Занятие 5. Психологическое сопровождение профессионального становление личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Психологическое сопровождение профессионального становление личности.



Вопросы для изучения материала, для семинарских и практических занятий:

1. Понятие «психологическое сопровождение профессионального становления личности».

2. Концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности.

3. Цель, функции, направления и технологии психологического сопровождения профессионального становления личности.

4. Особенности психологического сопровождения профессионального самоопределения личности на разных стадиях развития.

5. Выполнить и оформить результаты диагностической работы по методике: «Определение психического выгорания» А. Рукавишникова.

6. Перечислите основные этапы профконсультирования оптантов (по одной из ведущих схем: Климова Е.А., Пряжникова Н.С.).

7. Выполните упражнение:

Цель:Получение навыков профконсультации.

Задание: Проведите профконсультацию с кем-либо из старшеклассников, стоящих перед проблемой выбора профессии, оформите протокол консультации. Используйте при консультации любую схему, известную Вам или схему-модель индивидуальной профконсультации, предложенную Е.А.Климовым:

· Выявить профессиональные интересы и склонности оптанта с помощью опросников: «Карта интересов, ДДО, опросник Голланда.

· Сопоставить выбор оптанта с потребностями рынка труда в той местности, в которой он собирается в дальнейшем работать. Помочь оптанту определиться с выбором в соответствии с профессиями, востребованными на рынке труда.

· Выявить степень соответствия склонностей и интересов оптанта его способностям, подобрав и использовав соответствующие профдиагностической задаче методики исследования профессионально важных качеств.

· Совместно с оптантом сформировать основной и запасной варианты профессионального плана, где отразить тип и вид учебного заведения, выбранного для получения профессионального образования, и возможность трудоустройства, перспективу профессионального роста, затруднения в реализации профессионального плана и пути их преодоления.

· Оформите профконсультационное решение в виде протокола.

· Выпишите типичные затруднения, возникшие в ходе самостоятельной работы и обсудите на аудиторном занятии способы их преодоления в профконсультировании оптантов.

          При подготовке к занятию рекомендуется прочитать информационный материал, лекции и дополнительную литературу:   «Кризисы профессионального становления личности» в учебнике Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» (с. 203 - 246), определения терминов запишите в Ваш психологический словарь. Кроме этого, рекомендуется ознакомиться с материалами книг: Климова Е.А. «Как выбирать профессию», Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностного самоопределение», Абрамовой Г.С. «Практикум по психологическому консультированию», Собчик Л.Н. «Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе», Зеер Э.Ф. «Психология профессионального образования»

2.8 Контрольные работы:

 2.8.1 Тестовые задания

 (промежуточный контроль для самопроверки усвоения материала)

по дисциплине «Психология профессионального самоопределения»

Выполните тестовые задания:

вариант 1

1. Самоопределение – это:

а установление человеком своих собственных особенностей;

б наиболее общие ценностные представления, которые свойственны людям;

в человек, который имеет творческий подход к своей жизни.

2. Субъект самоопределения –это:

а. процесс развития человека;

б. тот, с помощью кого можно разрешить свои жизненные проблемы;

в. человек, который имеет творческий подход к своей жизни.

3. Одним из уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении можно назвать:

а. адаптационно-производственный уровень;

б. культурно-социальный уровень;

в. нормативный уровень.

4. Способы профессионально­го самоопределения, характерные для стадии дошкольного детства:

а. профессионально-ролевые игры;

б. ситуативный выбор учебно-профессионального напра­вления;

в. профессионально окра­шенные фантазии

5. Кризисы про­фессионального становленияличности – это:

а. изменения в технологии производственного процесса;

б. профессиональные неуспехи;

в. смена стадий профессионального становления личности.

6. Профессионально обусловленная структура личности (по Ф.Зееру) содержит:

а. систе­мообразующим фактором личности является направ­ленность;

б. эмоционально положительный фон настроения во время профессиональной деятельности;

в. высокий интеллект.

7. К задачам профессионального самоопределения относятся:

а. морально-эмоциональная поддержка клиента;

б. обеспечить профессиональную направленность клиента; 

в. дать профессиональные навыки.

8. Одним из принципов руководства профессиональным самоопределением является:

а. активизировать процесс самоопределения человека;

б. стремиться к тому, чтобы выбор профессии был конкретным;

в. профессия не должна противоречить диагностическим данным клиента.

  9. Основными компо­нентами профессиональной компетентности являются:

а. специальная компетентность;

б. высокий интеллект;

в. высокая компетентность.

10. Социально-адаптационныйуровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении ориентирован на:

а. помощь человеку в адаптации к данному обществу;

б. увязывание интересов человека с интересами производственной системы;

в. максимальную эффективность системы при включении в него самоопределяющегося человека.

11 Кому из ученных принадлежит классификация стадий в непре­рывном процессе профессионального становления - оптация —адаптация —фаза интернала —мастерство —фаза авторитета —наставничество:

а. Е.А. Климову;

б. А.К. Маркову;

в. Дж.Сьюперу.

12. Детерминирующими факторами,способствующие реализации профессионального потенциала являются:

а. социально-экономические условия выполнения деятельности;

б. заработная плата;

 в. активность консультанта при выборе профессии клиентом.

13. Психологическая структура труда характеризуется одним из признаков:

а. владение не только внешними, но и внутренними средствами деятельности;

б. предвосхищение результата, ценного только для себя;

в. игнорирование системы межличностных отношений в процессе деятельности.

14. В профориентации традиционно выделяются следующие направ­ления:

а. профпросвещение;

б. профобучение;

в. профвыбор.

15. Профориентация – это:

а. меры по оказанию помощи в выборе профессии;

б. обучение профессиональному мастерству;

в. ознакомление школьников с миром профессий.

16. Самоопределение неадекватное профессионально важной проблеме способствует:

а. развитию личности;

б. порождает внутренний конфликт личности;

в. стабильности в жизни.

17. Профессиональной мотивацией называется:

а. факторы окружающей действительности, влияющие на выбор профессии; б.ценностные ориентации личности, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией;

в. влияние профориентации на выбор профессии.

18. Для изучения профессиональных интересов и склонностей в практике профессиональной ориентации используют:

 а. методику Л.А.Йовайши – для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности;

б. методику определения акцентуации – «Акцент 2-90»;

в. методику определения межличностного стиля общения.

19. Дж. Голланд, представитель концепции индивидуальности, разработал мето­дику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть психологических типов людей, один из которых:

а. интегральный;

б. предприимчивый;

в. позитивный.

20. Профессиям типа человек - природа соответствуют склонности:

а. занятия в зоокружках, любовь к лабораторно-практическим работам по биологии, химии, на пришкольном участке, сбор гербария;

б. выполнение вычислений, чертежей, схем, графиков, карт, систематизирование различных сведений, ведение дневника наблюдений;

в. выполнение общественно-организаторской работы среди сверстников, на уроках литературы и истории любит анализировать образы героев, их поведение и окружения.

Тестовые задания

 (промежуточный контроль для самопроверки усвоения материала)

по дисциплине «Психология профессионального самоопределения»

2 вариант

1. Общечеловеческие ценности – это:

а. выбор человеком критериев, норм оценивания себя;

б. решение особых жизненных проблем;

в. наиболее общие ценностные представления, которые свойственны людям.

2. Парадокс самоопределения заключается в том, что:

а. найденный смысл тут же обесценивает жизнь;

б. проблемы в жизни мы не можем решить самостоятельно;

в. человек не является проводником «высших смыслов»

 

3. Одним из уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении можно назвать:

а.социально-адаптационныйуровень;

б. культурно-социальный уровень;

в. нормативный уровень.

4. Способы профессионально­го самоопределения, характерные для стадии подростковой:

а. профессионально окра­шенные фантазии;

б. самоопределение в про­фессии;

в. самоопределения в профессиональной культуре.

5. Кризисы про­фессионального становленияличности – это:

а. профессиональные неуспехи;

б. смена стадий профессионального становления личности;

в. изменения в производственном процессе.

 6. Профессионально обусловленная структура личности (по Ф.Зееру) содержит:

а. составляющими психологической структуры личности являются его качества;

б. умение использовать творческий потенциал;

в. коммуникативные способности.

7. К задачам профессионального самоопределения относятся:

а. помощь в выборе, в принятии решения по поводу профессионального определения клиента;

б. не мешать в профориетационном выборе клиента;

в. научить клиента волевой регуляции.

8. Одним из принципов руководства профессиональным самоопределением является:

а. культивировать представления о полной психологической структуре труда при характеристике, пропаганде, рекламе любой профессии; 

б. обеспечить участие клиента в тренинге по самопознанию;

в. философское отношение к выбору профессий.

Основными компо­нентами профессиональной компетентности являются: а.социально-правовая компетентность;

б. высокий интеллект;

в. высокая компетентность.

10. Адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении ориентирован на:

а. помощь человеку в адаптации к данному обществу;

б. помощь человеку в том, чтобы оптимально вписаться в систему в качестве члена коллектива;

в. помощь в осознании интересов и направленности личности.

11. Кому из ученных принадлежит классификация стадий в непре­рывном процессе профессионального становления - допрофессионализм – профессионализм – суперпрофессионализм – послепрофессионализм:

а. Е.А. Климову;

б. А.К. Маркову;

в. Дж.Сьюперу.

12. Детерминирующими факторами,способствующие реализации профессионального потенциала являются:

а. субъективная активность человека;

б. регион, где осуществляется деятельность человека;

в. заработная плата за выполняемую деятельность.

13. Психологическая структура труда характеризуется одним из признаков:

а. осознание реальной системы межличностных отношений в труде;

б. предвосхищение результата, ценного только для других;

в. владение внешними средствами труда.

 

14. В профориентации традиционно выделяются следующие направ­ления:

а. профотбор;

б. профобучение;

в. профвыбор.

15. Профориентация – это:

а. обучение профессиональному мастерству;

б. меры по оказанию помощи в выборе профессии;

в. ознакомление школьников с миром профессий.

16. Самоопределение адекватное профессионально важной проблеме способствует:

а. развитию личности;

б. порождает внутренний конфликт личности;

в. стабильности в жизни.

17. Профессиональной мотивацией называется:

а. действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией;

б. факторы окружающей действительности, влияющие на выбор профессии; в. влияние профориентации на выбор профессии.

18. Для изучения профессиональных интересов и склонностей в практике профессиональной ориентации используют:

а. методику определения межличностного стиля общения;

б. методика определения социального интеллекта;

в. карта интересов А.Е.Голомштока.

19. Дж. Голланд, представитель концепции индивидуальности, разработал мето­дику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть психологических типов людей, один из которых:

а. креативный;

б. ин­теллектуальный;

в. конфликтный.

20. Профессиям типа человек - человек соответствуют склонности:

а. занятия в зоокружках, любовь к лабораторно-практическим работам по биологии, химии, на пришкольном участке, сбор гербария;

б. выполнение вычислений, чертежей, схем, графиков, карт, систематизирование различных сведений, ведение дневника наблюдений;

в. выполнение общественно-организаторской работы среди сверстников, на уроках литературы и истории любит анализировать образы героев, их поведение и окружения.

2.8.2 Контрольные задания

для проверки знаний по дисциплине

«Психология профессионального самоопределения»

Вариант 1

1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.

2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении

3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда.

4. Выполнить диагностическую методику 1 и оформить отчет письменно.

Вариант 2

1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России.

2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности?

3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением; считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом учащегося, выбирающего профессию.

4. Выполнить диагностическую методику 2 и оформить отчет письменно.

Вариант 3

1. Назовите принципы руководства профессиональным самоопределением.

2. Охарактеризуйте содержание четырехкомпонентной структуры личности (по Зееру Ф.)

3. В чем суть концептуальных положений профессионализации личности?

4. Выполнить диагностическую методику 3 и оформить отчет письменно.

Вариант 4

1. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов.

2. В чем суть кризисов профессионального становления личности?

3. Охарактеризуйте ценностно-смысловой уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

4. Выполнить диагностическую методику 4 и оформить отчет письменно.

Вариант 5

1. Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания.

Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова.

2. Охарактеризуйте социально-адаптационный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

3. Перечислите способы профессионального самоопределения в подростковый период.

4. Выполнить диагностическую методику 5 и оформить отчет письменно.

Вариант 6

1. Назовите основные критерии оценки эффективности профконсультации.

2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности?

3. Назовите движущие силы развития специалиста.

4. Выполнить диагностическую методику и оформить отчет письменно.

Вариант 7

1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.

2. Перечислите способы профессионального самоопределения в период зрелости.

3. Назовите виды и факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития.

4. Выполнить диагностическую методику 6 и оформить отчет письменно.

Вариант 8

1. В чем суть концептуальных положений профессионализации личности?

2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении

3. Назовите движущие силы развития специалиста.

4. Выполнить диагностическую методику и оформить отчет письменно.

Вариант 9

1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России.

2. Назовите принципы руководства профессиональным самоопределением.

3. Какие вы знаете психологические детерминанты профессиональных деструкций?

4. Выполнить диагностическую методику 7 и оформить отчет письменно

Вариант 10

1. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов.

2. В чем суть кризисов профессионального становления личности?

3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда.

4. Выполнить диагностическую методику 1 и оформить отчет письменно.

Вариант 11

1. В чем суть концептуальных положений профессионализации личности?

2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении

3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением; считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом учащегося, выбирающего профессию.

4. Выполнить диагностическую методику 2 и оформить отчет письменно.

Вариант 12

1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.

2. Охарактеризуйте содержание четырехкомпонентной структуры личности (по Зееру Ф.)

3. Охарактеризуйте ценностно-смысловой уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

4. Выполнить диагностическую методику 3 и оформить отчет письменно.

Вариант 13

1. Назовите основные критерии оценки эффективности профконсультации.

2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности?

3. Перечислите способы профессионального самоопределения в разные периоды жизни человека.

4. Выполнить диагностическую методику 4 и оформить отчет письменно.

Вариант 14

1. В чем суть профессионального консультирования?

2. Охарактеризуйте социально-адаптационный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

3. Назовите движущие силы развития специалиста.

4. Выполнить диагностическую методику 5 и оформить отчет письменно.

Вариант 15

1. В чем суть профессионального консультирования?

2. Перечислите способы профессионального самоопределения в подростковый период.

3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда.

4. Выполнить диагностическую методику 4 и оформить отчет письменно.

Вариант 16

1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России.

2. Перечислите способы профессионального самоопределения в период зрелости.

3. Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания.

Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова.

4. Выполнить диагностическую методику 6 и оформить отчет письменно.

Вариант17

1. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов.

2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности?

3. Назовите виды и факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития.

4. Выполнить диагностическую методику 7 и оформить отчет письменно.

Вариант 18

1. В чем различие профессионального просвещения, пропаганды и агитации?

2. В чем суть кризисов профессионального становления личности?

3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением; считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом учащегося, выбирающего профессию.

4. Выполнить диагностическую методику 1 и оформить отчет письменно.

Вариант 19

1. Назовите основные критерии оценки эффективности профконсультации.

2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении

3. Какие вы знаете психологические детерминанты профессиональных деструкций?

4. Выполнить диагностическую методику 2 и оформить отчет письменно.

Вариант 20

1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.

2. Охарактеризуйте содержание четырехкомпонентной структуры личности (по Зееру Ф.)

3. Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания.

Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова.

4. Выполнить диагностическую методику3  и оформить отчет письменно.

Вариант 21

1. В чем различие профессионального просвещения, пропаганды и агитации?

2. Назовите принципы руководства профессиональным самоопределением.

3. Охарактеризуйте ценностно-смысловой уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

4. Выполнить диагностическую методику 7 и оформить отчет письменно.

Вариант 22

1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России.

2. Охарактеризуйте социально-адаптационный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

3. Назовите виды и факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития.

4. Выполнить диагностическую методику 5 и оформить отчет письменно.

Вариант 23

1. Что такое профориентационные активизирующие методы?

2. Перечислите способы профессионального самоопределения в период зрелости.

3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда.

4. Выполнить диагностическую методику 6 и оформить отчет письменно.

Вариант 24

1. В чем различие профессионального просвещения, пропаганды и агитации?

2. В чем суть кризисов профессионального становления личности?

3. Перечислите способы профессионального самоопределения в подростковый период.

4. Выполнить диагностическую методику 1 и оформить отчет письменно.

Вариант 25

1. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов.

2. В чем суть понятия технологии профессионального развития становление личности?

3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением; считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом учащегося, выбирающего профессию.

4. Выполнить диагностическую методику 2 и оформить отчет письменно.

Вариант 26

1. Что такое профориентационные активизирующие методы?

2. Охарактеризовать адаптационно-производственный уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении

3. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов.

4. Выполнить диагностическую методику 3 и оформить отчет письменно.

Вариант 27

1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.

2. Охарактеризуйте содержание четырехкомпонентной структуры личности (по Зееру Ф.)

3. Подробно охарактеризуйте принципы профессионального самоопределения – действовать в интересах выбирающего профессию; равностное уважение разных видов труда.

4. Выполнить диагностическую методику 5 и оформить отчет письменно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.112 с.)