Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 5. Психологическое сопровождение профессионального становление личности.
Вопросы для изучения материала, для семинарских и практических занятий: 1. Понятие «психологическое сопровождение профессионального становления личности». 2. Концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности. 3. Цель, функции, направления и технологии психологического сопровождения профессионального становления личности. 4. Особенности психологического сопровождения профессионального самоопределения личности на разных стадиях развития. 5. Выполнить и оформить результаты диагностической работы по методике: «Определение психического выгорания» А. Рукавишникова. 6. Перечислите основные этапы профконсультирования оптантов (по одной из ведущих схем: Климова Е.А., Пряжникова Н.С.). 7. Выполните упражнение: Цель:Получение навыков профконсультации. Задание: Проведите профконсультацию с кем-либо из старшеклассников, стоящих перед проблемой выбора профессии, оформите протокол консультации. Используйте при консультации любую схему, известную Вам или схему-модель индивидуальной профконсультации, предложенную Е.А.Климовым: · Выявить профессиональные интересы и склонности оптанта с помощью опросников: «Карта интересов, ДДО, опросник Голланда. · Сопоставить выбор оптанта с потребностями рынка труда в той местности, в которой он собирается в дальнейшем работать. Помочь оптанту определиться с выбором в соответствии с профессиями, востребованными на рынке труда. · Выявить степень соответствия склонностей и интересов оптанта его способностям, подобрав и использовав соответствующие профдиагностической задаче методики исследования профессионально важных качеств. · Совместно с оптантом сформировать основной и запасной варианты профессионального плана, где отразить тип и вид учебного заведения, выбранного для получения профессионального образования, и возможность трудоустройства, перспективу профессионального роста, затруднения в реализации профессионального плана и пути их преодоления. · Оформите профконсультационное решение в виде протокола. · Выпишите типичные затруднения, возникшие в ходе самостоятельной работы и обсудите на аудиторном занятии способы их преодоления в профконсультировании оптантов.
При подготовке к занятию рекомендуется прочитать информационный материал, лекции и дополнительную литературу: «Кризисы профессионального становления личности» в учебнике Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» (с. 203 - 246), определения терминов запишите в Ваш психологический словарь. Кроме этого, рекомендуется ознакомиться с материалами книг: Климова Е.А. «Как выбирать профессию», Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностного самоопределение», Абрамовой Г.С. «Практикум по психологическому консультированию», Собчик Л.Н. «Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе», Зеер Э.Ф. «Психология профессионального образования» 2.8 Контрольные работы: 2.8.1 Тестовые задания (промежуточный контроль для самопроверки усвоения материала) по дисциплине «Психология профессионального самоопределения» Выполните тестовые задания: вариант 1 1. Самоопределение – это: а установление человеком своих собственных особенностей; б наиболее общие ценностные представления, которые свойственны людям; в человек, который имеет творческий подход к своей жизни. 2. Субъект самоопределения –это: а. процесс развития человека; б. тот, с помощью кого можно разрешить свои жизненные проблемы; в. человек, который имеет творческий подход к своей жизни. 3. Одним из уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении можно назвать: а. адаптационно-производственный уровень; б. культурно-социальный уровень; в. нормативный уровень. 4. Способы профессионального самоопределения, характерные для стадии дошкольного детства: а. профессионально-ролевые игры; б. ситуативный выбор учебно-профессионального направления; в. профессионально окрашенные фантазии 5. Кризисы профессионального становленияличности – это: а. изменения в технологии производственного процесса; б. профессиональные неуспехи; в. смена стадий профессионального становления личности. 6. Профессионально обусловленная структура личности (по Ф.Зееру) содержит: а. системообразующим фактором личности является направленность;
б. эмоционально положительный фон настроения во время профессиональной деятельности; в. высокий интеллект. 7. К задачам профессионального самоопределения относятся: а. морально-эмоциональная поддержка клиента; б. обеспечить профессиональную направленность клиента; в. дать профессиональные навыки. 8. Одним из принципов руководства профессиональным самоопределением является: а. активизировать процесс самоопределения человека; б. стремиться к тому, чтобы выбор профессии был конкретным; в. профессия не должна противоречить диагностическим данным клиента. 9. Основными компонентами профессиональной компетентности являются: а. специальная компетентность; б. высокий интеллект; в. высокая компетентность. 10. Социально-адаптационныйуровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении ориентирован на: а. помощь человеку в адаптации к данному обществу; б. увязывание интересов человека с интересами производственной системы; в. максимальную эффективность системы при включении в него самоопределяющегося человека. 11 Кому из ученных принадлежит классификация стадий в непрерывном процессе профессионального становления - оптация —адаптация —фаза интернала —мастерство —фаза авторитета —наставничество: а. Е.А. Климову; б. А.К. Маркову; в. Дж.Сьюперу. 12. Детерминирующими факторами,способствующие реализации профессионального потенциала являются: а. социально-экономические условия выполнения деятельности; б. заработная плата; в. активность консультанта при выборе профессии клиентом. 13. Психологическая структура труда характеризуется одним из признаков: а. владение не только внешними, но и внутренними средствами деятельности; б. предвосхищение результата, ценного только для себя; в. игнорирование системы межличностных отношений в процессе деятельности. 14. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: а. профпросвещение; б. профобучение; в. профвыбор. 15. Профориентация – это: а. меры по оказанию помощи в выборе профессии; б. обучение профессиональному мастерству; в. ознакомление школьников с миром профессий. 16. Самоопределение неадекватное профессионально важной проблеме способствует: а. развитию личности; б. порождает внутренний конфликт личности; в. стабильности в жизни. 17. Профессиональной мотивацией называется: а. факторы окружающей действительности, влияющие на выбор профессии; б.ценностные ориентации личности, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; в. влияние профориентации на выбор профессии. 18. Для изучения профессиональных интересов и склонностей в практике профессиональной ориентации используют: а. методику Л.А.Йовайши – для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности; б. методику определения акцентуации – «Акцент 2-90»; в. методику определения межличностного стиля общения. 19. Дж. Голланд, представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть психологических типов людей, один из которых: а. интегральный; б. предприимчивый; в. позитивный.
20. Профессиям типа человек - природа соответствуют склонности: а. занятия в зоокружках, любовь к лабораторно-практическим работам по биологии, химии, на пришкольном участке, сбор гербария; б. выполнение вычислений, чертежей, схем, графиков, карт, систематизирование различных сведений, ведение дневника наблюдений; в. выполнение общественно-организаторской работы среди сверстников, на уроках литературы и истории любит анализировать образы героев, их поведение и окружения. Тестовые задания (промежуточный контроль для самопроверки усвоения материала) по дисциплине «Психология профессионального самоопределения» 2 вариант 1. Общечеловеческие ценности – это: а. выбор человеком критериев, норм оценивания себя; б. решение особых жизненных проблем; в. наиболее общие ценностные представления, которые свойственны людям. 2. Парадокс самоопределения заключается в том, что: а. найденный смысл тут же обесценивает жизнь; б. проблемы в жизни мы не можем решить самостоятельно; в. человек не является проводником «высших смыслов»
3. Одним из уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении можно назвать: а.социально-адаптационныйуровень; б. культурно-социальный уровень; в. нормативный уровень. 4. Способы профессионального самоопределения, характерные для стадии подростковой: а. профессионально окрашенные фантазии; б. самоопределение в профессии; в. самоопределения в профессиональной культуре. 5. Кризисы профессионального становленияличности – это: а. профессиональные неуспехи; б. смена стадий профессионального становления личности; в. изменения в производственном процессе. 6. Профессионально обусловленная структура личности (по Ф.Зееру) содержит: а. составляющими психологической структуры личности являются его качества; б. умение использовать творческий потенциал; в. коммуникативные способности. 7. К задачам профессионального самоопределения относятся: а. помощь в выборе, в принятии решения по поводу профессионального определения клиента; б. не мешать в профориетационном выборе клиента; в. научить клиента волевой регуляции. 8. Одним из принципов руководства профессиональным самоопределением является: а. культивировать представления о полной психологической структуре труда при характеристике, пропаганде, рекламе любой профессии; б. обеспечить участие клиента в тренинге по самопознанию;
в. философское отношение к выбору профессий. Основными компонентами профессиональной компетентности являются: а.социально-правовая компетентность; б. высокий интеллект; в. высокая компетентность. 10. Адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении ориентирован на: а. помощь человеку в адаптации к данному обществу; б. помощь человеку в том, чтобы оптимально вписаться в систему в качестве члена коллектива; в. помощь в осознании интересов и направленности личности. 11. Кому из ученных принадлежит классификация стадий в непрерывном процессе профессионального становления - допрофессионализм – профессионализм – суперпрофессионализм – послепрофессионализм: а. Е.А. Климову; б. А.К. Маркову; в. Дж.Сьюперу. 12. Детерминирующими факторами,способствующие реализации профессионального потенциала являются: а. субъективная активность человека; б. регион, где осуществляется деятельность человека; в. заработная плата за выполняемую деятельность. 13. Психологическая структура труда характеризуется одним из признаков: а. осознание реальной системы межличностных отношений в труде; б. предвосхищение результата, ценного только для других; в. владение внешними средствами труда.
14. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: а. профотбор; б. профобучение; в. профвыбор. 15. Профориентация – это: а. обучение профессиональному мастерству; б. меры по оказанию помощи в выборе профессии; в. ознакомление школьников с миром профессий. 16. Самоопределение адекватное профессионально важной проблеме способствует: а. развитию личности; б. порождает внутренний конфликт личности; в. стабильности в жизни. 17. Профессиональной мотивацией называется: а. действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; б. факторы окружающей действительности, влияющие на выбор профессии; в. влияние профориентации на выбор профессии. 18. Для изучения профессиональных интересов и склонностей в практике профессиональной ориентации используют: а. методику определения межличностного стиля общения; б. методика определения социального интеллекта; в. карта интересов А.Е.Голомштока. 19. Дж. Голланд, представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть психологических типов людей, один из которых: а. креативный; б. интеллектуальный; в. конфликтный. 20. Профессиям типа человек - человек соответствуют склонности: а. занятия в зоокружках, любовь к лабораторно-практическим работам по биологии, химии, на пришкольном участке, сбор гербария; б. выполнение вычислений, чертежей, схем, графиков, карт, систематизирование различных сведений, ведение дневника наблюдений; в. выполнение общественно-организаторской работы среди сверстников, на уроках литературы и истории любит анализировать образы героев, их поведение и окружения.
2.8.2 Контрольные задания для проверки знаний по дисциплине «Психология профессионального самоопределения» Вариант 1 1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека. 2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении 3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда. 4. Выполнить диагностическую методику 1 и оформить отчет письменно. Вариант 2 1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России. 2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности? 3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением; считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом учащегося, выбирающего профессию. 4. Выполнить диагностическую методику 2 и оформить отчет письменно. Вариант 3 1. Назовите принципы руководства профессиональным самоопределением. 2. Охарактеризуйте содержание четырехкомпонентной структуры личности (по Зееру Ф.) 3. В чем суть концептуальных положений профессионализации личности? 4. Выполнить диагностическую методику 3 и оформить отчет письменно. Вариант 4 1. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов. 2. В чем суть кризисов профессионального становления личности? 3. Охарактеризуйте ценностно-смысловой уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении. 4. Выполнить диагностическую методику 4 и оформить отчет письменно. Вариант 5 1. Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания. Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова. 2. Охарактеризуйте социально-адаптационный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении. 3. Перечислите способы профессионального самоопределения в подростковый период. 4. Выполнить диагностическую методику 5 и оформить отчет письменно. Вариант 6 1. Назовите основные критерии оценки эффективности профконсультации. 2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности? 3. Назовите движущие силы развития специалиста. 4. Выполнить диагностическую методику и оформить отчет письменно. Вариант 7 1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека. 2. Перечислите способы профессионального самоопределения в период зрелости. 3. Назовите виды и факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. 4. Выполнить диагностическую методику 6 и оформить отчет письменно. Вариант 8 1. В чем суть концептуальных положений профессионализации личности? 2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении 3. Назовите движущие силы развития специалиста. 4. Выполнить диагностическую методику и оформить отчет письменно. Вариант 9 1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России. 2. Назовите принципы руководства профессиональным самоопределением. 3. Какие вы знаете психологические детерминанты профессиональных деструкций? 4. Выполнить диагностическую методику 7 и оформить отчет письменно Вариант 10 1. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов. 2. В чем суть кризисов профессионального становления личности? 3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда. 4. Выполнить диагностическую методику 1 и оформить отчет письменно. Вариант 11 1. В чем суть концептуальных положений профессионализации личности? 2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении 3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением; считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом учащегося, выбирающего профессию. 4. Выполнить диагностическую методику 2 и оформить отчет письменно. Вариант 12 1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека. 2. Охарактеризуйте содержание четырехкомпонентной структуры личности (по Зееру Ф.) 3. Охарактеризуйте ценностно-смысловой уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении. 4. Выполнить диагностическую методику 3 и оформить отчет письменно. Вариант 13 1. Назовите основные критерии оценки эффективности профконсультации. 2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности? 3. Перечислите способы профессионального самоопределения в разные периоды жизни человека. 4. Выполнить диагностическую методику 4 и оформить отчет письменно. Вариант 14 1. В чем суть профессионального консультирования? 2. Охарактеризуйте социально-адаптационный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении. 3. Назовите движущие силы развития специалиста. 4. Выполнить диагностическую методику 5 и оформить отчет письменно. Вариант 15 1. В чем суть профессионального консультирования? 2. Перечислите способы профессионального самоопределения в подростковый период. 3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда. 4. Выполнить диагностическую методику 4 и оформить отчет письменно. Вариант 16 1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России. 2. Перечислите способы профессионального самоопределения в период зрелости. 3. Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания. Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова. 4. Выполнить диагностическую методику 6 и оформить отчет письменно. Вариант17 1. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов. 2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности? 3. Назовите виды и факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. 4. Выполнить диагностическую методику 7 и оформить отчет письменно. Вариант 18 1. В чем различие профессионального просвещения, пропаганды и агитации? 2. В чем суть кризисов профессионального становления личности? 3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением; считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом учащегося, выбирающего профессию. 4. Выполнить диагностическую методику 1 и оформить отчет письменно. Вариант 19 1. Назовите основные критерии оценки эффективности профконсультации. 2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении 3. Какие вы знаете психологические детерминанты профессиональных деструкций? 4. Выполнить диагностическую методику 2 и оформить отчет письменно. Вариант 20 1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека. 2. Охарактеризуйте содержание четырехкомпонентной структуры личности (по Зееру Ф.) 3. Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания. Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова. 4. Выполнить диагностическую методику3 и оформить отчет письменно. Вариант 21 1. В чем различие профессионального просвещения, пропаганды и агитации? 2. Назовите принципы руководства профессиональным самоопределением. 3. Охарактеризуйте ценностно-смысловой уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении. 4. Выполнить диагностическую методику 7 и оформить отчет письменно. Вариант 22 1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России. 2. Охарактеризуйте социально-адаптационный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении. 3. Назовите виды и факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. 4. Выполнить диагностическую методику 5 и оформить отчет письменно. Вариант 23 1. Что такое профориентационные активизирующие методы? 2. Перечислите способы профессионального самоопределения в период зрелости. 3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда. 4. Выполнить диагностическую методику 6 и оформить отчет письменно. Вариант 24 1. В чем различие профессионального просвещения, пропаганды и агитации? 2. В чем суть кризисов профессионального становления личности? 3. Перечислите способы профессионального самоопределения в подростковый период. 4. Выполнить диагностическую методику 1 и оформить отчет письменно. Вариант 25 1. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов. 2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности? 3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением; считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом учащегося, выбирающего профессию. 4. Выполнить диагностическую методику 2 и оформить отчет письменно. Вариант 26 1. Что такое профориентационные активизирующие методы? 2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении 3. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов. 4. Выполнить диагностическую методику 3 и оформить отчет письменно. Вариант 27 1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека. 2. Охарактеризуйте содержание четырехкомпонентной структуры личности (по Зееру Ф.) 3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда. 4. Выполнить диагностическую методику 5 и оформить отчет письменно.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.112 с.) |