Вторая глава дипломной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая глава дипломной работы



 

Вторая глава дипломной работы носит общий аналитический характер по отношению к предприятию, являющемуся объектом исследования, и составляется по материалам, собранным студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики.

Источниками информации здесь служат схема организационной структуры управления предприятием, планы производства, бухгалтерские балансы, различные бухгалтерские и статистические отчеты, бизнес-планы развития предприятия и т.п. В целях отслеживания динамики развития предприятия студент-дипломник должен запрашивать источники информации за последних три года.

В данной аналитической главе дипломной работы дается общая характеристика объекта исследования, проводится ситуационный анализ, анализ производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности объекта исследования. Таким образом, во второй главе дипломной работы осуществляется диагностирование состояния объекта исследования, выявляются проблемы и недостатки в его функционировании по данным направлениям деятельности.

Вторая глава дипломной работы должен включать ниже изложенную информацию:

а) общая характеристика предприятия;

б) ситуационный анализ предприятия;

в) анализ финансово-экономической деятельности предприятия;

г) анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

 

а) общая характеристика предприятия.

Общая характеристика включает общие сведения о предприятии, являющемся объектом исследования в дипломной работе, и должна содержать следующие сведения:

-устав организации: организационно-правовая форма и форма собственности, состав и структура учредителей, права и ответственность организации;

-краткая историческая справка: название предприятия, время создания, цель и задачи создания, основные этапы становления и развития;

-отраслевая принадлежность предприятия, его место и роль в национальном, региональном и мировом экономическом пространстве;

-основные виды (направления) деятельности и специализации предприятия, виды выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), экономическая и социальная значимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

-миссия предприятия, стратегические цели и задачи развития предприятия;

-тип и состав организационной структуры управления предприятием и др.

б) ситуационный анализ предприятия.

Задачей ситуационного анализа объекта исследования в дипломной работе является определение ситуации, в которой находится предприятие (организация), т.е. выявление внутренних и внешних факторов, воздействующих на его деятельность, а также конкурентного преимущества организации и некоторых других специфических особенностей его деятельности.

Основными направлениями ситуационного анализа объекта исследования являются:

- SWOT-анализ;

- анализ сегментов рынка;

- анализ конкуренции.

Схема ситуационного анализа объекта исследования представлена в табл. 4.3.

 

Таблица 4.3 – Схема ситуационного анализа объекта исследования

Направления анализа Содержание Источник информации
1 2 3
SWOT-анализ Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз, а также стратегических позиций, исходя из состояния внутренней и внешней среды Информация о внутренней и внешней среде, сведения о производственной структуре организации и др.
Анализ сегментов рынка Выявление, анализ и оценка рыночных сегментов, в которых функционирует организация (стратегических зон хозяйствования – СЗХ) Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
Анализ конкуренции Выявление и анализ основных видов и факторов конкуренции (доли занимаемого рынка, основные виды деятельности и т.п.), конкретных конкурентов организации и их конкурентных преимуществ, проведение SNW-анализа Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)

Примечание: собственная разработка.

SWOT-анализ

В дипломной работе студент-дипломник должен отобразить результаты анализа сильных и слабых сторон предприятия (организации) в виде табл. 4.4, в которой представлен пример результатов анализа сильных и слабых сторон условной организации.

В дипломной работе студент-дипломник должен отобразить результаты анализа возможностей и угроз предприятия (организации) в виде таблицы, аналогичной табл. 4.5, в которой представлен пример результатов анализа возможностей и угроз условной организации.

Таблица 4.4 – Сильные и слабые стороны объекта исследования

Сильные стороны (strengths – S) Слабые стороны (weaknesses – W)
1 2
1. Достоверный мониторинг рынка 1. Недостаточное внимание к рекламной политике организации
2. Широкая номенклатура предлагаемой продукции (услуг) 2. Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
3. Высокий уровень сервиса 3. Низкий уровень развития логистической системы
4. Рост оборотных средств 4. Недостатки в организационной структуре управления
5. Высокая квалификация персонала 5. Низкий уровень информационной поддержки принятия решений
6. Широкая клиентская база 6. Недостатки в организации складского хозяйства
7. Тесные отношения с поставщиками 7. Отсутствие базы данных по клиентам и поставщикам
8. Большой опыт работы на рынке 8. Отсутствие автоматизированного складского учета
9. Значительная доля рынка 9. Недостатки при организации перераспределения
10. Положительный опыт работы с лизинговыми компаниями 10. Недостатки в системе учета и контроля выполнения договоров на поставку продукции (оказание услуг)
11. Конкурентоспособная цена  

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.

Таблица 4.5 – Возможности и угрозы объекта исследования

Возможности (opportunities – O) Угрозы (threats – T)
1 2
1. Появление новых клиентов 1. Сбои в поставках
2. Развитие информационных технологий 2. Рост зависимости от поставщиков
3. Появление новых поставщиков 3. Ужесточение законодательства
4. Снижение цен на сырье и готовую продукцию 4. Изменение уровня цен на закупаемую продукцию
5. Совершенствование менеджмента 5. Скачки курсов валют
6. Уменьшение императивных норм законодательства 6. Рост налогов и пошлин
7. Совершенствование технологий производства 7. Усиление конкуренции
8. Внедрение инновационных технологий в управление логистической системой организации 8. Ухудшение политической обстановки

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.

 

В аналитической главе дипломной работы студент-дипломник должен отобразить совокупный SWOT-анализ объекта исследования в виде табл. 4.6, в которой представлен пример результатов совокупного SWOT-анализа условной организации.


Таблица 4.6 – SWOT-анализ объекта исследования

1 2 3
  Возможности (opportunities – O) 1. Появление новых клиентов; 2. Появление новых поставщиков; 3. Внедрение инновационных технологий в управление логистической системой организации; 4. Снижение цен на сырье и готовую продукцию Угрозы (threats – T) 1. Отсутствие автоматизированного складского учета; 2. Рост зависимости от поставщиков; 3. Усиление конкуренции; 4. Изменение цен на закупаемую технику
Сильные стороны (strengths – S) 1. Значительная доля рынка; 2. Широкая номенклатура предлагаемой продукции (услуг);  3. Конкурентоспособная цена; 4. Рост оборотных средств; 5. Тесные отношения с поставщиками Поле S x O – сила и возможности – ключевые факторы будущего успеха   S 1 O 1 = +о; S 1 O 2 = ++; S 1 O 3 = ++; S 1 O 4 = +о; S 2 O 1 = +о; S 2 O 2 = +о; S 2 O 3 = +о; S 2 O 4 = +о; S 3 O 1 = +о; S 3 O 2 = +о; S 3 O 3 = +о; S 3 O 4 = +о; S 4 O 1 = +о; S 4 O 2 = +о; S 4 O 3 = +о; S 4 O 4 = ++; S 5 O 1 = +о; S 5 O 2 = +о; S 5 O 3 = +о; S 5 O 4 = ++; Поле T x S – сила и угрозы     Нейтрализация угроз и поддержка сильных сторон
Слабые стороны (weaknesses – W) 1. Недостатки в системе учета и контроля выполнения договоров; 2. Сбои в поставках сырья; 3. Низкий уровень информационной поддержки принятия решений; 4. Низкий уровень развития логистической системы; 5. Отсутствие базы данных по клиентам и поставщикам Поле O x W – слабость и возможности   Нейтрализация слабых сторон и использование возможностей Поле W x T – слабость и угрозы – будущие кризисные ситуации   W 1 T 1 = – о W 1 T 2 = – о; W 1 T 3 = – о; W 1 T 4 = – о; W 2 T 1 = –; W 2 T 2 = – –; W 2 T 3 = – о; W 2 T 4 = – о; W 3 T 1 = –; W 3 T 2 = – о; W 3 T 3 = – о; W 3 T 4 = – о; W 4 T 1 = – о; W 4 T 2 = – о; W 4 T 3 = – о; W 4 T 4 = – о; W 5 T 1 = –о; W 5 T 2 = – о; W 5 T 3 = – о; W 5 T 4 = – о

Примечание: собственная разработка.


Анализ сегментов рынка

Анализ сегментов рынка сбыта продукции (работ, услуг) представляет собой определение доли, занимаемой каждым сегментом, в котором функционирует предприятие (организация), т.е. каждой стратегической зоной хозяйствования (СЗХ), в общем объеме продаж (услуг).

Результаты анализа сегментов рынка сбыта продукции (услуг) объекта исследования должны быть представлены графически. Пример такого графического изображения – рис. 4.1.

 

 

Рисунок 4.1 – Доли стратегических зон хозяйствования (СЗХ) в общем объеме продаж (услуг) объекта исследования

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации

 

Кроме того, в аналитической главе дипломной работы необходимо дать описание и анализ каждого из сегментов рынка (каждой из стратегических зон хозяйствования) объекта исследования по видам продукции (работ, услуг), реализуемой (выполняемых, оказываемых) в них.

Пример описания сегментов рынка (стратегических зон хозяйствования) объекта исследования по видам продукции (услуг), реализуемой (выполняемых, оказываемых) в них, представлен в табл. 4.7.

Пример анализа сегментов рынка (стратегических зон хозяйствования) объекта исследования представлен в табл. 4.8.

Анализ конкуренции

SNW-анализ (Strengths (S) – сильные стороны, Neutrals (N) – нейтральные стороны, Weaknesses (W) – слабые стороны) представляет собой анализ сильных, нейтральных и слабых сторон объекта исследования.
В ситуации стратегического анализа внутренней среды предприятия (организации), в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. SNW-анализ применяется для более глубокого изучения внутренней среды исследуемой организации после проведения SWOT-анализа.


Таблица 4.7 – Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) объекта исследования

Тип стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) Наименование продукции (услуг)
1 2
СЗХ1 – услуги по хранению товаров и грузов хранение товаров и грузов на складе временного хранения; ответственное хранение товаров и грузов; хранение товаров в холодильных камерах; хранение товаров в холодильных камерах с особым режимом; стеллажное хранение товаров
СЗХ2 – услуги транспортно-экспедиционной деятельности выполнение погрузочно-разгрузочных работ; сортировка, переупаковка, взвешивание, отбор проб и образцов, досмотр; перевозка грузов по территории Республики Беларусь (СНГ, Европы, …) любым видом транспорта; доставка грузов со склада временного хранения по территории Республики Беларусь (СНГ, Европы, …) любым видом транспорта; оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки грузов; консолидация и деконсолидация отгрузок; подготовка пакета документов для выписки уведомлений; подача и регистрация уведомлений и пакетов документов в таможенных органах; получение уведомлений с пакетом документов из таможенных органов
СЗХ3 – услуги в области таможенного дела таможенное оформление грузов; получение разрешения на ввоз; проведение банковских операций; заполнение таможенной декларации; транспортные таможенные услуги и др.; оформление уведомления о размещении товара и транспортного средства; регистрация и нахождение транспортного средства в зоне таможенного контроля
СЗХ4 – услуга кросс-докинга прием и отправка товара напрямую между транспортными средствами для развозки товара по торговым точкам, без размещения в зоне хранения; механизированный кросс-докинг (паллетный); ручной кросс-докинг

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.


Таблица 4.8 – Анализ сегментов рынка (стратегических зон хозяйствования – СЗХ)
объекта исследования за _____ г.*

Номер СЗХ Объем продаж (услуг), нат. ед. изм. Объем продаж (услуг) ведущего конкурента, нат. ед. изм. Емкость рынка, нат. ед. изм. Темп Роста рынка, % Доля рынка СЗХ, %
1 2 3 4 5 6
1 480 385 2700 113,2 17,78
2 740 590 3800 109,8 19,47
3 160 380 1100 107,5 14,55
4 170 775 7400 118,6 2,30

*Составляются 3 таблицы за последних три года.

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.

 

При проведении SNW-анализа в качестве стратегических позиций конкурирующих организаций могут быть приняты любые общие для всех конкурирующих организаций показатели, характеризующие их деятельность (цена, качество, срок подготовки производства, срок поставки, инновационные и информационные технологические возможности, взаимозаменяемость продукции и др.).

Анализ конкуренции объекта исследования и его ближайших конкурентов за последних три года должен представлять собой анализ доли объекта исследования и его ближайших конкурентов по конкретным видам продукции (услуг), а также сводный анализ направлений деятельности объекта исследования и его ближайших конкурентов.

Пример анализа доли предприятия (организации) и его ближайших конкурентов по конкретным видам продукции (услуг) представлен в
табл. 4.9.

Пример сводного анализа направлений деятельности объекта исследования и его ближайших конкурентов представлен в табл. 4.10.

Пример SNW-анализа стратегических позиций объекта исследования и его ближайших конкурентов представлен в табл. 4.11.

в) анализ финансово-экономической деятельности предприятия.

В аналитической главе дипломной работы в рамках финансово-экономического анализа проводится анализ финансового состояния и платежеспособности объекта исследования.

Финансовое состояние предприятия – это система показателей, характеризующих:

- платежеспособность предприятия;

- финансовую независимость предприятия по критерию источников средств;

- обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами;

- деловую активность предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия (организации) проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 140/206 [8].

Источником информации для анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования является бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств).

Основными этапами финансово-экономического анализа являются:

- расчет коэффициентов платежеспособности субъектов хозяйствования;

- анализ динамики и структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса;

- анализ ликвидности активов;

- анализ финансовых результатов деятельности, структуры и направлений использования полученной прибыли;

- анализ деловой активности;

-оценка структуры источников финансирования на основе расчета показателей финансовой устойчивости.

При оформлении результатов анализа необходимо учесть, что название аналитических таблиц должно кратко отражать ее содержание и включать название исследуемого предприятия, период, за который производится расчет показателей.

По результатам каждого отдельного расчета аналитических показателей приводится вывод. В выводе указывается на наличие положительных или отрицательных изменений показателей в динамике по сравнению с планом, на удовлетворительный или неудовлетворительный уровень показателя (по возможности, при наличии его нормативного или среднеотраслевого значения).


Таблица 4.9 – Доли объекта исследования и его ближайших конкурентов по конкретным видам продукции (услуг), % (за _____ г.)*

Категория продукции (услуг) Исследуемая организация Транспортно-логистический центр «Минск-Белтаможсервис» (РУП Белтаможсервис») Торгово-логистический центр РУП «МинскКристалл» Транспортно-логистический центр СООО «БелВингесЛогистик»
1 2 3 4 5
Хранение товаров 23 28 14 12
Транспортно-экспедиционная деятельность 16 28 2 22
Таможенное дело 20 23 6 21
Кросс-докинг 24 8 3 12

*Составляются 3 таблицы за последних три года.

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.

 

Таблица 4.10 – Сводная таблица направлений деятельности объекта исследования и его ближайших конкурентов

Организация Направление деятельности
1 2
Исследуемая организация оказание услуг в области таможенного дела; оказание услуг по хранению товаров и грузов; погрузочно-разгрузочные работы; оказание услуг по размещению и нахождению транспортных средств в зоне таможенного контроля. деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта; транспортно-экспедиционная деятельность; кросс-докинг
Транспортно-логистический центр «Минск-Белтаможсервис» реализация индивидуальных логистических решений по перевозке, декларированию, складированию, обработке товаров, доставке груза до получателя; услуги таможенного представителя: предварительное информирование таможенных органов

Окончание табл. 4.10

1 2
(РУП «Белтаможсервис») Республики Беларусь, предварительное информирование таможенных органов стран Европейского Союза (ЕС) о предстоящей перевозке в отношении экспортируемых грузов; декларирование товаров; консультирование по вопросам организации перевозок грузов и осуществления ВЭД; разработка рациональной логистической цепи движения товаров; оказание информационных услуг, связанных с комплексным логистическим обслуживанием; организация процесса перевозки груза; составление перевозочных, коммерческих и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза; услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркирование, пакетирование, сортировка груза; кросс-докинг; кратковременное и долгосрочное хранение; консолидация/деконсолидация партий товаров; обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов; организация таможенного сопровождения; страховые услуги
Торгово-логистический центр РУП «Минск Кристалл» транспортная и складская логистика; оптимизация логистического обслуживания клиентов предприятия
Транспортно-логистический центр СООО погрузочно-разгрузочные работы; грузоперевозки и транспортная логистика; комплексные транспортно-логистические услуги; прием, обработка и хранение грузов любого предназначения
«БелВингесЛогистик» перевозка, хранение и доставка грузов; международные грузоперевозки; оказание логистических услуг

Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.


Таблица 4.11 – SNW-анализ стратегических позиций объекта исследования и его ближайших конкурентов

Организация

Наименование

стратегической позиции*

Качественная оценка позиций

S – сильная N – нейтральная W – слабая
1 2 3 4 5

Исследуемая

организация

Цена x    
Качество   x  
Срок поставки     x
Срок подготовки производства     x
Технологические возможности   x  
Взаимозаменяемость продукции x    

Конкурент А

Цена   x  
Качество   x  
Срок поставки   x  
Срок подготовки производства     x
Технологические возможности x    
Взаимозаменяемость продукции   x  

Конкурент Б

Цена     x
Качество x    
Срок поставки   x  
Срок подготовки производства   x  
Технологические возможности x    
Взаимозаменяемость продукции     x

Конкурент В

Цена   x  
Качество x    
Срок поставки   x  
Срок подготовки производства     x
Технологические возможности x    
Взаимозаменяемость продукции   x  

*Стратегические позиции должны быть одинаковыми для всех конкурирующих организаций.

Примечание: собственная разработка.


Структура вывода следующая:

1) констатация факта (изменение показателей – рост, снижение);

2) оценка изменения (благоприятное, положительное, отрицательное, негативное, заметное, сильное, слабое, незначительное);

3) что, какие факторы повлияли и как повлияли (перечислить факторы, указать на их положительное или негативное, незначительное, слабое или сильное, существенное влияние);

4) как устранить негативные явления или улучшить текущее состояние; указать направления поиска возможных резервов.

В конце по результатам проведенного анализа финансового состояния предприятия делается вывод, обобщающий все аналитические расчеты. Наличие вывода обязательно, поскольку он позволяет студенту-дипломнику выявить наиболее значимые тенденции, закономерности и, соответственно, выработать и предложить в дальнейшем резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Рассмотрим более подробно основные этапы анализа финансово-экономической деятельности предприятия (организации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.131.213 (0.062 с.)