Тема № 12. Советская культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 12. Советская культура.



Проблемы и парадоксы первого советского десятилетия. Новая государственная политика в области культуры и искусства. Культурная революция. Становление и развитие новой советской культуры. Вклад советского искусства в победу над фашизмом. Трудности развития культуры в послевоенный период. «Хрущевская оттепель». Деятельность журнала «Новый мир». Достижения советского кино. Взлет советской технической науки. Творчество классических композиторов и композиторов-песенников. Диссидентское движение. Научно-техническая революция и порожденные ею проблемы.

 

Тема № 13. Современная культура.

Кризисные явления техногенной цивилизации. Стиль модерн как общемировое явление. Массовая культура. Китч. Появление дизайна. Современная архитектура. Конструктивизм. Рационализм. Функционализм. Дезурбанизм. Национальная романтика и неоклассицизм. Социальный реализм в западном изобразительном искусстве. Фовизм. Экспрессионизм. Кубизм. Футуризм. Примитивизм. Дадаизм. Сюрреализм. Поп-арт. Концептуализм. Супрематизм. Абстракционизм. Постмодернизм. Судьбы культуры в ХХ веке.

 

Тема № 14. История гитары 

Происхождение и эволюция инструмента. Гитара в Европе. «Золотой век» гитары во Франции. Испанские школы Сора и Агуадо. Итальянские школы Джулиани, Карулли и Каркасси. Деятельность Ф. Тарреги. Творчество А. Сеговия. Современные исполнители. Гитара фламенко. Гитара в России. Русская школа семиструнной гитары ее выдающиеся представители. Появление электрогитары. Первые исполнители и основоположники игры на инструменте. Выдающиеся джазовые гитаристы. Советская джазовая гитара. Выдающиеся современные эстрадные гитаристы.

         

Тема № 15. История джаза.

   Этнические основы и особенности африканской музыки. Великое переселение. Новая музыкальная ситуация. Спиричуэлс. Блюз. Рэгтайм. Рождение традиционного джаза. Новоорлеанский стиль – горячий джаз. Творчество Л. Армстронга. Джаз в Европе. Появление национальных европейских джазовых стилей и школ. Эпоха свинга. Оркестровый период развития. Творчество Д. Эллингтона. Джаз завоевывает планету. Революция Паркера и Гиллеспи. Би-боп. Советский джаз. Появление джазового авангарда. Творчество Д. Колтрейна. Современный джаз. Джаз-рок.

 

Тема № 16. История рок-музыки.

Появление ритм-энд-блюза. Рок-н-ролл. Феномен Чака Бери. Э. Пресли – кумир белой молодежи. Расовый прорыв 1955 г. Дж. Хендрикс – первый рок-гитарист. Новая музыка в Европе. Биг-бит. Творчество группы «The Beatles». Новая музыка завоевывает планету. Рождение тяжелого рока. Творчество групп «Deep Purple» и «Led Zeppelin». Новаторство в музыке и технике новых мастеров. Становление философии тяжелого рока. Проблемы утверждения и развития новой музыки. Творчество выдающихся европейских и американских рок-ансамблей.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД КУРСОМ

В процессе изучения курса студент должен получить новые знания по истории мировой культуры, научиться самостоятельно анализировать исторические процессы, сформировать критическое отношение к исторической литературе, познакомиться с произведениями мировой и отечественной культуры, а также ознакомиться с новыми общественно-историческими теориями и особенностями развития мировой культры..

1. Одним из глубоких заблуждений является мнение, что история принадлежит к числу фактологических дисциплин и задача студентов состоит в верном описании событий и выдаче «исторических» характеристик князьям, царям, императорам, революционерам прочим властителям. Это ни в малейшей степени не является правильным. Задача вузовского обучения состоит в привитии навыков рассуждения, анализа явлений и событий, поиска аргументов – одним словом, обучение должно, в первую очередь, заставить студентов самостоятельно и конструктивно мыслить. Знание отечественной истории – это не просто знание ответов на вопросы: «Что? Где? Когда?», это – прежде всего умение, как выразился в свое время знаменитый поэт Борис Пастернак, «дойти до самой сути», «до сущности протекших дней, до их причины, до основания, до корней до сердцевины». Главное – это найти ответы на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем? Как объяснить? В чем особенность?»

2. Как правило, выпускники школ не владеют хорошими навыками конспектирования научной литературы и вообще не приучены к работе над научными текстами. Традиционно принято считать, что конспект есть краткое изложение книги, брошюры, статьи. Проблема в том, что многие публикации не несут научной информации, легковесны и поверхностны в содержании, и их просто не надо конспектировать. Таким образом, необходимо научиться с правильных позиций, критически относиться к читаемым книгам: не в смысле отрицательно, а в смысле выделения достоинств и недостатков. Для понимания сущности научного поиска интересно суждение известного ученого, доктора исторических наук Льва Николаевича Гумилева. Цитата достаточно обширна и несколько тяжеловата, поэтому сделайте усилие и постарайтесь понять авторскую мысль.

«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, что при помощи такого хода мысли или подбора аргументов доказан тезис, это кухня научного ремесла… Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать. Это таинство психологии творчества, которое древние греки приписывали музе истории – «Клио». (Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989).

3. Лекции по курсу будут читаться по хронологическому принципу. Семинарские занятия, в свою очередь, предполагают углубленную проработку узловых событий, ключевых проблем, вертикальных тем и поэтому далеко не всегда будут совпадать с темами лекций.

Исходя из этого предполагается, что при подготовке к семинарам студент будет выполнять по-настоящему самостоятельную, а в идеале – исследовательскую работу в читальных залах и библиотеках. Таким образом, здесь должна реализоваться одна из задач курса отечественной истории – приучить студентов к проработке серьезных монографий, фундаментальных произведений, трудов крупных отечественных историков, исходя из простой мысли, хорошо высказанной Н.Г.Чернышевским: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение – только напрасная трата времени».

4. Человеческое сознание очень дискретно. Исторические знания часто не соотносятся со знаниями по мировой, культуре, отсутствует, как говорят специалисты, меж- и внутрипредметные связи. Представьте себе, что на семинарах вы вооружены не историческим микроскопом, а макроскопом, помогающим подняться над фактами и «за деревьями увидеть лес». На семинарах несколько тем будут рассматриваться именно в проблемном ключе, требующим углубленного и самостоятельного подхода.

5. Советуем воспитать в себе уже на первом курсе интерес к работе в читальных залах и библиотеках. Это, в первую очередь относится к читальным залам институтской библиотеки и краевой научной библиотеки.

Основной формой изучения истории мировой культуры студентом-заочником является самостоятельная работа. Выполнение контрольных работ при заочном обучении способствует более углубленному изучению актуальных проблем истории мировой культуры и является одной из форм проверки знаний студентов. Система контрольных работ призвана помочь студентам выработать умение логично и самостоятельно мыслить.

Определяя приоритетные направления для тематики контрольных работ, составитель исходил их того, что российское общество всегда почитало людей культурных и всесторонне образованных, тех, кто в конечном счете оказывал значительное влияние на судьбу и будущность. Россия сегодняшнего дня, стремящаяся обрести достойную национальную судьбу, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знающих историю мировой культуры не понаслышке и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторически уроки. Знание мировой культуры, культлурное образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции – настоятельная потребность нашей эпохи. Политическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение подлинного российского патриотизма, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – все эти процессы, определяющие российскую действительность, имеют глубокие исторические корни, думается, нашли отражение в тематике данных контрольных работ, носящих, в том числе и проблемный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.005 с.)