3 Нормы для компонента Личностное Отдаление (ЛО)
Таблица 4 Нормы для компонента Профессиональная Мотивация (ПМ)
Таблица 5 Нормы для Индекса Психического Выгорания (ИПВ)
Содержательные характеристики шкал Психо - эмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим, с признаками депрессии и раздражительности. Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям. Профессиональная мотивация – уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность по отношению к работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми. Ниже, в таблице, приведены жизненные проявления ПВ на различных системных уровнях. Таблица 6 Жизненные проявления психического выгорания на системно-структурных уровнях
Диагностическая методика 6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.084 с.) |