Тема № 1. Культура. Общие понятия. Возникновение культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Культура. Общие понятия. Возникновение культуры.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                          5

Рабочая программа дисциплины «История мировой культуры»                    5

Методические рекомендации к самостоятельной работе над курсом          10

Методические указания к выполнению контрольных работ                           12

Тематика контрольных работ                                                                                   14

Тема 1. Первобытное искусство                                                                              14

Тема 2. Культура Древней Месопотамии                                                             15

Тема 3. Культура Древнего Египта                                                                        16

Тема 4. Культура Древней Индии                                                                           16

Тема 5. Культура Древнего Китая                                                                          17

Тема 6. Культура Японии                                                                                          18

Тема 7. Древнеперсидская культура                                                                      18

Тема 8. Культура народов Скандинавии                                                              19

Тема 9. Культура Древней Греции                                                                         20

Тема 10 Культура Древнего Рима                                                                            21

Тема 11.Культура Византии                                                                                      22

Тема 12.Арабская культура                                                                                       23

Тема 13.Культура доколумбовой Америки                                                           24

Тема 14.Средневековая европейская культура                                                    24

Тема 15.Каролингское возрождение

Тема 16.Оттоновское возрождение

Тема 17.Романский стиль                                                                                           25

Тема 18.Готика                                                                                                              26

Тема 19.Культура эпохи Возрождения                                                                  27

Тема 20.Поэзия эпохи Возрождения                                                                       28

Тема 21.Живопись эпохи Возрождения                                                                 29

Тема 22.Скульптура итальянского Возрождения                                               30

Тема 23.Творчество Леонардо да Винчи                                                               31

Тема 24 Творчество Микеланджело                                                                       32

Тема 25.Творчество Рафаэля

Тема 26.Северное Возрождение                                                                               32

Тема 27.Творчество Дюрера

Тема 28.Культура эпохи Реформации                                                                    33

Тема 29.Европейская культура Нового Времени                                                34

Тема 30. «Золотой век» испанской живописи                                                       35

Тема 31.Творчество Гойя

Тема 32.Искусство маньеризма                                                                                36

Тема 33.Творчесвто Бенвенуто Челлини

Тема 34.Искусство барокко                                                                                       36

Тема 35.Европейская культура XVII века                                                             37

Тема 36.Фламандская школа живописи                                                                 38

Тема 37.Голландская школа живописи                                                                  39

Тема 38.Творчество Рембрандта

Тема 39.Европейская культура XVIII века                                                           39

Тема 40.Творчество И.С. Баха                                                                                  40

Тема 41.Творчество В.А. Моцарта                                                                          41

Тема 42.Творчество Л.В. Бетховена                                                                        42

Тема 43.Искусство рококо                                                                                          43

Тема 44.Французкий классицизм                                                                             44

Тема 45.Европейская культура XIX века                                                               45

Тема 46.Искусство в XIX веке                                                                                   46

Тема 47.Эпоха романтизма                                                                                       46

Тема 48.Эпоха декаданса                                                                                          47

Тема 49.Европейский реализм                                                                                  48

Тема 50.Итальянское оперное искусство                                                               49

Тема 51.Культура Латинской Америки в колониальную эпоху                     50

Тема 52.Современная латиноамериканская культура                                      50

Тема 53.Культура Древней Руси                                                                              51

Тема 54.Культура Киевской Руси                                                                            52

Тема 55.Культура Московской Руси                                                                       53

Тема 56.Культура Российской империи                                                                 54

Тема 57.Русская культура «золотого века»                                                           55

Тема 58.Русская классическая литература                                                           56

Тема 59.Русская классическая архитектура                                                         57

Тема 60.Русская живопись                                                                                         58

Тема 61.Русская классическая музыка                                                                   59

Тема 62.Русская культура «серебряного века»                                                    60

Тема 63.Поэзия русского символизма                                                                     62

Тема 64.Искусство русского авангарда                                                                 63

Тема 65.Советская культура

Тема 66.Советское киноискусство

Тема 67. Модерн

Тема 68.Западная культура первой половины ХХ века                                    64

Тема 69.Элитарная и массовая культура

Тема 70.Современные художественные направления                                       65

Тема 71.История джаза                                                                                               66

Тема 72.История гитары                                                                                             67

Тема 73.История рок-музыки                                                                                     67

Тема 74.Творчество группы «The Beates»                                                             68

Тема 75.Музыка тяжелого рока                                                                                69

Литература (основная)                                                                                                67

Литература (дополнительная)                                                                                  68

Контрольные вопросы                                                                                                 69

Глоссарий                  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях значение дисциплины «История мировой культуры» неуклонно возрастает, и преподавание ее в высших учебных заведениях стало насущной необходимостью. Актуальность изучения данного предмета вызвано рядом причин:.

1) Сегодня в стране строится современное правовое государство. Для его построения необходимо знать как историю культуры своей страны, так и историю культуры ведущих регионов мира.

2) История культуры включает в себя проблемы, связанные со всеми сферами государственной жизни (экономика, внешняя и внутренняя политика, идеология). Поэтому без знания этих проблем невозможно построение нового жизнеспособного государства.

3) Многие вопросы, связанные с историей отечественной и мировой культуры, актуальны и для сегодняшней России.

 

Цели и задачи курса

Главная цель – сформировать целостное и систематическое представление об историческом процессе рождения, становления и формирования мировой и отечественной культуры, об узловых стратегических моментах и наиболее важных и исторически значимых событиях мирового культурно-исторического процесса. Дополнительная цель – развить у студентов интерес к истории культуры, стимулировать интерес к феноменам культуры и культурным явлениям, побудить их к формированию собственного культурного облика.

 

Задачи:

- овладеть хронологическими знаниями о событиях в истории отечественной и мировой культуры;

- получить представление об основных этапах и содержании мирового культурно-исторического процесса;

- научиться анализировать современную российскую культурную действительность с учетом фактов из исторического опыта России;

- ознакомиться с дискуссионными проблемами отечественной и зарубежной культуры.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тема № 14. История гитары 

Происхождение и эволюция инструмента. Гитара в Европе. «Золотой век» гитары во Франции. Испанские школы Сора и Агуадо. Итальянские школы Джулиани, Карулли и Каркасси. Деятельность Ф. Тарреги. Творчество А. Сеговия. Современные исполнители. Гитара фламенко. Гитара в России. Русская школа семиструнной гитары ее выдающиеся представители. Появление электрогитары. Первые исполнители и основоположники игры на инструменте. Выдающиеся джазовые гитаристы. Советская джазовая гитара. Выдающиеся современные эстрадные гитаристы.

         

Тема № 15. История джаза.

   Этнические основы и особенности африканской музыки. Великое переселение. Новая музыкальная ситуация. Спиричуэлс. Блюз. Рэгтайм. Рождение традиционного джаза. Новоорлеанский стиль – горячий джаз. Творчество Л. Армстронга. Джаз в Европе. Появление национальных европейских джазовых стилей и школ. Эпоха свинга. Оркестровый период развития. Творчество Д. Эллингтона. Джаз завоевывает планету. Революция Паркера и Гиллеспи. Би-боп. Советский джаз. Появление джазового авангарда. Творчество Д. Колтрейна. Современный джаз. Джаз-рок.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД КУРСОМ

В процессе изучения курса студент должен получить новые знания по истории мировой культуры, научиться самостоятельно анализировать исторические процессы, сформировать критическое отношение к исторической литературе, познакомиться с произведениями мировой и отечественной культуры, а также ознакомиться с новыми общественно-историческими теориями и особенностями развития мировой культры..

1. Одним из глубоких заблуждений является мнение, что история принадлежит к числу фактологических дисциплин и задача студентов состоит в верном описании событий и выдаче «исторических» характеристик князьям, царям, императорам, революционерам прочим властителям. Это ни в малейшей степени не является правильным. Задача вузовского обучения состоит в привитии навыков рассуждения, анализа явлений и событий, поиска аргументов – одним словом, обучение должно, в первую очередь, заставить студентов самостоятельно и конструктивно мыслить. Знание отечественной истории – это не просто знание ответов на вопросы: «Что? Где? Когда?», это – прежде всего умение, как выразился в свое время знаменитый поэт Борис Пастернак, «дойти до самой сути», «до сущности протекших дней, до их причины, до основания, до корней до сердцевины». Главное – это найти ответы на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем? Как объяснить? В чем особенность?»

2. Как правило, выпускники школ не владеют хорошими навыками конспектирования научной литературы и вообще не приучены к работе над научными текстами. Традиционно принято считать, что конспект есть краткое изложение книги, брошюры, статьи. Проблема в том, что многие публикации не несут научной информации, легковесны и поверхностны в содержании, и их просто не надо конспектировать. Таким образом, необходимо научиться с правильных позиций, критически относиться к читаемым книгам: не в смысле отрицательно, а в смысле выделения достоинств и недостатков. Для понимания сущности научного поиска интересно суждение известного ученого, доктора исторических наук Льва Николаевича Гумилева. Цитата достаточно обширна и несколько тяжеловата, поэтому сделайте усилие и постарайтесь понять авторскую мысль.

«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, что при помощи такого хода мысли или подбора аргументов доказан тезис, это кухня научного ремесла… Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать. Это таинство психологии творчества, которое древние греки приписывали музе истории – «Клио». (Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989).

3. Лекции по курсу будут читаться по хронологическому принципу. Семинарские занятия, в свою очередь, предполагают углубленную проработку узловых событий, ключевых проблем, вертикальных тем и поэтому далеко не всегда будут совпадать с темами лекций.

Исходя из этого предполагается, что при подготовке к семинарам студент будет выполнять по-настоящему самостоятельную, а в идеале – исследовательскую работу в читальных залах и библиотеках. Таким образом, здесь должна реализоваться одна из задач курса отечественной истории – приучить студентов к проработке серьезных монографий, фундаментальных произведений, трудов крупных отечественных историков, исходя из простой мысли, хорошо высказанной Н.Г.Чернышевским: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение – только напрасная трата времени».

4. Человеческое сознание очень дискретно. Исторические знания часто не соотносятся со знаниями по мировой, культуре, отсутствует, как говорят специалисты, меж- и внутрипредметные связи. Представьте себе, что на семинарах вы вооружены не историческим микроскопом, а макроскопом, помогающим подняться над фактами и «за деревьями увидеть лес». На семинарах несколько тем будут рассматриваться именно в проблемном ключе, требующим углубленного и самостоятельного подхода.

5. Советуем воспитать в себе уже на первом курсе интерес к работе в читальных залах и библиотеках. Это, в первую очередь относится к читальным залам институтской библиотеки и краевой научной библиотеки.

Основной формой изучения истории мировой культуры студентом-заочником является самостоятельная работа. Выполнение контрольных работ при заочном обучении способствует более углубленному изучению актуальных проблем истории мировой культуры и является одной из форм проверки знаний студентов. Система контрольных работ призвана помочь студентам выработать умение логично и самостоятельно мыслить.

Определяя приоритетные направления для тематики контрольных работ, составитель исходил их того, что российское общество всегда почитало людей культурных и всесторонне образованных, тех, кто в конечном счете оказывал значительное влияние на судьбу и будущность. Россия сегодняшнего дня, стремящаяся обрести достойную национальную судьбу, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знающих историю мировой культуры не понаслышке и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторически уроки. Знание мировой культуры, культлурное образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции – настоятельная потребность нашей эпохи. Политическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение подлинного российского патриотизма, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – все эти процессы, определяющие российскую действительность, имеют глубокие исторические корни, думается, нашли отражение в тематике данных контрольных работ, носящих, в том числе и проблемный характер.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Тема 6. Культура Японии

1. Феномен островной культуры

2. Японская религия и этика

3. Культ единоборств

4. Современная трансформация классической японской культуры

5. Феномен Японии в XIX – XX вв.

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.; Л., 1948-1949. В 2 т.

 Борзова Е.П. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. Ч. 1 – 2. СПб., 2001.

Васильев М. И. Материальная культура традиционного общества: Первобытность, древность, Средние века. Учебное пособие. Великий Новгород, 2002.

Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.

История мировой культуры: учебное пособие для вузов /Г.В. Драч и др.– Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2000.

Каркушина С.В. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.

Мамина О.Е. История мировой культуры: учебное пособие. Екатеринбург, 1997.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. М.: Советская Энциклопедия, 1978.

Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М., 1989.

Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006.

Струве В.В. История Древнего Востока.       

Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л., 1935.

Традиционное искусство Востока. М., 1997.

Японская гравюра. М., 1963.

 

Тема 11. Культура Византии

1. Образование Византийской империи

2. Византийская наука и образование

3. Архитектура христианской церкви

4. Храмовая живопись, мозаика и иконопись

5. Византийское культурное наследие

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.; Л., 1948-1949. В 2 т.

Асафьев Б. Византийская музыкальная культура, в кн.: Неф К. История западно-европейской музыки. М., 1938.

Банк А.М. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л. – М., 1966.

Борзова Е.П. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. Ч. 1 – 2. СПб., 2001.

Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973.

Всеобщая история архитектуры. Л. –М., 1966.

Всеобщая история искусств. М., 1960-1966. В 6 т.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. М.: Советская Энциклопедия, 1978.

История мировой культуры: учебное пособие для вузов /Г.В. Драч и др. Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2000.

Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.). М.. 1968.

Каркушина С.В. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.

Курбатов Г.Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1947.

Мамина О.Е. История мировой культуры: учебное пособие. Екатеринбург, 1997.

Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М., 1989.

Памятники византийской литературы. М., 1968-1969.

Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиогрфии. М., 1917.

Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006.

Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.

 

Тема 12. Арабская культура

1. Создание ислама и образование арабского халифата

2. Арабская наука и законодательство

3. Мусульманская философия

4. Восточная поэзия

5. Искусство орнамента и каллиграфии

6. Вклад исламской культуры в мировую культуру

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.; Л., 1948-1949. В 2 т.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.

Богданов А. Живопись Сирии. «Творчество», 1969, № 12.

Борзова Е.П. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. Ч. 1 – 2. СПб., 2001.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

Васильев М. И. Материальная культура традиционного общества: Первобытность, древность, Средние века. Учебное пособие. Великий Новгород, 2002.

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII веков. М. 1974.

Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М., 2002.

Виноградова Н.А., Каптерова Т.П. История средневекового Востока. М., 1989.

Всеобщая история искусств. М., 1960-1966. В 6 т.

Воронина В.Л. Архитектура арабских царств. М., 1970.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.

Деннике Б. Искусство Востока. Казань, 1923.

История мировой культуры: учебное пособие для вузов /Г.В. Драч и др. Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2000.

Каркушина С.В. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. М.: 1998.

Мамина О.Е. История мировой культуры: учебное пособие. Екатеринбург, 1997.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. М.: Советская Энциклопедия, 1978.

Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов (средневековый период). М., 1960.

Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М., 1989.

Орбели И.А. Мусульманские изразцы. П., 1923.

Религии Древнего Востока: Сб. статей / отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин, А.Н. Мещеряков. М., 1995.

Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

 

Тема 17. Романский стиль

1. Культура ранних германских государств

2. Каролингское Возрождение

3. Оттоновское Возрождение

4.  Романская архитектура

5. Значение романской культуры

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.; Л., 1948-1949.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Борзова Е.П. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. Ч. 1 – 2. СПб., 2001.

Васильев М. И. Материальная культура традиционного общества: Первобытность, древность, Средние века. Учебное пособие.– Великий Новгород, 2002.

Всеобщая история архитектуры. Л. – М. 1958-1962.

Всеобщая история искусств. М., 1969-1966.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

История искусства зарубежных стран. М.. 1963-1964.  

Искусство средних веков и Возрождения: энциклопедия / автор-сост. О.Б. Краснова. М., 2001.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. М.: Советская Энциклопедия, 1978.

История мировой культуры: учебное пособие для вузов /Г.В. Драч и др. Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2000.

История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М., 1998.

Каркушина С.В. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. М.: 1998.

Классическое искусство Запада. М., 1973.

Кожин Н.А. Очерки искусства западноевропейского средневековья. М, 1944.

Кожин Н.А., Сидоров А.А. Архитектура средневековья. М., 1940.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 2003.

Мамина О.Е. История мировой культуры: учебное пособие. Екатеринбург, 1997.

Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М.: 1989.

Ниссельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.; М., 1964.

Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006.

Рубинштейн Р. И. Разгаданные письмена. Ленинград, 1960.

Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации. Москва: Россмэн, 1994.      

Тема 18. Готика

1. Становление и утверждение готического стиля

2. Готический собор

3. Готическая скульптура

4. Витраж и мозаика

5. Ювелирное искусство и предметы быта

6. Значение готической культуры

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.; Л., 1948-1949.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Борзова Е.П. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. Ч. 1 – 2. СПб., 2001.

Васильев М. И. Материальная культура традиционного общества: Первобытность, древность, Средние века. Учебное пособие. Великий Новгород, 2002.

Всеобщая история архитектуры. Л. – М. 1958-1962.

Всеобщая история искусств. М., 1969-1966.       

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

История искусства зарубежных стран. М.. 1963-1964.   

Искусство средних веков и Возрождения: энциклопедия / автор-сост. О.Б. Краснова. М., 2001.

История мировой культуры: учебное пособие для вузов /Г.В. Драч и др. Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2000.

История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М., 1998.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. М.: Советская Энциклопедия, 1978.

Каркушина С.В. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. М.: 1998.

Классическое искусство Запада. М., 1973.

Кожин Н.А. Очерки искусства западноевропейского средневековья. М, 1944.

Кожин Н.А., Сидоров А.А. Архитектура средневековья. М., 1940.

Либман М.. Искусство Германии XV-XVI веков.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 2003.

Лясковская О.А. Французская готика (XII-XIV вв.). М., 1973.

Мамина О.Е. История мировой культуры: учебное пособие. Екатеринбург, 1997.

Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М.: 1989

Ниссельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л. -  М., 1964.

Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006.

 

Тема 25. Творчество Рафаэля

1. Флоренция. Годы учения

2. Приглашение в Рим. Фрески Ватиканского дворца

3. Портретное творчество Рафаэля

4. Архитектурное наследие

5. Творческое наследие и значение творчества Рафаэля

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М.,1963.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.; Л., 1930.

Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912.

Виппер Б.Р. Итальянское Возрождение. Курс лекций. М., 1977.

Всеобщая история искусств. М., 1969-1966.

Габричевский М. Рафаэль Санти. М., 1956.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.

Грищенков В. Н. Рафаэль. М., 1971.

Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Альфа-Книга, 2008.

Долгополов И.С. Мастера и шедевры. М.: Изобразительное искусство, 1986.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. – М.: Советская Энциклопедия, 1978.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. М.: Советская Энциклопедия, 1978.

История искусства зарубежных стран. М.. 1963-1964.

История искусства зарубежных стран. М.. 1963-1964.

Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия, 2011.

Мутер Г. История живописи. СПб., 1901.

Рафаэль Санти. Альбом. М., 1956.

Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI в. М., 1967.

Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. М.,. 1974.

Стам С.М Флорентийские мадонны Рафаэля (Вопросы идейного содержания). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982.

Тайнс Кристоф. Рафаэль. Taschen, 2005.

Элиасберг Н.Е. Рафаэль. М.: Искусство, 1961.

 

Тема 27. Творчество Дюрера.

1. Начало творческого пути. Влияние гуманистов Нюрнберга

2. Италия и Венеция. Начало самостоятельной работы

3. Нюрнберг. Император Максимилиан I

4. Дюрер и Реформация

5. Дюрер как учёный, математик и теоретик искусства

6. Творческое наследие и значение творчества Дюрера

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.; Л., 1948-1949.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М.,1963.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

Бартрум Д. Дюрвер. М.: Ниола-Пресс, 2010.

Бергер М. Дюрер. М: Молодая гвардия, 2006.

Брион М. Дюрер. М.: Молодая гвардия, 2006.

Бялик В. Графика. М.: Аванта, 2010.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.; Л., 1930.

Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912.

Всеобщая история искусств. М., 1969-1966.

Гершензон-Чегодаева Н. Альбрехт Дюрер. М., 1964.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие для вузов. М., 1998.

Грищенков В. Н. Рафаэль. М., 1971.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Северное Возрождение. М., 1989.

Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрере и три «безбожных художника // Искусство, № 1, 1937.

Дюрер А.О. О шрифте. Факсимиле. М.: Книга, 1981.

Зарницкий С. Дюрер. М.: Молодая гвардия, 1984.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. – М.: Советская Энциклопедия, 1978.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. М.: Советская Энциклопедия, 1978.

История искусства зарубежных стран. М.. 1963-1964.

История искусства зарубежных стран. М.. 1963-1964.

Королёва. А.Дюрер. М.: Олма-Пресс, 2007.

Львов С. Альбрехт Дюрер. М.: Искусство, 1984.

Либман М.Я. Дюрер. М., 1957.

Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М.: Искусство, 1972.

Либман М.Я. Искусство Германии XV-XVI веков. М., 1964.

Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер – учёный. 1471-1529. М.: Наука, 1987.

Мутер Г. История живописи. СПб., 1901.

Невежина В Нюрнбергские граверы. XV в. М., 1929.

Немецкая гравюра на дереве эпохи Альбрехта Дюрера. М.: Советский художник, 1988.

Норберт В. Дюрер. М.: Арт-Родник. 2008.

Ниссельштраус В. Дюрер. М.: Искусство, 1961.

Ниссельштраус В. Рисунки Дюрера. М.: Искусство, 1966.

Сидоров А. Дюрер. Изогиз, 1937.

 

Тема 31. Творчество Гойя

1. Начало творческого пути. Поездка в Италию

2. Первые успехи. Придворный художник

3. Первый живописец короля Карла VI

4. Драматический период жизни. Болезнь и творчество

5. Гойя в годы бурных потрясений

6. Заключительный период жизни и творчества

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: Л., 1948-1949.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912.                                             

Всеобщая история архитектуры. М., 19589-1962.

Всеобщая история искусств. М., 1961-1966.

История искусства зарубежных стран. М. 19962-1964.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. М.: Советская Энциклопедия, 1978.

Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств / пер. с нем. М., 1998.

Культура Испании. М., 1940.

Левина И.М. Искусство Испании XVI-XVII вв. М., 1966.

Малицкая К.М. Испания. М., 1935.

Малицкая К.М. Испанская живопись XVI-XVII  вв. М., 1947.

Мастера искусства об искусстве. М., 1963-1964.

Мутер Г. История живописи. СПб., 1901.

Батикль Ж. Гойя: Легенда и жизнь. М.: Астрель, АСТ, 2006

Левина И.М. Гойя. Л - М., 1958.

Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М.: Искусство, 1986.

Прокофьев В.Н. «Каприччос». Гойи. М., 1970.

Фейхтвангер М. Гойя. М., 1956.

 

Тема 34. Искусство барокко

1. Зарождение нового стиля

2. Итальянское барокко

3. Французское барокко

4. Испанское барокко

5. Музыкальное барокко

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: Л., 1948-1949.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М., 1930.

Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1918.     

Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII-XVII в. М., 1966.

Всеобщая история архитектуры. М., 19589-1962.

Всеобщая история искусств. М., 1961-1966.

Знамеровская Т.П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955.

Знамеровская Т.П. Сальватор Роза. М., 1972.

Знамеровская Т.П. Неаполитанская живопись первой половины XVII в. М., 1978.

История искусства зарубежных стран. М. 19962-1964.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. – М.: Советская Энциклопедия, 1978.

Классическое искусство Запада. М., 1973.

Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств / пер. с нем. М., 1998.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 2003.

Морозов А. «Маньеризм» и «барокко» как термины литературоведения. // Русская литература, 1966, № 3.

Морозов А. Проблемы европейского барокко. // Вопросы литературы, 1968, № 12.

Ренессанс, барокко, классицизм. М., 1966.

Мастера искусства об искусстве. М., 1963-1964.   

Мутер Г. История живописи. СПб., 1901.

Тема 43. Искусство рококо

1. Появление новых веяний в искусстве абсолютистской эпохи

2. Любовная поэзия

3. Живопись рококо

4. Скульптура рококо

5. Музыка и декоративное искусство

Литература для подготовки:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: Л., 1948-1949.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912.              

Всеобщая история архитектуры. М., 19589-1962.

Всеобщая история искусств. М., 1961-1966.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1990.                 

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

История искусства зарубежных стран. М. 19962-1964.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Б.В. Иогансон. – М.: Советская Энциклопедия, 1978.

Классическое искусство Запада. М., 1973.

Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств / пер. с нем. М., 1998.

Лившиц И А. Ж.-О. Фрагонар. М., 1970.                          

Мастера искусства об искусстве. М., 1963-1964.

Мутер Г. История живописи. СПб., 1901.

Чегодаев А.Д. Ж.-А. Ватто. М., 1963.

 

Тема 47. Эпоха романтизма

1. Зарождение основных стилей романтизма

2. Немецкий романтизм

3. Французский романтизм

4. Английский романтизм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.35 с.)