Специальностей 030000 «Гуманитарные науки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальностей 030000 «Гуманитарные науки»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психология профессионального самоопределения

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

 

Укрупнённая группа

Направлений и

Специальностей           030000 «Гуманитарные науки»

Направление

подготовки:                 030300 «Психология»

Специальность,

квалификация подготовки:    030301.65 «Психология»

 

Иркутск 2007

Психология профессионального самоопределения. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Составитель: доцент кафедры психологии, канд. психол. наук Боллигер Л.В. – Иркутск. 2007. – 60 с.

 

Представлена программа, методические указания, вопросы и задания для выполнения контрольных работ по курсу «Психология профессионального самоопределения» для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (заочная форма обучения).

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Психология профессионального самоопределения» в системе подготовки студентов - психологов является практикоориентированным. В результате изучения данной дисциплины предполагается, что студенты не только усваивают основные понятия и термины курса; интегрируют и систематизируют ранее полученные знания, ориентируются в существующих направлениях в зарубежной и отечественной теории профессионального самоопределения, но и приобретают практические навыки по проведению профориентационной, профагитационной, профконсультационной деятельности в рамках индивидуального и группового подходов в работе с субъектами личностного и профессионального самоопределения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Психология профессионального самоопределения» ориентирована на изучение студентами специальности «психология» заочной формы обучения в одном семестре. В содержании программы представлены основные вопросы теории и практики профориентационной и профконсультационной работы.

Основной формой подготовки студентов является самостоятельная работа. Изучение дисциплины следует начинать с ознакомления с программой и списка рекомендованной литературы. В конце программы указаны контрольные вопросы, на которые необходимо ориентироваться в ходе изучения предмета. Кроме того, студенты могут получить индивидуальную консультацию по любому вопросу курса у преподавателя. Консультации проводятся на протяжении всего учебного года. Выбор контрольной работы рекомендуется определять по номеру последней цифры зачетки, либо последних двух цифр. Темы за студентами закрепляются методистом учебного подразделения.

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

В настоящее время подготовка студентов – психологов была бы неполной без получения профессиональных знаний, умений и навыков в области профессиоведения. Курс «Психология профессионального самоопределения» рассчитан на расширение масштабов и увеличение качества помощи в профессиональном самоопределению людям разных возрастных категорий.

В результате изучения данной дисциплины предполагается, что студенты не только усваивают теоретические основы в области профессионального самоопределения, интегрируют и систематизируют ранее полученные знания, ориентируются в существующих направлениях в зарубежных и отечественных исследованиях в данной области, но и приобретают практические навыки по профориетационной и консультационной работе с клиентами. 

Целями изучения данного курса являются:

§ Формирование у студентов основных представлений о процессе профессионального самоопределения личности;

§ Выработка у студентов практических навыков проведения мероприятий по профессиональному самоопределению людей.

Задачами изучения курса «Психология профессионального самоопределения» являются:

§ Усвоение понятий и сущности профессионального самоопределения;

§ Изучение теоретических основ профессиоведения, а также методов, техник и основных этапов в работе психолога по профессиональному самоопределению личности.

§ Создание условий для формирования профессиональных умений, которые могут отражаться на эффективности работы будущего специалиста по профессиональному самоопределению личности.

 

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса «Психология профессионального самоопределения» студент должен приобрести знания и умения, необходимые для его дальнейшего профессионального становления, а именно:

   Знать:

§ основные методы, принципы, этапы работы по профессиональному самоопределению личности;

§ цели и задачи работы психолога по профессиональному самоопределению с людьми разных возрастных групп;

§ виды работы с населением по данному направлению;

§ требования, предъявляемые к специалисту, работающему по проблеме профессионального самоопределения;

Уметь:

§ применять адекватные технологии в работе с людьми по профессиональному самоопределению;

§ использовать при работе с клиентами профессиональному самоопределению данные психодиагностики.

Иметь представление о (об):

§ о предмете и объекте профессиоведения;

§ о теоретических основах процесса профессионального самоопределения;

§ об основных направлениях современной работы по профессиональному самоопределению личности.

 

1.2. Место дисциплины в структурно-логической схеме учебного плана

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения из дисциплин:

§ Общая психология

§ Психодиагностика

§ Психология личности

§ Возрастная психология

Знания по этим дисциплинам позволяют сформировать целостное системное представление о приемах, формах и методах работы по профессиональному самоопределению личности. 

 

1.3. Информация о дисциплине из дополнения к ГОС

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов
1 2 3
ДС.Ф. 13 Сущность и содержание профессионального самоопределения.   Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Методологические основы профессионального и личностного самоопределения. Детерминация профессионального самоопределения личности. Принципы профессионального самоопределения. Классификация профессий. Профессиография, методы профессиографического исследования. Профессиональная адаптация и развитие профессионализма. Кризисы профессионального становления Профессиональные деструкции. Психологическое сопровождение профессионального становления личности.   194

2. Методические указания и контрольные задания

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ пп Раздел дисциплины Лекции ЛР СЗ СРС
1

 

1 Раздел1. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности.        
1.1 Сущность и содержание профессионального самоопределения *   * *
1.2 Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.   *   * *
2 Раздел 2. Теоретические основы профессионального самоопределения личности.        
2.1  Методологические основы психологии профессионального самоопределения. *   * *
2.2 Детерминация профессионального самоопределения личности *   * *
3. Раздел 3. Изучение профессий в психологии.        
3.1 Классификация профессий. *   * *
3.2 Профессиография, методы профессиографического исследования. *   *  
4 Раздел 4. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения        
4.1 Профессиональная адаптация и развитие профессионализма *   * *
4.2 Кризисы профессионального становления *   * *
4.3 Профессиональные деструкции *   * *
4.4 Психологическое сопровождение профессионального становление личности. *   * *
  Итого: 10   10 165

2.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности.

Тема 1.1. Сущность и содержание профессионального самоопределения.

Цели и задачи курса «Психология профессионального самоопределения» Понятия «профессиональное и личностное самоопределение», «профориентация», «профконсультация», «профессиональный выбор». Сущность профессионального самоопределения как нахождение личностного смысла. Цель профессионального самоопределение. Задачи профессионального самоопределения (по Кону И.С.). Профессиональная карьера.

Титульный лист

 Титульный лист обязательно должен содержать следующую информацию:

1. полное название учебного заведения;

2. полное название факультета и кафедры;

3. полное название темы работы;

4. кем выполнена работа с указанием:

ü курса, группы

ü формы обучения (очная, заочная, ускоренная)

ü фамилия, имя, отчество студента

5. полный почтовый адрес (телефон желателен) (Для студентов заочной формы обучения);

6. фамилия и инициалы научного руководителя с указанием ученой степени, звания;

7. внизу титульного листа пишется: - Иркутск, 200__год

Требования к содержанию курсовой работы (плану работы).

Термин «Содержание» предпочтительнее термину «План».

Содержание состоит из Введения, Разделов или Глав с их нумерацией арабскими цифрами (Глава предполагает деление на параграфы), Заключения, Приложения (если таковые имеются), Списка использованной литературы.

Пример оформления «Содержания»

Содержание

Введение………………………………………………….. 3-4
1. Полное название главы……………………………………………….. 5-13
1.1. Полное название параграфа………………………………………… 5-8
1.2. Полное название параграфа………………………………………… 9-13
2. Полное название глава………………………………………………… 14-22
2.1. Полное название параграфа………………………………………… 15-19
2.2. Полное название параграфа………………………………………… 20-22
Заключение……………………………………………………………….. 23-24
Список литературы………………………………………………………. 25
Приложения………………………………………………………………. 26-27

 

Введение: Во введении дается актуальность темы; краткая историография; цель и задачи контрольной работы (реферата).

Актуальность: Здесь указывается и раскрывается теоретическое, познавательное, практическое значение изучаемой проблемы для настоящего времени.

Историография: История разработки данной проблемы, кем поставлена эта проблема, с каких позиций, с использованием какого круга источников изучалась, итоги и выводы.

Допускается упрощенный вариант: пример:

«При написании курсовой работы проанализированы и исследованы труды ученых ……..При написании курсового исследования  мы опирались на труды таких исследователей как … (указать ФИО название работ, и ответить чем интересны труды этих авторов, что в них интересного и т. п.)

Цель и задачи: Формируются из ключевых слов Содержания (плана работы) по принципу: проанализировать то-то; рассмотреть то-то и т.д.

Разделы (Главы): Каждый Раздел (Глава) в тексте работы обязательно начинаются с нового листа. В тексте Разделов (Глав, параграфов) на сравнительной основе излагаются точки зрения различных ученых и дается обязательно точка зрения автора данной контрольной работы (реферата). В конце каждого Раздела (Главы) даются выводы, это облегчает написание Заключения.

Заключение складывается из суммы выводов по Разделам (Главам), которые не должно противоречить основному тексту работы.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом, который имеется в библиографическом отделе любой научной и учебной библиотеке (полную информацию можно получить в отделах библиотек).

Основные требования к списку литературы.

В список литературы включают все источники информации, использованные при выполнении проекта. Литературу записывают в алфавитном порядке.

    Ссылку на источник в тексте пояснительной записки дают в квадратных скобках (допускается в косых), где помещается порядковый номер источника в списке. Допускается приводить ссылку на источник с указанием номера страницы, например: [6; с.56].

Библиографическое описание необходимо оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. Например:

Книга с одним автором

Кравченко, А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Изд-во Проспект, 2004. – 536 с. 

Книга с двумя, тремя авторами

Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. – М.: Наука, 2005. – 230 с.

Агафонова, Н.Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Агафонова, Т.В. Богачева, Л.И. Глушкова; под общ. ред. А.Г. Калпина; авт. вступ. ст. Н.Н. Поливаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2004. – 542 с.

Книга имеет четырех и более авторов (запись под заглавием)

Экология: учеб. для техн. вузов / Л.И. Цветкова [ и др. ]; под ред. Л.И. Цветковой. – М.: Изд-во АВС; СПб.: Химиздат, 1999. – 487 с.: ил.

Электронные ресурсы

Internet шаг за шагом [ Электронный ресурс ]: интерактив. учеб. – Электрон. дан. и прогр. – СПб.: ПитерКом, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – Загл. с экрана

    Ресурсы удаленного доступа

    Российская государственная библиотека [ Электронный ресурс ] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; - мастер Козлова Н.В. – Электрон. дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http:// www. rsl. ru, свободный. – Загл. сэкрана.    

Объем курсовой работы: должен составлять не менее 30 страницкомпьютерного текста.При написании курсового исследования кроме учебников должно быть использовано не менее 5 книг (монографий), статей.

При невыполнении общеустановленных требований (работа написана не по теме, несамостоятельно, путем переписывания учебного материала, а также без должного оформления) курсовая или контрольная работа возвращается студенту без рецензирования для повторного выполнения;

Курсовая или контрольная работы, признанные преподавателем «удовлетворительно», оцениваются словом «зачтено» с указанием даты проверки, а признанная «неудовлетворительной» - «не зачтено» с оформлением рецензии и указанием конкретных недостатков, как по содержанию, так и по ее оформлению.

Курсовая или контрольная работы оценивается положительно с учетом полноты раскрытия ее теоретического содержания, имеющегося анализа основных источников, оценки выводов по основным теоретическим положениям и по работе в целом.

В качестве задания на курсовую работу каждому студенту по курсу «Психология профессионального самоопределения» предлагаются примерные темы:

1. Влияние СМИ на профессиональный выбор студентов.

2. Особенности формирования мотивации профессиональной успешности у студентов гуманитарного (технического) направления обучения.

3. Проблема социальной обусловленности выбора профессии.

4. Особенности использования диагностических методик в работе по профконсультации.

5. Психологические проблемы профессионального выгорания.

6. Особенности профориентационной работы с юношами с ограничениями в развитии сенсорной и опорно-двигательной сферами.

7. Активизирующие игры в профессиональном и личностном становлении студентов.

8. Профконсультирование как форма профориентационной помощи субъекту.

9. Сущность и содержание психологической помощи в профессиональном самоопределении личности.

10.Схема описания профессий для целей профориентации молодежи.

11.Особенности профессионального самосознания и направленности у представителей разных профессий.

12.Профессиональная направленность и временная регуляция как компонент структуры личности на разных этапах профессионализма.

13.Свободное время в системе ценностей профессионалов.

14.Профессиональные стратегии профессионалов разной мотивационной направленности.

15.Ценностная иерархия как фактор выбора профессии.

16.Особенности профессиональной идентичности спортсменов как профессионалов.

17.Психологические детерминанты безработных молодых людей, окончивших ВУЗы.

18.Особенности профессиональной идентичности женщин, работающих в гуманитарной и технической сфере.

19. Индивидуально-психологические характеристики успешного менеджера продаж.

20. Социально-психологические особенности воинских подразделений в зависимости от их профессиональной специфики.

21. Психологические особенности миссионеров в сфере социальной работы.

22. Специфика отношения к профессиональной деятельности продавцов с различным уровнем профессионального образования.

23. Особенности Эго-идентичности у людей творческих профессий.

24. Взаимосвязь представлений о самоактуализации и профессионального самоопределения.

25. Психологические факторы, влияющие на представление о будущей карьере у студентов технических специальностей

26. Представление о конкурентоспособности на современном рынке труда у будущих инженеров.

Итоговый контроль

    Итоговая оценка по данному курсу предполагает сдачу экзамена по всем разделам дисциплины. Для получения допуска к сдаче экзамена студент должен:

· оформить в соответствии с требованиями ИрГТУ курсовую работу, по выбранной теме (по образцу, приведенному в методических указаниях по работе над курсовым исследованием);

· успешно защитить курсовую работу, представив ее как самостоятельную исследовательскую работу;

· выполнить письменно практические задания, которые предлагаются в разделе 2.7 и оформить отчетность;

· выполнить тестовые и контрольные задания, в том числе и online-тесты (dl.istu. edu логин и пароль - № зачетной книжки).

     Вариант для выполнения контрольной работы и теста определяется методистом.

2.7. Задания для самостоятельной подготовки к практическим и семинарским занятиям

Занятие 1 Сущность и содержание профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.  

Вопросы для изучения материала, для семинарских и практических занятий:

1. Назовите основные цели и задачи курса «Психология профессионального самоопределения».

2. Как соотносятся между собой понятия «профориентация», «профконсультация», «профессиональный выбор».

3. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.

4. Как соотносятся между собой цели и задачи профессионального самоопределения.

5. Охарактеризовать содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения.

6. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов.

7. Каковы способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.

8. Выполните задание:

Цель: Закрепить знания по особенностям профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.

Задание: Заполнить таблицу №1 «Профессиональное самоопределение на разных стадиях становление личности».

Профессиональное самоопределение на разных стадиях становление личности

Таблица 1

Возраст Стадии профессионального становления Способы профессионального самоопределения
Дошкольное детство (до 7 лет)    
Младший школьный возраст (до 11 лет)    
Подростковый возраст (до 15 лет)    
Ранняя юность (до 18 лет)    
Юность (до 23 лет)    
Молодость (до 27 лет)    
Зрелость (до 33 лет)    
Зрелость (до 60 лет)    
Пожилой возраст (до 75 лет)    

9. Выполнить практические работы:

Провести определение структуры ценностных ориентаций испытуемого с помощью диагностической методики«Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. Бубнова.

Выполнить работу по выявлению мотивационной направленности испытуемого по методике «Диагностика мотивационной структуры личности»

Проанализировать резуьтаты диагностик и написать заключение по профессиональным ценностно-мотивационной структуре испытуемого

          При подготовке к занятию рекомендуется прочитать информационный материал, лекции и дополнительную литературу:        «Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности» в учебнике Климова Е.А. «Психология профессионального самоопределения» (с. 8 - 37), и лекцию «Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности» в учебнике Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» (с. 109 - 120), определения терминов запишите в Ваш психологический словарь. Кроме этого, рекомендуется ознакомиться с материалами книг: Климова Е.А. «Как выбирать профессию», Пряжникова Н.С. «Методы активации профессионального и личностного самоопределения».

 

Занятие 2.   Методологические основы психологии профессионального самоопределения. Детерминация профессионального самоопределения личности.

Вопросы для изучения материала, для семинарских и практических занятий:

1. Перечислите основные этапы в истории развития профориентационного направления в России.

2. В чем суть концептуальных положений профессионализации личности?

3. Назовите основные методологические принципы и концептуальные направления в исследовании профессионального становления личности.

4. В чем заключается профессиональное становление человека?

5. Назовите движущие силы развития специалиста.

6. Охарактеризуйте модели профессиональной деятельности и сценарии профессионального становления.

7. Выполните задание:

Цель: Закрепить знания по особенностям протекания процесса профессионального самоопределения.

Задание: заполнить таблицу №2 «Детерминация профессионального становления»

Детерминация профессионального становления

Таблица №2

Самоактуализация профессионального становления

Личностное и профессиональное развитие

Факторы, детерминирующие развитие

Противоречия
Внешние Внутренние  
         

8. Выполнить практическую работу:

Провести определение коммуникативно-характерологических особенностей испытуемого с помощью диагностической методики«Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности» Л. Уманского. Определить ролевые позиции членов рабочей команды с помощью диагностической методики«Диагностика функционально-ролевых позиций в команде».

Проанализировать резуьтаты диагностик и написать заключение.

При подготовке к занятию рекомендуется прочитать информационный материал, лекции и дополнительную литературу:        

 «Содержательно-процессуальная модель профессионального становления» в учебнике Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» (с. 106 – 109), и лекцию «Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности» в учебнике Климова Е.А. «Психология профессионального самоопределения» (с. 8 - 37), определения терминов запишите в Ваш психологический словарь. Кроме этого, рекомендуется ознакомиться с материалами книг: Климова Е.А. «Как выбирать профессию», Пряжникова Н.С. «Методы активации профессионального и личностного самоопределения», Зеер Э.Ф. Психология профессий.

 

Вопросы для семинарских и практических занятий:

9. Что такое профессия и специальность?

10. Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания.

11. Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова.

12. Опишите классификацию профессий Дж. Холланда.

13. Что такое проссиографирование и профессиограмма?

14. Что такое психограмма и что в нее вносится?

15. Выполните упражнение:

Цель: Научится использовать психограммы.

Задание: Рассмотрите схемы психограмм. Ответьте на вопрос, с какой целью можно их использовать? Какая из схем более широкая и более функциональная?

Психограмма следователя.

I. Социальная деятельность

А. Общие качества: патриотизм, гуманность, честность, принципиальность.

Б. Специальные качества: стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная этика и гордость.

V. Поисковая деятельность

Наблюдательность, любознательность, объем внимания, устойчивость внимания, высокий уровень ориентации.

Психограмма управленцев.

Свойства личности Руководитель предприятия Предприниматель Руководитель госуправления Гл. бухгалтер Менеджер Специалист по рекламе Консультант по управлению Научный работник
терпимость + + + 0 + + + +
искренность + + 0 0 + + 0 0
самоконтроль ++ ++ + ++ + + + +
педантизм + + ++ ++ + 0 + ++
воля ++ + + ++ + + + +
любознательность + ++ + + + + ++ ++
интуиция ++ + + + ++ ++ ++ ++
аналитический склад ума + + + ++ + + ++ ++
способность к выполнению рутинной работы 0 + ++ ++ + + + +
экономическое чутье ++ 0 ++ + + 0 0 0
способность к лидерству ++ 0 ++ + + 0 0 0
коммуникабельность ++ ++ ++ + + 0 0 +
самообладание ++ ++ ++ + ++ 0 0 +
внимательность ++ + + ++ ++ ++ ++ +
память + ++ + ++ + + ++ ++
богатство воображения + + 0 0 + ++ + ++

Задание: составить психограмму психолога-консультанта, психолога- диагноста, социального работника.

          При подготовке к занятию рекомендуется прочитать информационный материал, лекции и дополнительную литературу:   «Разнообразие профессий и субъективный мир профессионала» в учебнике Климова Е.А. «Психология профессионального самоопределения» (с. 139 - 330), определения терминов запишите в Ваш психологический словарь. Кроме этого, рекомендуется ознакомиться с материалами книг: Климова Е.А. «Как выбирать профессию», Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностного самоопределение».

    

 

         Занятие 4. Профессиональная адаптация и развитие профессионализма.Кризисы профессионального становления.

Вопросы для семинарских и практических занятий:

1. Назовите виды и факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития.

2. Перечислите методы изучения кризисов.

3. В чем заключаются концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности?

4. Какие вы знаете психологические детерминанты профессиональных деструкций?

5. Чем отличаются между собой уровни профессиональных деформаций (общепрофессиональные, профессиональные, профессионально-типологические)?

6. В чем суть профессионального консультирования?

7. От чего зависят цели, задачи и содержание профконсультаций?

8. Какие профориентационные ситуации возможны при консультировании оптантов?

9. Назовите основные критерии оценки эффективности профконсультации.

10. Каких этических принципов надо придерживаться при проведении консультаций?

11. В чем различие профессионального просвещения, пропаганды и агитации?

12. Какие группы диагностических методов применяют в профконсультировании?

13. Что такое профориентационные активизирующие методы?

14. Выполнить упражнение:

Цель:

* Научиться использовать результаты психодиагностики в профконсультировании.

Задание: Проведите в рамках профконсультации диагностику интересов оптанта с помощью 2-3 различных опросников. Обсудите результаты с оптантом. Сделайте вывод о возможности применения этих методик в дальнейшей своей работе.

* Подготовьте для себя батарею психодиагностических методик, с помощью которых можно проводить первичную и вторичную профконсультацию с оптантами.

          При подготовке к занятию рекомендуется прочитать информационный материал, лекции и дополнительную литературу:   

Вопросы для изучения материала, для семинарских и практических занятий:

1. Понятие «психологическое сопровождение профессионального становления личности».

2. Концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности.

3. Цель, функции, направления и технологии психологического сопровождения профессионального становления личности.

4. Особенности психологического сопровождения профессионального самоопределения личности на разных стадиях развития.

5. Выполнить и оформить результаты диагностической работы по методике: «Определение психического выгорания» А. Рукавишникова.

6. Перечислите основные этапы профконсультирования оптантов (по одной из ведущих схем: Климова Е.А., Пряжникова Н.С.).

7. Выполните упражнение:

Цель:Получение навыков профконсультации.

Задание: Проведите профконсультацию с кем-либо из старшеклассников, стоящих перед проблемой выбора профессии, оформите протокол консультации. Используйте при консультации любую схему, известную Вам или схему-модель индивидуальной профконсультации, предложенную Е.А.Климовым:

· Выявить профессиональные интересы и склонности оптанта с помощью опросников: «Карта интересов, ДДО, опросник Голланда.

· Сопоставить выбор оптанта с потребностями рынка труда в той местности, в которой он собирается в дальнейшем работать. Помочь оптанту определиться с выбором в соответствии с профессиями, востребованными на рынке труда.

· Выявить степень соответствия склонностей и интересов оптанта его способностям, подобрав и использовав соответствующие профдиагностической задаче методики исследования профессионально важных качеств.

· Совместно с оптантом сформировать основной и запасной варианты профессионального плана, где отразить тип и вид учебного заведения, выбранного для получения профессионального образования, и возможность трудоустройства, перспективу профессионального роста, затруднения в реализации профессионального плана и пути их преодоления.

· Оформите профконсультационное решение в виде протокола.

· Выпишите типичные затруднения, возникшие в ходе самостоятельной работы и обсудите на аудиторном занятии способы их преодоления в профконсультировании оптантов.

          При подготовке к занятию рекомендуется прочитать информационный материал, лекции и дополнительную литературу:   «Кризисы профессионального становления личности» в учебнике Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» (с. 203 - 246), определения терминов запишите в Ваш психологический словарь. Кроме этого, рекомендуется ознакомиться с материалами книг: Климова Е.А. «Как выбирать профессию», Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностного самоопределение», Абрамовой Г.С. «Практикум по психологическому консультированию», Собчик Л.Н. «Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе», Зеер Э.Ф. «Психология профессионального образования»

2.8 Контрольные работы:

 2.8.1 Тестовые задания

 (промежуточный контроль для самопроверки усвоения материала)

по дисциплине «Психология профессионального самоопределения»

Выполните тестовые задания:

вариант 1

1. Самоопределение – это:

а установление человеком своих собственных особенностей;

б наиболее общие ценностные представления, которые свойственны людям;

в человек, который имеет творческий подход к своей жизни.

2. Субъект самоопределения –это:

а. процесс развития человека;

б. тот, с помощью кого можно разрешить свои жизненные проблемы;

в. человек, который имеет творческий подход к своей жизни.

3. Одним из уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении можно назвать:

а. адаптационно-производственный уровень;

б. культурно-социальный уровень;

в. нормативный уровень.

4. Способы профессионально­го самоопределения, характерные для стадии дошкольного детства:

а. профессионально-ролевые игры;

б. ситуативный выбор учебно-профессионального напра­вления;

в. профессионально окра­шенные фантазии

5. Кризисы про­фессионального становленияличности – это:

а. изменения в технологии производственного процесса;

б. профессиональные неуспехи;

в. смена стадий профессионального становления личности.

6. Профессионально обусловленная структура личности (по Ф.Зееру) содержит:

а. систе­мообразующим фактором личности является направ­ленность;

б. эмоционально положительный фон настроения во время профессиональной деятельности;

в. высокий интеллект.

7. К задачам профессионального самоопределения относятся:

а. морально-эмоциональная поддержка клиента;

б. обеспечить профессиональную направленность клиента; 

в. дать профессиональные навыки.

8. Одним из принципов руководства профессиональным самоопределением является:

а. активизировать процесс самоопределения человека;

б. стремиться к тому, чтобы выбор профессии был конкретным;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.194 с.)